Введение
Глава 1. Роль Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956г. в системе международного права
Глава 2. Правовое регулирование системы TIR
Глава 3. Общая характеристика договорных правоотношений в сфере автомобильных перевозок грузов
Заключение
Список использованных источников
Введение
В мировой экономике транспорту отведена особая роль, от его работы зависит эффективность, качество и развитие внешнеэкономических связей любой страны. Внешняя торговля самым тесным образом связана с транспортом. Транспорт осуществляет доставку товара от экспортера к импортеру. Его нормальное функционирование обеспечивает выполнение обязательств сторонами по купле-продаже, коммерческий эффект внешнеторговой сделки. Нарушение транспортного процесса ведет зачастую к материальным потерям экспортера и импортера, делает неконкурентоспособными перевозимые товары. Транспорт является для государства важным дополнительным источником валютных поступлений.
Транспорт - одна из важнейших составных частей материальной базы экономики, он играет исключительно важную роль в развитии экономики любого государства, так как, осуществляя перевозки грузов и пассажиров в соответствии с потребностями производства и обеспечивает тем самым нормальное функционирование и развитие всех его отраслей, регионов и предприятий.
Продажа транспортных услуг или их покупка на мировом рынке означает участие транспорта в операциях невидимого экспорта или импорта. В отличие от продукции других отраслей народного хозяйства продукция транспорта не имеет вещественной формы, но материальна по своему характеру, так как в процессе перемещения затрачиваются материальные средства. В последнее время в связи с развитием интеграционных процессов во всем мире, в связи с укреплением экономических и торговых отношений все большее значение приобретает и развитие международных перевозок и соответственно вопросы их правового регулирования. Таким образом, актуальность данной темы является очевидной.
Предмет исследования - система международных перевозок, а также законодательства в этой сфере.
Целью исследования является рассмотрение на основании доступного нормативного и теоретического материала особенностей перевозки грузов в международном частном праве. Изучение Роли Конвенции о договоре международной перевозки грузов.
Для достижения поставленной цели предлагается решить следующие задачи:
- изучить понятие и нормативно - правовые основы международных перевозок грузов;
- изучить виды международных перевозок грузов.
При рассмотрении применялись методы системного подхода, в частности в исследовании использован комплекс теоретических и эмпирических методов, включающий: теоретический анализ нормативных актов и литературных источников; сравнительный анализ.
Структура работы обусловлена целями и задачами исследования и включает введение, три главы, заключение и библиографию.
Глава 1. Роль Конвенции о договоре международной перевозки грузов (КДПГ) 1956 г. в системе международного права.
Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов заключена 19 мая 1956 г. в Женеве. Как понятно из названия данной конвенция относится к договорам в сфере международных грузоперевозок. В частности, она регулирует правовые отношения между перевозчиком, отправителем и получателем груза. Применение этой Конвенции к договорам перевозок обусловлено главным условием – место погрузки груза и место его доставки, указанные в договоре, находятся на территории двух разных стран, из которых, хотя бы одна должна быть участницей этой Конвенцией. Как видно, что применить эту Конвенцию можно не всегда.
При этом не имеет значение национальность сторон по договору перевозки, а также их место жительство. Также, если планируется, что груз будет пересекать границу, это не всегда значит, что можно будет применить положения этой Конвенции. Конвенция будет применять ели груз, оформленный по накладной в соответствии с договором перевозки, не покинул страну отправления, а был снят с экспорта или грузоотправитель потребовал его возврата до пересечения государственной границы. Конвенция не применяется, когда грузоотправитель и перевозчик - это одно и то же лицо (юридическое или физическое), поскольку в данном случае договор перевозки заключить невозможно. И наоборот, Конвенция применяется, когда перевозчик и грузополучатель - это одно и то же лицо и из договора перевозки следует, что оплатит услуги перевозчика и документально подтвердит данный факт грузоотправитель.
Возможность применения положений Конвенции при перевозках между пунктами отправления и назначения, находящимися на территории одной и той же страны, транзитом по территории другой страны определяется соответствующими соглашениями заинтересованных сторон. Такие соглашения могут признать юрисдикцию Конвенции или предусмотреть регулирование перевозки нормами национального права в пределах каждой страны, по территории которой осуществляется перевозка.
Глава 2. Правовое регулирование системы TIR
TIR – transport international routier – международные дорожные перевозки. Система МДП в настоящее время является одной из самых развитых универсальных транзитных систем, обеспечивающих международные перевозки грузов автомобильным транспортом.
Правовая основа этой системы - Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года (далее - Конвенция МДП), являющаяся межгосударственным договором, относящимся к области международного публичного права. Вместе с тем система имеет более широкий характер и представляет собой тесное переплетение аспектов международного публичного права, международного частного права и национального законодательства, которые взаимодействуют между собой и зачастую находятся в прямой зависимости друг от друга.
В рамках системы МДП функционируют:
- Административный комитет Конвенции МДП;
- Исполнительный совет МДП;
- Рабочая группа по таможенным вопросам, связанным с транспортом;
- Секретариат МДП;
- экспертные группы (ad-hoc) по специальным вопросам;
- Контактная группа МДП;
- Международный союз автомобильного транспорта;
- национальные гарантийные объединения;
- международные и национальные страховщики.
Каждая из упомянутых структур играет важную роль, отведенную ей Конвенцией МДП и другими документами, в обеспечении надлежащей работы системы. Такие органы, как Административный комитет Конвенции МДП, Исполнительный совет МДП, Секретариат МДП, созданы в соответствии с Конвенцией МДП и исключительно для ее целей. Международный союз автомобильного транспорта, национальные гарантийные объединения, международные и национальные страховщики по своему статусу имеют более широкие функции.
Глава 3. Общая характеристика договорных правоотношений в сфере международных автомобильных перевозок грузов.
Международная автомобильная перевозка грузов - это перевозка грузов автотранспортным средством на основе договора, при которой пункт отправления находится на территории одного государства, пункт назначения - на территории другого, а также перевозка транзитом.
Из смысла ст. 1 КДПГ договор дорожной перевозки грузов - это договор, при котором перевозка осуществляется за вознаграждение посредством автомобилей, когда указанные в договоре место принятия к перевозке груза и место, предусмотренное для сдачи груза, находятся на территории двух различных стран, из которых по крайней мере одна является участвующей в КДПГ.
Договор перевозки следует отграничивать от договора организации перевозок. КДПГ непосредственно к последнему не применяется, но в договоре может быть указано на применение КДПГ (договорное применение КДПГ).
Основными нормативными актами, регулирующими перевозку грузов, являются:
- КДПГ (дата вступления в силу для Республики Беларусь - 04.07.1993).
Исходя из положений ст. 41 КДПГ ее нормы носят императивный характер. Они не могут изменяться договором перевозки, за исключением некоторых особенностей.
Страны-участницы: Республика Беларусь, Австрия, Азербайджан, Албания, Армения, Бельгия, Болгария, Босния и Герцеговина, бывшая югославская Республика Македония, Венгрия, Германия, Греция, Грузия, Дания, Иордания, Иран (Исламская Республика), Ирландия, Испания, Италия, Казахстан, Кипр, Кыргызстан, Латвия, Ливан, Литва, Люксембург, Мальта, Марокко, Монголия, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Республика Молдова, Российская Федерация, Румыния, Сербия, Сирийская Арабская Республика, Словакия, Словения, Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Таджикистан, Тунис, Туркменистан, Турция, Узбекистан, Украина, Финляндия, Франция, Хорватия, Черногория, Чешская Республика, Швейцария, Швеция, Эстония.
Заключение
Подведем итоги проделанной работе в виде обобщающих тезисов.
Под международной перевозкой грузов понимается перевозка грузов между двумя и более государствами, выполняемая на условиях, которые установлены заключенными этими государствами международными соглашениями.
В настоящее время самым важным и главным источником, которые регулирует правовые отношения в этой сфере является Конвенция Организации Объединенных Наций «О договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ)», а также Таможенная конвенция о международной перевозке грузов с применением книжки МДП 1975 года.
Не менее важными являются и акты внутреннего законодательства, первоочередно, конечно, это Гражданский кодекс Республики Беларусь, а также Закон Республики Беларусь от 14.08.2007 N 278-З «Об автомобильном транспорте и автомобильных перевозках»; постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30.06.2008 N 970 «Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов»; Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее - Инструкция N 11).
Автомобильный транспорт имеет определенные преимущества перед другими видами транспорта при осуществлении внешнеторговых перевозок: маневренность, доставка грузов «от двери до двери»; срочность и регулярность доставки; доставка может быть организована по системе «just in time» (точно в срок); упаковка (требуется в меньших объемах или не требуется вовсе).
Перевозка грузов осуществляется на основании договора перевозки.
Основой правового регулирования международных автомобильных перевозок являются: двусторонние межправительственные соглашения о международном автомобильном сообщении; международные конвенции и соглашения; нормы внутреннего законодательства.
Автомобильный транспорт имеет огромное значение для белорусской экономики и населения страны. Автомобиль - самое массовое, доступное средство передвижения, несет огромную социальную нагрузку, являясь во многих регионах страны едва ли небезальтернативным средством перемещения. Высокая эксплуатационная и коммерческая маневренность, технологическая адаптивность к взаимодействию с другими видами транспорта, производственно-логистическими организациями дают автомобильному транспорту огромные возможности и преимущества.
Таким образом, международные автомобильные перевозки имеют большие и серьезные перспективы развития, обсуждаемые как на двустороннем уровне, так и на международной арене. Следовательно, внутреннее законодательство, его правильное понимание и применение играют важную роль в вопросах осуществления перевозок в международном автомобильном сообщении.
1. Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ, CMR) (Женева, 19 мая 1956 г.).
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 ноября 1992 г. № 721 «О присоединении Республики Беларусь к международным договорам, регламентирующим перевозку грузов в международном автомобильном сообщении» // Собрание постановлений Правительства Республики Беларусь. 1992. № 34. Ст. 613.
3. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2018
4. Инструкция о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR», утвержденная постановлением Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь от 20.02.2012 N 11 «Об утверждении Инструкции о порядке оформления международной товарно-транспортной накладной «CMR» и признании утратившими силу некоторых постановлений Министерства транспорта и коммуникаций Республики Беларусь» (далее - Инструкция N 11).
5. Об утверждении Правил автомобильных перевозок грузов: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2008г. №970 в ред. от 26.02.2016 №158 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2018
6. Авчинкин, Д.В. Международные перевозки. Правовые аспекты перемещения грузов и пассажиров / Д.В. Авчинкин. – Минск, 1999.
7. Ануфриева, Л.П. Международное частное право: учебник: в 3 т. / Л.П. Ануфриева. – М.: Изд-во БЕК, 2000. – Т. 2: Особенная часть. – С. 206–285.
8. Богуславский, М.М. Международное частное право: учебник / М.М. Богуславский. – М.: Юристъ, 2006. – С. 299–316.
9. Грязнов, В. Международно-правовое регулирование воздуш-ных перевозок / В. Грязнов // Закон. – 1997. – № 8.
10. Ерпылева, Н.Ю. Актуальные проблемы теории и практики международного транспортного права / Н.Ю. Ерпылева // Адвокат. – 2003. – № 3.
11. Жуков, Г.Л. Важное исследование проблем международного воздушного права / Г.Л. Жуков // Юрист-международник. – 2003. – № 3.
12. Звеков, В.П. Международное частное право: учебник / В.П. Звеков. – М., 2004. – С. 392–416.
13. Леанович, Е.Б. Международное частное право: учеб. пособие / Е.Б. Леанович. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – С. 206–220.
14. Лунц, Л.А. Курс международного частного права: в 3 т. / Л.А. Лунц. – М., 2002. – С. 536–615.
15. Международное частное право: учебник / отв. ред. Г.К. Дмитриева. – М.: Проспект, 2012. – С. 389–423.
16. Международное частное право: учебник / под ред. Н.И. Ма-рышевой. – М.: Инфра-М, 2004. – С. 312–336.
17. Савченко, М.И. Морские права Беларуси / М.И. Савченко. – Минск, 2003.
18. Тихиня, В.Г. Международное частное право: учебник / В.Г. Тихиня. – Минск: Книжный Дом, 2007. – С. 141–168.
19. Тихиня, В.Г. Международные перевозки грузов и пассажиров / В.Г. Тихиня. – Минск: Книжный Дом, 1998.