Введение
Глава 1. Понятие историко-культурного наследия
1.1 Объекты всемирного наследия Беларуси исходя из документов ЮНЕСКО
1.2 Критерии, предъявляемые к объектам всемирного наследия
Глава 2. Оценка историко-культурного наследия ЮНЕСКО в Республике Беларусь
2.1. Использование туристическими компаниями объектов Всемирного наследия
Глава 3 Разработка туристического маршрута с использованием историко-культурного наследия
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
Введение
Современный туристский рынок республики Беларусь требует нового подхода к организации экскурсионной деятельности как к одному из основных туристских продуктов. При составлении экскурсии, экскурсионный продукт, должен иметь свою оригинальность, учитывать потребительский спрос и дифференциацию обслуживания. Рождение новых маршрутов ведет к появлению новых экскурсионных объектов, разнообразию продукта. Для этого необходимо тщательно проработать методику подготовки и проведения экскурсии.
Цель курсовой: рассмотреть объекты Всемирного наследия Беларуси, предложить возможную организацию экскурсии с этими объектами.
Задачи:
1. изучение материала по данной теме (литература, источники Internet, СМИ);
2. рассмотрение основных понятий;
3. изучение историко-культурного наследия населенных пунктов.
Туризм, в настоящее время является многогранным явлением, которое тесно связанно с экономикой, историей, географией, архитектурой, медициной, культурой, спортом и другими науками. Однако ни одна из этих наук не может полностью и исчерпывающе охарактеризовать его как объект собственных исследований и ни один из существующих социально-экономических институтов не в возможности самостоятельно решить комплекс его проблем.
Значительную роль в процессе развития туризма в Беларуси начинает отыгрывать факторы, связанные с богатым историческим наследием, красотой природы.
Туризм является эффективным средством для борьбы с возросшими психологическими нагрузками.
Экскурсия позволит расширить кругозор о стране как граждан Республики Беларусь, так и приезжих туристов, а также изучить Минск как культурную столицу нашей страны.
На данный момент вопрос развития туризма в Беларуси является актуальным.
1 Понятие историко-культурного наследия
1.1 Объекты всемирного наследия Беларуси исходя из документов ЮНЕСКО
В Республике Беларусь существует законодательство об охране историко-культурного наследия, которое начало формироваться в первой половине XX столетия. В целом законодательство нашей страны о Всемирном наследии формировалось в общем русле с государственно-правовой политикой СССР.
Эта правовая сфера сформировалась благодаря развитию учреждений и организаций, призванных изучать культуру и историю родного края. Первые шаги по исследованию древнебелорусской культуры были сделаны еще в дореволюционный период.
Общественность начала XX века организовала в некоторых губерниях общества защиты и сохранения памятников искусства и старины. После октябрьской революции изучение памятников культуры происходило в основном только в рамках кружков и общественных организаций. Основная задача, которая ставилась перед исследователями, ‒ выявление и учет монументальных памятников, предметов старины и искусства. На данном этапе и были заложены основы государственного учета объектов исторического наследия Беларуси [1].
Особенно целенаправленное изучение культурного наследия Беларуси начало проводиться после 1922 года, тогда и был образован Институт белорусской культуры, специальная комиссия которого возглавила краеведческое движение в нашей стране. Задачами этнографической комиссии Института являлись выявление и сбережение нематериальной (духовной) культуры, предметов народного творчества. Первым белорусским законом, касающимся вопросов охраны культурных ценностей, охраны и использования историко-культурного наследия, был Закон БССР «Об охране памятников культуры» от 26 декабря 1969 года.
2 Оценка историко-культурного наследия ЮНЕСКО в Республике Беларусь
2.1 Использование туристическими компаниями объектов Всемирного наследия
В совокупности природных и антропогенных объектов, которые представляют собой оздоровительные, культурные, познавательные и другие свойства, способны вызывать туристический интерес. Одним словом это называется туристические ресурсы ‒ национальное наследие государств-участников СНГ, что регламентировано в законодательном акте «Об основных принципах сотрудничества государств-участников СНГ в области туризма».
Всемирное наследие страны, которое вовлечено в туристические маршруты, выполняют воспитательные, культурные функции, а так же играют важную роль в экономике страны (создание новых рабочих мест, налоговые поступления в бюджет, развитие инфраструктуры). А так же туризм способствует сохранению и рациональному использованию культурного и природного наследия страны.
Беларусь с площадью в 207,6 км2, занимает выгодное внутриконтинентальное положение в Европе и располагает транзитными транспортными путями, которые связывают Россию с Западной Европой.
Развитие туризма, увеличение его доли в валовом внутреннем продукте, занятости населения, инвестициях, доходах бюджета остаются актуальными задачами современной экономики Беларуси. В 2013 году РБ с деловыми, туристскими и служебными целями посетили 6,2 млн. иностранных граждан. География въездного туризма Беларуси в первую очередь представлена европейскими странами: Россия (81 %), Польша (2,3 %), Литва (1,5 %), Украина (1,4 %), Германия (1,4 %).
3 Разработка туристического маршрута с использованием историко-культурного наследия
Исходя их проанализированной литературы, можно предложить экскурсионный маршрут.
Тип экскурсии ‒ историко-архитектурный. Вид ‒ автобусно-пешеходный. Экскурсия многодневная.
Экскурсия по маршруту «Наследие ЮНЕСКО» расскажет туристам о населенных пунктах, которые могут похвастаться не только богатым историческим прошлым, но и насыщенным настоящим. Бобруйск является одним из старейших городов в Беларуси. Маршрут является новым и может заинтересовать множество туристов [12].
К задачам можно отнести: информирование участников экскурсии об истории объектов населенных пунктов заданного маршрута, показ и рассказ об этих объектах.
К предварительной работе относится подготовка материалов на основе литературных источников.
Экскурсионный маршрут начинается в городе Минск.
Между всеми объектами экскурсии существует нить логической связи, переход от более значимых, к мене значимым памятникам, от более близких к более удаленным.
В подачи материала используются прием репортажа, рассказ об создании, истории объекта и событиях, связанных с ним. Соблюдается синхронность, рассказа и показа объектов, расположенных на разных улицах. Частично характеризуется внешний облик и стиль архитектуры храмов, используются выдержки из документов [13].
Заключение
Подводя итоги, можно констатировать, что объекты Всемирного наследия ЮНЕСКО привлекает публику и не оставляет равнодушным. Памятники – это та площадка, которая предлагает собственный способ познания окружающего мира.
Характеристика экскурсионной базы опирается главным образом на оценивание экологического, эстетического, историко-культурного, национального потенциала. Разнообразие перечисленных факторов непосредственно слаживают туристическую базу нашей страны.
Экологическое, эстетическое, историко-культурное и национальное состояние является одной из главных свойств экскурсионного потенциала.
Были изучены объекты Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО на территории Беларуси, критерии предъявляемые к объектам и предложен схематический план организации экскурсии.
Беларусь вошла в состав ЮНЕСКО в 1954 году и на протяжении многих лет поддерживает с этой международной организацией плодотворные, динамичные отношения. С помощью ЮНЕСКО в нашей стране реализуется множество интересных проектов в сфере образования, науки, информации, коммуникаций и, безусловно, культуры.
Можно сделать вывод о том, что наша страна имеет огромный потенциал в туристическом плане, однако следует немного больше приложить усилий для разработки маршрутов, туристической базы смотря на европейские. Белорусскому туризму не хватает информативности, распространенности, развитой инфраструктуры. Так как порой тяжело добраться до объекта осмотра исключая организованные туристические маршруты. Следует уделить внимание развитию общепита и гостиничного обслуживания в малых населенных пунктах с достопримечательностями.
Для успешного развития туризма в Беларуси необходимо сформировать имидж страны. В этом можно, убедится, глядя на опыт Турции, Чили, Финляндии, Ирландии, России и другими. Успешным стратегическим направлением маркетинга и Беларуси вполне может стать продвижение отечественного турпродукта.
1. Туризм и туристические ресурсы в Республике Беларусь. Статистический сборник. ‒ Минск: Национальный статистический комитет РБ, 2014 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by
2. Государственная программа развития туризма в Республике Беларусь на 2011‒2015 годы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://belarus.news-city.info/index.htm
3. Александрова, А.Ю. Международный туризм: учеб. пособие для вузов / А.Ю. Александрова. – М.: Аспект-Пресс, 2008
4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник для студентов вузов / М.Б. Биржаков. – 8-е изд., перераб. и доп., М.: Невский Фонд. – СПб.: ИД Герда, 2006.– 512 с
5. Изотова, М.А. Инновации в социокультурном бизнесе и туризме / М.А. Изотова. – М.: Сов. спорт, 2006. – 224 с
6. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: организация деятельности / Е.Н. Ильина. – М.: Финансы и статистика, 2000
7. Кабушкин, Н.И. Организация туризма / Н.И. Кабушкин. – Минск, 200
8. Маринин, М.М Туристские формальности и безопасность в туризме / М.М. Маринин. – М.: Финансы и статистика, 2002
9. Организация туризма: учеб. пособие / А.П. Дурович, Н.И. Кабушкин, Т.М.Сергеева [и др.]; под общ. ред. Н.И. Кабушкина BOOK. – Минск: Новое знание, 2006. ‒ 640 с
10. Сенин, В.С. Организация международного туризма / В.С. Сенин. – М.: Финансы и статистика, 2000
11. Туризм и гостиничное хозяйство: учеб. пособие. – 3-е изд, испр. и доп. ‒ Ростов-на-Дону: МарТ, 2007. – 352 с
12. Биржаков, М.Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – М-СПб: «Невский фонд», 2006
13. Введение в специальность: история сервиса [Текст]: учеб. пособие / Д.А. Аманжолова [и др.].BOOK. – М.:Альфа – М: ИНФРА-М, 2007. – 384 с