ВВЕДЕНИЕ
Политико-территориальное – одна из важнейших составляющих территориальной организации общества в целом, и именно от того, насколько такое устройство соответствует общей стратегии социально-экономического развития, и зависит успешность проведения реформ в обществе, государстве и становление уже нового общества. На основе политико-территориального устройства построена вся система органов государственной власти, органов местного управления и самоуправления, а также система рыночных институтов и общественных объединений. В пределах Республики Беларусь роль политико-территориального устройства (административно-территориального устройства) наиболее важна, т.к. нашему государству свойственны различного рода экономические, географические, демографические, природные и национальные условия.
Политико-территориальное устройство в современном обществе в целом представляет собой не просто перечень каких-либо географических названий территории, а весь сложный государственно-правовой механизм, который тесно взаимосвязан с государственной и общественной формой управления и является опорой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его органов.
На сегодняшний день политико-территориальное устройство Беларуси можно охарактеризовать качественно новым уровнем, т.к. такое устройство смогло деформироваться из административно-территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого Белорусского государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов, что связаны с политико-территориальным устройством Республики Беларусь.
Целью исследования является анализ политико-территориального устройства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие и формы политико-территориального устройства;
- рассмотреть признаки Республики Беларусь как унитарного государства;
- определить принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь;
- рассмотреть компетенцию государственных органов в области административно-территориального устройства Республики Беларусь;
- установить понятие и виды административно-территориальных единиц Республики Беларусь и охарактеризовать отдельные административно-территориальные единицы.
Объект исследования дипломной работы – это общественные отношения, складывающиеся в сфере политико-территориального устройства Республики Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие нормы законодательства Республики Беларусь, регламентирующие административно-территориальное устройство Республики Беларусь.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года, Закон Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З «Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь» (далее – Закон «Об административно-территориальном устройстве») и иные нормативные правовые акты.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: С. Н. Бабурина, А. В. Богомолова, Г. А. Василевич, В. Г. Вишнякова, С. П. Калинина, О. Е. Кутафина, Д. В. Мазарчук, Н. В. Марушина и др.
При написании курсовой работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, исторический, сравнительно-правовой, формально-логический и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачи исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Курсовая работа включает в себя 34 страницы, 40 источников, 2 таблицы, 4 приложения.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА И ЕГО ФОРМЫ
Государство ¬– основной институт власти в политической системе конкретного общества, совокупность учреждений и организаций, обладающих верховной властью на определенной территории [1, c. 25].
Основной порядок организации жизни государства, его территории закреплен в его конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные конституции. Конституция считается признаком государственности [2, c. 74].
Каждое государство имеет свою территорию, на которой проживают его граждане. Территория является самым точным критерием, который указывает, насколько простирается власть того или иного государства. Как правило, государство делится на административно-территориальные единицы. При этом власть организуется по административно-территориальному принципу: в системе государственных органов выделяются центральные и местные органы [3, с. 20].
Государство возникает и существует только тогда, когда есть территория. Чем большим по территории является государством, тем более сложным является политико-территориальное устройство такого государства [4, с. 61].
История существования государства свидетельствует о том, что во всех века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой) [5, с. 187].
В. С. Нерсесянц под формой государственного устройства понимает способ территориальной (и национально-территориальной) организации распределения государственной власти и взаимоотношений между соответствующими субъектами государственной власти [6, с. 250].
В. Н. Дмитрук форму государственного устройства определил как территориальную организацию государственной власти, территориальное устройство, взаимоотношения между государством и составляющими его частями, между отдельными частями государства, между центральными и местными органами власти [7, с. 19].
А. Ф. Вишневский подобным образом также определяет форму государственного устройства. Он отмечает, что форма государственного устройства есть не только национально-территориальное устройство, но и административно-территориальное, характер взаимосвязи отдельных частей государства друг с другом, из которых и состоит государство [8, с. 96].
ГЛАВА 2 ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ КАК УНИТАРНОГО ГОСУДАРСТВА
Унитарное государство – простая форма государственного устройства. Республика Беларусь по форме государственно-территориального устройства является именно унитарным государством. Ст. 1 Конституции Республики Беларусь определено, что Республика Беларусь – это унитарное демократическое социальное правовое государство [13].
Унитарное государство – это единое суверенное государство, на всей территории которого действует единая конституция, единые органы власти (законодательной, исполнительной и судебной) и единое законодательство [6, с. 251].
А. Е. Иринин унитарное государство определил как простое единое государственное образование, состоящее, как правило из юридически равных административно-территориальных единиц, подчиненных центральным органам власти и не обладающих признаками государственного суверенитета, в которых большинство населения обладает унитарным правосознанием [21].
Существует ряд признаков, которые характеризуют унитарное государство с различных аспектов.
Унитарное государство предполагает единые, общие для всей страны представительные, исполнительные и судебные органы, которые осуществляют верховное руководство соответствующими местными органами [22, с. 118]. Унитарное государство имеет административно-территориальное деление.
Административно-территориальные единицы не имеют своих самостоятельных воинских формирований, законодательных органов и других атрибутов государственности.
Отмечу, что в унитарном государстве существует единая система высших органов власти и управления, одна Конституция и единая система законодательства, единая денежная система, общая налоговая и кредитная политика, одно гражданство и единые вооруженные силы [8, с. 101]. В нем выделяют общие культурные и общественные ценности, а также наличие единого государственного языка общения.
Символами государственного суверенитета Республики Беларусь является Государственный флаг, государственный герб и Государственный гимн.
Государственные языки – белорусский и русский, денежная единица – белорусский рубль.
Территория Республики Беларусь едина и неотчуждаема. Человек, его права, свободы, а также гарантии их реализации есть высшая ценность и цель общества и государства. Именно государство ответственно непосредственно перед гражданином за должное создание условий для свободного и достойного развития его как личности. Гражданин же ответственен перед государством за его неукоснительное исполнение обязанностей, что возложены на него Конституцией.
ГЛАВА 3 АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОЕ УСТРОЙСТВО РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Основные принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь
В современных условиях административно-территориальное деление выполняет ряд очень важных функций, основные из которых состоят в следующем:
- обеспечение контроля центральных властей над местами, что предполагает сбор и передачу информации «снизу вверх» и приказов центра «сверху вниз», доступность мест, противодействие консолидации сепаратистских сил, относительную легкость мобилизации ресурсов в случае военных действий и других чрезвычайных ситуаций и т.п.;
- обеспечение сбора налогов;
- размещение органов власти и государственного управления, соответствующего наилучшему выполнению двух первых функций;
- обеспечение государственного регулирования разных сфер жизни общества;
- стимулирование освоения новых районов;
- территориальная организация публичных услуг и различных служб (почтовой, пожарной, санитарной, ветеринарной, органов правопорядка и др.);
- формирование основы демократического местного самоуправления;
- организация деятельности местного хозяйства;
обеспечение представительства мест в центральных законодательных и представительных органах и др. [24, с. 365].
Принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь установлены Законом «Об административно-территориальном устройстве». Среди них:
- единства и неотчуждаемости территории Республики Беларусь как естественного условия существования и пространственного предела самоопределения народа, основы его благосостояния и суверенитета Республики Беларусь;
- сочетания общегосударственных интересов и интересов граждан;
- сочетания единой государственной власти Республики Беларусь с местным самоуправлением;
- равномерности, сбалансированности и комплексности развития административно-территориальных единиц
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Таким образом, политико-территориальное устройство определяется в целом формой государственно-территориального устройства, которая представляет собой внутреннее строение конкретного государства, административно-территориальная организация его государственной власти, которая определяет характер взаимоотношений между всеми составными частями государства, а также между центральными и местными органами власти.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарное государство (простая форма государственного устройства) и федерация (сложная форма государственного устройства). К разновидностям формы государственного устройства относится и конфедерация. Республика Беларусь является унитарным государством.
К разновидностям формы государственного устройства относится и конфедерация. Республика Беларусь является унитарным государством.
Политико-территориальное устройство Республики Беларусь – это деление территории белорусского государства на административно-территориальные единицы в зависимости от определенных критериев с целью эффективной организации управления на конкретной территории.
В Законе «Об административно-территориальном устройстве» перечислены принципы такого административно-территориального устройства.
Современное состояние административно-территориального устройства Республики Беларусь характеризуется сформированным деление территории Беларуси на административно-территориальные единицы. На сегодняшний день территория Республики Беларусь включает всего около 1650 административно-территориальных единиц.
Административно-территориальная единица – это часть территории Беларуси, в границах которой действует местный Совет депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
В Республике Беларусь существуют следующие виды административно-территориальных единиц: области, районы, города, поселки городского типа, сельсоветы). Административно-территориальные единицы можно разделить на открытые и закрытые.
Все административно-территориальные единицы имеют свои особенности. Каждая область имеет свой областной центр (город). В рамках областей есть города, районы, поселки городского типа, сельсоветы.
Города подразделяются на города областного подчинения, города районного подчинения и г. Минск – столица Республики Беларусь.
Государственные органы Республики Беларусь наделены широкой компетенцией в области решения вопросов об административно-территориальном устройстве. Наиболее важными полномочиями в рамках данного вопроса наделен Президент Республики Беларусь. Также важно мнение граждан при установлении, изменении границ административно-территориальных единиц.
Целесообразно сократить количество звеньев в территориальной организации государства и отказаться от сложной трехуровневой административной системы, в которой на первичном и базовом территориальных уровнях в границах населенных пунктов, относящихся к разной категории и имеющих существенные отличия в правовом статусе, параллельно действуют как органы местного управления, так и органы местного самоуправления.
1. Карасев, В. И. Феномен политического лидерства / В. И. Карасев. – Воронеж : МОДЭК, 2000. – 176 с.
2. Халитов, В. Ф. Политический словарь / В. Ф. Халитов. – М. : Высшая школа, 2009. – 49 с.
3. Мазарчук, Д. В. Общая теория государства и права : ответы на экзаменационные вопросы / Д. В. Мазарчук, Н. А. Глыбовская. – 3-е изд., перераб. и доп. – Минск : ТетраСистемс, 2011. – 144 с.
4. Василевич, Г. А. Конституционное право Республики Беларусь : учебник / Г. А. Василевич. – Минск : Вышэйшая школа, 2016. – 399 с.
5. Теория государства и права : учебник для вузов / В. М. Корельский [и др.] ; под ред. В. Д. Перевалова. – 2-е изд., изм. и доп. – М. : Издательство НОРМА, 2002. – 616 с.
6. Нерсесянц, В. С. Общая теория права и государства / В. С. Нерсесянц. – М. : НОРМА-ИНФРА-М, 2012. – 560 с.
7. Дмитрук, В. Н. Теория государства и права : учебное пособие / В. Н. Дмитрук. – Минск : Амалфея, 1999. – 224 с.
8. Общая теория государства и права : учебник / А. Ф. Вишневский [и др.] ; под общ. ред. В. А. Кучинского. – М. : Изд-во деловой и учебной литературы, 2006. – 656 с.
9. Матузов, Н. И. Теория государства и права : учебник / Н. И. Матузов, А. В.Малько. – М. : Юристъ, 2004. - 245 с.
10. Иванов, А. А. Теория государства и права / А. А. Иванов, В. П. Иванов. – М. : Норма, 2007. – 303 с.
11. Общая теория государства и права : учебное пособие / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. А. Г. Тиковенко. – Минск : Книжный Дом, 2006. – 320 с.
12. Конституция Российской Федерации. – М. : Юрид. лит, 2014. – 64 с.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
14. Избирательный кодекс Республики Беларусь : Кодекс Респ. Беларусь, 11 февр. 2000 г., № 370-3 : Принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г. : Одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г. : В ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г., № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 154-З : В ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2012 г., № 346-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. Бабурин, С. Н. Территория государства. Правовые и геополитические проблемы / С. Н. Бабурин. – М., 1997.
17. Ржевский, В. А. Территориальная организация Советского государства / В. А. Ржевский. – Саратов, 1966. – 98 с.
18. Кутафин, О. Е. Муниципальное право России / О. Е. Кутафин, В. И. Фадеев. – М. : Юристъ, 2004. – 559 с.
19. Марушин, Н. В. О некоторых вопросах соотношения административно-территориального и муниципально-территориального устройства субъекта Федерации / Н. В. Марушин // Современные проблемы науки и образования. – 2013. – № 3.
20. Богомолов, А. В. Административно-территориальное устройство и территориальная организация местного самоуправления : к вопросу о соотношении понятий / А. В. Богомолов // Власть и управление на востоке России. – 2007. – № 1. – С. 9–17.
21. Иринин, А. Е. Унитарная форма государственного устройства : понятие и основные признаки / А. Е. Иринин // Закон и право. – 2007. – № 5. С. 69–70.
22. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права : Учебное пособ.для вузов / Под ред. В.Г. Стрекозова. - 2-е изд.,доп.,испр.. - М. : Дабахов,Ткачев,Димов, 1996. - 378с.
23. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учеб пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
24. Жагоров, С. В. Административно-территориальное устройство Беларуси : история и современность / С. В. Жагоров // Актуальные проблемы развития экономики и образования : материалы III международной научно-практической конференции, Душанбе, 19–20 июня 2015 г. / Министерство образования и науки Республики Таджикистан, Союз «Таджикматлубот», Таджикский государственный университет коммерции, НОУ ВПО Центросоюза РФ, Сибирский университет потребительской кооперации, Белгородский университет кооперации, экономики и права, Белорусский торгово-экономический университет потребительской кооперации [и др.]. – Душанбе, 2015. – С. 363–365. – Библиография : 1 назв.
25. Калинин, С. П. Административно-территориальное устройство субъекта Российской Федерации / С. П. Калинин [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://vasilievaa.narod.ru/ru/stat_rab/book/ATY_SybRF/ATY_SybRF1.2.htm. – Дата доступа: 11.04.2018.
26. Павловский, Р. С. Административно-территориальное устройство СССР / Р. С. Павловский, М. А. Шафир. – М. : Юрид. лит., 1961. – 127 с.
27. Шафир, М. А. Административно-территориальное устройство Советского государства (Конституционные основы) / М. А. Шафир. – М. : Наука, 1983. – 175 с.
28. Лужин, А. В. Административно-территориальное устройство Советского государства / А. В. Лужин. – М. : Юрид. лит., 1969. – 172 с.
29. Липатов, А. А. История Советской Конституции (в документах) 1917-1956 гг. / А. А. Липатов. – М. : Юрид. лит., 1957. – 1046 с.
30. Канстытуція (Асноўны Закон) Беларускае Сацыялістычнае Савецкае Рэспублікі. – Менск : Выд. Кіраўніцтва Спраў СНК і Эканамічнае Нарады БССР, 1927. – 56 с.
31. История административно-территориального деления Беларуси [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.yaklass.by/p/geografiya/10-klass/geograficheskoe-polozhenie-i-issledovaniia-belarusi-3104/formirovanie-territorii-belarusi-administrativno-territorialnoe-delenie-3120/re-1709f0b3-72fa-4383-be1b-96e1fb1e5c68. – Дата доступа: 11.04.2018.
32. Елизаров, С. А. Административно-территориальное устройство БССР в период послевоенного возрождения (1944-1953 гг.) / С. А. Елизаров // Вестник ГГТУ им. П. О. Сухого. – 2001. – № 1. – С. 88–92.
33. Конституция (Основной Закон) Белорусской Советской Социалистической Республики : принята на внеочеред. девятой сес. Верхов. Совета БССР девятого созыва 14 апр. 1978 г. – Минск : Беларусь, 1978. – 63 с.
34. Об административно-территориальном делении и порядке решения вопросов административно-территориального устройства Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 5 мая 1998 г., № 154-З : В ред. Закона Респ. Беларусь от 07.01.2012 г., № 346-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
35. О мерах по реализации Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам административно-территориального устройства Республики Беларусь» : Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 6 июл. 2012 г., № 623 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
36. Справка о результатах рассмотрения мнений граждан по вопросу административно-территориального устройства города Новополцка [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.novaya.by/2016/07/07/spravka-o-rezultatax-rassmotreniya-mnenij-grazhdan-po-voprosu-administrativno-territorialnogo-ustrojstva-goroda-novopolocka/. – Дата доступа: 11.04.2018.
37. Сидоренко, О. В. Конституционное право : электронный учебно-методический комплекс / О. В. Сидоренко [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://media.miu.by/files/store/umk/eumk_konstitucionnoe_pravo_2015.pdf. – Дата доступа: 11.04.2018.
38. О статусе столицы Республики Беларусь – города Минска : Закон Респ. Беларусь, 12 июл. 2000 г., № 410-З : В ред. Закона Респ. Беларусь от 26.05.2012 г., № 384-З // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
39. Об утверждении Устава города Минска : Решение Минского городского Совета депутатов, 26 июн. 2001 г., № 193 : В ред. Решения Минского городского Совета депутатов от 18.06.2008 г., № 133 // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
40. Численность населения на 1 января 2017 года по областям Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/ssrd-mvf_2/natsionalnaya-stranitsa-svodnyh-dannyh/naselenie_6/chislennost-naseleniya1_yan_poobl/. – Дата доступа: 11.04.2018.