Введение
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения самооценки личности в психологии
1.1 Самооценка личности как предмет психологических исследований
1.2 Особенности подросткового возраста как периода формирования самооценки
Глава 2. Исследование самооценки подростков, и ее связи с уровнем школьной успеваемости
2.1 Уровень самооценки подростков учащихся Гимназии №1 г. Минска
2.2 Коррекционная работа по повышению уровня самооценки учащихся
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Методика исследования самооценки Дембо-Рубтнштейн
Приложение Б Сводная таблица результатов исследования
Введение
Одна из приоритетных целей современного образования – это развитие полноценной, всесторонне развитой личности. Для этого необходимо направить все усилия на создание благоприятной среды для воспитания подрастающего поколения. В процессе становления личности огромное влияние имеет такая психологическая характеристика, как самооценка. Самооценка человека во многом определяет его жизненную позицию, положение в обществе, социальные потребности и качество его жизни.
Так как подростки большую часть времени проводят в стенах образовательных учреждений, то педагогам и психологам стоит уделить пристальное внимание такой категории, как самооценка. Развить ее до определенного уровня, который даст возможность личности самореализоваться в обществе, и чувствовать себя полноценным человеком.
Подростковый возраст является важным и сложным периодом в жизни человека, когда происходит становление личности. Все ее компоненты преобразуются в новые или переходят на новый уровень. В этот период формируется система ценностей, взглядов, целей и приоритетов. Процесс становления личности сопровождается активным поиском ответов на поставленные вопросы, совершением ошибок, достижением успехов. Так, в подростковом возрасте ребенок ищет себя и свое место в социуме. Важно помочь ему, оказать поддержку.
С научной точки зрения сложность изучения подросткового периода заключается в неоднозначности терминологии, невозможности точного определения хронологического периода подросткового возраста, поисках причин возникновения проблем и их решения. Поэтому, несмотря на большое количество исследовательских работ в данной области, поиски верных ответов продолжаются.
В современной научной литературе имеется большое количество работ, посвященных изучению феномена самооценки, в том числе и в подростковом возрасте. Исследователи рассматривают такие вопросы как формирование и развитие самооценки, возможности и методы ее диагностики и коррекции, ее влияние на сферы жизни человека. Однако изучение самооценки в настоящее время остается актуальными, это связано с постоянным возникновением новой информации, новых явлений и проблем в обществе. Особенно данное утверждение актуально для детей подросткового возраста, которые как никто поддаются влиянию всего нового, как позитивного, так и негативного.
Исследование феномена самооценки и различные его аспектов занимались отечественные и зарубежные психологи, педагоги и методисты, такие как, Р. Бернс, В. В. Давыдов, К. Роджерс, Л. И. Божович, Л. С. Выготский,
Глава 1. Теоретико-методологические основы изучения самооценки личности в психологии
1.1 Самооценка личности как предмет психологических исследований
Термин «самооценка», несмотря на его не многозначность, имеет много определений. Самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества. Таким образом, самооценка связана с одной из центральных потребностей личности в самоутверждении.
Отношение к собственной личности складывается на основе мнения окружающих и формируется под влиянием социума. Определяющее значение в этом плане играет форма общественной активности личности: поведения, общения, переживания, форм определенной деятельности.
Теоретическим основанием для разработки проблемы развития самооценки могут служить работы отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркиной, О.А. Белобрыкиной, Р. Бернса, Т. Шибутани, У. Джемса. Наличие различных подходов исследователей определило большое количество определений понятия «самооценка».
О.А. Белобрыкина считает, что «самооценка – это оценка человеком самого себя, своих достоинств и недостатков, личных возможностей и качеств, собственного положения среди других людей» [4, с. 18]. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. С помощью самооценки происходит регуляция поведения личности.
В толковом словаре русского языка самооценка определяется как «суждение человека о наличии, отсутствии или слабости определенных собственных качеств или свойств, в сравнении их с определенным идеалом, эталоном» [12, с. 154].
Некоторые исследователи определяют самооценку как ценность, которую личность приписывает сама себе и собственным качествам. Определяющим критерием в данном случае выступает с одной стороны система личностных ценностей и критериев оценки самого человека, с другой – оценка личности окружающими [9].
Глава 2. Исследование самооценки подростков, и ее связи с уровнем школьной успеваемости
2.1 Уровень самооценки подростков учащихся Гимназии №1 г. Минска
Исследование проводилось на базе Гимназии №1 г. Минска. В ходе работы была выдвинута гипотеза о том, что исследование способствует выявлению уровня самооценки старших школьников и позволяет разработать коррекционную программу с целью повышения самооценки у учащихся с низкой самооценкой.
Была определена следующая цель исследования: изучить уровни самооценки подростков и определить степень зависимости уровня самооценки от успешности учебной деятельности.
В соответствии с целью были определены следующие задачи:
- изучение успеваемости подростков, с целью разделения их на две группы испытуемых в зависимости от уровня успеваемости;
- проведение исследования на основе методики Дембо-Рубинштейн (Приложение А);
- выявление подростков, имеющих проблемы с самооценкой;
- разработка коррекционной программы, направленной на улучшение самооценки у учащихся с низким ее уровнем.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте от 12 до 14 лет, в количестве 40 человек. Для более дифференцированного сравнительного анализа выборка была поделена на две группы по 20 человек. В первую группу вошли учащиеся, имеющие хорошую успеваемость, то есть оценки не ниже 7 баллов. Во вторую группу вошли школьники с низкой успеваемостью, оценки ниже 6 баллов.
Описание методики.
Методика Дембо-Рубинштейн была разработана Т.В. Дембо в 1962 г. и дополнена С.Я. Рубинштейн в 1970 г. Изначально методика разрабатывалась с целью определения уровня счастливости человека. С.Я. Рубинштейн модифицировала и расширила методику, придав ее несколько другое направление. Так С.Я. Рубинштейн предложила при помощи данной методики изучать уровни самооценки.
Методика проводится в форме свободной беседы. Данная методика может применяться, как в отношении здоровых подростков, так и на людях, имеющих психологические отклонения. В ходе исследования не проявлялось негативного отношения со стороны испытуемых. Результаты исследования приведены в сводной таблице (Приложение Б).
Заключение
Проблемой самооценки занимается много отечественных и зарубежных исследователей: Б.Г. Ананьева, Л.С. Выготского, Л.И. Божовича, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, И.И. Чесноковой, В.В. Столина, А.Г. Спиркиной, О.А. Белобрыкиной, Р. Бернса, Т. Шибутани, У. Джемса. Наличие различных подходов исследователей определило большое количество определений понятия «самооценка».
В целом самооценка понимается, как оценка человеком собственной личности, своих достоинств и недостатков, а также определение собственного места в обществе. Это наиболее существенная и наиболее изучаемая в психологии сторона самосознания личности. Самооценка является регулятором поведения личности и определяет цели и стремления человека в самореализации и самоутверждении себя как члена общества.
Исследователи выделяют два компонента в структуре самооценки: когнитивный и эмоциональный. Стоит отметить, что оба компонента находятся в тесной непрерывной взаимосвязи. Когнитивный компонент представляет собой систему личностных убеждений о самом себе, которые характеризуются субъективностью и могут быть, как обоснованными, так и нет. Эмоциональный компонент самооценки представляет собой эмоциональное отношение личности к комплексу суждений о себе, то есть к когнитивному компоненту.
Подростковый возраст характеризуется рядом особенностей. Исследователи придерживаются единой точки зрения в характеристике особенностей самооценки подросткового периода. Они отмечают такие качества как неустойчивость, гибкость, подверженность внешним влияниям, многокомпонентность. С развитием личности подростка увеличиваются объем и адекватность оцениваемых признаков, расширяется круг используемых категорий и понятий, снижается категоричность суждений и развивается их гибкость. На протяжении всего подросткового возраста самооценка преобразуется и развивается в сторону переориентации с учебной деятельности на межличностное отношение со сверстниками и собственные физические и психологические характеристики.
С возрастом увеличивается самокритичность и самооценка становится о адекватной. Подросток в состоянии оценить свои, как полодительные, так и отрицательные стороны личности. Большее внимание уделяется не физическим, а нравственным качествам: доброте, воле. Все меньшее влияние на самооценку оказывает мнение окружающих. Повышается в этом плане, значение круга общения сверстников. Оценка взрослых уходит на второй план. Таким образом, самооценка непосредственно влияет на успешность деятельности, в том числе и учебной, и социально-психологический статус в коллективе.
1. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студентов вузов / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, Раритет, 2010. – 316 с.
2. Акимова, М.К. Психологическая диагностика: Учебное пособие. / М. К. Акимова. – СПб.: Питер, 2005. – 304 с.
3. Акутина, С. П. Воспитание нравственных ценностей у старшеклассников как направление деятельности классного руководителя в условиях целостного воспитательного процесса : автореф. дис. . канд. пед. наук / С. П. Акутина. – Н. Новгород, 2013. – 18 с.
4. Белобрыкина, О.А. Влияние социального окружения на развитие самооценки старших дошкольников / О.А. Белобрыкина. – М.: Медицина, 2010. – 125 с.
5. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Высшая школа психологии, 2011. – 163 с.
6. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте / Л.И. Божович. – М: Просвещение, 1968 – 464 с.
7. Выготский, Л.С. Детская психология / Л.С. Выготский. – М: Педагогика, 1984 – 432 с.
8. Гамезо, М.В. Возрастная и педагогическая психология: учеб. пособие для студентов всех специальностей педагогических вузов / М.В. Гамезо. – М.: Педагогическое общество России, 2003. – 512 с.
9. Глоссарий психологических терминов. Под ред. Н. Губина / [Элек
тронный ресурс] // Сайт национальной энциклопедической службы России. Режим доступа: http://vocabulary.ru/dictionary/ : 12.04.2018.
10. Джемс, У. Прагматизм: новое название для некоторых старых методов мышления: Популярные лекции по философии. Пер. с англ. – Изд. 3-е. – М.: ЛКИ, 2011. – 240 с.
11. Емельянова, О.Ю. Психология самооценки / О.Ю. Емельянова. – М.: Аорта, 2008. – 42 с.
12. Ефремова, Т.Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный / Т.Ф. Ефремова. – М.: Русский язык, 2000. – 312 с.
13. Леонтьев, А.Н.. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. М.,1975. – 304 с.
14. Липкина, А.И. Самооценка школьника / А.И. Липкина. – М., 1976. –345 с.
15. Мамедова, Ж.С. Ценностные ориентации личности в контексте временной перспективы. / Ж.С. Мамедова // Педагогика. – 2008. – №6. – С. 121-132 .
16. Мечинская, М. Психологические проблемы неуспеваемости школьников / М. Мечинская. – М .: Педагогика , 1971. – 272 с.
17. Можгинский, Ю.Б. Агрессивность детей и подростков / Ю.Б. Можгинский. – М.: Когито, 2008. – 181 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учебник для студ. вузов / В.С. Мухина. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 456 с.
19. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии: 2-е изд / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 2002. – 166 с.
20. Сапогова, Е.Е Психология развития человека: учебное пособие / Е.Е. Сапогова. – М., 2005. – 123 с.
21. Смирнов, С.А. Педагогика. Педагогические теории, системы технологии / С.А. Смирнов. – М.: Академия, 2010. – 512 с.
22. Чеснокова, И.И. Самосознание личности / Теоретические проблемы психологии личности. – М.: Наука, 1974. – 260 с.
23. Шепеленко, Д.А. Эстетическое развитие школьника в личностно-ориентированном образовательном пространстве: автореф. дис. …канд. пед. наук / Д.А. Шепеленко. – Ростов н/Д, 2011. – 25 с.
24. Шибутани, Т. Я концепция и чувство собственного достоинства / Самосознание и защитные механизмы личности / Т. Шибутани. – Самар: Изд. Дом «Бахрах», 2003. – 134 с.
25. Эльконин, Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин. – М.: Академия, 2009. – 384 с.
26. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система: монография / М.С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2010. – 98 с.