ВВЕДЕНИЕ
Участие граждан в государственных делах является формой выражения воли народа.
Одной из форм выражения воли народа является референдум. Институт в нашем законодательстве появился в начале 20-го века и не является новым для нашего государства.
Положение о референдуме в СССР существовало с 1936 года. Конституция СССР в 1977 году и Конституция БССР в 1978 году позволили провести референдум, хотя на практике он не проводился в течение длительного времени. Поэтому в настоящее время практическое применение законодательства о референдуме является острой проблемой, требующей особого рассмотрения. В 1996 году на территории суверенной Республики Беларусь был проведен референдум. Конечно, зарубежный опыт проведения референдумов был применен в Республике Беларусь.
Конечно, период становления демократического общества в Республике Беларусь, развитие законодательной базы для проведения референдума является значительным шагом вперед. Референдум относится к прямой демократии. В отличие от выборов, объект референдума не является кандидатом или списком кандидатов на определенную должность, целью которого является конкретный вопрос, поставленный на голосование.
Статья 3 Конституции Республики Беларусь предусматривает, что единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь являются люди. Референдум предусматривает практическое осуществление этого положения. Важность этого учреждения также подтверждается тем фактом, что он выделяется как самостоятельная статья Конституции.
В современном государстве растет значение законодательной власти и, соответственно, Национального собрания Республики Беларусь. На сегодняшний день Парламент Республики Беларусь все больше зависит от благосостояния государства, защиты прав и свобод своих граждан, поскольку одной из основных задач является реализация законов, принятых Национальным собранием Республики Беларусь.
В парламенте народное представительство осуществляется путем выборов депутатов Палаты представителей Республики Беларусь.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что участие народа в государственных делах – важнейшее их право, которое они могут осуществлять посредством различных действий, а также посредством отдельных лиц. Рассмотрение данной возможности – необходимость в современных реалиях.
Объект работы – общественные отношения, связанные с правом граждан на участие в управлении государственными делами.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с правом граждан на участие в управлении государственными делами.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с правом граждан на участие в управлении государственными делами.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- рассмотреть управление делами государства через своих представителей;
- проанализировать участие в референдуме;
- определить участие в отправлении правосудия.
К методам, используемым в работе, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 УПРАВЛЕНИЕ ДЕЛАМИ ГОСУДАРСТВА ЧЕРЕЗ СВОИХ ПРЕДСТАВИТЕЛЕЙ
Вопросы компетенции Парламента тесно связаны с его местом в системе государственной власти и ее правовым статусом. В качестве центрального правительственного органа правительство наделено довольно широким спектром полномочий. Все они имеют определенную сферу действия, конкретное направление.
Таким образом, полномочия Палаты представителей включают законодательные полномочия.
А именно:
рассмотрение предложения Президента или по инициативе не менее 150 000 граждан Республики Беларусь, имеющих право голоса, проектов законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию и толкование Конституции;
рассмотрение проектов законов (в частности, об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь, об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод и обязанностей граждан, об утверждении республиканский бюджет и отчет о его осуществлении, о браке, семье, культуре и здоровье, о местном самоуправлении, о толковании законов и т. д.;
назначение президентских выборов;
дача согласие Президенту на назначение на пост премьер-министра;
заслушивание доклада главы Совета министров о программе правительства. Отклонение или одобрение такой программы;
рассмотрение вопроса о доверии к Совету министров;
выражение вотума недоверия Совету министров;
принятие отставки Президента;
предъявление обвинения президенту в совершении государственной измены;
упразднение распоряжений Председателя Палаты представителей;
другие вопросы [2, ст. 97].
В соответствии с Законом № 370-З полномочия Палаты представителей, перечисленные выше, являются наиболее конкретными. Так, например, полномочия Палаты представителей дать согласие на назначение премьер-министра осуществляются не позднее, чем через 2 недели с даты подачи такого предложения в Палату представителей. Однако, как правило, предоставление такого согласия на осуществление в ходе сессии Палаты представителей, если оно вводится в период между сессиями, созывается внеочередная сессия. На сессии проводится голосование по конкретному кандидату. Решение в этом случае считается принятым, если более половины депутатов проголосовали за него из полного состава Палаты представителей. Если Палата представителей дважды отказывается от назначения премьер-министра, тогда президент имеет право решать вопрос о роспуске Палаты представителей и назначать новые выборы [3, ст. 25].
ГЛАВА 2 УЧАСТИЕ В РЕФЕРЕНДУМЕ
XXI век является эпохой глобализации и глобальной демократизации. Как известно, слово «демократия» по-гречески означает «власть народа». В демократическом государстве люди могут осуществлять свою власть либо с помощью своих представителей, либо непосредственно путем проведения выборов, референдумов и других форм прямой демократии. В современной Беларуси нарушается равновесие сосуществования этих двух форм демократии, т. е. существует такой вид, когда на самом деле люди дали полную власть своим представителям, которые с геометрической прогрессией теряют доверие людей. Необходимо восстановить баланс: представление реальной возможности участия граждан в деятельности государства, жизни страны и прямом выражении демократии.
Поэтому вопрос проведения референдумов, в основном республиканских, становится все более актуальным, чем когда-либо. Однако в то же время возникает ряд проблем, требующих изучения и раннего разрешения.
Так называемый прародитель референдума в России, мы можем назвать такое древнерусское правовое учреждение «вече», посредством которого люди решали вопросы путем голосования, принимали решения большинства и поэтому представляли интересы большинства.
Однако, несмотря на то, что первый шаг к созданию института референдума в Беларуси был сделан так рано, с момента централизации государства и вплоть до начала двадцатого века, а именно, во время абсолютной монархии, учреждение референдума пережило себя и не получило надлежащего развития.
Между тем, в начале 15 века первый референдум состоялся в Швейцарии (кантон Берн), что было связано с финансовыми проблемами.
Первый всенародный референдум был также проведен в Швейцарии в 1848 году, когда было создано государство и была принята первая конституция. С тех пор Швейцария занимает первое место по числу референдумов и по праву считается родиной этого учреждения. [4]
Инициатива республиканского референдума проводится Президентом Республики Беларусь, палатами Национального собрания Республики Беларусь или же гражданами.
Инициатива Палаты представителей и Совета Республики за проведение республиканского референдума выражается в виде предложения, которое было принято на их отдельных заседаниях большинством голосов от общего числа членов каждой из палат и представлено на Президента Республики Беларусь на рассмотрение.
ГЛАВА 3 УЧАСТИЕ В ОТПРАВЛЕНИИ ПРАВОСУДИЯ
Народные заседатели являются временными, непрофессиональными судьями. Однако для реализации возложенных на них функций при отправлении правосудия им предоставляются права, и им назначаются обязанности судьи, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством.
Таким образом, компетенция народных заседателей и профессиональных судей в отправлении правосудия одинакова. Они совместно рассматривают все вопросы, в том числе связанные с виной и наказуемостью лица, и принимают решение простым большинством голосов.
В то же время следует иметь в виду, что народные заседатели получают права судьи только в том случае, если они участвуют в конкретном уголовном деле в течение определенного периода времени, что было указано в решении Конституционного суда Республика Беларусь от 17 апреля 2001 г. № R-114/2001 «О порядке формирования состава народных заседателей».
Равенство статуса народного заседателя и судьи при рассмотрении уголовных дел наглядно иллюстрирует положения статьи 354 Уголовно-процессуального кодекса, согласно которым ни один из судей не имеет права воздерживаться от голосования, все вопросы решаются большинством голосов. Председательствующий отдает свой голос последним.
Народные заседатели при отправлении правосудия пользуются всеми правами и несут обязанности судьи.
Поэтому, исходя из их высокого правового статуса, связанного с реализацией публичных правовых задач судебной системы, для обеспечения конституционных принципов справедливости, вопрос о правовой основе для формирования состава народных заседателей имеет решающее значение. В соответствии со ст. 133 Кодекса Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей народные заседатели могут быть гражданами Республики Беларусь, достигшими 25-летнего возраста, которые говорят на белорусском и русском языках.
Законодательство также содержит перечень ограничений, которые препятствуют возможности стать народным заседателем в суде.
Таким образом, народные заседатели не могут быть:
- лицом, в отношении которого существует приговор суда;
- лицо, признанное имеющим ограниченную дееспособность или недееспособным в порядке, установленном законом;
-лицо, зарегистрированное на учете в наркологических и психоневрологических диспансерах;
- депутаты Палаты представителей, члены Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь, высокопоставленные должностные лица республиканских государственных органов и других государственных органов, должности которых включены в кадровый реестр главы государства Республики Беларусь,
судьи, прокуроры, судебные работники, работники органов юстиции, финансовых расследований и государственной безопасности, нотариусы, юристы, а также лица, занимающие выборные должности в местных органах власти по вопросам управления и самоуправления;
- Священнослужители.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На основании вышесказанного можно сделать вывод, что существование множества видов референдумов позволяет осуществлять их на достаточно высоком уровне, а также выбирать разновидность в зависимости от принимаемого решения.
Однако, на мой взгляд, существование консультативного референдума не вполне оправдано ввиду того, что проведение референдума всегда является насущной необходимостью в решении какой-либо проблемы, когда мнение населения является необходимым и решающим. Таким образом, если требуется консультативный референдум, нужно подумать о необходимости его вообще, поскольку его характер уже указывает на то, что решение по этому вопросу не так важно для государства и общества и может быть учтено и проигнорировано, что, конечно же, неприемлемо с учетом затрат как денежных средств, так и трудовых ресурсов для такого важного события.
По этой причине я считаю, что необходимо исключить возможность проведения консультативного референдума и принимать решение о проведении референдума в любом случае, поскольку опрос проводится среди миллионов людей.
На мой взгляд, проведение референдума - еще одна возможность для населения выразить свое мнение по наиболее важному вопросу для государства и общества. Хотя их поведение довольно дорогое, и международное сообщество сформировало мнение о том, что проведение референдума является признаком нестабильности в государстве, я считаю, что проведение референдума иногда является необходимостью для определения мнения населения по конкретной проблеме, но следует отметить, что этот вопрос должен быть действительно важен, и его решение не может быть возможным без участия граждан лично.
Подводя итоги, можно отметить, что основной формой работы депутатов Палаты представителей являются регулярные заседания (в два раза чаще проводятся) и за рубежом (по инициативе Президента Республики Беларусь). Они могут быть избраны в органы Палаты представителей:
Совета Палаты представителей, Комиссии Палаты представителей, групп депутатов. А также избирать и быть избранными на должности председателей и их заместителей в вышеупомянутых органах. Имейте определенные права и обязанности во время сессий.
Следует также сделать вывод о том, что, как обычно, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь в своей избирательной программе заявляют о целях, которые они ставят перед выборами, и излагают приоритетные задачи и вопросы, направленные на повышение качества жизни населения. Доверие и поддержка избирателей, предоставленных депутатами, являются важными факторами ответственности и стимулируют плодотворную работу. После избрания на должность депутата Палаты представителей они сталкиваются с обязательствами, которые они несут перед своими избирателями, а также правами и обязанностями осуществлять свои полномочия.
Существование консультативного референдума не вполне оправдано ввиду того, что проведение референдума всегда является насущной необходимостью в решении какой-либо проблемы, когда мнение населения является необходимым и решающим. Таким образом, если требуется консультативный референдум, нужно подумать о необходимости его вообще, поскольку его характер уже указывает на то, что решение по этому вопросу не так важно для государства и общества и может быть учтено и проигнорировано, что, конечно же, неприемлемо с учетом затрат как денежных средств, так и трудовых ресурсов для такого важного события.
К проблемам участия граждан в отправлении правосудия следует отнести:
- оценочная категория отнесения судебного заседания в разряд закрытого. Так, исключительно судья решает о необходимости проведения закрытого судебного заседания, то есть, если речь идет о разглашении сведений, затрагивающих личные стороны жизни, то степень возможности разглашения таких сведений оценивается исключительно судьей;
- проведение открытых судебных заседаний по гражданским делам. На наш взгляд, такую категорию следует вообще исключить из процессуального законодательства. Так, если рассмотрение уголовных дел несет воспитательную и общую превентивную функцию, то рассмотрение в открытом судебном заседании гражданских дел не несет абсолютно никакой функции и наиболее часто раскрывает личные стороны жизни, коммерческую тайну и иные личные взаимоотношения между различными лицами. Именно по этой причине, на мой взгляд, такое положение не является необходимостью в наше время. Так, следует прийти к практике арбитражных судов, которые гарантируют конфиденциальность рассмотрения дел.
1. Понятие, состав, структура и порядок формирования парламента [Электронный ресурс] / Могилевский институт МВД Респ. Беларусь. - Режим доступа: http://sdo.institutemvd.by/mod/book/view.php?id=4792. - Дата доступа: 20.04.2018.
2. Конституция Республики Беларусь от 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). - Минск: Амальфея, 2005. - 48 с.
3. Василевич Г.А. Конституционный закон Республики Беларусь: учебник. - Минск: Высшая школа, 2016. - 399 с.
4. О Национальном собрании Республики Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь. Беларусь, 8 июля. 2008, № 370-З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
5. Избирательный кодекс Республики Беларусь: 11 февраля. 2000 № 370-З: принят Палатой представителей 24 января 2000 года: утвержден. Совет Республики. 31 января 2000 года: текст Кодекса от 06.04.2018 г. - Минск: НЦПИ, 2016. - 80 с.
6. О статусе депутата Палаты представителей, члена Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь: Закона Республики Беларусь. Беларусь, 4 ноября. 1998, № 196-З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
7. О государственной службе в Республике Беларусь [Электронный ресурс]: Закон Республики Беларусь. Беларусь, 14 июня 2003 г., № 204-З // Эталон. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информации. Республика Беларусь. - Минск, 2018.
8. Выборы депутатов Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Belarus.by. - Режим доступа: http://www.belarus.by/ru/government/belarus-elections/elections-of-deputies-of-the-of-представителей. - Дата доступа: 20.04.2018.
9. Василевич Г.А. Конституционное право: учебник / Г.А. Васильевич. - Минск: Реестр, 2012. - 192 с.
10. Василевич Г.А. Референдумы в Беларуси и ее путь к независимости в конце 20-го века. - Минск: Молодежное научное общество, 2001. - 156 с.
11. Вишневский А.Ф. Очерки об истории государства и права Республики Беларусь. - Минск: Академия МВД, 1995. - 327 с.
12. Демичев Д.М. Конституционное право: учебник. - Минск: Высшая школа, 2004. - 351 с.
13. Демичев Д.М. Референдум как институт прямой демократии // Правовые и социально-экономические аспекты развития государства на современном этапе сборника научных трудов Барановичского государственного университета.- Барановичи: БарГУ, 2007. С.13-20.
14. Кодавбович В.А., Круглов В.А. Конституционное право Республики Беларусь. - Минск: Амалфея, 2007. - 528 с.
15. Кунцевич К.Н. Конституционное право Республики Беларусь. - Минск: Молодежное научное общество, 2000. - 164 с.
16. Сидорчук В.К. Организация местного самоуправления. - Минск: Амальфи, 2002. - 272 с.
17. Чудаков М. Ф. Конституционное (государственное) право иностранных государств. - Минск: Высшая школа, 1998. - 411 с.
18. Д.В.Бабко. Об особенностях референдума в Республике Беларусь // Актуальные проблемы государственного управления: тезисы Республиканской студенческой научно-практической конференции (21 ноября 2001 года, Минск) / под общей редакцией С.В. Решетникова А.В. Солтанович. - Минск, 2002. - Часть 1. - С.67-68.
19. Бланкенагель А.П. Референдум и Конституционный суд. Сравнительный конституционный обзор. - М: 2013. - 169 с.
20. Буденова Ю.И. Абсентеизм как фактор избирательного процесса в современной России: абз. дис. ... канд. полит. наук. - СПб., 2013. - С. 93.
21. Гранкин И.В. Законодательная поддержка прямой демократии на муниципальном уровне. - М .: Республика, 2012. - С. 45.