Введение
Глава 1 Теоретическое исследование особеннстей ценностных ориентаций медицинских рабоников
1.1 Ценностные ориентации как психологический феномен
1.2 Особенности аксиологической сферы работников различных профессий
1.3 Ценностные и этические аспекты медицинского труда
Глава 2 Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций
2.1 Методы исследования
2.2 Анализ результатов
Заключение
Список использованных источников
Введение
В современном мире достаточно много внимания уделяется медицине. Однако не всегда это внимание направленно на медицинский персонал, скорее на различную помощь медицинскому учреждению. Профессиональная деятельность медицинских работников, которые участвуют в лечении и реабилитации больных, предполагает эмоциональную насыщенность и высокий процент факторов, которые вызывают стресс. Чувство долга, гуманность, чуткость и тактичность являются наиболее важными качествами медицинских работников. Еще Гиппократ считал, что медицинский сотрудник должен быть скромным и сдержанным, добрым и вежливым, постоянно обогащать свои знания и прислушиваться к мнениям коллег, видеть свою цель не в добывании славы и денег, а в облегчении страданий и исцелении больных, в самоотверженном служении людям, которые обращаются к нему за помощью и за советом. В связи с этим обострилась проблема ценностей и ценностных ориентаций среди медицинских работников.
В настоящее время в здравоохранении Республики Беларусь занято более 54 453 врачей и более 126 849 средних медицинских работников. Выпуск специалистов из учреждений среднего специального образования по профилю образования здравоохранения на 2016 год составляет 3 300 человек. А выпуск специалистов из учреждений высшего образования по профилю образования здравоохранения на 2016 год составляет 3 900 человек. Если сравнивать показатели выпуска специалистов здравоохранения за прошлые годы из учреждений среднего специального образования и высшего образования, то можно заметить рост числа специалистов. На 2014 год количество специалистов здравоохранения из учреждений среднего специального образования составляло 3 100 человек, а специалистов из учреждений высшего образования – 3 400 человек [1]. Эти данные свидетельствуют о том, что профессии в системе здравоохранения являются популярными среди молодежи, а значит, медицинский персонал с каждым годом увеличивается.
Изучение ценностных ориентаций медицинских работников, посвятивших свою профессиональную деятельность вопросам профилактики и лечения заболеваний у населения, является обоснованным, так как у каждого человека в не зависимости от профессии выделяются свои ценностные ориентации, которые влияют на его мировоззрение и которыми он руководствуется на протяжении всей жизни. Ценностные ориентации являются крайне важным фактором профессионального становления медицинского работника, так как его работа в отличие от других видов деятельности, состоит в том, что медицинский работник не может осуществлять свои профессиональные обязанности согласно навсегда усвоенным знаниям, умениям и навыкам, действовать по предварительному
1.Теоретическое исследование особенностей ценностных ориентаций медицинских работников
1.1 Ценностные ориентации как психологический феномен
Социализация человека начинается с самого раннего детства и продолжается всю жизнь. Семья, детский сад, школьный класс, компания сверстников, студенческая группа, коллектив на работе – все эти социальные группы, с которыми контактирует личность, являются носителями различных систем ценностей. Они регулируют и контролируют поведение индивида и во многом формируют его ценностные ориентации. Понятие ценностных ориентаций было введено в социальную психологию, а впоследствии – и в социологию. Процесс социализации личности достигает определенной степени завершенности, когда личность достигает социальной зрелости. Она характеризуется тем, что личность обретает определённый социальный статус.
Ценности и ценностные ориентации человека всегда являлись одним из наиболее важных объектов исследования философии, этики, социологии и психологии на всех этапах их становления и развития как отдельных отраслей знания. Ценности – это обобщенные представления о благах и приемлемых способах их получения, на основе которых субъект осуществляет сознательный выбор целей и средств деятельности [2, с. 63]. Ценностные ориентации формируются на основе высших социальных потребностей, их реализация происходит в общесоциальных, социально-классовых условиях деятельности. При этом ценностные ориентации являются не просто добровольным принятием неких социальных норм, а внутренним побуждением, которое выступает в форме переживания смысла всей. Они являются составными элементами сознания, формируются в определённых социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, детерминируют поведение человека, задают ему определённый «горизонт видения» [3, с. 10].
Изучение особенностей формирования ценностных ориентаций личности необходимо начинать с рассмотрения понятия «ценность». Интерес к пониманию феномена «ценностей» наблюдался ещё в античности. Например, Платон в своём учении о благе выстраивал иерархию элементов блага, стремился к созданию совершенной модели идеального государства, образов и ценностных идеалов, форм существования человека и мироустройства античного общества. Понятие «ценность» введено в научный оборот И. Кантом при противоположении сферы нравственности (свободы) и сферы природы (необходимости). В России изучением явления ценности занимался философ Н.А. Бердяев, который утверждает, что ценность является не свойством какой-либо вещи, а сущностью и одновременно условием полноценного бытия объекта. То есть ценность есть качество.
2.Эмпирическое исследование особенностей ценностных ориентаций
2.1 Методы исследования
При организации эмпирического исследования были определены такие положения исследования, как цель, задачи, объект предмет исследования, гипотеза, а также методика исследования.
Объект исследования – медицинский работник.
Предмет исследования – особенности ценностных ориентаций медицинских работников.
Цель исследования заключается в изучении особенностей ценностных ориентаций медицинских работников.
В качестве основных задач исследования были выделены следующие:
1. организация и проведение тестирования среди медицинских работников, педагогов, продавцов;
2. анализ и статистическая обработка данных;
3. формулирование выводов и разработка практических рекомендаций на основе полученных результатов исследования.
Гипотеза исследования: существуют различия в ценностных ориентациях медицинских работников и работников других профессий.
Этапы исследования:
I – подготовительный этап
1) выдвижение гипотезы;
2) постановка цели и задач исследования;
3) подбор диагностической методики;
II - основной
1) проведение исследования у подростков, находящихся в социально опасном положении;
2) проведение исследования у подростков, находящихся в благополучных семьях;
3) обработка полученных результатов;
III – заключительный
1) статистическая обработка полученных данных;
2) интерпретация данных исследования.
Эмпирическое исследование проводилось на базе ГУЗ «Гомельская городская клиническая больница №1» г. Гомель, ГУО «Средняя школа № 12 г. Гомеля», универмаг «Брусничка» г. Гомель. Выборка составила шестьдесят работников: двадцать человек медицинских работников (экспериментальная группа), двадцать человек из числа педагогов (контрольная группа), двадцать человек из числа продавцов (контрольная группа).
В качестве основного метода была выбрана методика «Диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности С.С. Бубнова» [23].
Заключение
Теоретический анализ литературы по данной проблеме, а также проведенное исследование позволили сформулировать ряд выводов.
Формирование ценностных ориентаций интенсивно происходит в раннем возрасте - этапе, который является значимым для становления мировоззрения, поиска смысла жизни, самоопределения в обществе. Ценностные ориентации являются важнейшим элементом внутренней структуры личности. Они являются элементом направленности личности и опорой принятия различных решений и регуляции поведения. Система ценностных ориентаций, является не только элементом духовной сферы, проявлением социального творчества, а одновременно выступает проекцией отношения людей к окружающей социальной действительности и индикатором стабильности общества.
В современном мире существует большое количество профессий. Каждая профессия интересна и хороша по-своему. Однако в каждой профессии существуют свои особенности, работник должен обладать определенным уровнем образования, требованиями, предъявляемыми профессией, а также ценностными ориентациями, исходя из которых, индивид и выбирает профессию. Специфика медицинского труда заключается не только в его сложности, необходимости принятия ответственных решений в условиях недостаточной информированности и неопределённости, а также почти всегда глубокий анализ ситуации при отсутствии времени. Данная профессия требует быстрого и четкого определения задач и последующее скорой помощи человеку. Профессионально значимыми ценностными ориентациями личности медицинского работника признаются такие, как сострадание и милосердие, стремление к заботе о других людях, долг, честь и тд. Также каждый работник должен обладать этическими принципами. Главным этическим принципом в медицине является принцип - не навреди. Не причинение вреда, ущерба здоровью пациента - есть первейшая обязанность каждого медицинского работника.
В ходе проведенного исследования гипотеза, выдвинутая в начале работы, подтвердилась. То есть, существуют различия в ценностных ориентациях медицинских работников и работников других профессий. Помимо медицинских работников в исследовании приняли участие педагоги и продавцы. Различия определились в том, что:
- Для медицинских работников наиболее актуальная ценность является «Помощь и милосердие к другим людям». Данный выбор ценности основывается на гуманности медицинского персонала. Милосердие рассматривается также как одна из этических характеристик образа жизни медицинского работника, нацеливающая его на помощь другим людям.
1. Статистический ежегодник Республики Беларусь, 2017 / М-во статистики и анализа Республики Беларусь. – Минск: М-во статистики и анализа Республики Беларусь, 2017. – 506 с.
2. Батаршев, А.В. Учебно-профессиональная мотивация молодёжи: учеб.пособие / А.В. Батаршев. – М.: «Академия», 2009. – 185 с.
3. Рамазанов, И.Р. Активизация функций ценностных ориентаций как фактор развития учебной мотивации старших школьников // Автореф. дис….канд псих.наук. Самара, 2006. – 23 с.
4. Тугаринов, В.П. Избранные философские труды /В.П. Тугаринов. – Л: 1998, 291 с.
5. Немов, Р.С. Психология. Учебник для студентов педагогических учебных заведений / Р.С. Немов. – М.: Просвещение, 1990. –301 с.
6. Волков, Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности / Е.С. Волков. – М., 1981. – 450 с.
7. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. – М.: Академия, 2004. – 352 с.
8. Ядов, В.А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / В.А. Ядов. – М.: ЦСПиМ, 2013. – 376 с.
9. Иконникова, С.И. Молодежь о себе, о своих сверстниках / С.И. Иконников, В.Т. Лисовский // Соц. исследование. – Лениздат, 1969. – 133 с.
10. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социологические исследования. 2002. – №1. – С. 96-105.
11. Барабанщиков, В.А. Системная организация и развитие психики / В.А. Барабанщиков // Психологический журнал. 2003. – № 1. – С. 29– 46.
12. Яницкий, М.С. Ценностные ориентации личности как динамическая система / М. С. Яницкий. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 204 с.
13. Здравомыслов, А.Г. Потребности. Интересы. Ценности / А.Г. Здравомыслов. – М.: Политиздат, 1986. – 288 с.
14. Кузнецов, С.А. Большой толковый словарь русского языка / С.А. Кузнецов /- 1-е изд-е: СПб.: Норинт, 2000. – 1536 с.
15. Реньш, М. А. Ценности профессиональной деятельности: теоретико-методологический аспект / М.А. Реньш // Приложение к журн. Образование и наука. 2007. –№4(8). – С. 28–37.
16. Щавлинский, Ю.А. Профессиональное самоопределение в свете теории рационального выбора / Ю.А. Щавлинский // Человек и общество: На рубеже тысячелетий: международный сборник научных трудов. - Вып. ХХХVI. – Воронеж: ВГПУ, 2006. – 156 с.
17. Бодалаев, А.А. Смысл жизни и АКМЕ / А. А. Бодалева, Г. А. Вайзер, Н. А. Карповой, В. Э. Чуковского. – Часть 1. – Москва: Смысл, 2004. –328 с.
18. Сосновская, О. Б. Психологические особенности профессионально-ценностных ориентаций социальных педагогов: Дис. канд. психол. Наук / О.Б. Сосновская. – М, 1997. – 130 c.
19. Бондаревская, Е. В. Ценностные основания личностно-ориентиро¬ванного воспитания // Е.В. Бондаревская / Педагогика, 1995. № 4. – 43 с.
20. Болучевская, В.В. Общение врача: особенности профессионального взаимодействия. (Лекция 3) / В.В. Болучевская, А.И. Павлюкова, Н.В. Сергеева // Медицинская психология в России: электронный научный журнал, 2011. – № 3. – С. 25–36.
21. Алексеева, В.Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психологический журнал. 1984. Т. 5. № 5. – С. 63– 70.
22. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания/ Б.Г. Ананьев. – Л, 1969. –312 с.
23. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискан, В.В. Козлов, Г.М. Мануйлов. - М. Изд-во Института Психотерапии, 2002. – 490 с.
24. Кодекс врачебной этики Республики Беларусь: МЗ РБ №137 от 03.02.1999 г. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://belzakon.net. – Дата доступа: 28.04.2018.
25. Кодекс профессиональной этики медицинских сестер Республики Беларусь (Декларация о политике в области прав пациента, 1994 г.) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://4medic.blogspot.com/2008/12/blog-post_27.html. – Дата доступа: 28.04.2018.