Введение
1 Основные концепции происхождения и сущности права
1.1 Сущность проблемы происхождения права
1.2 Типология основных теорий происхождения права
2 Общая характеристика основных теорий происхождения права
2.1 Теологическая теория
2.2 Теория естественного права
2.3 Примирительная теория
2.4 Историческая теория
2.5 Классовая теория
2.6 Нормативистская теория
Заключение
Список использованных источников
Введение
Многообразие теорий происхождения права обусловлено тем, что право является сложным общественным явлением, происхождение которого волновало умы многих философов и ученых разных лет. До сих пор нет единственно правильной теории, которая бы объясняла: как произошло право? Что появилось первым: государство или право?
Данные вопросы пока остаются без ответа, так как первыми известными источниками права были ритуалы, мифы и обычаи. Возникновение данных источников было не спонтанным и указывает на то, что на момент их возникновения уже сложился определенный жизненный уклад общественных групп, поселений, первых государственных образований, отношения в которых требовали правовой регулировки.
С течением времени, человек совершенствовался, а с ним совершенствовалось общество и общественные отношения. Возникали государства, в общественные отношения привносились элементы договорных отношений. Все это отражалось на разработке новых концепций и теорий происхождения права.
Юридическая наука рассматривает теории как права, так и государства. Данное исследование посвящено раскрытию сути основных концепций именно права. Каждая из них оказала для науки огромное влияние в области дальнейшего изучения права.
Актуальность выбранной темы вытекает из неполноты и недостаточного изучения вопроса происхождения права.
Объектом исследования является происхождение права как регулятора общественных отношений, рассматриваемый в разрезе основных теорий происхождения права.
Предметом данной работы являются философско-теоретические доктрины объясняющие происхождение права.
Цель курсовой работы – на основе всестороннего анализа исследовать основные теории происхождения права.
Названная выше цель предусматривает постановку и решение ряда теоретических и практических задач:
1) проанализировать возникновение и развитие основных теорий происхождения права в историко-правовой перспективе;
2) дать оценку рассмотренным теориям возникновения права;
3) высказать суждение о влиянии основных теорий происхождения права на современную юридическую науку.
Степень научной обоснованности проблемы состоит в том, что происхождение теорий права и по сей интересует историков, философов, юристов. В наиболее широкий научный анализ данной проблематики проведен историками права. В их работах отражены факты, которые обоснованы процессами их возникновения.
Методами, которые использовались как основа изучения курсовой работы являются: объективность, анализ, синтез, индукция, сравнительно-правовой, формально-юридический и другие.
В написании курсовой работы использовались труды таких учёных как Фома Аквинский, Августин Аврелий, Дж. Локк. Мнения о представлении происхождения права были различны, то есть у исследователей отсутствовало единство мнений. Они представляли происхождение права со стороны исторических фактов.
Структура курсовой работы обусловлена поставленными в ней задачами и включает в себя введение, две главы, заключение и список использованных источников.
1 Основные концепции происхождения и сущности права
1.1 Сущность проблемы происхождения права
Зарождение и становление права происходило постепенно. До сегодняшнего дня не имеется достоверных данных о возникновении права, однако существует многообразие теорий, объясняющих с различных точек зрения данный процесс.
Процесс возникновения права, его происхождение и становление неразрывно связано с существованием человеческого общества, т.е. условия возникновения права являются социальными. Социальный порядок возникает как продукт человеческой деятельности. Причины возникновения, поддержания и передачи социального порядка раскрываются в теории институционализации. Любое действие, которое часто повторяется, становится образцом, осознается как образец и может быть совершено в будущем тем же образом и с тем же практическим усилием. Институционализация имеет место везде, где осуществляется типизация привычных действий. Любая такая типизация есть институт. Институты контролируют человеческое поведение, устанавливая определенные образцы. Первичный социальный контроль задан самим существованием института, и дополнительные механизмы санкций требуются лишь в том случае, если процессы институционализации не вполне успешны.
Общесоциальные условия возникновения права можно подразделить на социопсихические и социокультурные. Право есть продукт жизненного мира человека. Поэтому социопсихическими условиями права являются возникновение у индивидуумов способностей: 1) понимать идеальный смысл правил должного поведения, выраженных в общеобязательных нормах, образуемых путем истолкования, интерпретации внешних, знаковых форм их выражения; 2) признавать их (прямо или опосредовано) в качестве необходимых оснований своих внешних поступков (совершать акты ценностной легитимации и опознавать имевшую место социальную легитимацию) и 3) самостоятельно действовать, реализовывать вытекающие из них (норм) полномочия и обязанности. К социокультурным условиям относится наличие в обществе самих объективированных, общезначимых и общеобязательных правил поведения, вытекающих из правовых текстов, определяющих права и обязанности членов социума и выступающих в качестве общезначимых ценностей, своеобразных культурных кодов, способных властно воздействовать на поведение субъектов [8, c. 284].
Введение общезначимых и общеобязательных правил поведения в общественные отношения наблюдается уже в первобытном обществе, где существовало довольно много социальных норм, несмотря на то, что жизнь первобытного общества носила примитивный характер, но все же нуждалась в регуляции. Необходимы были правила, которые бы регулировали взаимоотношения внутри родов, племен, общин, а также требовались правила, на основе которых люди организовывали бы совместный труд, охоту, распределяли добытый продукт, разрешали возникающие споры. С развитием общества социальные нормы все более и более усложнялись.
2 Общая характеристика основных теорий происхождения права
2.1 Теологическая теория
Как показывает многовековая проблема решения происхождения государства и права, особую роль в решении данного вопроса отводится религии. Ещё в Древнем Египте и Вавилоне возникли идеи божественного происхождения права. Однако, более глубоко теологическая теория затронула Средневековую Европу. Самыми ранними представителями принято считать Августина Аврелия (354-430 гг.) и Фому Аквинского (1225-1274 гг.).
Теологическая теория являлась одной из первых, которая объясняла возникновение государства и права. Идеей теологической теории происхождения права является утверждение, что право создано Богом и даровано людям через пророка. Дарованные Богом правовые нормы – это нравственные правила жизни, а само понятие права связывалось со справедливостью.
Согласно данной теории, все люди равны перед Богом и наделены равными правами, а нарушение этого равенства есть отступление от божьего промысла, а главной составляющей поддерживающей общественный порядок является наказание: со стороны государства при жизни, божественным судом – после смерти.
В XII-XIII в. в Западной Европе развивается, сформированная в конце Vв. Папой Римским Геласием, «теория двух мечей». Согласно данной теории, основатели церкви имели ранее два меча, но разделив их, один они оставили себе вложив в ножны, а второй отдали государям для вершения земных дел. Под влиянием работы блаженного Августина Аврелия «О граде Божьем» утверждаются принципы о приоритете церковной организации над духовной и то, что нет государства не от Бога.
Как писал Августин Аврелий: «Граждане земного града предпочитают своих богов этому Основателю града святого, не ведая, что Он есть Бог богов, – богов не ложных, т. е. нечестивых и гордых, которые, лишившись Его неизменяемого и общего всем света и ограничившись жалким могуществом, создают для себя некоторым образом частные владения и от обольщенных подданных требуют божеских почестей, а богов благочестивых и святых, находящих больше удовольствия в том, чтобы себя самих подчинять одному Богу, чем многих – себе, и самим почитать Бога, чем быть почитаемыми вместо Бога. Теперь же, зная, чего от меня ждут, и не забывая о своей обязанности, начну говорить со всегдашним упованием на помощь того же Господа и Царя нашего о начале, распространении и предназначенном конце обоих градов, земного и небесного, о которых я сказал, что они в настоящем веке некоторым образом переплетены и друг с другом смешаны» [2].
Однако, наиболее распространённым является учение Фомы Аквинского, который утверждал, что государство продукт Божественной воли, а Монарх, в свою очередь – Божий помазанник - слуга церкви, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, завися напрямую только от религиозных организаций и деятелей. Основными трудами Фомы Аквинского (XIII в.), которые подтверждают данную теорию являются – «Сумма теологии», «О правлении властителей» [21, c. 108].
Заключение
Исходя из всего выше изложенного материала, можно сделать следующие основательные выводы.
Вопрос о происхождении права волновал мыслителей еще со времен Древнего мира, с течением времени интерес к данному вопросу не угас и наоборот активно привлекает внимание ученых. Как следствие, в современном мире существует многочисленное количество трактовок теорий происхождения, некоторые из них в свою основу взяли теории многолетней давности, тем самых сохраняя их прежнюю актуальность.
Возникновение, формирование и развитие основных теорий права – это достаточно долгий процесс, который длится на протяжении всего развития человечества. Существуют различные подходы к исследованию права. Так, современные ученые придерживаются подхода, согласно которому процесс происхождении права связывают с неолитической революцией. Неолитическая революция – это переход человечества от присваивающей экономики к производящей. Данный подход и повлек за собой возникновение права.
Право играет огромную роль в системе общественного регулирования и выступает как основной регулятор. Так, при его помощи решаются коренные задачи и вопросы социального развития общества.
На рассмотренных теориях возникновения права, которые были изучены в данной работе, значительно сказалось влияние многих течений, в частности философских и идеологических. В каждой изученной теории отражены свои положительные и отрицательные стороны, а также представлена какая-либо идея. В пример можно привести, естественную теорию права, так, данная теория признавала естественные права человека. Исследователи изучавшие такого рода проблематику, пробовали создать единственные теории, которые бы могли объяснить процесс возникновения права во всех странах. Очень сложно создать единую теорию, которая могла бы объяснить, как возникло и развивалось право, так как на государства и общества оказывали влияние различные объективные факторы, которые повлияли на развитие права.
К одной из популярных теорий происхождения права, возникшей на досовременном этапе, относят теологическую теорию. Основная идея теории – право создано Богом для управления жизнью людей. Вследствие невысокого уровня научных знаний, эта концепция имела широкое распространение и выполняла регулятивную функцию, устанавливая общественный порядок. Основоположниками теологической концепции являются Фома Аквинский и Аврелий Августин Блаженный.
Так, ни одна из множества существующих в юридической науке теорий о происхождении права не может рассчитывать на право являться особой фундаментальной теорией, объясняющей все самые важные и глубокие процессы и явления их проявления. В современной науке теории государства и права преобладает подход, который предполагает объединение всех признаков в единое понятие, которые отвечают интересам правоприменительной практики. Такой подход называют как интегративный подход к пониманию права. В рамках данного подхода представлены некоторые факторы, которые лежат в основе появления как права, так и государства, а именно, политические, экономические, культурные, природно-климатические, географические и другие, которые оказывали пусть и минимальное влияние на формирование у человечества социального феномена, такого как право.
Не оспариваются и многие другие исторические факты, касающиеся происхождения права. При этом нельзя сказать обо всех тех случаях, когда речь идет о причинах, условиях, природе и характере происхождения права. Над единством или общностью мнений здесь преобладает разнобой.
Таким образом, делая окончательный вывод, можно сказать, что в мире всегда существовало и существует множество мнений различных теорий, объясняющих процесс возникновения и развития права. Это вполне естественно и понятно, ибо каждая из них отражает различные взгляды, живших в разное время мыслителей. Каждый из них внес свой вклад в историю развития права. Все рассмотренные теории, не смотря на их многообразие, имеют огромное значение для понимания права. Также в настоящее время теория государства и права продолжает поиск других концепций происхождения права.
1 Аквинский, Ф. Сумма теологии: в 13 т. / Ф. Аквинский. – К.: Ника-Центр, 2010. – 4 т.
2 Блаженный, А.А. О граде божьем: в 22 т. / А.А. Блаженный. – М.: Азбука веры, 1908. – Т. 11. – Гл. 1. – 752 с.
3 Брындина, В.В. Права человека в неотомистской концепции Жака Маритена / В.В. Брындина // Правопорядок: история, теория, практика. – 2013. – № 1. – С. 86–87.
4 Валинский, Р.Л. История европейского права / Р.Л. Валинский. – М.: Наука, 1994. – 397 c.
5 Васев, И.Н. Нормативистская концепция права Ганса Кельзена: облик современной юриспруденции / И.Н. Васев // Известия Алтайского государственного университета. – 2017. – № 6. – С. 13–14.
6 Гараева, Г.Ф. Философско-правовые идеи Е.Н. Трубецкого: основное содержание и историческое значение / Г.Ф. Гараева // Теория и практика общественного развития. – 2010. – № 2. – С. 347–350.
7 Дидикин, А.Б. Современные теории естественного права и классическая традиция / Дидикин А.Б. // Scholae. Философское антиповедение и классическая традиция, 2014. – Т. 8. – № 2. – С. 418–424.
8 Дубовицкая, О.Н. Сущность права в теории правогенеза / О.Н. Дубовицкая // Вестник ТГУ. – 2011. – № 10/102. – С. 283–288.
9 Дьячек, Т.И. Теория духа народа Георга Фридриха Пухты как синтез учения исторической школы права и философии права Гегеля / Т.И. Дьячек // Известия российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2008. – № 73–1. – С. 184–186.
10 Касьянов, В.В. Влияние идей исторической школы права на кодификацию законов Российской Империи / В.В. Касьянов // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – № 4/1 – С. 75–77.
11 Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права / Т.В. Кашанина. – М.: Высшее образование, 2003. – 302 с.
12 Кашанина, Т.В. Происхождение государства и права: учеб. пособие / Т.В. Кашанина. – М.: Высшее образование, 2008. – 358 с.
13 Кельзен, Г. Чистое учение о праве / Г. Кельзен. – 2-е изд. – СПб.: ООО Издательский Дом «Алеф-Пресс», 2015. – 542 с.
14 Липень, С.В. История государственно-правовых учений: хрестоматия / С.В. Липень, В.В. Лазарев. – М., 2006. – 1071 с.
15 Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Дж. Локк. – М.: Мысль, 1988. – 3 т.
16 Маритен, Ж. От Бергсона к Фоме Аквинскому: очерки метафизики и этики / Ж. Маритен. – М.: Ин-т Философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. – С. 50.
17 Маритен, Ж. Человек и государство / Ж. Маритен. – М.: Идея-Пресс, 2001. – 196 с.
18 Маркова-Мурашова, С.А. Значение философии права в решении проблем современности / С.А. Маркова-Мурашова, К.С. Остапчук // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. – 2013. – № 3–2. – С. 47–50.
19 Руденко, Д.А. Естественно-правовые взгляды Б.Н. Чичерина: взаимосвязь либерализма и правопонимания / Д.А. Руденко // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. – 2007. – Т. 6. – № 24. – С. 72–76.
20 Русская философия права: философия веры и нравственности. Антология / А.П. Альбов [и др.]. – СПб.: Алетейя, 1997. – 398 с.
21 Серегина, В.Д. Особенности теологической теории происхождения государства / В.Д. Серегина // Матер. междунар. научно-практической конференции; Рязань, 26 мая 2016 г. / Актуальные проблемы управления и права в XXI веке: теория и практика; под. Ред. Н.Г. Усковой. – Рязань: Изд-во «Концепция», 2016. – С. 107–109.
22 Скирбекк, Г. История философии: учебное пособие / Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2008. – 800 с.
23 Трубецкой, Е.Н. Лекции по энциклопедии права / Е.Н. Трубецкой. – М.: Т-во Тип. А.И. Мамонтова 1917. – 227 с.
24 Шершеневич, Г.Ф. Общая теория права. Сборник научных трудов: в 4 т. / Г.Ф. Шершеневич. – М.: Статут, 2016. – Т. 4: Монография. – 752 с.
25 Штраус, Л. Естественное право и история / Л. Штраус. – М., 2007. – М: Водолей Publishers, 2007. – 312 с.