Введение
Уголовное право Великого Княжества Литовского занимало значительную часть законодательной системы государства, которое было направлено на защиту прав и интересов привилегированной части населения, оно же, в свою очередь, наделяло себя правом устраивать суды и применять наказания к зависимым от них людей. Таким образом, официально закрепленное право помещиков выбирать наказание для жителей, которые проживали на его территории, привело к тому, что хозяин определенных владений мог с легкостью и по-своему желанию выбирать вид наказания, руководствуясь своими принципами, а не нормами тогдашнего права. Так, говоря о уголовном праве XVI века, нужно учитывать ограниченный характер его применения в сферах жизнедеятельности человека.
Начиная лишь со второй половины XVI столетия на белорусских землях были в достаточной степени разработаны нормы уголовного права. Старые нормы на ряду с новым законодательным документом – Статутом 1588 года, имели в своем составе новые положении, которые показывали высокую юридическую значимость для становлении на землях государства буржуазных правовых отношений.
По характеру уголовных правонарушений и их последствий, преступления классифицировались как противоправные, против общественной безопасности, имущества, человеческого здоровья и неприкосновенности личности.
Система Статутов была представлена широким спектром норм, которые охватывали сферы жизни человека, были включены нормы конституционного характера, и стоит отметить, что подобного не было представлено в законодательных системах тогдашних европейских государств.
Таким образом, происходила эволюция в законодательной системе Великого Княжества Литовского, некоторые нормы права опережали время в отношении уровня развития общества. Но это никак не опровергает тот факт, что начала свое становление правовая белорусская культура, и этот процесс становления, который отражается в Статутах XVI столетия, является актуальной темой и по сегодняшний день.
Актуальность изучения уголовного право XVI века определяется его значением для развития правовой системы современных государств. Каждое независимое государство испытывает потребность иметь свой собственный, объективный взгляд на исторический путь развития государственности в контексте всей истории цивилизации.
Объект исследования: законодательство Великого Княжества Литовского в XVI веке.
Предмет исследования: уголовные правонарушения ВКЛ, научные труды отечественных и зарубежных ученых по исследуемой тематике.
Цель работы: проследить развитие уголовного права на белорусских землях на примере Статутов XVI века Великого Княжества Литовского.
Задачи:
охарактеризовать основные институты уголовного права в законодательстве Великого Княжества Литовского в XVI веке;
рассмотреть понятие и виды уголовных преступлений в изучаемый период;
изучить основные виды уголовных наказаний по Статутам Великого Княжества Литовского.
Основным инструментом исследования избран историко-правовой метод.
При формулировании положений курсовой работы использовались научные труды известных ученых таких как: Юхо Я.А., Довнар Т.И. Малиновский В.И. Дробязко С.Г., Шишанов, В.А. Аргучинцев, Г.К. Вишневская И.В., Гудавичюс Э., Дернович А. И.
1 Общая характеристика основных институтов уголовного права по законодательству Великого Княжества Литовского XVI века
Период Великого Княжества Литовского в развитии права Беларуси является одним из наиболее интересных. Именно тогда был заложен фундамент для дальнейшего развития права на белорусских землях. Правовая культура феодальной Беларуси развивалась в русле общеевропейской правовой культуры. В период средневековья феодальная система Западной Европы почувствовала давление новых, буржуазных сил. Духовный перелом общества отмечены эпохой Возрождения, когда был заложен фундамент нового правового мышления. Новая гуманистическая идеология поила белорусскую правовую культуру.
Процесс эволюции уголовного закона феодальной Беларуси нашел отражение прежде всего во взглядах на сущность и содержание преступного действия на разных этапах развития ВКЛ. Уголовный закон в разные сроки существования государства по-разному означал, какие действия являются преступными и караются. XVI в. отметил собой новый этап в развитии уголовного права, что в первую очередь связано с разработкой и изданием Статутов 1529, 1566, 1588 г [1, с.64].
Исторический анализ уголовного права в первую очередь необходим для использования исторического опыта при разработке современных нормативно-правовых актов уголовного сфере права.
Законодательство Великого Княжества Литовского значительное внимание сосредоточила на уголовном праве, которое было направлено на защиту жизни, здоровья и имущества – особенно феодалов, которым было предоставлено право судить и наказывать зависимых от них людей. Законодательное оформление прав феодалов судить зависимых от них людей привело к тому, что господин мог расправляться с простыми людьми, руководствуясь только своим желанием и вычурностью, а не нормами права. Поэтому когда речь идет о феодальном уголовном праве, то надо иметь в виду ограниченный характер его применения. Внесудебные расправы с простыми людьми применяли и должностные лица государственного и хозяйственного управления [2, с.18].
В древних белорусских княжествах основным источником уголовного права был обычай. В первых писаных памятниках права, которые дошли до нас, находится небольшое количество уголовно-правовых норм. В основном это наиболее значимые обычаи, с которыми законодатель был согласен или значение которых хотел подчеркнуть, а также новые нормы, отражали определенные изменения в уголовно-правовых отношениях на конкретном историческом этапе развития. Постепенно правила поведения людей, выработанные в конкретных единичных отношениях, при повторении приобретали общеобязательный характер, закреплялись судебной практикой, вписывались в государственные законы [4, с.74].
2 Понятие и виды преступлений по статутам Великого Княжества Литовского 1529 г., 1566 г. и 1588 г.
В период господства права обычаев и на первоначальной стадии писаного право не существовало единого понятия преступления, так каралось не только нарушение закона (закона могло и не быть), а чаще всего причинение ущерба. В зависимости от характера преступных действий и последствий преступления в его названии отражались различные правовые и бытовые отпечатки. Так, преступления против здоровья, личной неприкосновенности и имущества отдельных лиц назывались насилием, обидой, злодейством, ущербом. Противоправный и общественно опасный характер преступлений обозначился терминами «выступление из права», «злодеяние», «вина». Общее понятие преступления, близкое к современному, впервые встречается в привилегии Казимира 1447 году и называется оно проступки. В Судебнике Казимира 1468 года для более точного обозначения противоправного характера преступления использовался термин «выступление с права». Статут 1529 года рассматривал преступное действие прежде всего как «обида», а преступника – как «шкодник». Статут 1588 г. вновь первоочередное значение придает противоправности преступления, его общественной опасности, обращая внимание на подлость преступных действий и их греховность. По законодательству XVI века преступления является общеопасным, а потому преступник должен быть пойман и наказан за свои «злые действия» и «своевольства», что станет карой за совершение преступления для него самого и устрашением для других. Для обозначения государственных преступлений, таких как заговор против великого князя, государственная измена, бунт или восстание, попытка государственного переворота, распространение ложных сведений о государя, использовался термин «оскорбление величия хозяйственного». Это терминология сохранилась до конца XVIII века, когда белорусские земли были присоединены к Российской империи [9, с.90].
По мнению дореволюционных исследователей (И.А. Малиновского и др.) и ученых советского периода (А.Ф. Вишневского, Т.И. Довнар, Е.А. Юхо и др.) в уголовном праве Беларуси XVI в. не было четко разграничены классификации преступлений, в связи с чем различные по своему содержанию правовые нормы располагались в одном разделе закона, а похожие – в разных. Например, в главу XIV Статута 1588 года помещены нормы, предусматривали ответственность за кражу, незаконную продажу спиртных напитков и др. Исследователь И.А. Малиновский в зависимости от объекта посягательства выделяет следующие виды преступлений: преступления против веры; преступления против морали; преступления против семейного права; политические преступления; военные преступления; преступления по судебной службе и против судебной власти; полицейские преступления; преступления против чести; покушение на личность (преступления против жизни, преступления против здоровья, преступления против свободы); покушение на личность и имущество (наезд, разбой); покушение на имущество (грабеж, кража, присваивание имущества, незаконное пользование и повреждение чужого имущества, покушение на недвижимость, нарушение постановлений, регулирующих взаимные отношения между «паном» и слугами [10, с.16].
3 Основные виды уголовных наказаний по статутам Великого Княжества Литовского 1529 г., 1566 г. и 1588 г.
Наиболее значимым источником уголовного права XVI века являются единые своды законов – Статуты Великого Княжества Литовского (далее – Статуты ВКЛ) 1529, 1566 и 1588 гг. – первые в Европе кодифицированные нормативные правовые акты. Статут ВКЛ 1588 г. как наиболее совершенный с точки зрения юридической техники пережил существование самого государства и действовал на территории Беларуси вплоть до 30-х годов XIX в., т.е. даже тогда, когда Беларусь находилась в составе Российской империи. Более того, Статуты впервые на законодательном уровне зафиксировали отраслевое деление правовых норм, в связи с чем уголовно-правовые санкции исследуемого периода были призваны не только карать виновного, но и восстанавливать нарушенные имущественные права потерпевшего путем уплаты последнему определенной денежной суммы, в то время как в действующем Уголовном кодексе Республики Беларусь (далее – УК) процедура компенсации нарушенных преступлением гражданских прав выведена за пределы уголовного закона и регулируется гражданским законодательством. Первый Статут приобрел официальную силу после утверждения на Виленском сейме в 1529 году он состоял из 282 статей объединенных в 13 разделов, и распространял свою правовую силу на всех жителей Великого Княжества (за исключением мещан, которые жили согласно магдебургского права). Устав содержал хорошо разработанные нормы государственного, гражданского, семейного, уголовного и процессуального права. Специальные статьи гарантировали сохранение простора и политической независимости государства.
Вводились передовые на то время юридические принципы: персональная ответственность за преступление, равенство всех перед законом, особое защита прав женщины. (К примеру, за изнасилование предусматривалось смертная казнь.)
Должностные лица должны были приносить присягу и руководствоваться в своей деятельности законом и интересами государства.
Статут 1529 г. засвидетельствовал высокий уровень правовой культуры Великого Княжества сравнительно с большинством европейских государств. 3 народов-соседей свои своды законов ранее создали только чехи и венгры, а Польское Королевство его еще не имела.
Юридические достижения первого Статута продолжил и развил новый свод законов, одобренный в 1566 г. Коль до сих пор в политической жизни государства приоритет принадлежал князьям и панам, то сейчас право вводить и изменять законы имел исключительно вальный Сейм.
Второй Статут, принятый во времени тяжелой Ливонской войны с Московским государством, требовал соблюдать территориальную целость Великого Княжества и обязывал хозяина возвращать потерянные земли.
Заключение
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы:
Уголовное право Беларуси в XVI в. наибольшего своего отражения и развития достигла в Статутах Великого княжества Литовского, ставших крупными и наиболее совершенными актами систематизации и кодификации феодального уголовного права не только на белорусских землях, но и в Европе. Источниками Статута 1529 года было право, которое основывалось на обычаях, а также Судебник Казимира 1468 года привилегии, грамоты, письма, судебные решения, римское, польское и немецкое право. Статут 1529 года был первым в Европе сводом законов, в котором помещались нормы государственного, административного, брачно-семейного, гражданского, земельного, уголовного, судебно-процессуального и других отраслей права, охватив практически все стороны жизни тогдашнего общества. При разработке Статута были впервые решены такие сложные теоретические и практические вопросы, как разделение норм права по отраслям, размещение их в определенной системе. Хотя в Статуте 1529 года и предусматривалось сохранение привилегий и льгот в области уголовного права для феодалов, однако его нормы, которые провозглашали общий правопорядок, были значительным шагом вперед. Так, в статье 7 раздела 1 провозглашался принцип ответственности только за свою вину, принцип назначения наказания только лицам, вина которых установлена судом. Эти прогрессивные принципы содержатся и в нормах следующих Статутов. Это означает, что они стали базовыми принципами уголовного права XVI в.
Статут 1529 года стал основой для дальнейшего развития законодательства и новых Статутов. В Статут 1566 года были внесены существенные изменения в области уголовного права.
Субъектом преступления признавался только взрослый человек, ответственность несовершеннолетних наступала с 14-летнего возраста, провозглашалось презумпция невиновности, дальнейшее развитие получил принцип наказания только по суду. Согласно Статуту 1566 года лицо, которое обвинила кого-либо в преступлении и не доказала его вины, несла такое же наказание, каким мог быть наказан обвиненный ею.
В Статуте был сформулирован принцип презумпции невиновности, который предусматривал толкование сомнений в пользу обвиняемого, и принцип справедливости наказания («слушнае каранье»).
Статут 1588 года разграничивал умышленную и неосторожную вину, а также невиновное причинение вреда. В отдельных случаях наказание за неосторожные преступления заменялось выплатой денежного возмещения. Назывались такие мотивы преступления, как злость, корысть, и такие цели преступления, как завладеть имением, лишить жизни, причинить вред великому князю и др.
Таким образом, Статуты 1529, 1566, 1588 гг. стали настоящими памятниками права Беларуси. Они оказали исключительное влияние на общественную, культурную и политическая жизнь не только Беларуси, но и окружающих стран, определили основные тенденции правосознания и правопорядка тогдашнего государства на века вперед, стали одним из основных исторических достижений белорусского народа и ценным культурно-правовым наследием для потомков.
Статут ВКЛ в трех редакциях наглядно показывает постепенный переход от системы штрафов, широко применяемых, в том числе, и в Русской Правде, и Псковской судной грамоте, к публичным наказаниям и устрашающим карам.
1 Белорусская государственность и развитие национальной правовой системы: от Статута 1588 года до современной Конституции: материалы Республиканской науч.-практ. конференции, Минск, 11-12 марта 2008 г. / БГУ, Юридический фак., Международный гуманитарно-экономический ин-т ; [редкол.: Г. А. Василевич (отв. ред.) и др.] . – Минск : Веды , 2008. – 185 с.
2 Статут Вялiкага Княства Лiтоускага 1588. Тэксты. Дапаведнiк. - Мiнск. – 1989. – 718 с.
3 Юхо, Я.А. Кароткі нарыс гісторыі дзяржавы і права Беларусі / Я.А. Юхо. – Мінск: Універсітэцкае, 1992. – 270 с.
4 Доўнар, Ю.П. Судовая рэформа ХVI стагоддзя ў Вялікім княствеЛітоўскім., Ю.П. Доўнар. – Мінск: БДУ, 2007. – 176 с.
5 Довнар, Т.И. Уголовное право феодальной Беларуси (XV-XVI вв.) / Т.И.Довнар, В.А.Шелкопляс. – Минск: Пропилеи, 1995. – 214 с.
6 Уголовное право в Беларуси по Статуту ВКЛ 1588 г. [Электронный ресурс] // Scholar.Su. – Режим доступа : http://scholar.su/content/ugolovnoe-pravo-1588?page=0,4. – Дата доступа: 13.04.2018.
7 Доўнар, Т.І. Развіцце асноўных інстытутаў грамадзянскага і
крымінальнага права Беларусі ў XV-XVI стагоддзях / Т.І. Доўнар. – Мінск :
Пропилеи, 2000. – 224 с.
8 Уголовное право зарубежных стран. Общая часть / под ред. И.Д. Козочкина. – М.: Омега-Л, 2001. – 571 с.
9 Малиновский, В.И. История белорусской государственности / В.И. Малиновский. –Минск.: Беларусь, 2003 г. – 199 с.
10 Дробязко, С.Г. Юридическая природа Статута Великого Статут Вялікага княства Літоўскага 1529 года – падмурак развіцця беларускай дзяржаўнасці і канстытуцыяналізму : да 480-годдзя прыняцця : сб. науч. тр. / БГУ, юрид. фак.; редкол. С.А. Балашенко [и др.]. – Минск : РИВШ, 2009. – С. 15–17.
11 Улашчык, Мікалай. Першы Лiтоўскi Статут (з гiсторыi знаходак рукапiсаў i iх вывучэння) / Збор твораў: у 3-х тамах. Том 1: Працы па археаграфii i крынiцазнаўству. Смаленск, 2017. С. 1252–1272. Бібліягр. у падрадк. заўвагах. Друкуецца паводле: Беларускi гiстарычны агляд. Т. 3. Сш. 1 (Травень 1996). С. 7–27.
12 Шишанов, В. А. К истории экземпляра Статута ВКЛ 1588 г. из библиотеки А. П. Сапунова / В. А. Шишанов // Віцебскія старажытнасці: матэрыялы навук. канф., прысвеч. 50-годдзю знаходкі берасцаной граматы ў Віцебску і 150-годдзю з дня нараджэння А. Р. Брадоўскага, 22 — 23 кастрыч. 2009 г., Віцебск / рэдкал. Г. У. Савіцкі [і інш.]. – Мінск: Медысонт, 2010. – С. 263–267.
13 Юхо, І. Крыніцы беларуска-літоўскага права / І. Юхо. – Мінск: Беларусь, 1991. – 238 с.
14 Юхо, Я.А. Гісторыя дзяржавы і права Беларусі: Вучэбн. дапам. / Я.А. Юхо. – Мінск: РІВШ БДУ, 2000. – 352 с.
15 Аргучинцев, Г.К. История государства и права Республики Беларусь: в вопросах и ответах / Г.К.Аргучинцев. – Минск: Амалфея, 2012. – 216 с.
16 Вішнеўская, І.У. Палітычная і прававая думка Беларусі на мяжы еўрапейскіх цывілізацый (XI – пачатак XXI стст.): магаграфія/ І.У. Вішнеўская. – Мінск: Тэсей, 2008.
17 Доўнар Т.І. Гісторыя джяржавы і права Беларусі / Т.І. Доўнар. – Мінск: Амалфея, 2009. – 400 с.
18 Гісторыя Беларусі: У 6 т. Т. 2. Беларусь у перыяд Вялікага Княства Літоўскага / Ю. Бохан [і інш.]; рэдкал: М. Касцюк (гал. рэд.) [і інш.]. – Мн.: Экаперспектыва, 2008. – 688 с.
19 Гудавичюс Э. История Литвы с древнейших времен до 1569 года / Перевод с литовского Г. И. Ефромова. – Т. I. – М: Фонд им. И.Д. Сытина. Baltrus, 2005. – 686 с.
20 Дзярновіч А. І. Значэнне статутаў // Фрэскі гісторыі: Артыкулы і эсэ па гісторыі і цывілізацыі Беларусі і Цэнтральна-Усходняй Еўропы. – Минск: РІВШ, 2011. – 246 с.