ВВЕДЕНИЕ
Административно-территориальное устройство является одной из важнейших составляющих территориальной организации общества, и от того, насколько оно соответствует общей стратегии социально-экономического развития и зависит успешность проведения реформ, а также становления нового общества. На его основе строится система органов государственной власти, органов местного самоуправления, совокупность рыночных институтов, а также система общественных объединений. В условиях России роль административно- территориального устройства особенно важна в силу обширности территории и разнообразия экономических, географических, демографических, природных и национальных условий.
Административно-территориальное устройство в современном обществе –это не просто перечень географических названий территории, а сложный государственно-правовой механизм, который тесно связан с государственной и общественной формой управления и служит базой для экономической, политической, идеологической и организаторской деятельности государства и его субъектов.
Административно-территориальное устройство играет в социально-экономическом развитии общества двоякую роль, выступая одновременно и как фактор развития, и как его результат.
В настоящее время административно-территориальное устройство в Беларуси характеризуется качественно новым уровнем, превратившись из административно-территориального устройства союзной республики в составе СССР в административно-территориальное устройство независимого государства. Это придает особую актуальность исследованию вопросов, связанных с развитием административно-территориального устройства Республики Беларусь.
Целью исследования является анализ административно-территориального устройства Республики Беларусь.
Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:
- определить понятие политико-территориального устройства;
- рассмотреть понятие и принципы административно-территориального устройства Республики Беларусь;
- охарактеризовать современное состояние административно-территориального устройства Республики Беларусь;
- рассмотреть компетенцию государственных органов в области административно-территориального устройства Республики Беларусь.
Объект исследования курсовой работы – это общественные отношения, возникающие в процессе взаимодействия административно-территориальных единиц в Республики Беларусь.
Предмет исследования – соответствующие нормы законодательства Республики Беларусь, регламентирующие административно-территориальное устройство Республики Беларусь.
Нормативную основу работы составили Конституция Республики Беларусь 1994 года с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года и иные нормативные правовые акты.
В качестве научно-теоретической основы привлечены научные труды отечественных и российских ученых: С.Н. Бабурина, А.В. Богомолова, Г.А. Василевич, В.Г. Вишнякова, С.П. Калинина, О.Е. Кутафина, А.А. Липатова, Д.В. Мазарчук, Н.В. Марушина, О.В. Сидоренко, Г.Р. Симонян, М.А. Шафир и др.
При написании данной работы использовались общенаучные и специальные методы исследования: юридический, диалектический, сравнительно-правовой, формально-логический, структурно-функционального анализа, системного анализа и другие методы.
Структура работы предопределена целями и задачами исследования и состоит из введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения и списка использованных в работе источников.
Курсовая работа включает 24 страницы, 19 источников, 4 приложения.
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПОЛИТИКО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Прежде всего, следует отметить, что термин «политико-территориальное устройство государства» стал использоваться в литературе по конституционному праву только в последние годы. До распада СССР для обозначения рассматриваемого вопроса использовался термин «государственное устройство». Данное понятие долгое время считалось в нашей стране даже официальным, поскольку оно использовалось в Конституции СССР 1936 года. Однако, как оказалось, понятие «государственное устройство» является весьма неопределенным, не отражает существа обозначаемого им института, т.е. не акцентирует внимание на территориальном аспекте организации государственной власти. Это понятие неоднозначно воспринималось даже учеными в различных областях науки. К примеру, историки и социологи под государственным устройством понимали (и понимают) государственный строй или систему государственных органов. Конституционалисты же под государственным устройством понимают политико-территориальную структуру государства и в связи с этим стали использовать в своих трудах более точное, на их взгляд, понятие «политико-территориальное устройство». Правда в литературе иногда можно встретить и несколько иные обозначения рассматриваемого вопроса, как «территориально-политическая организация государства» или «территориальная территориальная организация публичной власти». В любом случае речь идет об одном и том же. Всеми этими понятиями обозначается структурирование государства, деление его на части, соотношение власти этих частей с центральной властью [14, c. 98].
Подводя итог, политико-территориальное устройство государства можно определить как определенный порядок (способ) деления его территории на составные части, их правовой статус и характер взаимоотношений между центральной властью государства и властями его различных территориальных составляющих, а также между властями самих этих территориальных частей государства.
Таким образом, институт политико-территориального устройства включает следующую группу правовых субинститутов:
а) нормы, закрепляющие конкретную форму территориально-политического устройства, т.е. федерацию, унитарное государство либо автономные единицы;
б) нормы, закрепляющие вопросы компетенции структурных частей государства;
в) нормы, закрепляющие определение государственной территории, государственно-правового пространства;
г) нормы, закрепляющие взаимоотношения центральной власти и зависимых территорий, которые прямо не входят в состав государства, но связаны с ним определенными правовыми узами [5, c. 265].
ГЛАВА 2 ПОНЯТИЕ И ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Обычно любое государство имеет административно-территориальное устройство. Деление страны на административно-территориальные единицы, что позволяет осуществлять эффективное управление, обеспечивать гражданам доступность местной власти, развивать хозяйственные связи, строить систему органов местного управления и самоуправления [7, с. 300].
Согласно Избирательному кодексу Республики Беларусь, вопросы, которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь, не могут быть вынесены на референдум. В ст. 9 Конституции Республики Беларусь предусмотрено деление территории на области, районы, города и иные административно – единицы [13].
Административно-территориальное устройство следует рассматривать как совокупность административно-территориальных единиц с функционирующей в их пределах системой государственных и общественных органов и организаций [3, с. 15].
Разумное, научно обоснованное деление территории государства позволяет осуществлять в нем эффективное управление, исходя из общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на соответствующей территории, обеспечить комплексное экономическое и социальное достойное ее развитие.
Административно-территориальное деление Республики Беларусь как унитарного государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях:
– эффективной организации государственного управления и местного самоуправления;
– обеспечения законности и правопорядка;
– реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь.
Под административно-территориальным делением понимается деление территории государства на части.
Административно-территориальное устройство белорусского государства – это деление территории Республики Беларусь на определенные части в целях эффективной организации государственного управления и местного самоуправления, обеспечения законности и правопорядка, реализации прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь. В соответствии со ст. 9 Конституции Республики Беларусь территория делится на области, районы, города и иные административно-территориальные единицы [13].
ГЛАВА 3 КОМПЕТЕНЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ В ОБЛАСТИ АДМИНИСТРАТИВНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА
В сфере административно-территориального устройства Республики Беларусь решающее значение имеют государственные органы, на которых возложены правомочия по его реализации.
Президент Республики Беларусь как глава государства наделен широкими полномочиями в сфере административно-территориального устройства. Он по представлению Совета Министров Республики Беларусь и с учетом мнения граждан и местных Советов депутатов наделен следующей компетенцией:
- образование и упразднение областей, районов, районов в городах;
- установление и изменение границ областей, районов, города Минска, городов областного подчинения, являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;
- установление и изменение границ городов областного подчинения, не являющихся административными центрами областей, районов в этих городах;
- отнесение города областного подчинения к городам районного подчинения и города районного подчинения к городам областного подчинения;
- принятие решения о передаче поселков городского типа и сельских населенных пунктов в административное подчинение Минского городского, городских (городов областного подчинения) Советов депутатов, Минского городского, городских (городов областного подчинения) исполнительных комитетов, администраций районов города Минска (городов областного подчинения), а также об изменении их административного подчинения;
- установление и перенос административных центров областей и районов;
- принятие решения по спорам между областными (Минским городским) Советами депутатов, связанным с вопросами административно-территориального устройства;
- определение порядка создания, ликвидации (реорганизации) местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов при изменении административно-территориального устройства.
- принятие решения об объединении одноименных административно-территориальных единиц, имеющих общий административный центр [16, с. 11].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
1. Форма государственно-территориального устройства – это внутреннее строение конкретного государства, административно-территориальная организация его государственной власти, которая определяет характер взаимоотношений между всеми составными частями государства, а также между центральными и местными органами власти.
Основными видами формы государственного устройства являются унитарное государство (простая форма государственного устройства) и федерация (сложная форма государственного устройства).
Административно-территориальное устройство Республики Беларусь – это деление территории белорусского государства на административно-территориальные единицы в зависимости от определенных критериев с целью эффективной организации управления на конкретной территории.
В Законе «Об административно-территориальном устройстве» перечислены принципы административно-территориального устройства.
Современное состояние административно-территориального устройства Республики Беларусь характеризуется сформированным деление территории Беларуси на административно-территориальные единицы. На сегодняшний день территория Республики Беларусь включает всего около 1650 административно-территориальных единиц.
Административно-территориальная единица – это часть территории Беларуси, в границах которой действует местный Совет депутатов, исполнительные и распорядительные органы.
В Республике Беларусь существуют следующие виды административно-территориальных единиц: области, районы, города, поселки городского типа, сельсоветы). Административно-территориальные единицы можно разделить на открытые и закрытые.
Все административно-территориальные единицы имеют свои особенности. Каждая область имеет свой областной центр (город). В рамках областей есть города, районы, поселки городского типа, сельсоветы.
Города подразделяются на города областного подчинения, города районного подчинения и г. Минск – столица Республики Беларусь.
2. Государственные органы Республики Беларусь наделены широкой компетенцией в области решения вопросов об административно-территориальном устройстве. Наиболее важными полномочиями в рамках данного вопроса наделен Президент Республики Беларусь. Также важно мнение граждан при установлении, изменении границ административно-территориальных единиц.
3. Развитие административно-территориального устройства Республики Беларусь прошло несколько этапов:
- период существования Полоцкого и Туровского княжества;
- период существования ВКЛ и Речи Посполитой;
- период вхождения Беларуси в состав Российской Империи;
- период существования БССР с 1924 г. по 1938 г.;
- период существования БССР с 1938 г. по сегодняшний день.
Каждый период включает в себя множество преобразований и деление административно-территориального устройства Беларуси.
Административно-территориальные единицы сменились с удельных княжеств и земель на области и районы.
Целесообразно сократить количество звеньев в территориальной организации государства и отказаться от сложной трехуровневой административной системы, в которой на первичном и базовом территориальных уровнях в границах населенных пунктов, относящихся к разной категории и имеющих существенные отличия в правовом статусе, параллельно действуют как органы местного управления, так и органы местного самоуправления.
1. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник / Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 832 с.
2. Василевич, Г.А. Конституционное право зарубежных стран: учебник / Г.А. Василевич, Н.М. Кондратович, Л.А. Приходько; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск: Книжный Дом, 2006. – 480 с.
3. Василевич, Г.А. Конституция Республики Беларусь: научно-практический комментарий / Г.А. Василевич. – Минск: ГИУСТУБРУ, 2005. – 487 с.
4. Василевич, Г.А. Права человека: пособие для студентов юрид. фак. / Г.А. Василевич, А.В. Шавцова. – Минск: БГУ, 2006. – 247 с.
5. Вишневский, А.Ф. Общая теория государства и права: Учебник / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский. – Минск: Изд-во деловой и учеб. лит., 2004. – 640 с.
6. Глушкова, С.И. Права человека: пособие / С.И. Глушкова. – Москва: Юристъ, 2005. – 494 с.
7. Демичев, Д.М. Конституционное право: учебное пособие / Д.М. Демичев. – Минск: Высшая школа, 2004. – 351с.
8. Жакке, Ж.-П. Конституционное право и политические институты / Ж.-П. Жакке. – Москва: Юристъ, 2002. – 365 с.
9. Иванов, Г.И. Права человека: учеб. пособие для студентов вузов / Г.И. Иванов. – Москва: Изд-во деловой и учеб. лит., 2006. – 368 с.
10. Кивель, В.Н. Конституционное право: экспресс курс / В.Н. Кивель. – Минск: Современная школа, 2008. – 168с.
11. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебник / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – Минск: Амалфея, 2007. – 528 с.
12. Кодавбович, В.А. Конституционное право Республики Беларусь: учебное пособие / В.А. Кодавбович, В.А. Круглов. – 2-е издание, переработанное и дополненное. – Минск: Амалфея, 2012. – 512 с.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
14. Матузов, Н.И. Теория государства и права : учебник / Н.И. Матузов, А.В. Малько. – М.: Юристъ, 2004. – 245 с.
15. Об административно-территориальном устройстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] : Закон Респ. Беларусь от 5 мая 1998 г. № 154-З : с изм. и доп. от 31 декабря 2014 г. № 229-З // Нац. правовой Интернет-портал Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/ show_doc.fwx?rgn=1870. – Дата доступа: 14.04.2018.
16. Петров, А.П. Конституционное право: учебное пособие / А.С. Петров. – Минск: Амалфея, 2011. – 688 с.
17. Тиковенко, А.Г. Конституционное право зарубежных стран: учеб. пособие для вузов / А.Г. Тиковенко. – Минск: БГЭУ, 2005. – 83 с.
18. Тихиня, В.Г. Правовое государство как основа преобразований общества и экономики в Республике Беларусь / В.Г. Тихиня, Н.Л. Бондаренко, В.А. Кондратович; ред. Л.М. Рябцев (науч. ред.). – Минск: МИУ, 2006. – 236 с.
19. Справка о результатах рассмотрения мнений граждан по вопросу административно-территориального устройства города Новополоцка [Электронный ресурс]. – 2017. – Режим доступа : http://www.novaya.by/2016/07/07/spravka-o-rezultatax-rassmotreniya-mnenij-grazhdan-po-voprosu-administrativno-territorialnogo-ustrojstva-goroda-novopolocka/. – Дата доступа : 14.04.2018.