ВВЕДЕНИЕ
Граждане (физические лица) являются наиболее многочисленными субъектами правоотношений вообще, и гражданских правоотношений, в частности. Интерес к данной теме обусловлен тем, что в связи с развитие и большой дифференциацией социальных, экономических и политических отношений, изменяется и правовое положение граждан (физические лиц) как участников этих отношений. И невозможно уяснить специфику всех правовых связей, возникающих в ходе подобных отношений, не изучив особенности правовых связей, возникающих в ходе подобных отношений, не изучив особенности правового положения их участников (граждан, иностранцев, лиц без гражданства). Интерес к данной теме увеличивает область выбранных исследований: «Граждане Республики Беларусь как субъекты гражданского права». Именно в сфере гражданских правоотношений граждане наиболее полно могут удовлетворить свои интересы.
Правовая регламентация дееспособности и правоспособности граждан является одним из важнейших средств, направленных на упорядочение их правового статуса в общественных отношениях.
В Конституции Республика Беларусь декларируется как социальное государство, и обусловлена тем значением, которое имеет категория «дееспособность» в гражданском обороте физических лиц. Именно она обеспечивает возможность активного и полноправного участия граждан в данном процессе, поскольку без обладания дееспособностью и правособности это исключено.
Законодательное регулирование дееспособности и правособности осуществляется, прежде всего, посредством Гражданского кодекса Республики Беларусь, а наиболее полная реализация прав и законных интересов ее граждан является приоритетной целью государства. Очевидно, что в рамках гражданско-правового оборота, хозяйственной и предпринимательской деятельности, граждане непосредственно реализовывают не только свои социально-экономические права, но и такое неотъемлемое право человека, как право на достойный уровень жизни. Поэтому изучение гражданско-правового статуса граждан, никогда не утратит научной актуальности и практической значимости.
Вместе с тем, учитывая динамику социально-экономического развития Республики Беларусь, направленность политики государства на преодоление условий экономического кризиса, либерализацию экономики, рост благосостояния населения, расширение спектра финансовых инструментов, привлечение иностранных инвестиций на отечественный рынок, необходимо совершенствовать законодательство, определяющее дееспособность физических лиц как субъектов гражданско-правовых отношений. При этом необходимо рассматривать дееспособность в качестве органичной составляющей гражданско-правового статуса как совокупности элементов.
С практической точки зрения определяющее значение в изучении дееспособности и правособности физических лиц как института гражданского права имеет правовое регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям участников правоотношений, общества и государства в целом. Хотя последнее время законодательство Республики Беларусь активно совершенствуется и развивается, тем не менее, существует ряд вопросов, нуждающихся в уточнении.
Актуальность работы состоит в рассмотрении правоспособности граждан, как признака, присущего абсолютно любому лицу и оттого требующего уяснения по некоторым вопросам.
Объект работы – общественные отношения, связанные с понятием и содержанием гражданской правоспособности физического лица.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с понятием и содержанием гражданской правоспособности физического лица.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с понятием и содержанием гражданской правоспособности физического лица.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- определить общую характеристику правоспособности;
- проанализировать элементы гражданской правоспособности физических лиц;
- рассмотреть особенности правоспособности отдельных категорий физических лиц.
К методам, используемым в работе, следует отнести:
- методы индукции и дедукции;
- методы анализа и синтеза;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОСПОСОБНОСТИ
Граждане Республики Беларусь являются субъектами гражданского права, носителями гражданских прав и обязанностей.
В гражданском праве термин «граждане» используется для обозначения граждан как субъектов гражданского права. Сюда подпадают не только граждане Республики Беларусь, но и иностранные граждане и лица без гражданства. Все они обладают определенными качествами. Чтобы определить, какие конкретные качества должны обладать тот или иной субъект гражданского права следует определить правоспособность. Например, новорожденный не может вступать в договорные отношения, лично выполнять некоторые обязательства, но у него есть другие качества, например, он может быть наследником собственности, стать владельцем завещаемого имущества и т. д. В этом случае гражданская правосубъектность определяет, что субъекты имеют права и несут обязанности. Однако, как уже отмечалось, не все граждане могут одинаково приобретать гражданские права и осуществлять их в равной степени, а также создавать и выполнять гражданские обязанности для себя. Речь идет о зависимости субъектов от прав и выполнения обязанностей с уровня психического развития, т. е. достаточно сознательного волевого действия гражданина и человека, который не обладает надлежащим уровнем психического развития. Для определения правового статуса каждого из этих участников гражданского оборота имеются категории дееспособности и правоспособности, установленные в гражданском праве [20, c.258]
Иными словами, граждане как субъекты гражданского права вступают в различные правоотношения, приобретают права и обязанности, а для того, чтобы лицо стало обладателем определенного субъективного права или обязанности, оно должно обладать гражданской правоспособностью. Статья 16 Гражданского кодекса определяет гражданскую правоспособность как способность иметь гражданские права и нести ответственность и предусматривает, что он признается одинаково для всех граждан.
В Республике Беларусь иностранные граждане также имеют гражданскую правоспособность в равной степени со всеми. Ограничения устанавливаются в исключительных случаях. Со ссылкой на ст. 1104 ГК правоспособности иностранного гражданина определяется его личным законодательством. Все иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правом в Республике Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не предусмотрено Конституцией, законами и международными договорами Республики Беларусь. Таким образом, иностранные граждане и лица без гражданства имеют право приобретать дома (квартиры) на территории Республики Беларусь наравне с гражданами Республики Беларусь, но только если они постоянно проживают на своей территории и имеют законный источник существования.
ГЛАВА 2 ЭЛЕМЕНТЫ ГРАЖДАНСКОЙ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Приобретение и осуществление прав и обязанностей гражданами производятся под своим именем (п. 1 ст. 18 ГК). Это основной индивидуализирующий признак каждого физического лица. Имя дается гражданину при рождении. Оно включает фамилию и собственное имя, а также по желанию гражданина отчество, если оно не вытекает из законодательства или национального обычая.
Имя гражданина относится к числу личных неимущественных прав. Согласно ст. 69 КоБС фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если же фамилии у родителей разные, то с их согласия ребенку присваивается фамилия матери или отца, а при отсутствии такого согласия - по указанию органа опеки и попечительства [18].
Собственное имя ребенку дается с согласия родителей. При этом ребенку может быть дано не более двух собственных имен.
Собственное имя, которое записано в записи акта о рождении пер-вым, считается основным. Выбранное родителями собственное имя не должно противоречить нормам общественной морали, национальным традициям.
Отчество ребенку присваивается по собственному имени отца, а при рождении ребенка у матери, не состоящей в браке, если не имеется совместного заявления родителей или решения суда об установлении отцовства, запись об отце ребенка в книге записей актов о рождении производится по фамилии матери. Собственное имя и отчество отца ребенка записываются по указанию матери (ст. 58 КоБС) [14].
Все гражданские права приобретаются под собственным именем. Лишь в случаях, предусмотренных законодательством, гражданин может использовать вымышленное имя (псевдоним). Например, согласно ст. 15 закона Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. № 370-XIII «Об авторском праве и смежных правах» автор литературного произведения может, воспользоваться псевдонимом или не упоминать своего собственного имени, т. е. произведение издается анонимно [2].
Если по каким-то соображениям гражданину не нравится его имя, он вправе его переменить в порядке, установленном законом (п. 2 ст. 18 ГК). Порядок рассмотрения ходатайств о перемене фамилии, имени и отчества, а также перечень документов, которые лицо, заявившее о таком ходатайстве, должно приложить к заявлению, определены Положением о порядке регистрации актов гражданского состояния и выдачи документов и (или) справок органами, регистрирующими акты гражданского состояния, утвержденным постановлением Совета министров Республики Беларусь от 14 декабря 2005 г. № 1454 «О порядке организации работы с гражданами в органах, регистрирующих акты гражданского состояния, по выдаче справок либо иных документов, содержащих подтверждение фактов, имеющих юридическое значение».
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ ПРАВОСПОСОБНОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ КАТЕГОРИЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ
Для рассмотрения особенностей правоспособности отдельных категорий физических лиц рассмотрим правоспособность и дееспособность несовершеннолетних, как наиболее явное и часто встречающееся явление в современной жизни.
Несовершеннолетние граждане являются субъектами гражданского права наряду с совершеннолетними, поскольку им также присуща возможность быть носителями субъективных гражданских прав. В теории до настоящего времени нет единства в понимании основополагающих категорий, характеризующих правовой статус несовершеннолетних [1, с. 3].
Как и у совершеннолетних лиц, гражданская правосубъектность несовершеннолетних обусловлена наличием таких составляющих, как правоспособность и дееспособность, которым даны легальные дефиниции: в ст. 16 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) (гражданская правоспособность - способность иметь гражданские права и нести обязанности) и ст. 20 ГК (гражданская дееспособность - способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их) [2].
Все граждане, в том числе несовершеннолетние, обладают равной правоспособностью. Она возникает у гражданина в момент его рождения ( п. 2 ст. 16 ГК) [2].
Основополагающим понятием, характеризующим положение несовершеннолетних в гражданском праве, является дееспособность. Несмотря на наличие легальной дефиниции в законодательстве, сущность данной фундаментальной правовой категории, ее содержание требуют изучения.
Содержание понятия дееспособность неоднократно становилось предметом дискуссий у ученых правоведов. Вопросы возникали и относительно правовой практики и практики применения. [3, с. 138].
Следует отметить наличие дискуссионных положений теоретических исследований ученых-правоведов, которые заключаются в следующих выводах: дееспособность неотчуждаема (Д.И.Мейер, И.А.Покровский); не следует разграничивать правосубъектность, правоспособность и дееспособность (С.Ф.Кечекьян); в правосубъектности присутствует право- и дееспособность (О.С.Иоффе); правоспособность, дееспособность и деликтоспособность - составляющие правосубъектности (С.С.Алексеев, Р.О.Халфина) [4, с. 16]. Думается, что с мнениями О.С.Иоффе, С.С.Алексеева, Р.О.Халфиной трудно не согласиться и разграничение таких категорий, как правосубъектность, правоспособность и дееспособность, необходимо.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с понятием и содержанием гражданской правоспособности физического лица.
Цель работы образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- определить общую характеристику правоспособности;
- проанализировать элементы гражданской правоспособности физических лиц;
- рассмотреть особенности правоспособности отдельных категорий физических лиц.
Изучив данную тему, мы можем сделать вывод о том, что существует очень много пробелов в законодательстве, неточностей применения тех или иных норм, а также проблем их применения на практике.
Как мы видим правоспособность подразделяется на отрасли и в каждой определенной отрасли существуют свой юридический факты возникновения правоспособности. Однако по общему правилу она возникает в момент рождения человека и прекращается в момент его смерти.
Также не решенным остается вопрос о возможности ограничения правоспособности в более широком смысле и официального закрепления этой нормы в законодательстве. Несмотря на то что правоспособность, прежде всего, естественная категория, в некоторых случаях она таковой не является и вот эти случаи необходимо прямо предусмотреть в законе. А также возможность наложения определенных ограничений.
Что же касается прав человека, исходя из выше предоставленного материала можно сделать вывод о том, что нарушение этих прав существуют повсеместно и при этом оно все является законно обоснованным. Таким образом вывод в следующем – слишком много пробелом и коллизий, которые необходимо упразднять.
Также существует несколько взглядов на градацию этих прав на определенные группы. В основу, как правило, положены экономические, политические, социальные факторы общественной жизни.
Первоисточником всех прав человека являются международные договоры, которые были ратифицированы Российской Федерацией в свое время.
Как мы видим, для осуществления определенных прав человека необходимо наличие некоторых юридических фактов, без которых лице не может воспользоваться теми или иными правами, при этом вместе с возникновением прав, соответственно возникают и определенные обязанности, в связи с этим.
Защита прав человека необходима в современном обществе. Как мы видим она осуществляется повсеместно на международном и внутригосударственном уровнях.
В случае же выявления нарушений, со стороны государств, данное государство может понести определенную материальную ответственность.
Также Если гражданин злоупотребляет спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами, и ставит в результате этого свою семью в тяжелое материальное положение, то по решению суда данный гражданин может быть признан ограниченно дееспособным. Основным критерием является определение тяжелого материального положения семьи, которое может быть вызвано как уклонением лица от исполнения своих материальных обязанностей перед нею, так и затратами семьи на содержание гражданина, злоупотребляющего спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами. Для ограничения дееспособности необходимо наличие двух условий, указанных в законе: злоупотребление спиртными напитками, наркотическими средствами либо психотропными веществами и тяжелое материальное положение семьи в связи с этим, и наличие причинной связи между указанными условиями. Гражданину, ограниченному в дееспособности, назначается попечитель. Попечительство над гражданином, ограниченным судом в дееспособности, заключается в даче согласия на совершение тех сделок и юридически значимых действий, которые такой гражданин не вправе совершать самостоятельно. Объем ограничений гражданина в дееспособности должен быть указан в решении суда [16, c.91].
Правовым статусом бипатрида является совокупность прав, свобод и обязанностей, которыми он обладает. Правовой статус апатридов устанавливается государством, на территории которого они находятся, но с учетом соответствующих общепризнанных положений общего международного права.
Конституция устанавливает в целом национальный режим для определения правового положения лиц без гражданства (как и иностранных граждан), приравнивая его к правовому положению собственных граждан. Конституция не устанавливает различий в правовом положении иностранцев и лиц без гражданства.
Что касается отдельных ограничений, то они могут устанавливаться только нормативных правовых актов Республики Беларусь и международных договоров. Такой высокий уровень актов, с помощью которых могут устанавливаться исключения для лиц без гражданства (и иностранных граждан) из применяемого в отношении них национального режима, свидетельствует о том, какое особое внимание уделяет государство признанию и укреплению стабильности самого этого режима.
1. Авелина И. Основания ограничения дееспособности // Социалистическая законность. – 1988. – №9.
2. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учебник/Н.А. Бабий.- Минск : ГИУСТ БГУ, 2010. - 663 с.
3. Бабий, Н. А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть: учебник для студ. вузов по спец. «Правоведение» и «Экономическое право» /Н.А. Бабий.- 2-е изд., перераб. и доп.- Минск : ГИУСТ БГУ, 2013. - 688 с.
4. Боннер А.Т. Охрана интересов душевнобольных и слабоумных граждан // Советское государство и право. – 1986. – №11.
5. Бондаренко, Н.Л. Гражданское право. Общая часть: ответы на экзаменационные вопросы / Н.Л. Бондаренко. - 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 144 с.
6. Брагинский М., Ярошенко К. Граждане (физические лица). Комментарий к ГК Российской Федерации // Хозяйство и право. – 1995. – №2.
7. Витушко, В.А. Гражданское право: учеб. пособие: в 2 ч. / В.А. Витушко. - Минск: Белорусская наука, 2007. - Ч.1. - 565 с.
8. Гатин, А.М. Гражданское право / А.М. Гатин. - М.: Дашков и К, 2009. - 384 с.
9. Гражданское процессуальное право: учебник / С. А. Алехина [и др.]; под ред. М. С. Шакарян. - М.: ТК Велби, Проспект, 2004.
10. Гражданский кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 7 декабря 1998 г. №218-З: принят Палатой представителей 28 октября 1998 г.: одобрен Советом Респ. 19 ноября 1998 г.: в ред. от 05.01.2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.-Минск, 2015.
11. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 января 1999 г. №238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Респ. 18 декабря 1998 г.: в ред. от 2014 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2015
12. Конституция Республики Беларусь 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004г.). - Минск: Амалфея, 2005. - 48 с.
13. Колбасин, Д.А. Гражданское право (особенная часть): учебник / Д.А. Колбасин. - Минск: Амалфея, 2008. –1203 с.
14. Колбасин, Д.А. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие для студентов учреждений, обеспечивающих получение высшего образования по юридическим специальностям / Д.А. Колбасин; Министерство внутренних дел Респ. Беларусь, Академия МВД. — Минск: Амалфея, 2011. — 830,с.
15. Маньковский, И.А. Курс гражданского права: Особенная часть: В 3-х т. / И.А. Маньковский. – Минск: Молодежное, 2010. - Т.2.
16. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование: учебно-практ. пособие / Л.Ю. Михеева. - М.: Палеотип, 2002. - 247 с.
17. Маньковский, И.А. Курс гражданского права. Общая часть: монография. В 3-х т. Т.1. – Минск: Молодеж. науч. об-во, 2006. – 580 с.
18. Маньковский, И.А. Гражданское право. Общая часть: [в схемах] / И.А. Маньковский, С.С. Вабищевич. — Минск: ПТЧУП «Молодежное», 2011. — 183 с.
19. Михеева, Л.Ю. Опека и попечительство. Правовое регулирование: учебно-практ. пособие / Л.Ю. Михеева. - М.: Палеотип, 2002. - 247 с.
20. Марченко, В.Н. Правовые аспекты признания лица эмансипированным/В.Н. Марченко, Т.Д. Трамбачева //Научные труды Могилевского филиала БИП. Право. Политика. Экономика..-2010.-Вып.10,Ч.2 –С.4-7.