Введение
Вопросы о развитии личности ребенка в учреждениях дошкольного образования, о формировании его личностных качеств и психических процессов, а также о том, насколько комфортно чувствует он себя в группе детского сада, нам показались очень важными и актуальными, поскольку группа детского сада – это первое звено в системе общественного воспитания и образования детей [1]. Здесь ребенок проводит 8-12 часов в день, т. е. треть своего детства. Не только от родителей, но и от детского сада зависит то, насколько ребенок окажется психологически подготовленным к школе. Поэтому изучение внутригрупповых взаимоотношений, общения, совместной деятельности, влияния дошкольной группы на формирование личности детей, становление отношений в детском коллективе и т.д. – важные и актуальные проблемы. Разработка всех этих вопросов представляет исключительный теоретический и практический интерес [1].
Изучением формирования отношений в детском коллективе занимались многие учёные: Божович Л.И. [2], Коломинский Я.Л. [3], Мясищев В.Н. [4], Новикова Л.И. [5] и др.
Также немаловажным является изучение самооценки ребенка дошкольного возраста, поскольку считается, что она влияет на взаимоотношения в детском коллективе. Многие авторы едины в своем мнении по поводу того, кто и каким образом влияет на развитие самооценки ребенка. В данном исследовании рассматривались работы Лопатиной О.Г. [6], Смирновой Е.О., Холмогоровой В.М. [7], Репиной Т.А. [1], Даниловой Е.Е. [8], Мухиной В.С. [5], Марцинковской Т.Д. [11]. Все они пишут о значении оценок взрослых и сверстников для формирования самооценки ребенка.
Обращение к проблеме взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей старшего дошкольного возраста обусловлено той ролью, которую эти психические явления играют в процессе развития личности старшего дошкольника. Самооценка включена во множество связей и отношений со всеми психическими образованиями личности и выступает в качестве важной детерминанты всех форм и видов ее деятельности и общения. Являясь центральным звеном произвольной саморегуляции, она определяет направление и уровень активности человека, его отношение к миру, к людям, к самому себе. Поэтому изучение данной взаимосвязи делает актуальным данное исследование.
Цель: изучить взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у дошкольников.
Предмет: взаимосвязь самооценки и социометрического статуса у дошкольников.
Объект: самооценка и социометрический статус дошкольников.
В работе были поставлены следующие задачи:
- дать психологическую характеристику личности дошкольника;
2 Исследование взаимосвязи самооценки и социометрического статуса у детей дошкольного возраста
2.1 Характеристика выборки инструментария и процедуры исследования
Исследование взаимосвязи самооценки и социометрического статуса детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «….». В нем приняли участие 50 детей (25 девочек и 25 мальчиков) в возрасте 5-6 лет. Все дети посещают данную группу не меньше одного года. В сентябре 2016 года они идут в первый класс.
Для проведения исследования были отобраны две методики: «Лесенка» (С.Г. Якобсон, В.Г. Щур) и социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) [3] (Приложение А).
Гипотеза исследования: существует корреляционная взаимосвязь между уровнем самооценки детей старшего дошкольного возраста и их социометрическим статусом.
2.2 Изучение взаимосвязи самооценки и социометрического статуса
Результаты, полученные по методике Социометрическая методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) для каждого из дошкольников представлены в таблице 2.1. Обработка результатов по данной методике состояла в подсчете положительных и отрицательных голосов, отданных за каждого испытуемого.
Таблица 2.1 – Результаты по социометрической методике «Два домика» (Т.Д. Марцинковская)
| № п./п. | *+* | *-* | å |
| 1 | 1 | 0 | 1 |
| 2 | 2 | 1 | 1 |
| 3 | 0 | 9 | -9 |
| 4 | 1 | 0 | 1 |
| 5 | 0 | 1 | -1 |
| 6 | 0 | 0 | 0 |
| 7 | 0 | 4 | -4 |
| 8 | 2 | 2 | 0 |
| 9 | 0 | 0 | 0 |
| 10 | 0 | 0 | 0 |
| 11 | 6 | 1 | 5 |
| 12 | 1 | 2 | -1 |
Заключение
Заключение по теории
Результаты исследования по социометрической методика «Два домика» (Т.Д. Марцинковская) показали, что к группе Популярные («звёзды») были отнесены 22% испытуемых, к Предпочитаемые (избранные) – 34%, к Игнорируемым – 26% испытуемых и к Отверженным – 18%. Невысокий коэффициент сплоченности (0,5) свидетельствует о том, что в воспитательной группе детей нет прочных взаимоотношений, или ими данные отношения не достаточно хорошо осознаются.
Результаты по методике «Лесенка» показали следующее: на первое место себя определили 24 дошкольника, что составляет 48% от выборки; на второе место – 16 детей, что составляет 32% от выборки; на третье место – 7 детей, что составляет 14% от выборки; на четвертое место – 1 дошкольник, что составляет 2% от выборки; на пятое место – 2 ребенка, что составляет 4% от выборки.
Корреляционный анализ данных не показал значимой корреляции между уровнем самооценки и социометрическим статусом. При проведении данного исследования не подтвердилась выдвинутая в начале работы гипотеза о наличии корреляционной связи между самооценкой и социометрическим статусом ребенка в группе сверстников.
Психологические рекомендации, которые были даны нами по завершению исследования, направлены, в первую очередь, на коррекцию взаимоотношений дошкольников.
1. Отношения между сверстниками в группе детского сада: опыт социально-психологического исследования / ред. Т.А. Репина. – М.: Педагогика, 1978. – 200 с.
2. Божович, Л.И. Проблемы формирования личности – Издание 2-е, стереотипное. Под редакцией Д.И. Фельдштейна. - М.: Издательство «Институт практической психологии» - Воронеж: МОДЭК, 1997. - 352 с.
3. Бурлачук, Л.Ф. Словарь-справочник по психодиагностике // Серия «Мастера психологии». - 3-е изд. - СПб.: Питер, 2007. - 688 с.
4. Коломинский, Я.Л. Психология взаимоотношений в малых группах: общие и возрастные особенности: учебное пособие /Я.Л. Коломинский. – Издание 2-е, дополненное. – Минск: ТетраСистемс, 2000. – 432 с.
5. Психология и педагогика / ред. В.Н. Мясищев. – Ленинград: Издательcтво Ленинградского университета, 1957. – 190 с.
6. Новикова, Л.И. Педагогика детского коллектива: вопросы теории/ Л.И. Новикова. – М.: Педагогика, 1978. – 144 с.
7. Лопатина, О.Г. Роль оценочных высказываний в процессе общения детей в детском саду и семье. // Разнообразие форм воспитания и обучения дошкольников в психолого–педагогическом аспекте: сборник научных трудов / О.Г. Лопатина – М. 1990. – С. 17-21.
8. Смирнова, Е.О. Межличностные отношения ребенка от рождения до семи лет: учебно-методическое пособие / Е.О. Смирнова. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: МОДЭК, 2001. – 240 с.
9. Практикум по возрастной и педагогической психологии. Автор-составитель Данилова Е.Е. / Под редакцией Дубровиной И.В. – М., 1999 – 90 с..
10. Мухина, В.С. Психология дошкольника / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1975. – 239 с.
11. Детская практическая психология: Учебник / Под ред.проф. Т.Д. Марцинковской. - М.: Гардарики, 2000. - 255 с.