ВВЕДЕНИЕ
ОБЗОР ИСТОЧНИКОВ ПО ТЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и виды предпринимательства
1.2 Формы предпринимательства
ГЛАВА 2 ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
2.2 Иные акты законодательства Республики Беларусь в области регулирования предпринимательской деятельности
ГЛАВА 3 НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственная поддержка предпринимателей в Республике Беларусь
3.2 Особенности трудовых правоотношений с участием индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнь человека, его социальное развитие непосредственно связано с производством и потреблением всевозможной материальной и духовной продукции. Осуществление хозяйственной деятельности является необходимым условием развития общества и государства, средством обеспечения достойного существования человека.
Хозяйственная деятельность – понятие общее, которое включает в себя непосредственно предпринимательскую деятельность, осуществляемую с целью извлечения прибыли, и деятельность по производству продукции или выполнению работ, используемых для личного, семейного потребления, и не связанную с извлечением прибыли. Таким образом, предпринимательская деятельность является одним из видов хозяйственной деятельности.
Право занятия предпринимательской деятельности предоставляет, прежде всего, Конституция Республики Беларусь. Нормы Конституции содержат сразу три важнейшие гарантии предпринимательской деятельности: никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения; право наследования гарантируется. Вступив на путь предпринимательской деятельности, человек становится участником сложных и нередко противоречивых отношений с партнёрами по своей деятельности, конкурентами, наёмными работниками и государством. Предпринимательство занимает немаловажную роль в политической и экономической системе государства.
Становление предпринимательства происходит в сложных условиях выбора определённых путей становления рыночной экономики и формирования новой правовой системы в нашем государстве в целом. Практическое решение многих проблем развития предпринимательства осложняется отсутствием их теоретических разработок. К числу таких проблем относится правовое регулирование предпринимательства. Белорусское законодательство далеко от состояния, отвечающего требованиям современного развития предпринимательства.
Государство является основным субъектом обеспечения безопасности предпринимательства. Оно осуществляет регулирование всей совокупности отношений, опосредствующих предпринимательскую деятельность в той мере, в какой это необходимо для согласования интересов общества, предпринимателя и человека.
ГЛАВА 1
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Понятие и виды предпринимательства
В норме ст. 1 действующего Гражданского кодекса Республики Беларусь предпринимательская деятельность определена как самостоятельная деятельность организаций со статусом юридического лица и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведенных, переработанных или приобретенных указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другим лицам и не используются для собственного потребления. [2]
Для того, чтобы раскрыть юридическую сущность предпринимательской деятельности необходимо учитывать ее особенности, т. е. свойства, которые абсолютно все, без исключения являются необходимыми, а вместе с тем - достаточными для того, чтобы можно было признать ту или иную деятельность как предпринимательскую. Правильное понимание предпринимательской деятельности необходимо, прежде всего, для осуществления контроля за соблюдением требования о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя или организации со статусом юридического лица, закрепленного в нормах Декрета Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 с последующими изменениями и дополнениями «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», ст. 154 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, ст. 233 Уголовного кодекса Республики Беларусь. Если это требование выполнено, вопрос о квалификации деятельности в качестве предпринимательской, как правило, не возникает. Кроме этого, характер деятельности имеет значение для определения прав и обязанностей субъектов тех или иных экономических отношений.
Определяющим моментом для уяснения сущности предпринимательской деятельности является норма ч. 4 ст. 13 Конституции, в соответствии с которой предпринимательская деятельность выступает разновидностью деятельности экономической, т.е. предпринимательская деятельность может осуществляться только в рамках экономической.
ГЛАВА 2
ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
2.1 Основные источники правового регулирования предпринимательской деятельности в Республике Беларусь
Право на занятие предпринимательской деятельностью представляет Конституция Республики Беларусь. Согласно ч. 3 ст. 13 Основного закона страны «государство гарантирует всем равные возможности свободного использования способностей и имущества для предпринимательской и иной, не запрещенной законом экономической деятельности». Сегодня положения Конституции Республики Беларусь обеспечивают гарантии предпринимательской деятельности.
Первым по содержанию рыночным законом можно сорт считать Закон Республики Беларусь «О предпринимательстве» [6]. В соответствии с этим Законом сорт граждане республики сорт получили право заниматься предпринимательством. Настоящий Закон сорт определяет правовые, сорт экономические основы предпринимательства, сорт общие положения организации предпринимательской сорт деятельности, сорт регламентирует порядок регистрации, прекращение сорт деятельности, права, сорт обязанности и сорт ответственность сорт субъектов предпринимательства, сорт устанавливает меры сорт государственной защиты, сорт поддержки и регулирования сорт предпринимательства в сорт Республике Беларусь.
Закон направлен на сорт создание условий для широкого сорт проявления хозяйственной сорт инициативы сорт и сорт предприимчивости граждан сорт на основе сорт реализации принципа равенства всех сорт форм собственности, свободы сорт распоряжаться имуществом и выбора сферы сорт деятельности.
Правовой сорт статус юридических сорт лиц, порядок их сорт образования регистрации, прекращение сорт деятельности и другие аспекты их сорт функционирования определяется сорт Законом Республики сорт Беларусь «Об акционерных сорт обществах, обществах с сорт ограниченной ответственностью и обществах с сорт дополнительной ответственностью».
Вопросы поддержки и государственного регулирования предпринимательства регламентируются сорт Законом Республики Беларусь от 01.07.2010 № 148-З сорт «О поддержке малого и сорт среднего предпринимательства».
Непосредственно сорт о предпринимательской деятельности сорт иностранных граждан и лиц без сорт гражданства записано в ст. 11 сорт Закон Республики сорт Беларусь от 04.01.2010 № 105-З сорт «О правовом положении сорт иностранных граждан и сорт лиц без гражданства в Республике сорт Беларусь».
ГЛАВА 3
НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Государственная поддержка предпринимателей в Республике Беларусь
Государственное регулирование деятельности предпринимателей, является по своей сущности непосредственно публичной деятельностью, базируется на высоко функциональности поставленной цели (к примеру, осуществление национальной политики в сфере экономики), способов для ее осуществления (присутствие закрепленных в нормах белорусского права способов, а также приёмов для осуществления воздействия на объект), форм, т.е. возможностей существования, трансформирования, а также выражения (изменения или отмены) этих средств (все приемы и способы воздействия на объект имеют правовую форму таких актов, как целевая программа, разрешение, квота, лицензия), процесса ее осуществления (предусмотренные нормами права процедуры).Государственная экономическая политика находит свое закрепление в таких актах, как ежегодные послания Президента Республики Беларусь Парламенту, Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, Основные направления денежно-кредитной политики Республики Беларусь на текущий год [16, с. 321].
Субъекты государственного регулирования предпринимательской деятельности реализуют функции государства по регулированию предпринимательской деятельности. Таковыми, в частности, являются:
− защита экономического правопорядка;
− распределение и перераспределение доходов между административно-территориальными единицами, отраслями и отдельными субъектами предпринимательской деятельности;
− контроль за соблюдением норм права в процессе осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
− стимулирование развития какой-либо отрасли в заданном направлении; создание конкурентной среды; обеспечение нормальной занятости населения и т.п. [16, с. 323]
Действия по реализации указанных функций находят свое внешнее выражение в определенных формах и осуществляются посредством различных способов.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
Рыночная экономика вносит существенные изменения в содержание предпринимательских отношений, а также в правовое положение их субъектов.
Государство как институт власти пытается активно влиять на предпринимателей путем регулирования их деятельности через программы развития, утверждение конкретных (адресных) заданий, разрешение определенных действий, выдачу квот, выдачу лицензий, приостановление, аннулирование их, ограничение различного рода действий, также использование экономических приемов (кредитование, налогообложение, ограничение прибыли предпринимателей и т.д.), но при этом используемая система не имеет конкретной квалификации таких способов, т.е. среди ученых не существует единого мнения по использованию таких методов и никто не может с уверенностью утверждать, что такая система принесет пользу при развитии предпринимателей. Среди ученых также нет единого мнения по поводу того, каким образом нужно стимулировать развитие предпринимательства как социальной прослойки и следует ли это делать вообще. Отсюда и различное отношение к такого рода коммерческой деятельности, которое часто воспринимается негативно еще с постсоветскими предрассудками, но предусмотрительно завуалированными под непонимание устройства рыночной экономики.
Права предпринимателей представлены достаточно широким кругом, обязанности разработаны значительно лучше, особенно внушает доверие разработанность имущественной ответственности по различным материальным обязательствам, также действует принцип весьма несоразмерных штрафов за нарушение каких-либо предпринимательских обязанностей. В законодательстве также не говориться ничего о правах предпринимателей, кроме обращения в хозяйственные суды, при несогласии их с дополнительными обязанностями возложенных на них администрацией рынков, таких как "займы на развитие рынков" и т.д. Единственно обнадеживающим фактором является то, что лично Президент Республики Беларусь обратил внимание на несовершенство законодательства в данной области, в связи с чем на сегодняшний день ведется активная законотворческая работа в соответствующей отрасли.
Под хозяйственной деятельностью следует понимать деятельность физических лиц и организаций со статусом юридического лица по производству продукции (работ, услуг), если эта продукция (работы, услуги) используется не для собственного потребления, а предназначена для реализации другим лицам.
1. Конституция Республики Беларусь (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г. В редакции решения республиканского референдума 17 ноября 2004 г. – Мн.: Акад. МВД Республики Беларусь, 2005. – 40с.
2. Гражданский кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. от 9 янв. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. от 8 янв. 2018 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Кодекс Республики Беларусь о земле [Электронный ресурс] :23 июля 2008 г., № 191-З : принят Палатой представителей 17 июня 2008 г. : одобр. Советом Респ. 28 июня 2008 г. : в ред. Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 г. № 439-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018
6. О предпринимательстве в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 28.05.1991г. №813-XII с последующими изменениями и дополнениями // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О нормативных правовых актах Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь от 10 янв. 2000 г. № 455-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by/document/?guid=3871&p0=h10000361.
8. О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010. №108-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 9 января 2018 г. № 91-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О торгово-промышленной палате: Закон Республики Беларусь от 16.06.2003г. №208-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. О политических партиях: Закон Республики Беларусь от 05.10.1994г. №3266-XII: в ред. Закона Республики Беларусь от 4 июня 2015 г. № 268-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. О личных подсобных хозяйствах граждан: Закон республики Беларусь от 11.11.2002г. №149-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 28 декабря 2009 г. № 96-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
12. Об адвокатуре и адвокатской деятельности в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 30.12.2011 г. №334-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 11 июля 2017 г. № 42-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования: Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 г. №1: в ред. Декрета Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. Альбертович, С. Регулирование предпринимательской деятельности / С. Альбертович // Советская Белоруссия. –2009. – №240 (21615). – С.5.
15. Вабищевич, С. С. Хозяйственное право. Правовое регулирование хозяйственной деятельности / С. С. Вабиишевич. – Мн.: Молодежное, 2006. – 392 с.
16. Вабищевич, С.С. Предпринимательское право: состояние и перспективы развития предпринимательской деятельности / С. С. Вабишевич. – Мн.: Молодежное, 2008. – 498 с.
17. Витушко, В.А. Правовое регулирование хозяйственной деятельности: Учебник / В. А. Витушко. – Мн.: Мисанта, 2004. – 832 с.
18. Захарченко, С.С. Предпринимательское (хозяйственное) право / С. С. Захарченко. –Мн.: БИП-С, 2004. – 111 с.
19. Маньковский, И.А. Курс гражданского права. Общая часть / И. А. Маньковский. – Мн.: Молодежное, 2006. – 427 с.
20. Правовые основы ведения бизнеса в Республике Беларусь / Е.А. Войткевич, В.Ф. Деревцова, Ю.И. Кашинского и др. – Мн.: Интерпрессервис, 2003. – 682 с.
21. Реуцкая, Е.А. Хозяйственное право: курс интенсивной подготовки./ Е. А. Реуцкая. – Мн.: ТетраСистемс, 2008. – 384 с.
22. О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Республики Беларусь от 04.01.2010 г. № 105-З: в ред. Закона Республики Беларусь от 20 июля 2016 г. № 414-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Сергеев, А.П. Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь / А. П. Сергеев // Белорусская деловая газета, 2008. – №187 (13549). – С.7.
24. Яхновец, С. Предпринимательская деятельности как объект правоотношений / С. Яхновец // Судовы Веснiк, 2009. – №1. – С.4.
25. О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь, 18 янв. 2005 г., № 285: в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 16 мая 2014 г., № 222 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. Трудовой кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня. 1999 г.: в ред. от 13 нояб. 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. Об утверждении примерной формы трудового договора: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 27 дек. 1999 г., № 155: в ред. постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28 февраля 2018 г., № 21 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Важенкова, Т. Н. Трудовое право : ответы на экзаменационные вопросы / Т. Н. Важенкова. – 2-е изд., перераб. – Минск : ТетраСистемс, 2012. – 192 с.
29. Постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 декабря 2011 года № 135 «Об утверждении Рекомендаций по перечню документов, обязательных для индивидуальных предпринимателей и микроорганизаций при регулировании трудовых отношений с работниками» [Электронный ресурс] / Министерство труда и социальной защиты Респ. Беларусь. – Режим доступа: http://www.mintrud.gov.by/ru/rekom-po-perechnyu-dokumentov-obyaz-dlya-individ-predprin-i-mikroorganizacij-pri-regulir-trud-otnoshenij-s-rabotnikami.
30. О занятости населения Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 15 июн. 2006 г., № 125-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18 июля 2016 г., № 409-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.