ВВЕДЕНИЕ
1. РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2. ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.2 ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО И ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО
2.3 СИСТЕМА РАЗДЕЛЕНИЯ ВЛАСТЕЙ В ПРАВОВОМ ГОСУДАРСТВЕ..
3. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность проблемы и практическая значимость темы связана с развитием в Республике Беларусь правового государства.
Теория правового государства вовсе не застывшая догма, она развивается и сегодня, постоянно наполняясь новым содержанием по мере накопления нравственных традиций и политического опыта. В юридической науке нет общепризнанной концепции правового государства. Оно может обосновываться и разрабатываться с разных мировоззренческий позиций, отражать реалии различных политических и правовых систем. [2]
Предметом исследования являются законодательство, правовые акты, научные статьи, связанные с развитием и концепциями развития правового государства.
Цель работы – установление и выделение существующих концепций развития Республики Беларусь как правового государства.
Для реализации поставленной цели в работе предлагалось решить следующие задачи:
1. исследовать зарождение идеи правового государства;
2. дать понятие «правового государства», «гражданского общества»;
3. установит признаки и принципы правового государства;
4. исследовать концепции развития правого государства.
Методы исследования общие и частные, включая сравнительно-правовой, логический, анализ, синтез, дедукция, индукция, сравнительно-правовой метод, метод толкования права исследуемых явлений и результатов.
В процессе подготовки и создания данной работы были изучены труды российских и белорусских научных деятелей, современных специалистов А.Б.Венгерова, Ф.Г. Шухов, И.А. Наумов, В.Г. Тихиня, Вишневского А.Ф. и т.д.
1 РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Термин «правовое государство» произошел от немецкого Rechtsstaat, обозначавшего в конце XVIII в. доктрину, согласно которой в государстве должны обеспечиваться верховенство конституции страны и подчиненность ей действий государства. [17, c. 156] Проблема правового государства имеет глубокие исторические корни, а идея такого государства зародилась давно.
Труды античных мыслителей заложили идейные источники теории естественного права, создали фундамент, на котором впоследствии развились взгляды ученых XVII-XIX вв., обосновавшихся идеи о правовом государстве и разделении властей. Также разрабатывались различного рода концепции правового государства и создавались элементы, которые в последующем стали характеризовать правового государство.
Так например, концепция правового государства у И. Канта приводят к следующим тезисам: источником нравственных и правовых законов выступает практический разум, или свободная воля людей; человек становится моральной личностью, если возвысился до понимания своей ответственности перед человечеством в целом; в своем поведении личность должна руководствоваться требованиями категорического императива, который сводится к следующему: «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице; и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не относился бы к нему только как к средству» и «поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать всеобщим законом»; правом, основанным на нравственном законе, должны быть определены границы поведения людей с целью, чтобы свободное волеизъявление одного лица не противоречило свободе других; право призвано обеспечить внешне благопристойные, цивилизованные отношения между людьми; государство — это соединение множества людей, подчиненных правовым законам. Или «государство в идее, такое, каким оно должно быть» обязано сообразовываться «с чистыми принципами права»; государство призвано гарантировать правопорядок и строиться на началах суверенитета.
Другое представление Монтескье показывает следующее - государственно-правовые воззрения сводятся к тому, что формы правления, формы государственного устройства определяют собой дух законов и содержание законодательства; основываются на том, что принцип демократии — это добродетель, любовь к общему благу; исходят из того, что к «правильной» форме государства относится демократия, при которой верховная власть принадлежит всей массе народа и основные законы здесь определяют порядок подачи голосов, посредством которых выражается воля народа, состав и способ деятельности народного собрания; проповедует любовь к отечеству, уважение к закону, поддержку существующих порядков, равенство и умеренность состояний, охрану семейного достояния [20, c.34].
2 ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 ПОНЯТИЕ, ПРИНЦИПЫ И ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
По данному вопросу существуют различные мнения и споры. Само понятие «правовое государство» не закреплено в правовых актах, в связи с этим обратимся к мнению ученых.
Н.С. Василевич, представляет «правовое государство», что это стадия в развитии государства. [2]
С.А. Комаров пишет, что «…правовое государство есть форма народовластия, политическая организация граждан». [3, с. 193]
В.П. Сальников определяет правовое государство, как «практически инструмент обеспечения и защиты свободы, чести и достоинства личности» [4, с. 61].
Г.А. Василевич говорит о том, что правовое государство – «тип государства, в котором существует конституционный строй». [5, с. 69]
На данном этапе, считаю, невозможно указать на верное или неверное определение, каждое представляет какую-то часть понятия – правовое государство.
Современные подходы юридической науки и практики к пониманию правового государства и последние достижения в этой области сводятся к следующим основным признакам:
1. Государство является выразителем и защитником интересов гражданского общества. [10, с.243] Правовое государство провозглашает права и свободы, создает разветвленный механизм социально-правовой защищенности. В большей степени важна не защита прав и свобод человека, а создание условий, в которых они способны реализоваться. [8, с. 260]
2. Подлинный демократизм в законодательстве, осуществляемый как представительными органами народа, так и непосредственно им самим. [9, с.8]
3. Господство закона во всех сферах общественной жизни. Никакие акты законодательства (президентские, правительственные, ведомственные, партийные) не могут противоречить закону, отменять или изменять его равенства всех перед законом и судом без каких-либо дискриминирующих обстоятельств. [9, с.8]
5. Разграничение компетенции законодательной, исполнительной и судебной властей при условии, что они уравновешивают, сдерживают друг друга. [9, с.8]
3 АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 1996 г. и 2004 г.) в ст.1 закрепляет принцип правового государства: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство». [1]
Первое, что важно отметить, 27 июля 1990 г. Беларусь приняла свою Декларацию «О государственном суверенитете Республики Беларусь», что послужило важным шагом на пути преобразований в деле создания своей государственности. В преамбуле Декларации о суверенитете было провозглашено о «…решительности создать правовое государство». [6]
Идея правового государства прошла в нашей стране сложный эволюционный путь от полного (начиная с 1917 года) отрицания до частичной, а затем и окончательной рецепции, выразившейся в конституционном провозглашении Республики Беларусь правовым государством. В процессе анализа отличительных особенностей эволюции правового государства в Беларуси, можно было заметить, что развитие уникальной государственности происходило быстрым путем за счет централизованного стиля правления. Существенным факторами детерминации правовой культуры и гражданского общества в Беларуси были непопулярность либеральных ценностей. Задачи настоящего исторического момента связаны с укоренением и развитием основ правовой государственности.
В силу ряда объективных и субъективных причин процесс формирования правового государства носит сложный и противоречивый характер. Реформируется правовая система, медленно идет "вживание" в законодательство, отвечающее рыночным отношениям. Между провозглашением идеи правового государства и ее реализацией — большая дистанция. [19]
Однако, А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбатюк, В.А. Кучинский отмечают, что момент закрепление принципа правового государства Конституцией Республики Беларусь следует «…трактовать не как достигнутое завоевание, а в качестве цели, которая должна определять организацию и функционирование всей государственной системы». [7, с. 520]
Важно не только провозгласить то или иное государство правовым, но и обеспечить «внутренние содержание» государства, для которого характерно наличие определенных элементов, и реализацию этих элементов на практике. На реализацию основных прав и свобод направлено действие большинства статей Конституции Беларуси, в том числе посвящённых конкретным правам и свободам. Следует отметить, что в Республике Беларусь создана нормативная правовая база становления правового государства. Хотя, как считают многие юристы, в утверждении правового государства в Республике Беларусь имеются свои трудности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении необходимо отметить важные моменты и задать вопрос построено ли где-нибудь в мире правовое государство, идеально отвечающее всем выше перечисленным признакам? Понятно, что таких государств в мире пока ещё нет. В настоящее время можно говорить только об определении степени приближения той или иной страны к правовому государству. Следовательно, правовое государство в таком его понимании есть всего лишь идея, к которой нужно стремиться. Такая мысль стала четко проводиться и в последних исследованиях по проблемам правового государства.
Я считаю, путь Республики Беларусь к правовому государству не будет простым и быстрым. Причин тут несколько.
Прежде всего, необходим полный отказ от командно-административных методов руководства, нужно преодолеть правовой нигилизм и субъективизм. Требуют своего разрешения теоретико-правовые вопросы. Необходимо также совершенствовать правовое воспитание граждан, постоянно информируя их о правах, возможностях защиты. Также не обойтись и без учета опыта других стран, однако этот опыт должен сочетаться с собственными традициями и реалиями. В Республике Беларусь надо воспитывать глубокое уважение к Конституции и закону, формировать высокую правовую культуру и правосознание. Без этого невозможно создать цивилизованное общество, построить правовое государство.
Если мы будем совершенствовать действующее государство соответственно этим требованиям, то мы и в реальной жизни выйдем к параметрам правового государства.
Зародившаяся в античную эпоху и развитая в новое время, идея правового государства в дальнейшем превратилась в стройную теорию, а затем нашла свое отражение и практическое воплощение в ряде разных стран, а также в РБ на современном этапе ее развития.
Формирование гражданского общества со своей структурой, элементами и целями – это сложный и длительный процесс, который разворачивается по мере проведения в жизнь политической экономической и правовой реформ, возрождение нравственных устоев, построения современного гражданского общества.
Несмотря на существование института делегированного законодательства, в Республике Беларусь признаки правового государства не только провозглашаются на теоретическом уровне, но и реализуются на практике.
Все страны, которые идут сегодня путем демократии и законности, провозгласили благородную идею — идею правового государства. Путь к нему тернист, но необходимо делать все для того, чтобы правовое государство в нашей республике стало реальностью.
Идея правового государства является прогрессивной и отражает устойчивые потребности и представления человека и общества о справедливом государстве.
Подлинное правовое государство – это отнюдь не подчинение государства праву, не связанность государства собственными законами, а прежде всего такое построение государственных институтов, их формирование, взаимодействие и реализация ими государственных функций, которые основаны на критериях справедливости и равенства.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года [Электронный ресурс] : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
2. Василевич Н. С., Формирование правового государства// Юридический факультет. – 2004.- с.204-207
3. Комаров С. А. Общая теория государства и права: Курс лекций / С.А. Комаров. - СПБ.: Изд-во Юрид. ин-та, 1996. – с. 287
4. Сальников В. П., Советское правовое государство и юридическая наука // Советское государство и право. - 1989. - № 3.
5. Василевич Г. А. Конституция. Человек. Государство / Г.А. Василевич - Минск : Тесей, 2000. — с. 308
6. Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 N 193-XII «О государственном суверенитете Республики Беларусь» (в ред. Закона Республики Беларусь от 19.09.1991 N 1085-XII).
7. Вишневский А. Ф., Горбатюк Н. А., Кучинский В. А. Общая теория государства и права/ А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А. Кучинского. - М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. - 656 с.
8. Матузова Н. И., Малько А. В. Теория государства и права: Курс лекций / Матузова Н.И., Малько А.В. – Минск: 2-е изд., перераб. и доп. : Юристъ, 2001. — 776 с.
9. Кучинский В.А. Конституционный контроль как условие формирования и функционирования правового государства // Проблемы формирования правового государства в Беларуси: Сб. науч. трудов. — Минск: Изд-во Акад. милиции МВД РБ, 1994. — С. 47–57.
10. Сильченко Н. В., Проблемы интеграции правовой системы Республики Беларусь в европейское и мировое правовое пространство: материалы международной научной конференции.- Гродно: ГрГУ. 2002.
11. Корнев, А. В. Идеи правового и полицейского государства в дореволюционной России: автореф. дис. канд. юрид. наук.: 12.00.00 / А.В. Корнев М., - 1995.
12. Азизова В.Т., Исаева С.М., К вопросу о верховенстве закона как признаке правового государства // Вестник Дагестанского государственного университета. Серия «Право». – 2014. – № 2. – С. 26–30;
13. Муртазалиев А.М., Мирзаев М.А., Правовое государство и гражданское общество: взаимосвязь и взаимозависимость // Вестник Дагестанского государственного университета. - 2014. - № 2. С. 30-36
14. Утяшев М.М. Правовое государство, гражданское общество, права человека – триединый путь к цивилизации // Правовое государство: Теория и практика. – 2013. – Т. 2. – № 32. – С. 31–37.
15. Правовое государство: проблемы формирования и развития. Материалы научного семинара. Вып. 4 (42). — М.: Научный эксперт, 2011. — 136 с
16. Вислогузов Ю.А., От гражданского общества к правовому государству // Гражданское общество и правовое государство. – 2013.- с. 26-28.
17. Шухов, Ф.Г. Наумов И.А., Правовое государство: эволюция взглядов и современность // Известие РГПУ им. А.И. Герцена. - 2007. - №31. - С. 45-49.
18. Тихиня В.Г., Орлова Л.М., Кодавбович В.А., Основные принципы формирования правового государства в РБ // Труды МИУ– 2004. – №1.- c.59-64.
19. Тихиня, В. Г. Формирование правового государства в Республике Беларусь : проблемы и пути их решения / В. Г. Тихиня // Право и экономика : [науч.-практ. сб.]. — Минск, 2014. — Вып. 5. — С. 216-221.
20. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность: Монография/ А.И. Коваленко. - М.: Междунар. науч.-просветит. ассоц. "Знание", Центр юрид. всеобуча, 1993. - С. 78
21. Кирякова И.Н., Реализация признаков правового государства в Республике Беларусь в условиях существования института делегированного законодательства // Проблемы управления. – 2010 - № 2 (35). – с. 164-167
22. С. С. Алексеев — Государство и право: начальный курс / Алексеев С.С. 2-е издание М., 1993.