Введение
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования коммуникативной компетенции
1.1. Сущность коммуникативной компетентности
1.2. Обоснование средств формирования коммуникативной компетентности учащихся на уроках иностранного языка
Глава 2. Организация внедрения коммуникативности в учебный процесс
2.1. Реализация государственных стандартов на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетентности
2.2. Пути развития коммуникативной компетентности
Заключение
Список использованных источников
Приложение А
ВВЕДЕНИЕ
Общественно – цивилизационные перемены: информационный социум, интеграция, гражданское общество, ведут к переосмыслению вопросов образования, что нашло своё отражение в концепции модернизации образования Беларуси.
В документах, материалах ЮНЕСКО так же упоминается область основных глобальных компетенций, которыми должен обладать современный гражданин и которые должны рассматриваться абсолютно всеми как желаемый результат образования. Эти компетенции представляют собой «четыре столпа», на которых должно основываться образование: «Научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить» [4, с. 34].
Следовательно, общеобразовательное учебное заведение должно создавать основные компетенции, которые определяют современное качество содержания образования. «Одной из основных ключевых компетенций является коммуникативная, так как она имеет значительное влияние в работе и общественной жизни до такой степени , что тем , кто ею не обладает грозит исключение из общества» [12, с. 33]
При создании коммуникативной компетентности иностранный язык обладает большим количеством преимуществ, он является способом её формирования.
Новые задачи подразумевают изменения в условиях к уровню владения иностранным языком, установление новейших подходов к отбору содержания и организации образовательного процесса. К сожалению, нельзя не отметить, что уже познаны все пути, которые позволяют эффективно обучать речевой деятельности, но одно можно утверждать с уверенностью: основой методического содержания современного урока должна быть коммуникативность.
Актуальность исследования заключается в том, что на современном этапе преподавания английскому языку должны быть учтены общеевропейские требования к владению английским языком как средством международного общения, должен быть реализован социокультурный аспект к обучению языку, у обучающихся должны формироваться коммуникативные умения, требуемые как для успешного устного и письменного общения, так и для чтения английской литературы.
Все эти требуемые умения возможны только при владении богатым лексическим запасом английских слов и способности с помощью данных слов выразить собственные мысли.
Объектом исследования является процесс развития коммуникативной компетенции у обучающихся.
Предметом исследования являются методы и приемы формирования иноязычной коммуникативной компетенции у обучающихся.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ
1.1 Сущность коммуникативной компетентности
Под коммуникативной компетентностью подразумевают умение определять и сохранять необходимые контакты с другими людьми, конкретный комплекс знаний, умений и навыков, которые обеспечивают продуктивное общение. Она подразумевает навык изменять глубину и область общения, понимать и быть понятным для собеседника [1, с. 23].
Коммуникативная компетентность создается в условиях самого контакта, вследствие чего считается следствием опыта общения между людьми. Данный навык реализуется не только в ходе самого общения, а также косвенно, в том числе по литературе, театру, кино из которых человек черпает информацию об особенностях коммуникативных ситуаций, свойствах межличностного взаимодействия и путей их решения. Во время познания коммуникативной сферы человек взимает из культурной среды средства анализа коммуникативных ситуаций в виде словесных и визуальных форм.
Структура коммуникативной компетентности. Если полагаться на общепринятый в социальной психологии способ общения, который подразумевает перцептивный, коммуникативный и интерактивный аспекты, то коммуникативную компетентность можно расценивать как одну из составляющих общения. Таким образом, коммуникативный процесс подразумевает «информационный процесс между людьми как активными субъектами, с учетом отношений между партнерами» [10, с. 56].
Есть и обширное представление о «коммуникации», применяемое в процессе развития системы массовых коммуникаций в обществе.
Акцентируют следующие элементы коммуникативной компетентности:
- направленность в разных ситуациях общения, которая основывается на познаниях и жизненном опыте индивида;
- способность продуктивно осуществлять взаимодействие с окружающими благодаря пониманию себя и других при постоянном видоизменении психических состояний, межличностных отношений и условий социальной среды [9, с. 30];
- соответственная направленность человека в самом себе - собственном психологическом потенциале, потенциале партнера, в ситуации;
- стремление и способность строить контакт с людьми;
- внутренние средства регуляции коммуникативных действий;
- знания, умения и навыки плодотворного общения;
- внутренние ресурсы, необходимые для построения эффективного коммуникативного действия в определенном круге ситуаций межличностного взаимодействия [13, с. 123].
ГЛАВА 2 ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕДРЕНИЯ КОММУНИКАТИВНОСТИ В УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС
2.1 Реализация государственных стандартов на уроках иностранного языка как средство формирования коммуникативной компетентности
Главной целью иностранного языка является создание коммуникативной компетентности, что считается одной из базисных компетентностей белорусского образования, точнее, способности и готовности производить иноязычное межличностное и межкультурное взаимодействия с носителями языка.
При наличии развитой коммуникативной компетентности учащийся сможет:
– рассказать о себе устно и письменно, заполнить анкету, заявление, резюме, аннотацию, поздравление;
– рассказать о своем, среднем учебном заведении, стране в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, используя при этом знание иностранного языка;
– уметь применять методы взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
– уметь применять различные виды речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо).
Коммуникативная компетентность, в свою очередь, включает предметные компетенции:
– речевую
– языковую
– социокультурную
– компенсаторную
– учебно – познавательную
Речевая компетенция – усовершенствование коммуникативных навыков в четырёх видах речевой деятельности:
– говорение
– аудирование
– чтение
– письмо
Когда был принят стандарт нового поколения изменилось отношение к субъекту учебного процесса, он стал центром учебного процесса [13, с. 36].
В процессе обучения школьников методам вербальной работы, мы сопоставляем коммуникативную компетентность с одной из основных целей обучения иностранным языкам. Следуя мнению Е.И. Пассова, создателя коммуникативного метода, мы подразумеваем под коммуникативностью речевую направленность учебного процесса, которая заключается не только в том, что имеется ввиду речевая практическая цель, сколько в том, что путь к этой цели есть само практическое пользование языком.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ проведённой работы позволяют сделать следующие выводы:
1) Развитие коммуникативной компетентности происходит не естественным путем, а благодаря специальным приемам, которые заключаются в создании особых ситуаций воздействия;
2) Все действующие методы преследуют одну цель: оказать социально-психологическое воздействие на личность, способствующее развитию и совершенствованию ее коммуникативной компетентности;
3) Говорение представляет собой форму устного общения, с помощью которой происходит обмен информацией, осуществляемой средствами языка. Все функции устного общения - информационно – коммуникативная, регулятивно – коммуникативная и аффективно – коммуникативная осуществляются при этом в единстве. В процессе говорения осуществляется выражение мысли. Результатом деятельности говорения является его продукт – устное высказывание.
4) Одна из основных целей обучения иностранному языку – формирование иноязычной коммуникативной компетенции. Одним из важных компонентов иноязычной коммуникативной компетенции является дискурсивная компетенция, так как оно подробно отражает компоненты речевой ситуации, чем понятие «речевая компетенция». В основе дискурсивной компетенции лежит понятие дискурс.
5) В настоящее время в методике выделяют следующие формы обучения: фронтальная, индивидуальная, парная, коллективная и групповая. При обучении иноязычному общению на уроках иностранного языка наиболее целесообразным является применение групповой формы обучения.
6) Групповая форма учебной работы предусматривает деление учебной группы на подгруппы и может быть использована практически на всех этапах работы с учебным материалом.
Несомненным достоинствами этой формы учебной работы являются снижение тревожности ребенка, что активизирует его познавательную творческую активность; эмоциональная включенность ученика в совместную деятельность; повышение мотивации за счет необычности формы занятия и духа соревнования, возможности проявить себя и повысить свой статус в группе; активный обмен знаниями, навыками и умениями между учениками; освоение новых и реализация уже сформированных навыков общения; реальная возможность для ученика предъявить свой субъектный опыт и в то же время внести коррективы в процесс овладения иноязычными знаниями и умениями.
7) На первый план выступает самостоятельное использование иностранного языка как средства получения учащимися новой информации, которая бы по-иному представляла известные им факты, расширяла их информированность в различных областях знания, вводила в новые сферы их применения.
1. Берн Э. Транзакционный анализ и психотерапия/Э. Берн. - Санкт-Петербург, «Братство», 1994. – 23, 45 с.
2. Грехнев В.С. Культура педагогического общения/В.С. Грехнев. - М, «Просвещение», 1990. - 3 с.
3. Григорьева Т.Г. Основы конструктивного общения. Хрестоматия/Т.Г. Григорьева, Т.П. Усольцеву. - Изд: «Совершенство», - М., 1999. – 23 с.
4. Добрович А.Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения/А.Б. Добрович. - М, «Просвещение», 1987. – 17, 34, 45 с.
5. Измайлова Ю. М. Формирование коммуникативной языковой компетенции и ее компоненты/Ю.М. Измайлова, Е.М. Пискарева. - Саратов: Инс-т развития бизнеса и стратегий. СГТУ, 2010. – 111 с.
6. Каменская О. Л. Текст и коммуникация.- М.: Академия, 2006. –154с.
7. Кобзева Н. А. Коммуникативная компетенция как базисная категория современной теории и практики обучения иностранному языку/Н.А. Кобзева. - М., 2011. – 45, 51 с.
8. Крижанская Ю.С. Грамматика общения/Ю.С. Крижанская, В.П. Третьяков. - Л, 1990. – 91 с.
9. Кузнецова И. А. Почему нужно работать в группах /И.А. Кузнецова. - М.,2007. – 19, 30 с.
10. Куклина С. С. Коллективная учебная деятельность в группе на этапе совершенствования навыков иноязычного общения. Иностранные языки в школе/ С.С. Куклина. –М., 2000. - 56 с.
11. Ляховицкий М. В. Методика преподавания иностранных языков/М.В. Ляховицкий. - М.: Просвещение, 1999. - 49 с.
12. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения, М., «Педагогика», 1983. – 33, 72 с.
13. Новые государственные стандарты школьного образования по иностранному языку. 2 – 11 классы. – М.: Астрель: ФСЕ, 2004. – 123 с.
14. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю. Шевцовой. – М, Рус. яз., 1991. – 56 с.
15. Пассов Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению/Е.И. Пассов. – М., «Просвещение», 2017. – 35, 64 с.
16. Пассов Е.И., Концепция коммуникативного обучения иноязычной культуре в средней школе: Пособие для учителя/Е.И. Пассов, В.Б. Царькова – М., «Просвещение», 1993. – 29 с.
17. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе/Е.С. Полат.- М., 2000. - 52 с.
18. Тамбовкина Т.Ю. Тандем-метод – один из путей реализации личностно- ориентированного подхода в языковом образовании / Иностр. языки в школе/ Т.Ю. Тамбовкина. – М., 2013. - 66 с.
19. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / Интернет-журнал «Эйдос»., 2005. – 17 с.