ВВЕДЕНИЕ
Конец XIX – начало XX вв. вошли в историю литературы Западной Европы как период подъема драматического искусства. Драматургия этого времени была названа современниками «новой драмой», которая подчеркивала радикальный характер происходивших в ней перемен. «Новая драма» появилась и развивалась в атмосфере культа науки, вызванного необычайно быстрым развитием естествознания, философии и психологии, и, открывая для себя новые сферы жизни, впитала в себя дух всемогущего и всепроникающего научного анализа. Она впитала огромное количество различных художественных явлений, попала под влияние разнообразных идейно-стилевых течений и литературных школ, от натурализма до символизма. «Новая драма» возникла в период процветания «хорошо сделанных», но далеких от жизни пьес и с самого начала старалась обратить внимание на наиболее жгучие, животрепещущие проблемы. Первопроходцами новой драмы были Ибсен, Бьёрнсон, Стриндберг, Золя, Гауптман, Шоу, Гамсун, Метерлинк и другие выдающиеся писатели, каждый из которых внес неповторимый вклад в ее развитие. В историко-литературной перспективе «новая драма», которая послужила коренной перестройкой драматургии XIX в., ознаменовала собой начало драматургии века XX.
Среди славных имен немецких писателей-гуманистов данного периода имя Герхарта Гауптмана принадлежит бесспорно к числу весьма заметных.
Герхарт Гауптман прожил большую творческую жизнь, насыщенную напряженным и разнообразным трудом. С 80-х годов прошлого столетия и до самой своей смерти, последовавшей в 1946 году, этот писатель не покладая рук работал в самых разных жанрах. Он проявил себя как драматург, беллетрист, мемуарист, поэт и публицист.
Гауптман начал свой путь стихами (его юношеская поэма «Весна любви» написана в 1881 году). В конце его жизни мы снова видим среди его созданий стихи, полные лирических раздумий о судьбах родины. Гауптман был поэтом, и притом поэтом глубоким и сильным. Однако все же не поэзия, а драматургия явилась главной сферой выражения его таланта. То же следует сказать и о Гауптмане-прозаике: им было написано много беллетристических произведений, среди которых есть вещи поистине замечательные; но все-таки не они, а прежде всего драмы Гауптмана прославили его имя.
Ранние литературные опыты Гауптмана относятся к началу 80-х годов. Но не они принесли молодому писателю известность и славу. Первым его нашумевшим, привлекшим широкое общественное внимание произведением
ГЛАВА 1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ТВОРЧЕСТВА ГЕРХАРТА ГАУПТМАНА И ЕГО СТРУКТУРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ
1.1 Биография и обзор творчества
Герхарт Гауптман — крупнейший драматург Германии конца XIX — начала XX века. Лауреат Нобелевской премии, признанный мастер драматического искусства, он после Шиллера снова вывел немецкий театр на международную арену. Гауптман в течение нескольких десятилетий был словно точный сейсмограф, который чутко ощущал толчки своей бурной эпохи и сумел в лучших своих драмах поставить вопросы, которые выдвигались самой жизнью. Магистральной проблемой его сложного и противоречивого творчества стала проблема дегуманизации личности и духовного одиночества человека в буржуазном обществе. Глубоко постигнуть творческую индивидуальность Гауптмана, понять его величие и ограниченность можно только в связи с его мировоззрением и эстетикой, в связи с идейными битвами того времени [4, с. 58].
Гауптман родился в силезском курортном городке Оберзальцбрунне. Дед его был ткачом и о своей горькой жизни и борьбе ткачей рассказывал сыну. Впоследствии дед стал владельцем гостиницы, которую унаследовал отец будущего писателя. Гауптман с детства наблюдал в гостинице и за ее стенами людей, разного социального положения. С искренней симпатией он относился к углекопам, извозчикам, прачкам, жизнь которых он хорошо знал. Работая учеником в одном земледельческом хозяйстве, он на собственном опыте познал тяжелую участь сельских рабочих. В Бреславле Гауптман учится в художественной школе. Опыт занятий скульптурой оставил несомненный след в его художественном творчестве. Однако уже через год его из этого учебного заведения исключили. На свадьбе своего брата он познакомился с сестрой невесты Марией Тинеман, которая обладала значительным состоянием. Вскоре они тайно обручились. Потом сделался вольнослушателем в Йенском университете [15, с. 5].
Важным для идейного формирования Гауптмана была учеба в университете, именно там он сблизился с Эрнстом Геккелем, познакомившим его с идеями Дарвина, в большой степени повлиявшего своими теориями на развитие реализма в европейских литературах. Бросив университет, Гауптман отправляется вместе со своим братом Карлом в путешествие по Испании и Италии. В 1883 году Гауптман поселился в Риме, решив заняться скульптурой.
ГЛАВА 2 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ НОВАТОРСТВА В ДРАМЕ «ПЕРЕД ВОСХОДОМ СОЛНЦА»
2.1 Драма «Перед восходом солнца»
Уже первая пьеса Гергарта Гауптмана показала читателям и зрителям, как органически близок ее автор литературе натурализма и насколько его творческие достижения поднимались над обычной продукцией натуралистов, обнаруживая большую реалистическую глубину в изображении характеров. С одной стороны, в этой драме, как и во многих последующих произведениях, Гауптман отдал дань натуралистической теории наследственности, иллюстрацией которой явился образ Елены, а выразителем и пропагандистом Альфред Лот. С другой же стороны, сила этой пьесы меньше всего определялась надуманной «теорией» наследственности и состояла прежде всего в острой критике капиталистических порядков, несущих простым людям свирепую эксплуатацию и гибель, в показе падения нравов н разложения семьи под влиянием уродливых денежных отношений.
Интересен в этом смысле образ Гофмана, зятя Елены, полемика которого о «неудобствах», получаемых от богатства, о собственности «просвещенности» и «высоких идеалах» - всего на всего демагогия, под которой он скрывает ненависть к таким людям, как Лот, которые в своей деятельности «подрывают основы устоявшегося уклада», развращают народ».
Гофман – не пьяница в отличие от своей жены и ее отца, однако духовно он не менее развращен и разложен. Елена говорит о нем «хуже их всех». Его состояние приумножается на «болоте», на мерзости и грязи, в эту «трясину» Гофман пытается затянуть Елену.
В пьесе «Перед восходом солнца» писатель предстал перед своими читателями и зрителями прежде всего как трагический талант. Это произведение трагедийное. Судьба Елены Краузе, жизнь которой изуродована и загублена средой (и, по мысли автора, предопределена наследственностью), история ее несчастной любви и страшной гибели составляет главную трагедийную тему пьесы. Но рядом с ней развивается и тема трагедии народа, подавленного н эксплуатируемого самым беспощадным образом, тема рабочих-углекопов, батраков и фабричных пролетариев. Разработанная эпизодически, она нарисована скупыми, но выразительными красками, и носит отчетливо обличительный характер.
Вместе с тем уже в этой пьесе Гауптман обнаруживает яркое комедийное дарование. Злые, почти сатирические тона, в которых изображены буржуа-
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В первую очередь, Г. Гаутман известен как драматург. При этом пьесы Гаутмана были популярны не только в Германии, но и в России. Его новаторские социальные идеи находили оклик в России. Возможно, популярность Гаутмана также можно объяснить тем фактом, что сам писатель был увлечен русской литературой. Его творчество формировалось отчасти под влиянием русских классиков. Любимыми писателями Герхарта являлись Толстой, Тургенев и Достоевский. Гаутман помимо драматических произведений также является автором романов, рассказов и стихов.
Когда писатель живет долго, его творчество – при всей внутренней изменчивости – становится неотъемлемой частью культуры нации на протяжении долгих десятилетий. По книгам Гауптмана можно читать историю не только Германии, но и Западной Европы.
Изучив биографию писателя, а также познакомившись с его творчеством, можно сделать вывод о том, что, в первую очередь, на жизнь и творческий путь Г. Гауптмана повлияла социальная и политическая жизнь Германии того времени. Все социальные и политические изменения, начиная от объединения Германии, проходя через Первую мировую войну и заканчивая приходом к власти А. Гитлера и Второй мировой войной, отражались в его творчестве. В своих произведениях Г. Гауптман открыто показывал катаклизмы, происходившие в обществе, социальные изменения, в первую очередь среди пролетариата. Писатель очень гармонично вписался своими произведениями в период возникновения и развития рабочего движения в Германии. Развиваться в данном направлении ему помогли литературные течения натурализма и символизма, приверженцем которых он являлся. Однако, отрицая пришедшею ей на смену идеологию национал-социализма, Гауптман не смог влиться в политическую и социально-экономическую жизнь такой Германии. К сожалению, поздний период творчества Г. Гауптмана не отмечен яркими произведениями.
Пьеса «Перед восходом солнца», опираясь на натуралистическую передачу в произведении и важную роль наследственности в жизни общества, отразила все социальные противоречия того времени, сделала известным имя молодого писателя, заставила заговорить о творческих победах писателей-натуралистов, среди которых Г. Гауптман был, бесспорно, самым талантливым.
Рассмотрев произведение «Перед восходом солнца» мы можем сделать вывод, что новаторство Г. Гауптмана заключается в создании нового жанра в литературе конца XIX- начало ХХ веков. Данный жанр получил название
1. Власова, Ю.Ю. Критическая рецепция пьесы Г. Гауптмана «Одинокие» в России рубежа ХIX-XX веков / Ю.Ю. Власова // IV Международная научная конференция «Русская литература в современном культурном пространстве». – Томск: Томский государственный педагогический университет, 2006. – С. 24–27.
2. Власова, Ю.Ю. Рецепция пьесы Г. Гауптмана «Перед восходом солнца» в русской рецепции / Ю.Ю. Власова //дискурс: проблемы функционирования, анализа, интерпретации: материалы Международной заочной научной конференции. – Караганда: Центр гуманитарных исследований, 2009. – С. 69–73.
3. Воскресенская, М. А. Символизм как мировидение Серебряного века: социокультурные факторы формирования общественного сознания российской культурной элиты рубежа XIX–ХХ вв. М.: Логос, 2005. – 240 с.
4. Жук, М.И. История зарубежной литературы конца XIX — начала XX века: учебное пособие / М.И. Жук - Москва: Флинта, 2011. – 114 с.
5. Зингерман, Б.И. Очерки истории драмы XX века. Чехов, Стриндберг, Ибсен, Метерлинк, Пиранделло, Брехт, Гауптман, Лорка, Ануй. / Б.И. Зингерман – М.: Наука, 1979. – 395 с.
6. Леонова, Е.А. Немецкая литература ХХ века. Германия. Австрия. / Е.А. Леонова. – Москва: Флинта, 2010. - 354 с.
7. Мандель, Е. М. Гауптман и прогрессивные тенденции немецкой философской мысли / Е.М. Мандель // Проблемы реализма XIX–XX века. – Саратов, 1973. – 200 с.
8. Мокульский, С. Гергарт Гауптман. Пьесы. / С. Мокульский, А. Дымшиц, А. Левитон. – М.: Искусство, 1959. – 576 с.
9. Сильман, Т. Герхарт Гауптман / Т. Сильман. – М.; Л., – 1958. – 122 с.
10. Склизкова, А. П. Мистический натурализм. Драма Г.Гауптмана «Перед восходом солнца» / А. П. Склизкова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – СПб., 2013 – № 159. – С. 93-102.
11. Трыков, В.П. История зарубежной литературы рубежа XIX–XX вв.: учеб. Пособие / В.П. Трыков. – М.: ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002. – 35 с.
12. Хализев, В. Е. Драма как род литературы / В.Е. Хализев. – М.: МГУ, 1986. – 260 с.
13. Шервашидзе, В.В. Западноевропейская литература ХХ века / В.В. Шервашидзе. – Москва: Флинта, 2010. - 135 с.
14. Brahm, O. Der Naturalismus und das Theater / O. Brahm // Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1880–1900. – Berlin, 1980. – 200 S.
15. Guthke, K. Hauptmann / K. Guthke. – München, 1980. – 230 S.
16. Hoefert, S. G. Hauptmann / S. Hoefert. – Stuttgart, 1982. – 234 S.
17. Holz, A. Die Kunst / A. Holz // Manifeste und Dokumente zur deutschen Literatur 1880–1900. – Stuttgart, 1982. – 234 S.
18. Lemke, E. G. Hauptmann / E. Lemke. – Leipzig, 1923. – 411 S.
19. Leppman, W. G. Hauptmann. Leben. Werk. Zeit. / W. Leppman. – Frankfurt am Main, 1989. – 400 S.
20. Szondi, P. Theorie des modernen Dramas 1880–1950 / Szondi P. – Berlin, 1963. – 450 S.