Введение
1 Художественный мир Генриха Белля
1.1 Вклад Генриха Белля в возрождение немецкой литературы
1.2 Трагедия войны в творчестве Генриха Бёлля
2 Типы персонажей и система образов в романах Генриха Белля
2.1 Роль заглавия в организации системы персонажей романов «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого»
2.2 Игра как способ организации текста и системы персонажей в романах «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого»
2.3 Типы героев и идея бессмысленности войны в романе Генриха Белля «Где ты был, Адам?»
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
Одним из наиболее ярких представителей западногерманской литературы, важнейшей чертой которой стала прочная взаимосвязанность тематических и нравственно-эстетических комплексов, касающихся войны, является Генрих Белль – лауреат Нобелевской премии по литературе 1972 года.
В зарубежном литературоведении имеется довольно внушительное количество исследований, которые посвящены творчеству Г. Белля, в первую очередь, это работы немецких беллеведов. Начиная с 60-х годов, выходят сборники статей, которые освещают различные аспекты творчества писателя. Романам Г. Белля посвятили свои исследования Ф. Вагнер, Т. Позер, Г. Бернхард, В. Шварц, Р. Маттеи, Б. Бальзер, Дж. Райд, В. Гроссе, В. Бельманн и др. Ряд работ касаются проблем религии: А. Беккель, Г. Вирт, К. Aмери, Г. Молинг и т. д. Авторами наиболее полных биографий Генриха Белля являются Г. Формвег и К. Линдер.
Творчество писателя изучалось и отечественными литературоведами. Основное внимание исследователей было направлено на поэтику романного жанра (работы С.В. Рожновского, И.В. Роднянской и др.). Вопросы поэтики рассматривались А.Б. Ботниковой, Т.А. Остудиной, Н.Т. Рымарем, С.А. Джебраиловой и др. Советской критикой анализировались, прежде всего, антифашистская тональность и социальная проблематика произведений писателя (работы И.М. Фрадкина, П.М. Топера, М.Л. Рудницкого, И.В. Млечиной, В.И. Стеженского, Л.Б.Черной, Т.Л. Мотылевой, Л.З. Копелева, В.Д. Днепрова).
Интерес к творчеству Г. Белля отражает и ряд диссертационных исследований (С.А. Джебраилова, С.В. Остудина, Э.А. Ильина, О.А. Байнова, И.И. Лукичева, Г.Л. Вирина, О.Н. Пономарëва, О.Ю. Щибря). Следует также отметить, что в последнее время появляются интересные материалы о нем в сети интернет.
Данная курсовая работа состоит из 25 страниц, для написания работы использовано 18 источников литературы, исследовано 4 произведения автора.
Объектом исследования данной работы является творчество Генриха Белля.
Предмет исследования образ человека и описание войны в творчестве писателя.
ГЛАВА 1 ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МИР ГЕНРИХА БЕЛЛЯ
Генрих Белль принадлежал к тому поколению немцев, которому выпало пройти через нелегкий нравственный выбор между насилием и подчинением. Не удивительно, что в его романах можно встретить как людей самых мирных профессий, так и жестоких молодчиков, которые не останавливаются ни перед каким преступлением.
За искренность произведений и за политическую активность Генриха Бёлля называли "совестью нации". "Он был адвокатом слабых и врагом тех, кто был всегда уверен в собственной непогрешимости. Он выступал за свободу духа везде, где она оказывалась под угрозой", - так бывший президент Германии Рихард фон Вайцзеккер охарактеризовал Бёлля в письме с соболезнованием вдове писателя.
Генрих Белль относится к тем, кто создал свой собственный художественный мир и внес огромный вклад в развитие немецкой литературы. Генрих Белль умел с помощью немногих точно расставленных слов создать обыденный и одновременно волнующе новый образ, который позволяет приметить неожиданный излом примелькавшейся жизни. Его человеческий космос построен из отдельных людей, потому что он не снисходил к частному, а исходил из него. Белль взывал к нравственному закону, он не поучает, не убеждает, не агитирует, не прибегает к силе логики. Генрих Белль делает нечто большее: создает атмосферу, в которой читателю трудно не чувствовать, не жить, не дышать по-человечески [8, с. 135].
В данной главе описывается жизнь и творчество Генриха Белля, его вклад в немецкую литературу, проблематика его произведений, а также тема войны, которая прослеживается во всех его романах.
1.1 Вклад Генриха Белля в возрождение немецкой литературы
Генрих Теодор Белль родился в городе Кельне в 1917 году. Генрих увлекся литературой рано, уже в раннем детстве он начал пробовать писать стихи и рассказы, восхищал в школе учителей своими сочинениями. Правда, обстановка в Германии в то время не совсем способствовала литературной деятельности. После окончания средней школы Белль оказался одним из немногих учеников в классе, которые не вступили в гитлерюгенд.
Генрих Белль был противником любого насилия, отстаивал права человека в абсолютном значении этого понятия. Он презирал Гитлера, ни в каком виде не принимал человеческое самоистребление и знал, что грехи требуют покаяния, а счета - оплаты. Знание это он сохранил до конца: «Солдатам - а я был солдатом - следует жаловаться не на тех, против кого их послали воевать, а только на тех, кто послал их на войну», - сказано в
ГЛАВА 2 ТИПЫ ПЕРСОНАЖЕЙ И СИСТЕМА ОБРАЗОВ В РОМАНАХ ГЕНРИХА БЕЛЛЯ
Данная глава посвящена выявлению признаков, на основе которых персонажи романов Генриха Белля могут быть сгруппированы в систему, и анализу принципов объединения. Объектом внимания являются такие элементы поэтики художественного текста, как заглавие и игра.
Первый раздел главы «Роль заглавия в организации системы персонажей романов «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого» посвящен описанию особенностей трактовки персонажами романов концептов, соответственно, дома и игры, которые Белль вынес в заглавие.
Во втором разделе «Игра как способ организации текста и системы персонажей в романах «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого» происходит анализ того, какие элементы системы персонажей выделяются на основании отбора героями различных значений концепта игры.
В третьем разделе «Типы героев и идея бессмысленности войны в романе Генриха Белля «Где ты был, Адам?» анализируется концепт "война", который ассоциируется, прежде всего, с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны.
2.1 Роль заглавия в организации системы персонажей романов «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого»
Заглавие – это выделенный графически знак текста, который выражен вербальными и невербальными средствами языка, обладает относительной автосемантичностью, является абсолютно начальным, единым для всего текста элементом, он именует или характеризует текст, прогнозирует содержание, интерпретирует текст, сообщает ему при этом дополнительные смыслы [11].
В художественной литературе заглавие органически входит в структуру произведения. Заглавие, а также подзаголовки и эпиграфы являются своего рода знаками «художественной пунктуации» в литературе, ориентирами, которые определяют расстановку акцентов для читательского восприятия произведения.
Первым моментом, на основе которого происходит распределение героев на элементы системы, является заглавие, а точнее - несхожесть в трактовке его героями. Но есть и другие элементы, которые задаются поэтикой заглавия и организуют вместе с ним систему персонажей. Одним из таких элементов является игра. Действуя вместе с заглавием, она уточняет и
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе исследования были сделаны следующие выводы:
1. Первой особенностью поэтики мира персонажей в романах «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого» является то, что на основе трактовки концептов «дом» и «биллиард» выделяются несколько групп героев. Эти группы связаны между собой определенными отношениями и, таким образом, объединены в систему на правах ее элементов (хоть каждое из пространств, в котором существуют герои, живет по своим законам, - все они части одного целого).
2. Второй особенностью поэтики мира героев будет то, что исходя из выбора значений концепта «игры» выделяются следующие элементы системы персонажей, которые организованы по принципу игровых пространств:
• «добрых героев - чудаков», аутсайдеров, «агнцев». Всем им приходится играть какую-то роль, так как они присутствуют в абсолютно чужой для них реальности, в которой только роль, зачастую усиленная соответствующей ей маской, является единственным спасением. Из различных значений концептов «дом» и «игра» они выбирают лишь те, которые не поддерживают традицию. Зато они являются единственными, для кого актуальна «игра» как способ создания возможных миров;
• «героев-ведущих», «пастырей», в любой игре они занимают положение ведущего игру, роль, которую они выбирают, всегда вызывает недоумение, удивление остальных персонажей, так как основная ее цель - заставить овец задуматься и вернуться на истинную дорогу - к Господу;
• «хозяев жизни», «буйволов» - с ними в обоих романах связано все традиционное и серьезное: «образцовый» дом, «образцовое» выполнение функций всех его членов, пунктуальное выполнение всех внешних правил тенниса и биллиарда. Они охотно играют роль «настоящих», это помогает им скрыть свою сущность, а также вытеснить из своего пространства чужаков под предлогом «ненастоящих», «нетаких»;
• «просто добрых героев» - трактовка этой группы персонажей близка по своей нереальности к идиллической. С ними связано все светлое, что связано с понятиями патриархального дома. Они единственные, кто не связан с концептом игры, им не надо ни спасаться, ни навязывать себя в качестве образца;
• «заколдованное» \ «волшебное». Это пространство можно назвать полностью игровым, так как оно - единственное, не связанное с выбором причастия, добавочное. В данных романах Белля волшебство может как спасать, так и убивать.
Если говорить о войне в творчестве Г. Белля, то этой теме посвящены все произведения автора.
Так, в романе "Где ты был, Адам?" актуальный слой концепта "война" автор ассоциирует с проблемой бессмысленности и бесчеловечности войны.
1. Авраменко Ю.И. Война в романах Генриха Бëлля: от идеи бессмысленности к "маленькой трагедии" // ΧΧІІ Пуришевские чтения: "История идей в жанровой истории": Сборник статей и материалов / отв. ред. Е.Н. Черноземова. М.: МПГУ, 2010. С. 41–42. –0,06 п.л.
2. Авраменко Ю.И. Идея бессмысленности войны в романе Генриха Бëлля "Где ты был, Адам?": взгляд реалиста XX века // Вестник Челябинского государственного университета. Филология. Искусствоведение: науч. журнал. Челябинск: ЧелГУ, 2010. Вып. 46. С. 5–8. –0,3 п.л.
3. Авраменко Ю.И. Использование постмодернистских техник в творчестве Генриха Бëлля (на примере романа "Групповой портрет с дамой") // Филологические науки. Вопросы Теории и практики. Тамбов: Грамота, 2011. №1(8). С. 15–17. –0,2 п.л.
4. Белль лауреат Нобелевской премии // За рубежом. 1972. № 45.
5. Вирина Г.Л. Игра как способ организации текста в романе Генриха Белля «Дом без хозяина». Материалы межвузовской научной конференции «LIV герценовские чтения». СПб., 2002. С55 - 57 (0,25 п.л.).
6. Вирина Г.Л. Поэтика заглавия в романах Генриха Белля «Биллиард в половине десятого» и «Женщины у берега Рейна». // Международная научная 19 конференция «Язык и культура». Тезисы докладов. М., 2001.С 141 - 142 (0,1 П.Л.).
7. Вирина ГЛ. Роль игры в организации системы героев романов Генриха Белля «Дом без хозяина» и «Биллиард в половине десятого». // Взаимодействие литератур в мировом литературном процессе. Проблемы теоретической и исторической поэтики. Материалы международной научной конференции. Часть 2. Гродно, 2003. С. 50 - 56 (0,5 п.л.)
8. Джебраилова, С.А. Человек и время в западногерманской литературе / С.А. Джебраилова. — Баку: Азернешр, 1991. 171 с.
9. Ильин И. П. Интертекстуальность // Западное литературоведение ΧΧ века: энциклопедия. М.: Intrada, 2004. C. 164-166.
10. Мотылева Т. Л. Генрих Белль: Проза разных лет. М., 1987.
11. Современный толковый словарь русского языка Т. Ф. Ефремовой
12. Хейзинг Й. Homo Ludens. – М., 1992.
13. Bernhard H. Die Romane Heinrich Bölls. Gesellschaftskritik und Gemeinschaftsutopie. 2., durchgesehene und erweiterte Auflage. Berlin, 1973. 424 S.
14. Böll H. Billard um halbzehn. Roman. München, 1972.
15. Böll H. Haus ohne Hüter. Köln, 1962.
16. Böll H., Wellershoff D. Gruppenbild mit Dame: еin Tonband-Interview vom 11. 06. 71 // Heinrich Böll. Werke. Interviews: 1961-1978 / hrsg. von Bernd Balzer. Köln: Kiepenheuer & Witsch, 1978. S. 120-134.
17. Böll H. Wo warst du, Adam? Leipzig, 1985.
18. Schwarz W. Y. Der Erzähler H. Böll, Bern und München, 1968, s. 47-50.