Введение
Глава 1. Теоретические аспекты изучения новостного текста в пространстве интернет-дискурса
1.1. Подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст
1.2. Новостной медиатекст
1.3. Классификация новостных текстов в Интернет-СМИ
Выводы по главе 1
Глава 2. Практический анализ способов вербализации модусной категории тональности в новостном интернет-дискурсе
2.1. Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию
2.2. Практический анализ вербализации модусной категории тональности в новостном Интернет-дискурсе
Выводы по главе 2
Заключение
Список использованных источников
ВВЕДЕНИЕ
В современном мире средства массовой информации становятся доступным источником актуальных и разнообразных знаний о происходящих в разных точках планеты событиях. Они представляют разнообразие не только взглядов на одну и ту же проблему или событие, но и языковое разнообразие, в том числе различные варианты английского языка.
Язык – постоянно развивающаяся и изменяющаяся система, а язык СМИ наиболее чутко реагирует на все изменения, отражает их. Как правило, журналист стремится в сжатой форме донести до читателей весь объем информации, воздействовать на общественное мнение.
Исследованием лингвистического аспекта модусных категорий занимались такие языковеды, как М.В. Никитин, Н.Д. Арутюнова, Е.М. Вольф, З. Вендлер, А.А. Ивин и многие другие.
Категоризация – это мыслительный процесс, направленный на формирование категорий как понятий, предельно обобщающих и классифицирующих результаты познавательной деятельности человека». В узком
смысле категоризация – это подведение вещи, явления, процесса и любой анализируемой сущности под определенную категорию как определенную рубрику опыта или знания и признания ее (этой сущности) членом этой категории. В более широком смысле категоризация – это сложный процесс формирования и выделения самих категорий по обнаруженным в анализируемых явлениях сходным им аналогичным сущностным признакам или свойствам. То есть категоризация представляет собой результат человеческой когниции.
Цель курсовой работы – проанализировать способы вербализации модусной категории тональности в англоязычном новостном Интернет-дискурсе.
В соответствии с целью курсовой работы были определены следующие задачи:
1. Рассмотреть подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст.
2. Изучить новостной медиатекст.
3. Классифицировать новостные тексты в Интернет-СМИ.
4. Изучить модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ НОВОСТНОГО ТЕКСТА В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСА
1.1 Подходы к определению понятий стиль, дискурс, текст
Термин «стиль» многозначен. В соответствии с В.В. Виноградовым, «ориентировочно языковой стиль может быть определен как более или менее стройная система, подсистема (или микросистема) в пределах языка, состоящая из определенного набора лексико-фразеологических, грамматических и фонетических ресурсов этого языка, которые используются избирательно и целенаправленно с целью выражения своих мыслей в конкретной ситуации» [7, с. 54]. И.Р. Гальперин описывает функциональные стили языка (ФС) как «типы текстов, которые отличаются прагматическим аспектом коммуникации» [9, с. 9].
Изучением языковых стилей занимается лингвостилистика. Иными словами, лингвостилистика является отраслью стилистики, которая изучает выразительные и стилистические средства языка, их отношение к идее или идеям, высказанным кем-либо, а также классификацию и особенности существующих стилей языка. И.Р. Гальперин считает, что «лингвостилистика и литературная стилистика дополняют друг друга и вместе они составляют то, что можно назвать общей стилистикой» [9, с. 13].
Язык, который мы используем в любой конкретной ситуации, изменяется в зависимости от цели и содержания ситуации. Различные функциональные стили характеризуют определенную ситуацию. И.Р. Гальперин выделяет следующие функциональные стили [9, c. 36]:
1. стиль художественной литературы;
2. стиль публицистический;
3. стиль газетный;
4. стиль научной прозы;
5. стиль официальных документов.
Понятие дискурса имеет множество определений, которые порой являются противоречащими по отношению друг к другу. Этот термин отличается особенной сложностью, так как, по словам Л.И. Коноваленко, «им обозначается высшая реальность языка, а именно дискурсивная деятельность» [21, c. 112].
В соответствии с Н.Д. Арутюновой, дискурс – это «связный текст в совокупности с экстралингвистическими, прагматическими, социокультурными, психологическими и другими факторами, текст, взятый в понятийном аспекте;
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СПОСОБОВ ВЕРБАЛИЗАЦИИ МОДУСНОЙ КАТЕГОРИИ ТОНАЛЬНОСТИ В НОВОСТНОМ ИНТЕРНЕТ-ДИСКУРСЕ
2.1 Модусные категории как способы выражения субъективного отношения человека к высказыванию
Категория – это предельно широкое понятие, в котором отображены наиболее существенные свойства, признаки, связи и отношения предметов и явлений объективного мира. Данное понятие используется многими науками. Например, в философии понятие категории играет основополагающую роль, поскольку философия как наука служит в качестве основы многих учений и положений. Например, такие категории, как материя, движение, пространство, количество, качество, неизбежны при отражении (иногда и осмыслении) объективного мира. Философские категории являются высшим уровнем генерализации сущностей объективного мира, мировоззрения человека и методологической основой научного познания в других областях человеческой деятельности.
Относительно лингвистической науки следует говорить о языковых категориях в более широком смысле, так как язык содержит множество категорий, отражающих существующее в окружающем мире и осмысление этого мира. В этом случае под языковой категорией будет пониматься любая группа языковых элементов, выделенная на основе какого-либо общего свойства, признака, который лежит в основе разбиения обширной совокупности однородных языковых единиц на ограниченное число непересекающихся классов, члены которого характеризуются одним и тем же присутствием данного признака. Классическим типом таких категорий являются части речи.
Исходя из некоторого лингвистического опыта, можно заключить, что существует некий универсальный набор языковых категорий, характерных для любого языка. Но в зависимости от его строя, типа и индивидуальных особенностей этот набор может выражаться по-разному, т.е. специфично для каждого отдельного языка.
Е.С. Кубрякова предлагает считать следующие категории языковыми: грамматические, словообразовательные, лексические, текстовые. При их сопоставлении становиться очевидным, что категории бывают двух типов: первый тип категорий появляется в языке в силу необходимости объективировать знания о мире, вторые раскрывают знания о самом языке.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В теоретической главе курсовой работы был рассмотрен ряд вопросов, связанных с сущностью понятий текста и дискурса, новостного медиатекста, а также была приведена классификация новостных текстов Интернет-СМИ.
Проанализировав научно-теоретическую литературу по выбранной теме, мы можем сделать следующие выводы.
Изучение сущности текста и дискурса позволило выявить, что между понятиями существует явная дифференциация, но они охарактеризованы причинно-следственными связями, а не противопоставлением. Текст, по своей сути, является специфическим результатом дискурса и возникает в ходе реализации конкретного процесса. Текст должен изучаться в завершенном виде, в то время как дискурс – в определенном режиме и времени. Дискурс являет собой более сложное понятие, чем текст, так как подразумевает некоторую иерархию знаний о мире, языке и уместности конкретных ситуаций. Текст является аналогичной иерархией знаний, но результативной по отношению к дискурсу. Речевое произведение в рамках дискурса обусловлено рядом экстралингвистических факторов.
Новостной медиатекст выделяется среди всех жанров, в первую очередь, по своей коммуникативной задаче: сообщить некоторый объем актуальной и важной для аудитории информации. Любой жанр новостного медиатекста может обладать «мягкой» или «жесткой» структурой расположения информации, что зависит от оперативности изложения и важности последней. Любой новостной медиатекст обладает значимыми структурными элементами: заголовок, подзаголовок, подводка (лид), основная часть и концовка.
Представленная классификация может служить для ориентирования в современных тенденциях развития Интернет-изданий.
Подводя итог проделанному краткому обзору модусных категорий, следует отметить их постоянный рост с добавлением разных оттенков и более широкого оценочного субъективного значения. Модусная категория расценивается как оценочная категоризация, которая, по своей природе, связана с онтологией человеческого сознания, его интерпретирующей функцией, и эта категоризация воспроизводит оценочную модель мира.
Безусловно, все модусные категории оценочных в какой-то мере, в самом общем плане, но они и специфичны по передаваемым значениям, поэтому их выделение как особых коммуникативных категорий необходимо и требует особого изучения как в содержательном плане, так и в плане формального выражения.
1. Арутюнова, Н.Д. Типы языковых значений: Оценка. Событие. Факт / Н.Д. Арутюнова. – М.: Просвещение, 1988. – 420 c.
2. Архарова, Д.И. Выражение категории субъективной оценки в качественных прилагательных и наречиях: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Д.И. Архарова. – М.: МГУ, 1983. – 32 с.
3. Балли, Ш. Общая лингвистика и вопросы французского языка / Ш. Балли. – М., 1955. – 416 с.
4. Баранов, А.Н. Политическая метафорика публицистического текста: возможности лингвистического мониторинга [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://evartist.narod.ru/text12/09.htm#%D0%B7_12.
5. Баяртуева, Е.П. Фреймовая семантика глаголов оценочного действия в современном английском языке: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е.П. Баяртуева. – Иркутск, 2001. – 16 с.
6. Болдырев, Н.Н. Модусные категории в языке / Н.Н. Болдырев // Когнитивная лингвистика: ментальные основы и языковая реализация. – Спб., 2005. – С. 33–47.
7. Виноградов, В.В. О категории модальности и модальных словах в русском языке / В.В. Виноградов // Избранные труды. Исследования по русской грамматике. – М., 1975. – С. 53–88.
8. Вольф, Е.М. Функциональная семантика оценки / Е.М. Вольф. – М.: Наука, 1985. – 341 с.
9. Гальперин, И.Р. Текст как объект лингвистического исследования / И.Р. Гальперин. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 144 с.
10. Голоднов, А.В. Когнитивные основы персуазивной коммуникации / А.В. Голоднов // Когнитивная лингвистика: ментальные основы и языковая реализация. – СПб., 2005. – С. 21–34.
11. Гончарова, Е.А. Персуазивность и способы ее языковой реализации в дискурсе рекламы / Е.А. Гончарова // Studia Linguistica. Проблемы теории европейских языков. – СПб., 2001. – № 10. – С. 120–130.
12. Желтухина, М.Р. Тропологическая суггестивность масс-медиального дискурса: о проблеме речевого воздействия тропов в языке СМИ: монография / М.Р. Желтухина. – Волгоград: Свет науки, 2003. – 180 с.
13. Жуков, А.С. О соотношении понятий «лид» и «хэдлайн» в новостных материалах традиционных и интернет-СМИ / А.С. Жуков // Молодой учёный. – 2013. – № 4. – С. 27–29.
14. Ильина, Н.В. Структура и функционирование оценочных конструкций в современном английском языке: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.В. Ильина. – М., 1984. – 16 с.
15. Казарцева, О.М. Культура речевого общения: теория и практика обучения: учеб. пособие / О.М. Казарцева. – М.: Наука, 1998. – 185 с.
16. Каранадзе, И. Лингвосемиотика телетекста: дисс. ... академ. степени доктора философии / И. Каранадзе. – Батуми, 2009. – 127 с.
17. Клушина, Н.И. Язык публицистики: константы и переменные / Н.И. Клушина // Междунар. конф. «Журналистика и культура речи. Слово в семасиологическом, прагматическом, социокультурном аспектах». – М., 2003. – 120 с.
18. Кобрина, Н.А. Культура и ее роль в лингво-креативной деятельности человека / Н.А. Кобрина // Studia Linguistica. Перспективные направления современной лингвистики. – СПб., 2003. – № 12. – С. 61–67.
19. Ковальчукова, М.А. Анонс как речевой жанр: на материале интернет-дискурса / М.С. Ковальчукова // Вестник Челябинского университета. – 2008. – № 30. – С. 54–57.
20. Комиссаров, В.Н. Современное переводоведение / В.Н. Комиссаров. – М.: Куб, 2011. – 234 с.
21. Коноваленко, Л.И. Семантико-синтаксические средства выражения оценочной модальности в русском и английском языках: автореф. дис. ... канд. филол. наук / Л.И. Коноваленко. – Краснодар, 1997. – 240 с.
22. Кубрякова, Е.С. О двоякой сущности языковых категорий и организации языковых категорий: мат-лы науч. конф. / Е.С. Кубрякова. – М., 1998. – С. 7–12.
23. Леонтьев, А.А. Проблемы развития психики / А.А. Леонтьева. – М.: Наука, 1981. – 214 с.
24. Никитин, М.В. Заметки об оценке и оценочных значениях 1 и 2 / М.В. Никитин // Studia Linguistica. Когнитивно-прагматические и художественные функции языка. – СПб., 2000. – № 9. – С. 6–22.
25. Прохорова, О.Н. Предложение с составным сказуемым, включающим именной модусный компонент: автореф. дис. ... канд. филол. наук / О.Н. Прохорова. – Л., 1988. – 16 с.
26. Сафина, А.Р. Особенности жанров интернет-СМИ / А. Р. Сафина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2013. – № 2-1. – С. 226–229.
27. Сковородников, А.И. Оценочность / А.И. Сковородников, Г.А. Копнина // Речевое общение: сб. науч. тр. – 2006. – № 8-9. – С. 12–32.
28. СЛТ – Словарь лингвистических терминов / под ред. О.С. Ахмановой. – М.: Советская энциклопедия, 1966. – 608 с.
29. Телия, В.Н. Коннотативный аспект семантики номинативных единиц / В.Н. Телия. – М.: Просвещение, 1986. – 144 с.
30. Тураева, З.Я. Категория времени. Время грамматическое и время художественное (на материале английского языка): учебное пособие / З.Я. Тураева. – М.: Высшая школа, 1979. – 219 с.
31. Филимонова, О.Е. Ментальное пространство внутренней речи / О.Е. Филимонова // Реальность. Язык. Сознание: Междунар. межвуз. сб. науч. тр. – № 3. – Тамбов, 2005. – С. 609–614.
32. Шведова, Н.Ю. Очерки по синтаксису русской разговорной речи / Н.Ю. Шведова. – М.: Наука, 1960. – 117 с.
33. The Guardian [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.guardian.co.uk.
34. The New York Times [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.nytimes.com/.
35. Whinstone, L. The matter of language / L. Whinstone. – Cambridge: Cambridge University Press, 2015. – 280 p.