ВВЕДЕНИЕ
Идеи равенства развиваются правовой доктриной в течение длительного времени и на современном этапе послужили основой для формирования и развития конституционно-правовой категории равенства, закрепленной в конституционных актах большинства демократических государств.
Необходимость соблюдения этого принципа неоднократно подчеркивалась высшим руководством страны на протяжении всего периода Конституции Республики Беларусь. В настоящее время проблемы реализации принципа равенства всех перед законом и судом по-прежнему актуальны. В частности, одним из оснований для судебной реформы была необходимость усиления гарантий для осуществления «самого важного конституционного принципа - равенства всех перед законом», устранения правовой неопределенности и несправедливости, вызванных отсутствием единства судебной практики.
Актуальность работы состоит в том, что обеспечение принципа равенства всех перед законом в Республике Беларусь в наибольшей степени осуществляется именно органами внутренних дел, как органами, которые находятся ближе всего к народу.
Объект работы – общественные отношения, связанные с принципом равенства перед законом и его обеспечение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с принципом равенства перед законом и его обеспечение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с принципом равенства перед законом и его обеспечение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе исследования:
- определить принцип равенства всех перед законом в конституционном праве Республики Беларусь и особенности его закрепления;
- проанализировать пределы и условия ограничения принципа равенства всех перед законом в законодательстве Республики Беларусь;
- рассмотреть роль органов внутренних дел Республики Беларусь в обеспечении принципа равенства всех перед законом;
- рассмотреть обеспечение принципа равенства всех перед законом в деятельности органов внутренних дел.
К методам, используемым в работе, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, четыре главы, заключение и список использованных источников.
1 ПРИНЦИП РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В КОНСТИТУЦИОННОМ ПРАВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ И ОСОБЕННОСТИ ЕГО ЗАКРЕПЛЕНИЯ
Важно отметить, что правовые принципы имеют основополагающее значение для развития экономических отношений в том числе и тогда, ког да речь идет о применении государством имущественных санкций к гражданину или субъекту хозяйствования. Штраф, конфискация, другие меры административной ответственности изначально недопустимо устанавливать произвольно.
Нормотворческие органы должны основывать свою деятельность как на принципах правового демократического социального государства, так и на отраслевых принципах, в частности принципах административного права. Административно-деликтное законодательство является одним из самых динамичных, поэтому «цементировать» его, сохранять системность и согласованность могут именно правовые принципы.
Без учета принципов сложно добиться единообразного применения норм закона, обеспечить равенство перед законом и органом, применяющим взыскание и др. [15]
В ст. 4.2 КоАП закреплены такие принципы административной ответственности, как законность, равенство перед законом, неотвратимость ответственности, справедливость и гуманизм.
С учетом того что речь идет о принципах административной ответственности, к тому же закрепленных в Общей части КоАП, они должны иметь определяющее значение для формирования санкций в конкретных статьях, предусматривающих взыскания материального характера.
В ст. 4.2 КоАП также раскрывается содержание перечисленных выше принципов административной ответственности. Вместе с тем, на наш взгляд, указанный перечень принципов либо их содержание, могли бы быть дополнены. Благодаря их включению в реально работающую правовую систему укрепляется режим конституционной законности.
2 ПРЕДЕЛЫ И УСЛОВИЯ ОГРАНИЧЕНИЯ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
Законодательство Республики Беларусь гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и служебного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, членства в общественных объединениях и других обстоятельства. В Республике Беларусь запрещена любая форма ограничения прав граждан по признаку социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
Вопрос правового равенства всегда был предметом изучения и обсуждения как среди ученых в юридических школах, так и среди обычных граждан, поскольку он неизменно связан с установлением справедливого и равного подхода к формированию общественного порядка в государстве. Уровень существования демократии сравнивается и зависит от уровня свободы человека, который, несмотря на разницу с другими людьми, соразмерно с его объемом прав, свобод и обязанностей с действующими нормативными правовыми актами для определения присутствия или отсутствие равенства перед законом. Кроме того, установление принципа юридического равенства является обязательным признаком верховенства закона. Это главный критерий цивилизованности правовой системы государства.
Внимание юридической науки к принципу равенства перед законом обусловлено не только неизменной связью этого явления с сущностью права, но, что наиболее важно, с его участием в формировании конкретных государственных правовых институтов. Из содержания принципа равенства всех перед законом вытекают не только равные права граждан, но и их равные обязанности, а также равная ответственность за нарушение закона.
3 РОЛЬ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В ОБЕСПЕЧЕНИИ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ
Сегодня Беларусь является островом мира и стабильности, донором безопасности в регионе. Это стало возможным во многом благодаря социально-экономической политике, курсу по обеспечению правопорядка, неуклонной позиции по искоренению коррупции и эффективной борьбе с преступностью.
На фоне социальных и экономических потрясений, политических кризисов и усиления террористической угрозы подходы белорусского руководства к обеспечению правопорядка находят активную поддержку в нашем обществе.
Законность - это точное и строгое выполнение правовых предписаний всеми юридическими субъектами страны. Это означает, что в Республике Беларусь все государственные органы, должностные лица, учреждения, организации, каждый гражданин индивидуально должны соблюдать положения Конституции, законы, указы, подзаконные акты.
Верховенство права - это состояние социальных отношений, в котором они соответствуют правовым нормам из-за строгого их исполнения. Иными словами, верховенство закона в стране обеспечивается в результате соблюдения законов и других нормативных правовых актов.
Система обеспечения правопорядка, установленная в Республике Беларусь, основана на следующих принципах:
верховенство закона;
равенство всех граждан перед законом;
неизбежность наказания.
4 ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРИНЦИПА РАВЕНСТВА ВСЕХ ПЕРЕД ЗАКОНОМ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
Для обеспечения принципа равенства всех перед законом, органы внутренних дел руководствуются, в первую очередь, своими правами, а также обязанностями.
Органы внутренних дел в целях выполнения возложенных на них задач в пределах своей компетенции обязаны:
обеспечивать общественный порядок, безопасность личности, общества и государства;
принять необходимые меры для защиты жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, имущества от преступных и других незаконных нападений;
осуществлять противодействие экстремизму и борьбе с терроризмом;
принимать меры по общей и индивидуальной профилактике преступлений и административных правонарушений, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь;
выявлять и пресекать преступления и административные правонарушения, проводить разбирательства по материалам и уголовным делам, вести административный процесс;
получать и регистрировать поступающие заявки, отчеты о преступлениях, административные нарушения и информацию об инцидентах, немедленно реагировать на них и вести учет их. Процедура приема, регистрации и регистрации органами внутренних дел заявок, отчетов о преступлениях, административных правонарушениях и информации об инцидентах определяется Министерством внутренних дел;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, была достигнута цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с принципом равенства перед законом и его обеспечение в деятельности органов внутренних дел Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе исследования:
- определить принцип равенства всех перед законом в конституционном праве Республики Беларусь и особенности его закрепления;
- проанализировать пределы и условия ограничения принципа равенства всех перед законом в законодательстве Республики Беларусь;
- рассмотреть роль органов внутренних дел Республики Беларусь в обеспечении принципа равенства всех перед законом;
- рассмотреть обеспечение принципа равенства всех перед законом в деятельности органов внутренних дел.
Основываясь на результатах изучения конституционного принципа равенства перед законом и судом, можно сделать следующие выводы.
В работе рассматриваются основные идеи о равенстве на разных этапах развития общества, под влиянием социально-экономических, политических, правовых, культурных, религиозных факторов. Выявлено, что первоначально идея, первоначально задуманная с философской точки зрения, в конечном итоге становится объектом изучения других наук, в том числе юриспруденции, и только после этого она получает нормативно-правовое регулирование вплоть до конституционного уровня.
Анализ эволюционного развития конституционной и правовой идеи равенства показал, что в целом он возник и развивается в западных странах, и Беларусь в значительной степени восприняла взгляды европейских и американских мыслителей. Было отмечено, что факт нормативной консолидации идеи равенства серьезно повлиял на дальнейшее развитие всей концепции прав человека - с этого момента категория равенства получила не только статус политического лозунга, но и также приобрел юридическое звучание как принцип права.
Традиционно для белорусской юриспруденции формальное равенство и равенство, то есть равенство в сфере прав, свобод и законных интересов граждан, в то время как признание разных лиц формально равнозначно, является признанием их равной дееспособности, но не означает, что равенство уже приобретенных конкретных прав (фактическое равенство).
Доктринальный подход к пониманию юридического (формального) равенства всех перед законом и судом в его содержании означает, во-первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равенство); во-вторых, равенство юридических обязательств граждан и других лиц; в-третьих, равные основания для юридической ответственности за нарушение закона; В-четвертых, равенство перед судом (равное правосудие для всех).
В современную эпоху идея равенства закреплена на самых разных уровнях правового регулирования: от международного права до внутреннего права и, в силу его значимости как для теории права, так и для государства, и особенно для доктрины конституционализма, он получает статус принципа права.
Анализируя конституционный и правовой характер принципа равенства перед законом и судом, диссертант отмечает, что в современной науке не существует единого мнения о понимании конституционных принципов. Ряд исследователей рассматривают эту концепцию, связанную с концепцией «конституционных основ». Проведя сравнительный анализ, диссертант пришел к выводу, что понятие «конституционные основы» не совпадает с понятием «конституционный принцип» из-за его более обширного содержания.
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. :// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
3. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Об органах внутренних дел : Закон Респ. Беларусь, 17 июля 2007 г. № 263-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 19.07.2016 г., №408-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О государственной службе в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 14 июн. 2003 г., № 204-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. О Национальном собрании Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 8 июл. 2008 г., № 370-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 02.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
7. О Совете Министров Республики Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 23 июл. 2008 г., № 424-З : в ред. Закона Респ. Беларусь от 04.06.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. О совершенствовании судебной системы Республики Беларусь : Декрет Президента Респ. Беларусь, 29 нояб. 2013 г., № 6 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. О наделении должностных лиц органов внутренних дел полномочиями на составление протоколов об административных правонарушениях и подготовку дел об административных правонарушениях к рассмотрению : постановление Министерства внутренних дел Респ. Беларусь, 16 февр. 2018 г., № 47 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. Административное право : учеб. пособие : в 2 ч. / под общ. ред. И.В. Козелецкого, А.И. Сухарковой ; М-во внутр. дел Респ. Беларусь, учреждение образования «Акад. М-ва внутр. дел Респ. Беларусь». – Минск : Акад. МВД, 2013. – Ч. 2 – 438 с.
11. Атаманчук, Г. В. Теория государственного управления : учебник / Г. В. Атаманчук. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Омега-Л, 2013. – 525 с.
12. Бахрах, Д. Н. Государственная служба : основные понятия, ее составляющие, содержания и принципы / Д. Н. Бахрах // Государство и право – 1996. – №12. – С. 10–18.
13. Варонько, Е. В. Некоторые аспекты административно-правового регулирования государственной службы Республики Беларусь / Е. В. Варонько // Управление в социальных и экономических системах. – 2017. – № 26. – С. 97–98.
14. Василевич, Г. А. Конституционное право : учебное пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Регистр, 2012. – 192 с.
15. Гавриленко, Д. А. Административное право Республики Беларусь : курс лекций / Д. А. Гавриленко, И. И. Мах. – Минск : Дикта, 2004. – 415 с.
16. Геврасева, А. П. Государственная служба и кадровое обеспечение государственного управления : конспект лекций / А. П. Геврасева. – Гомель : ГГУ им. Ф. Скорины, 2015. – 95 с.
17. Герменчук, В. Государственная служба : традиции и современность / В. Герменчук // Банкаýскi веснiк. – 2012. – №. 10 (555). – С. 51–56.
18. Добриян, С.В. Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел : учеб. пособие / С.В. Добриян [и др.] ; под общ. ред. С.В. Добрияна – Минск : Академия МВД Республики Беларусь; 2015, – 115 с.
19. Катаева, В. И. Государственная служба как специфическая сфера деятельности государственных служащих в системе государственного управления / В. И. Катаева, А. Б. Родионова // Материалы ивановских учений. – 2016. – № 1 (6). – С. 108–113.
20. Кеник, К. И. Государственная служба : законодательство нуждается в совершенствовании / К. И. Кеник // Юридический журнал. – 2006. – № 4. – С. 27–32.
21. Крамник, А. Н. Административное право Республики Беларусь. Ч. 1. Управленческое право / А. Н. Крамник – Минск : Тесей, 2008. – 672 с.
22. Манохин, В. М. Служба и служащий в Российской Федерации. Правовое регулирование / В. М. Манохин. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
23. Ноздрачев, А. Ф. Государственная служба : учебник / А. Ф. Ноздрачев. – М. : Статут, 1999. – 592 с.
24. Овсянко, Д. М. Государственная служба Российской Федерации : учебное пособие / Д. М. Овсянко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М. : Юристъ, 1997. – 296 с.
25. Постникова, А. А. Административное право Республики Беларусь. / А. А. Постникова, А. И. Сухаркова. – Могилев : Областная типография, 1999. – 172 с.
26. Пушкарева, Г. В. Государственная служба в системе механизмов формирования государственной политики / Г. В. Пушкарева // Вестник Моск. ун-та. – 2010. – № 3. – С. 21–38.
27. Старилов, Ю. Н. Административное право – на уровень правового государства / Ю. Н. Старилов. – Воронеж : Изд-во Воронеж. гос. ун-та, 2003. – 120 с.
28. Томашевский, К. Л. Очерки трудового права (История, философия, проблемы систем и источников) / К. Л. Томашевский, О. С. Курылева. – Минск : «Изд. центр БГУ», 2009. – 335 с.
29. Чуприс, О. И. Государственная служба Республики Беларусь : состояние и перспективы развития в рамках комплексной отрасли законодательства Республики Беларусь / О. И. Чуприс // Теоретико-методологические и конституционные основы развития системы права Республики Беларусь : сб. статей ; Белорусский государственный университет. – Минск : Право и экономика, 2011. – С. 66–75.