ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы обусловлена тем, что на данном этапе развития общество диктует особые требования к личности ребенка. Однако, на сегодняшний день отмечается недостаток методического инструментария, адекватного для полноценного формирования психических функций детей, в том числе и воображения. Современная школа ставит перед собой цель обеспечить психическое развитие личности ребенка, но, к сожалению, учебная программа начальных классов в современной школе предусматривает недостаточное количество методик, приемов, упражнений для развития воображения.
Воображение – один из важных психических процессов, необходимых для нормального психического развития ребенка. По мнению отечественных психологов Л.И. Божович [1], Л.С. Выготского [3], С.Л. Рубинштейна [16] воображение является основой человеческого творчества. А.Г. Рузская [17] характеризует воображение как один из ценных компонентов личности, отмечая, что дети с развитым воображением лучше справляются с аффектами, более самостоятельны, успешны в учебе в старших классах школы.
Наиболее успешно становление воображения происходит в игре и изобразительной деятельности, а также в тех видах предметно-практической деятельности, где ребенок начинает «сочинять», «воображать», сочетая реальное с воображаемым. Важно отметить, что это становление происходит не само по себе, а в процессе целенаправленного обучения и воспитания. Как показывает практика, в тех случаях, когда в семье, в детском учреждении уделялось значительное внимание специальным развивающим занятиям (сюжетно-ролевым играм, конструированию, лепке, изобразительной деятельности, музыке и др.) с включением заданий, требующих от детей самостоятельного воссоздания и создания новых образов и ситуаций, их воображение оказывалось на более высоком уровне развития [13, с. 38].
Объект исследования – воображение младших школьников.
Предмет исследования – развитие воображения у младших школьников на занятиях по психологии.
Цель курсовой работы – разработать учебную программу занятий по психологии для детей младшего школьного возраста.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие взаимосвязанные задачи:
– дать психологическую характеристику детей младшего школьного возраста;
– раскрыть понятие и сущность воображения;
– обозначить психологические условия развития воображения младших школьников;
– разработать занятия по психологии с целью развития воображения младших школьников.
1 ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1.1 Психологическая характеристика детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является периодом позитивных изменений и преобразований, происходящих с личностью ребенка. В этом возрасте ребенок наиболее подвержены влиянию социальных факторов, благоприятных условий для формирования у него определенных психологических свойств и видов поведения.
Л.С. Выготский [3, с. 47] определяет младший школьный возраст – переходный период, характеризующийся возрастным кризисом 7 лет – соединительным звеном между дошкольным и школьным возрастом.
Д.Б. Эльконин [19, с. 91] определяет младший школьный возраст – возрастной период, когда ведущей для ребенка становится учебная деятельность, а главным психическим новообразованием являются внутренняя позиция ученика и умение учиться
Согласно периодизации периодизация психического развития Д.Б. Эльконина границами возраста младшего школьного возраста является период 7–11 лет [19, с. 133]. Однако, в настоящее время большинство детей идут в первый класс в шестилетнем возрасте. Так, отмечается сдвиг границ младшего школьного возраста до 6–10 лет.
В младше школьном возрасте преобразовывается социальная ситуация развития:
– учебная деятельность становится ведущей деятельностью, отчетливо виден социальный смысл учения, мотивация достижения становится доминирующей;
– происходит смена референтной группы, смена распорядка дня;
– укрепляется новая внутренняя позиция;
– изменяется система взаимоотношений ребенка с окружающими людьми.
Задачами развития младшего школьного возраста являются:
– развитие умения учиться;
– формирование внутренней позиции.
Ведущая деятельность младших школьников – учебная деятельность. Некоторые авторы [3; 19] сюда же относят труд в семье, который способствует к формированию трудолюбия.
Учебная деятельность – это совместная деятельность учителя и ученика по овладению обобщенными способами действия, саморазвитию обучающегося, посредством решения специально поставленных учителем
2 МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПСИХОЛОГИИ
2.1 Разработка занятий по психологии с целью развития воображения младших школьников
Пояснительная записка:
Цель программы: развитие творческого воображение у детей младшего школьного возраста.
Задачи:
1. Создание атмосферы, способствующей раскрытию творческого потенциала.
2. Развитие воображения, фантазии, творческих способностей каждого ребенка.
3. Развитие внимания, мышления, умения устанавливать контакт с другими детьми.
Актуальность;
Актуальность проблемы формирования творческого воображения обусловлена потребностью общества в творческой, инициативной личности, способной нетрадиционно и качественно решать существующие проблемы, ориентироваться в быстро меняющихся условиях. Воображение играет главную роль в развитии творческих способностей младших школьников. Воображение и творчество теснейшим образом связаны между собой: воображение формируется в процессе творческой деятельности. Творческий процесс в искусстве связан с активным воображением. Чтобы создать новые образы и нарисовать картину, максимально соблюдая условия объективной действительности, нужны особая оригинальность, пластичность и творческая самостоятельность воображения.
Основным условием развития воображения ребенка является его включение в различные виды деятельности. При этом необходимо обогащать эмоциональный и перцептивный опыт, расширять кругозор и социальный опыт ребенка. Задача учителя начальных классов – заложить основу начала развития творческих способностей учащихся и сохранить их физическое и психическое здоровье. Положительный эмоциональный настрой учителя должен вызвать спокойную атмосферу урока, привлечь учащихся к активной деятельности.
Формы и методы работы с учащимися: игровые, развивающие упражнения, методы арт-терапии, сказкотерапии.
Продолжительность: данная программа рассчитана на 24 аудиторных часа.
Учебная программа факультатива по психологии у младших школьников представлены в таблице 1.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе курсовой работы были решены поставленные нами задачи:
1. Проанализирована литература по проблеме психологической характеристики детей младшего школьного возраста. Было выявлено, что. младший школьный возраст является периодом позитивных изменений личности ребенка. Психическими новообразованиями младшего школьного возраста являются произвольность психических процессов, осознанность; рефлексия. Происходит активное развитие мотивационно-потребностной сферы, эмоционально-волевой сферы,
2. Раскрыто понятие и сущность воображения. Воображение – это психический процесс создания человеком в своем сознании образа предмета или явления, которого не существует в реальной жизни. Воображение тесно связано с восприятием, памятью, мышлением. Без воображения невозможна творческая деятельность.
3. Выявлены психологические условия развития воображения младших школьников. В качестве таких можно обозначить включение ребенка в различные виды творчества, актуализирующие перцептивный, эмоциональный, вербальный опыт и способствующие самовыражению и продуцированию многовариантных решений и способов создания образов; обогащение сферы образов-представлений путем расширения кругозора и социального опыта ребенка; наличие качественных художественных материалов для практической работы учащихся; правильной организации процессов восприятия и наблюдения за окружающей нас действительностью; мотивации отдельных действий ребенка и всей учебной деятельности; комплекс ежедневных упражнений, направленных на развитие творческого воображения.
4. По итогам качественного анализа психолого-педагогической и методической литературы была разработана учебная программа занятий по психологии для детей младшего школьного возраста. Программа содержит 24 занятия по 1 академическому часу. Согласно составленной учебной программе были представлены 3 план-конспекта занятий на следующие темы: «Знакомство», «Сказочное время», «Театральное занятие».
Разработанный материал может быть использован для проведения занятий по психологии у детей младшего школьного возраста в среднеобразовательной школе.
1. Божович, Л.И. Психология развития личности / Л.И. Божович. – М. – Воронеж: МОДЭК, 1996. – 514 с.
2. Боровик, О.В. Развитие воображения / О.В. Боровик. – М.: РОН: Секачев, 2000. – 52 с.
3. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский // Психол. очерк: книга для учителя. – М.: Просвещение, 1991. – 93 с.
4. Выготский, Л.С. Кризис семи лет / Л.С. Выготский // Собрание сочинений: В 6 т. – Москва. – 1984. – Т. I. – С. 376–385.
5. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии – 1993. – № 2. – С. 54-62.
6. Захарова А.В. Исследования самооценки младшего школьника в учебной деятельности / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрущенко // Вопросы психологии. – 1980. – № 4. – С. 90-100.
7. Иванова, Т.В. Психологические механизмы развития воображения младших школьников в условиях коррекционно-развивающего обучения: автореф. дисс. ... канд. психол. наук: 19.00.07 / Т.В. Иванова. – Курск: Курский гос. университет, 2013. – 254 с.
8. Карпов, А.В. Общая психология / А.В. Карпов. – СПб.: Питер, 2009. – 656 с.
9. Козубовский, В.М. Общая психология: познавательные процессы / В.М. Козубовский. – Мн.: Амалфея, 2008. – 510 с.
10. Маклаков, А.Г. Общая психология / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2008. – 583 с.
11. Мамюхина М.В. Особенности мотивации учения младшего школьника / М.В. Мамюхина // Вопросы психологии. – 1985. – № 1. – С. 43.
12. Немов, Р.С. Психология: в 3-х кн. / Р.С. Немов. – М.: Владос, 1999. – Кн.: 1. – 623 с.
13. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
14. Овчинников, Г.С. Развитие воображения в обучении младших школьников / Г.С. Овчинников. – Свердловск: СГПИ, 1990. – 69 с.
15. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками / Под. ред. М.Р. Битяновой. – СПб.: Питер, 2011. – 436 с.
16. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер, 1998. – 562 с.
17. Рузская, А.Г. Некоторые особенности воображения младших школьников / А.Г. Рузская // Психология младшего школьника. – М.: Академия, 1980. – С. 251–256.
18. Савина, Е.А. Введение в психологию. Курс лекций / Под. ред. А.П. Олейниковой. – М: «Прометей» МПГУ, 1998. – 252 с.
19. Эльконин, Д.Б. Психическое развитие в детских возрастах / Под ред. Д.И. Фельдштейна – М.: Институт практич. психологии, 1997. – 416 с.
20. Эриксон, Э. Детство и общество / Пер. с англ. – СПб.: Ленато, 1996. – 592 с.