ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
ГЛАВА 3 ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Политико-правовые исследования правового государства имеют давние и богатые традиции. Они восходят к истокам философии и юриспруденции, сопровождают всю историю их развития – вплоть до современности.
Проблематика развития правового государства чрезвычайно актуальна и в настоящее время. Интерес к данной тематике, в том числе и в Республике Беларусь, связан с осуществлением демократических преобразований, с провозглашением прав и свобод человека и гражданина, как высших ценностей современного общества. Сущность идеи правового государства заключается в его последовательной демократизации, утверждении суверенитета народа как источника власти, подчинении государства обществу. Правовое государство признает в качестве своих неотъемлемых обязанностей разделение властей, независимость суда, законность управления, правовую защиту граждан от нарушения их прав и свобод органами государственной власти и возмещение ущерба, нанесенного им публичным учреждением [2,с.13].
Основная причина такого внимания к правовому государству заключается не только в гуманизме самой идеи его возникновения, но и в поисках путей ее наиболее адекватного оформления и эффективного осуществления.
Рост производительных сил, изменение социальных и политических отношений в обществе в эпоху перехода от феодализма к капитализму порождают новые подходы к государству и пониманию его роли в организации общественных дел. Центральное место в них занимают проблемы правовой организации государственной жизни, исключающей монополизацию власти в руках одного лица или властного органа, утверждающей равенство всех перед законом, обеспечивающей индивидуальную свободу посредством права.
ГЛАВА 1 ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: СУЩНОСТЬ, ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ
Для детального представления правового государства, необходимо дать определение данному явлению.
Правовое государство –это государство, где обеспечивается верховенство права и верховенство закона, равенство всех перед законом и независимым судом, признаются и гарантируются права и свободы человека, а в основе построения государственной власти заложен принцип разделения властей.
Ключевыми признаками, характеризующими государство, как правовое, являются следующие положения:
1) Верховенство права. В правовом государстве право должны соблюдать как граждане, организации, так и непосредственно само государство, где работа государственных органов зиждется на нормах права. Законы и иные нормативно-правовые акты должны быть правовыми, то есть им необходимо подчиняться главным основополагающим принципам права:
• Демократичность.
• Гуманность.
• Справедливость.
• Разумность.
• Приоритет прав человека
2) Верховенство закона. Все самые значимые общественные отношения урегулированы непосредственно законом, имеют значительнейшую юридическую силу в правовом механизме, все иные нормативно-правовые документы выступают как подзаконные и не имеют права противостоять закону. Закон должен являться барьером для произвольных действий. Так же в механизме законодательства, как правило, на первый план выступает Конституция - основной закон государства, который по своей природе имеет высшую юридическую силу, в силу этого, правовым государством зачастую является конституционное государство.
ГЛАВА 2 СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА
Официально термин «правовое государство» возник в начале XIX века в работах немецких юристов К.Т.Велькера, Р. фон Моля, Р.Г.Шайста.
Тем не менее, предпосылки теории правового государства в виде идей гуманизма, широкого или ограниченного притязания руководящего класса принципам демократизма, определения и сохранения свободы, верховенства права и закона выделяются во мнениях прогрессивных для своего времени мыслителей и философов, историков, писателей и юристов Древней Греции, Рима, Индии, Китая и иных государств Древнего мира.
Сущность идеи правового государства заключается непосредственно в верховенстве права в социальной и политической жизни, наличии независимой правовой власти.
Древнегреческий философ Платон в своих трудах «Государство», «Политика», «Законы» выдвигал идею о том, что: там, где «закон не имеет силы и находится под чьей-то властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях»; тирания, неизбежно приходящая, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть наихудший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие;
только там, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я усматриваю спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Ученик Платона, Аристотель зачастую высказывал в своих работах идею о том, что не является делом закона властвование не только по праву, но и вопреки праву; готовность же к насильственному подчинению, безусловно, отрицает идею права.
ГЛАВА 3 ВЕРХОВЕНСТВО ЗАКОНА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В белорусской конституционно-правовой концепции господства права принимается во внимание как фундаментальный принцип современной культуры и международного правопорядка; многофункциональный гуманистический авторитет, вбирающий в себя правовые идеалы и преимущества человечества.
В Республике Беларусь господство права утверждено Конституцией и всеми субъектами конституционных правоотношений рассматриваются как связанность государства правом, ключевыми правами и свободами человека и гражданина [14, с.5].
Верховенство права, выступая как принцип конституционного режима Республики Беларусь, призывает государство, все его органы и уполномоченных лиц руководствоваться Конституцией и принятыми в соответствии с ней законодательными актами. Отсюда вытекает системная взаимосвязь конституционных принципов и субъектов конституционных отношений на фундаменте господства права и верховенства Конституции.
В правотворческой и правоприменительной практике принцип главенства права развивается в аспекте международных взглядов и трактовок к осознанию содержания господства права и его применения на практике, в том числе с использованием документов и практических рекомендаций, разработанных под руководством Организации Объединенных Наций и Европейской комиссии за демократию через право (Венецианской комиссии).
Конституционный Суд Республики Беларусь своей компетенцией определяет господство права, расширяя границы современных доктринальные теорий к его пониманию и практическому применению.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Человечество с древнейших времён ищет оптимальные формы соотношения личности (как представителя и первичной «клеточки» всего общества) и государства, сочетания их интересов. В идеальном варианте интересы личности должны стоять на первом месте, благо народа должно представлять собой высший закон для государства. Однако практика далеко не всегда достигала таких высокий идеалов и обычно «останавливалась» на более низких выгоде для государства, отдельных слоев, облечённых публичной властью. Ещё Аристотель выделяя два рода правления, один из которых направлен к выгоде правителя, другой — подданных, общества [20,с.91]. Ведь государство, так же как и всякий иной социальный институт, можно использовать по–разному, в различных целях. Оно может служить и некоторым политическим группировкам, элитам, партиям, классам и т.п., но может действовать и в интересах всего общества. В первом случае оно выступает в роли «хозяина», во втором в роли «слуги»общества. То есть государство, подобно любому явлению, способно привносить в жизнедеятельность не только плюсы (позитивные результаты — упорядоченность, гарантированность прав и свобод человека и гражданина, безопасность и т.п.), но и минусы (негативные последствия — бюрократизм, произвол, злоупотребления властью, коррупцию, террор и т.д.). С возникновением государства значительная часть оказалась неудовлетворённой тем, что данный социальный институт использовался вовсе не всегда в общественных интересах, что его сила, энергия, власть употреблялись не на общее благо, а в целях узкого круга лиц, групп, классов.
В таких ситуациях государство из «слуги» общества превратилось в его «хозяина», навязывало волю большинству, подавляло его, чинило произвол. Подобные обстоятельства, откладывающие существенный отпечаток на взаимоотношения человека и государства, давали весомые основания для обозначения данных государств в Виде тираний и деспотий.
1) Венгеров, А.Б. Несущие конструкции правового государства // Право и власть. – М., 1990.
2) Василевич, Г.А. Правовые основы взаимоотношений личности, общества и государства (комментарий к статьям Конституции Республики Беларусь)./ Г.А. Василевич. – Мн.: Амалфея, 1999. – 201 с.
3) Дробязко, С. Г. Политическая общесоциальная справедливость в праве как сущностная основа совершенствования правового законодательства // право и демократия: Сб. науч. тр./ С.Г. Дробязко. – Минск: Амалфея, 2001. – 659 с.
4) Жуйков, В.М. Права человека и власть закона / В.М. Жуйков. – М.:Наука. – 1995. – 417 с.
5) Завадская, Л.Н. Концепция закона: отрицание отрицания // Теория права: новые идеи / Л.Н. Завадская. – М.: Парус, 1993. – 674 с.
6) Кудрявцев, В.Н. О правопонимании и законности / В.Н. Кудрявцев. М.: Наука, 1994. –300 с.
7) Малеин, Н.С. О законности в условиях переходного периода // Теория права: новые идеи/ Н.С. Малеин. – М.: 1995. – 522 с.
8) Олейник, П.А. Личность. Демократия. Законность / П.А. Олейник. – М.:Норма, 1981. – 273 с.
9) Осипян, Б.А. Трансформация права в закон: духовные, научные и практические аспекты // Государство и право. – 2006. – N 10. 11.
10) Поленина, С.В. Закон как средство реализации задач формирования правового государства // Теория права: новые идеи. Вып. 3. / С.В. Поленина. – М.: 1993. – 480 с.
11) Сильченко, Н.В. От верховенства закона при полновластии Советов к верховенству закона в условиях разделения властей / Н.В. Сильченко. – Мн.: Амалфея, 1997. – 751 с.
12) Честнов, И.Л. Универсальны ли права человека? Полемические размышления о Всеобщей декларации прав человека /И.Л. Честнов. –1999.№1.
13) Эбзеев, Б.С. Конституция. Правовое государство. Конституционный Суд: Учеб. пособие для вузов. М., 1997.
14) Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями). Принята на республиканском референдуме 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
15) Головко, А.А. Законность - универсальное явление в жизни человека / А.А. Головко // Юридический журнал. – 2006. – №1(5). – С. 11-15.
16) Нерсесянц, В.С. История идей правовой государственности / В.С. Нерсесянц.–М.:Норма,1993.–108с.