ВВЕДЕНИЕ
1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УЧАСТНИКИ РЕГУЛЯТИВНЫХ И ОХРАНИТЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
3 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Развитие института юридических лиц в Республике Беларусь тесно связано с интенсивным развитием рыночной экономики, где в большинстве случаев стало необходимо сложение капиталов воедино. Это объясняется также тем, что в нынешних рыночных условиях не каждый гражданин может, хотя и хочет, участвовать в некоторых гражданско-правовых отношениях за счет того, что капитала у него не хватает. Только проведя слияние капиталов многих субъектов хозяйствования можно ставить и решать крупные задачи.
Этот фактор рыночных товарно-денежных отношений и заставил его участников формироваться в определенные объединения, действующие на рынке в качестве самостоятельных субъектов хозяйствования, именуемых юридическими лицами. Именно институт юридического лица и стал правовой формой концентрации капиталов. Конструкция «юридическое лицо», возникнув еще в Древнем Риме, прошла длительный путь развития. В научной литературе этот институт частного права подвергался неоднократному и тщательному анализу. Ученые-цивилисты во все времена вели острые дискуссии по поводу сущности, признаков, правоспособности юридического лица. Эти дискуссии находили свое отражение и в законодательстве.
Актуальность работы состоит в том, что юридическое лицо является сегодня одним из важнейших элементов правовой и экономической сферы любого государства. И необходимость в детальном изучении сущности и содержания категории юридического лица обусловливается тем, что в ней концентрируются проблемы, противоречия и тенденции развития правоспособности, права частной собственности и других институтов частного права. Благодаря вновь создаваемым юридическим лицам развивается и государство, в частности, рынок этого государства, так как многие юридические лица предоставляют рынку новый товар, который хоть и не обещает быть общественно полезным и востребованным, зато создает иллюзию благополучия.
Объект работы – общественные отношения, связанные с юридическими лицами как субъектами административных правоотношений деятельности милиции общественной безопасности.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с юридическими лицами как субъектами административных правоотношений деятельности милиции общественной безопасности.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с юридическими лицами как субъектами административных правоотношений деятельности милиции общественной безопасности.
Цель образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе работы:
- определить административно-правовой статус юридических лиц;
- рассмотреть юридические лица и подразделения милиции общественной безопасности как участники регулятивных и охранительных административных правоотношений;
- проанализировать понятие, признаки, виды и особенности административной ответственности юридических лиц.
К методам, используемым в ходе работы, следует отнести:
- методы анализа и синтеза;
- методы индукции и дедукции;
- формально-юридический метод;
- сравнительно-правовой метод.
Структура работы представляет собой введение, три главы, заключение и список использованных источников.
1 АДМИНИСТРАТИВНО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Рыночные отношения за частую строятся благодаря взаимодействию физических лиц разными способами, но одно всегда остается неизменным – юридических факт, на котором они основываются. Таковым, как правило, является договор, либо соглашение и многое другое. В некоторых случаях такое взаимодействие возможно только путем объединения физических лиц, как правило, причиной является объединение капиталов этих физических лиц. Однако просто сложить и поделить нельзя, опять же необходим юридический факт, на котором будет основано это объединение. Это необходимо для придания законной юридической силы такому объединению. Такое возможно при помощи заключения соглашения об объединении, в котором будут учтены все детали, начиная от того, кто сколько вложил и заканчивая правами и обязанностями этих объединившихся.
Форма объединения капиталов физических лиц может быть разнообразна. Белорусское законодательство дает возможность объединения в многочисленные формы юридических лиц.
Возникновение института юридического лица явилось результатом усложнившейся социальной организацией общества, быстро развивающимися экономическими отношениями, а также общественного сознания.
Это означает, что настал тот момент, когда для нормального товарооборота, да и в целом для нормального существования рыночных отношений недостаточно только физических лиц с их частным капиталом, при этом не всегда большим. Большинство цивилистов признают необходимость существования юридического лица, которому передаются определенные права для самостоятельного выступления в гражданском обороте, на которое возлагаются определенные обязанности и ответственность за совершаемые действий (причем субъектом ответственности является само юридическое лицо, а не составляющие его физические лица).
2 ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА И ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ МИЛИЦИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КАК УЧАСТНИКИ РЕГУЛЯТИВНЫХ И ОХРАНИТЕЛЬНЫХ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВООТНОШЕНИЙ
Прежде чем рассматривать сущность милиции общественной безопасности, необходимо раскрыть понятие органов внутренних дел. Согласно Закону «Об органах внутренних дел Республики Беларусь» государственные правоохранительные органы, осуществляющие борьбу с преступностью, охрану общественного порядка и обеспечивающие общественную безопасность в соответствии с задачами, возложенными на них указанным Законом и иными законодательными актами Республики Беларусь, называются органами внутренних дел.
Органы внутренних дел являются составной частью системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.
Основными задачами органов внутренних дел являются:
- прежде всего, защита жизни, здоровья, чести, достоинства, прав, свобод и законных интересов граждан Республики Беларусь, иностранных граждан и лиц без гражданства от преступных и иных противоправных посягательств, обеспечение их личной и имущественной безопасности, защита прав и законных интересов организаций от преступных и иных противоправных посягательств в соответствии с компетенцией органов внутренних дел;
- защита интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств, охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности;
- защита собственности от преступных и иных противоправных посягательств;
- профилактика, выявление, пресечение преступлений и административных правонарушений, производство дознания по уголовным делам, ведение административного процесса в соответствии с их компетенцией
3 ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ, ВИДЫ И ОСОБЕННОСТИ АДМИНИСТРАТИВНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ
Ныне действующим КоАП [10] была впервые введена административная ответственность юридических лиц. Советское административное право не признавала административную дееспособность юридических лиц.
Административное правонарушение юридического лица подразумевается КоАП только как виновное. Так, в ст. 3.5 КоАП [10] определено, что данные субъекты признаются виновными в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что ими не соблюдены нормы (правила), за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, и не были приняты все меры по их соблюдению.
Как отмечает В.И. Романова, особая проблема административного права состоит в выработке концепции вины юридического лица [22, с. 33]. В соответствии с требованиями п. 3 ч. 1 ст. 6.2 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях (далее – ПИКоАП) [20] по делу об административном правонарушении выяснению подлежит виновность юридического лица в случае, когда статьей Особенной части КоАП предусмотрена ответственность юридического лица.
В случае привлечения к административной ответственности физического лица вина выступает как характеристика субъективной стороны правонарушения. При этом вина юридического лица при привлечении его к административной ответственности является характеристикой объективной стороны, т.е. подразумевается, что юридическое лицо, вступая в административное правоотношение, знает о существовании установленных правил, и оно обязано обеспечить их выполнение. Поэтому при доказывании вины юридического лица следует устанавливать и подтверждать материалами дела все указанные обстоятельства в совокупности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог курсовой работы можно сделать следующие выводы. Юридическим лицом признается организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, несет самостоятельную ответственность по своим обязательствам, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, прошедшая в установленном порядке государственную регистрацию в качестве юридического лица либо признанная таковым законодательным актом. Действующее законодательство возникновение правоспособности юридического лица связывает с моментом его создания, а созданным юридическое лицо считается с момента его государственной регистрации. Дееспособность юридического лица выражается в способности своими действиями приобретать гражданские права и осуществлять гражданские обязанности и возникает одновременно с правоспособностью. Дееспособность осуществляется органами юридического лица, действующими в пределах прав, предоставленных им законом или учредительными документами. По способу приобретения полномочий органы юридического лица разделены на: выборные; назначаемые. По способу осуществления полномочий органы юридического лица разделены на: единоличные; коллегиальные.
Среди органов управления различают единоличные и коллегиальные органы юридического лица. Единоличными органами юридического лица являются директор, управляющий, председатель правления, начальник и другие. Такой орган самостоятельно формирует волю юридического лица и выражает ее во вне или выполняет волю, выработанную коллегиальным органом. Коллегиальным органом юридического лица может быть президиум, правление, совет и иные. В корпоративных организациях высшим органом управления является общее собрание участников или собрание уполномоченных.
Юридическое лицо – это организация, которая обладает как материальными, так и правовыми признаками. Признаки юридического лица являются его организационное единство; обособленное имущество; способность самостоятельно отвечать по своим обязательствам; способность от своего имени выступать в гражданском обороте и в любом суде от своего имени. Юридическое лицо является полноправным участником гражданского оборота. Он выступает в нем в нем как самостоятельный субъект, от своего имени и под свою ответственность.
Основными теориями сущности юридического лица являются теория фикции, теория реальной личности, теория целевого имущества, теория коллектива. Теория государства, теория директора и другие. Теория фикции юридического лица явилась первой теорией, которая ярко охарактеризовала правовую природу юридического лица. Наиболее яркие её представители - Савиньи Ф.К., Шершеневич Г.Ф., АлексеевН.Н. Теория целевого имущества утверждает, что права и обязанности могут принадлежать не только одному субъекту (группе субъектов), но и служить конкретной цели. Во втором случае субъект права вовсе не требуется, так как роль субъекта выполняет такое имущество. Теория реальной личности юридического лица стала первой теорией, которая отвечала реалиям практики и позволила признать юридическое лицо полноценным субъектом гражданского оборота. Юридическое лицо, согласно положениям реалистической теории юридического лица, является социальным организмом, человеческим союзом, которое обладает своей собственной волей и интересами.
1. Административное право: Учебник для вузов / Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Юр.Норма, НИЦ ИНФРА-М, 2016. – 566 с.
2. Административное право : Учебник / под общ.ред. Л.Н. Рябцева. – Минск : Амалфея, 2013. – 416 с.
3. Административное право Республики Беларусь: Курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Минск: Дикта, 2004. – 405 с.
4. Батычко, В.Т. Административное право: конспект лекций / В.Т. Батычко. – Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. – 462 с.
5. Бахрах, Д.Н. Административное право : учебник / Д.Н. Бахрах, Б.В. Россинский, Ю.Н. Старилов. – М.: Норма, 2008. – 816 с.
6. Бахрах, Д.Н. Коллективные субъекты административного права / Д.Н. Бахрах. – СПб: Вестник СПбГУ, 2008. – С. 26-28.
7. Василевич, Д.Г., Павлова, А.А. Реализация принципа равенства всех перед законом и судом в Республике Беларусь / Д.Г. Василевич, А.А. Павлова. – Электронный ресурс. – Режим доступа: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/7244/2/Vasilevich_D_G_Pavlova_A_A_Nauchnye_trudy_2012_S_476-480__ocr.pdf. – Дата доступа: 02.05.2018.
8. Гавриленко, Д.А. Административное право: учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; под ред. Д.А. Гавриленко. – Минск: Амалфея, 2002. – 416 с.
9. Галаган, И.А. Административная ответственность в СССР / И.А. Галаган. – Воронеж: Изд. Воронежского ун-та, 1970. – 252 с.
10. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
11. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
12. Крол, Н.Н. Ответственность юридического лица: понятие и принципы / Н.Н. Крол // Материалы Полесского государственного университета. – 2016. – С. 29-32.
13. Кучинский, В.А. О понятии юридической ответственности как фундаментальной категории юриспруденции / В.А. Кучинский // Юридическая ответственность: проблемы теории и практики: сборник научных трудов. – Минск: Академия МВД Республики Беларусь, 1996. – С. 56-61.
14. Липинский, Д.А. О понятии и методологии исследования юридической ответственности / Д.А. Липинский // Вектор науки ТГУ. – 2009. – № 1(4). – С. 76-82.
15. Моисеева, А.Н. Административная ответственность по законодательству Республики Беларусь / А.Н. Моисеева // Материалы конференции студентов, магистрантов и аспирантов БГУ. – 2017. – С. 77-86.
16. О применении судами норм Общей части Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях : Постановление Пленума Верховного суда Республики Беларусь от 25 сентября 2014 г. № 15 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Плетенев, Д.А. Проблемы административной ответственности юридических лиц. Дисс….канд. юр. наук : 12.00.14 / Д.А. Плетенев. – Минск, 2004. – 189 с.
18. Потапкин, С.С. Принцип неотвратимости юридической ответственности и проблемы его реализации в правоприменительной практике. Автореф. дис.... канд. юрид наук // С.С. Потапкин. – М., 2009. – 170 с.
19. Практика применения судами норм Общей части КоАП при рассмотрении дел об административных правонарушениях (по материалам обзора) // Судовы веснiк. – 2014. – № 4. – С. 11-22.
20. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 20 дек. 2006 г., № 194-З : принят Палатой представителей 9 ноябр. 2006 г. : одобрен Советом Респ. 1 дек. 2006 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 24 окт. 2016 г. № 439-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. Рогачева, О.С. Административная ответственность : учебно-методическое пособие / О.С. Рогачева. – Воронеж : Издательство Воронежского государственного университета, 2011. – 216 с.
22. Романова, В.И. Административная ответственность юридических лиц / В.И. Романова // Материалы БГУ. – Серия D. – 2016. – С. 33-38.
23. Словарь административного права / И.Л. Бачило [и др.]; под общ. ред. И.Л. Бачило. – М.: Фонд «Правовая культура», 1999. – 318 с.
24. Телятицкая, Т.В. Административное право / Т.В. Телятицкая. – Минск : Тетралит, 2013. - 224 с.
25. Теория государства и права / под ред. М.Н. Марченко. – М.: 2011. – Т.1 – 516 с.
26. Теория государства и права / под ред. А.С. Пиголкина и Ю.А. Дмитриева. – М.: Юрайт-Издат, 2013. – 761 с.
27. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26 июл. 1999 г., № 296-З : принят Палатой представителей 8 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 30 июн. 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
28. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июл. 1999 г., № 275-З ; принят Палатой представителей 2 июн. 1999 г. ; одобрен Советом Респ. 24 июн. 1999 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.