Введение
1 Конституционно-правовые основы права граждан на обращения в государственные органы
1.1 Эволюция права на личные и коллективные обращения к публичной власти в Беларуси
1.2 Понятие, сущность и содержание конституционного права граждан на обращения
2 Законодательство Республики Беларусь о праве граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы: сравнительно-правовой анализ
2.1 Обращения граждан в государственные органы в Республике Беларусь и Германии
2.2 Право социальных общностей на обращения в государственные органы в Республике Беларусь и США, Великобритании и Австралии
3 Механизм реализации конституционного права граждан на обращения в государственные органы
3.1 Правовое регулирование реализации конституционного права граждан на обращения в органы публичной власти
3.2 Государственные органы в механизме реализации конституционного права граждан на обращения
3.3 Право граждан на личные и коллективные обращения в Конституционный Суд Республики Беларусь: проблемы и перспективы
Заключение
Список использованных источников
Введение
Главная задача государственных органов - обеспечить баланс интересов государства и населения. Это полностью оправдано, поскольку участие в решении жизненно важных вопросов отдельных лиц и социальных групп, юридических лиц позволяет обеспечить легитимность государственной власти, гарантируя соблюдение закона. Кроме того, наличие обратной связи с населением позволяет корректировать внутреннюю политику государства, способствует совершенствованию правотворческой деятельности.
Статья 2 Конституции Республики Беларусь, лицо, его права, свободы и гарантии их осуществления объявляются высшей ценностью и целью общества и государства [1]. Ключевым и наиболее острым в области защиты прав граждан является вопрос о правовых гарантиях и механизмах такой защиты от противоправных действий государственных органов и должностных лиц.
Право граждан обращаться в государственные органы гарантируется статьей 40 Конституции Республики Беларусь. Представляя правовой механизм обеспечения прав граждан, обращения являются, в частности, одной из наиболее важных форм реализации гражданами их права участвовать в управлении делами государства, закрепленных в статье 37 Конституции Республика Беларусь. Обращения граждан являются одним из основных источников выражения общественного мнения; это своего рода диалог между гражданином и государством.
Актуальность этого исследования заключается в следующем. Повышение эффективности работы с обращениями граждан является одним из важных компонентов построения реального государства для людей. За последнее десятилетие в Республике Беларусь принят ряд нормативных правовых актов, направленных на регулирование государственной деятельности в сфере работы с гражданами, в частности в отношении обращений граждан и юридических лиц в государственные органы и другие организации. Также важно различать правовое регулирование обращений граждан и юридических лиц и смежных сфер общественных отношений.
Цель работы: комплексное исследование норм законодательства об обращениях граждан Республики Беларусь, определение места данных норм в правовой системе Республики Беларусь.
Для достижения указанной цели исследования были поставлены следующие задачи:
1) проанализировать понятие, значение, виды и сферу применения обращений граждан в общественной жизни;
2) очертить круг источников в институте обращений граждан;
1 Конституционно-правовые основы права граждан на обращения в государственные органы
1.1 Эволюция права на личные и коллективные обращения к публичной власти в Беларуси
Формирование института обращения граждан к государственным органам имеет долгую историю в Республике Беларусь. Условно есть три этапа:
- досоветский - с первым упоминанием о праве граждан обжаловать в нормативных актах до Октябрьской революции 1917 года;
- советский - период с момента победы Октябрьской революции до развала СССР;
- постсоветский (современный) - период с момента распада СССР до наших дней.
Самое раннее упоминание о праве граждан обращаться в государственные органы закреплено в Законе Казимира от 1468 года. Таким образом, статья 21 Кодекса права дает право жаловаться самому великому князю, если кто-то «стал дураком», в результате «выбоин» или «рейдов» [2].
Важную роль в обеспечении права граждан на призывы сыграли уставы Великого Княжества Литовского (далее - ВКЛ). Например, в статье 1 раздела 6 «О судьях» Устава BKJI 1529 говорится, что воеводы и старейшины, маршалы и мастера должны «судить наших подданных» в соответствии с законами, которые мы дали всем субъектам нашего Великого Герцогства ».
Устав BKJI 1566 года также устанавливает право на подачу жалобы. Однако, если раньше жалобы носили административный характер, теперь их можно было рассматривать как в административном, так и в судебном порядке. В соответствии с Уставом ГРЛ в 1566 году были созданы независимые земские суды и специальные земельные подкаморские суды.
В Уставе BKJI от 1588 года были разработаны и разъяснены положения Устава 1566 года о праве на обращение. В документе используются термины «жалобщик» и «жалоба» 19 раз.
Учитывая Устав BKJI 1529, 1566 и 1588, следует отметить, что термин «жалоба» используется в них как многозначная концепция. Под «жалобой» понималось обращение лица к суду или другому государственному органу с заявлением, жалобой, жалобой из-за причинения вреда, совершения преступления, а также подачи обращения на решение нижестоящего суда. Самым древним из известных документов по ходатайствам граждан были петиции (полученные от фразы «бьют бровь», чтобы поклониться низко).
2 Законодательство Республики Беларусь о праве граждан на личные и коллективные обращения в государственные органы: сравнительно-правовой анализ
2.1 Обращения граждан в государственные органы в Республике Беларусь и Германии
Статья 17 главы I Основного закона Федеративной Республики Германии предусматривает право подать обращение. Он гарантирует, что «каждый человек имеет право, индивидуально или совместно с другими, подавать письменные заявления с просьбами или жалобами в компетентные органы или в законодательные органы».
Однако, в отличие от Республики Беларусь, статья 45 требует, чтобы Национальный парламент Германии (Бундестаг) назначил Комитет по Обращением для получения просьб и жалоб, направленных в Бундестаг в соответствии со статьей 17.
В качестве характеристик, характеризующих право граждан обращаться в Германию, можно отметить следующее.
Бундестаг и парламенты всех 16 отдельных немецких государств (земель), включая города-государства, имеют органы для парламентских обращений. Среди различных органов по Обращением Комитет по Обращением немецкого Бундестага является самым известным. В Германии сегодня, как на национальном, так и в большинстве штатов на субнациональном уровне, обращения в государственные органы могут быть представлены в электронном виде. Подача электронных обращений также возможна в соответствии с Законом об Обращениях Республики Беларусь.
Однако, в отличие от Республики Беларусь, модель подачи обращений Бундестага Германии (с онлайновыми подписями и дискуссионными форумами) предлагалась только государством Бремена. Эти, так называемые «публичные призывы», в отличие от традиционных рукописных обращений, можно было посмотреть на веб-сайтах правительства. Один человек может добавить свое имя в поддержку любой обращения и может обсудить обращение на онлайн-форуме. Кандидатам может быть предложено принять участие в открытых заседаниях Апелляционного комитета, с тем чтобы лично подать свою жалобу в Комитет. В течение шести недель после публикации обращения в Интернете подписи в его поддержке могут быть добавлены к нему, и это может быть обсуждено на онлайновом форуме.
Эта реформа является результатом отличительных нововведений в системе обращений немецкого Бундестага, которая во многом была вдохновлена примером Шотландии [8].
3 Механизм реализации конституционного права граждан на обращения в государственные органы
3.1 Правовое регулирование реализации конституционного права граждан на общения в органы публичной власти
Право на обжалование является не только правовой гарантией реализации прав других граждан, но и одним из важнейших конституционных прав гражданина. Кроме того, в соответствии со статьей 40 Конституции государственные органы, а также должностные лица обязаны рассмотреть апелляцию и дать ответ по существу в установленный законом срок. Отказ в рассмотрении поданной заявки должен быть письменно мотивирован.
Таким образом, обязанность гражданина обращаться к обязанностям государственных органов, органов местного самоуправления и органов самоуправления, должностных лиц, заключающихся в принятии, регистрации, рассмотрении и рассмотрении апелляций в порядке, установленном законом, который в поворот является гарантией осуществления самого права на апелляцию [11, c. 305].
При разработке этой конституционной нормы государство создало целую систему нормативных правовых актов, регулирующих общественные отношения в отношении применения гражданства и юридических лиц в целях осуществления права на апелляцию и рассмотрения этих апелляций в качестве деятельности общественности власти.
Центральным нормативным правовым актом, регулирующим порядок подачи заявлений гражданами и юридическими лицами, а также порядок их рассмотрения, является Закон об обращениях граждан и юридических лиц. В соответствии с положениями этого закона право ходатайства осуществляется добровольно заявителями. Осуществление заявителем их права на апелляцию не должно нарушать права, свободы и (или) законные интересы других лиц.
Нормы об обращениях граждан также содержатся в Президентской директиве № 2 от 27.12.2006 «О дебюрократизации государственного аппарата и улучшении качества поддержки жизни», в котором Глава государства обращает внимание на обеспечение доступности, простоты и эффективности решения жизненных проблем каждого человека.
В систему нормативных правовых актов, регулирующих вопросы работы с гражданами, также входят:
- Постановление Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года № 498 «О дополнительных мерах по работе с гражданами и юридическими лицами»; - Постановление Президента Республики Беларусь от 05.12.1997 № 630 «О реагировании должностных лиц на критические меры в государственных средствах массовой информации»;
Заключение
Таким образом, право на апелляцию является конституционным правом гражданина и имеет особое значение в системе прав граждан. Это право включено в систему правовых гарантий прав граждан, таких как право свободно получать информацию, право участвовать в управлении делами государства, право защищать нарушенные права и свободы, право свободно выражать свое мнение и т. д.
Классификация обращений может быть по разным причинам, большинство видов апелляций определены в Законе об обращениях. В настоящее время законодатель принял советскую традицию классификации апелляций, согласно которой призывы подразделяются по предмету на заявления, жалобы, предложения. Запрос является разновидностью заявки, поскольку он соответствует всем характеристикам последнего, и поэтому процесс его рассмотрения регулируется нормами законодательства об обращениях.
Наибольшее практическое значение имеет классификация обращений в форме подачи. Форма апелляции зависит от способа подачи заявки, процедуры регистрации, рассмотрения и ответа на апелляцию [18].
В литературе также выделяются личные призывы и петиции, поданные в порядке представительства. Закон не дает определения этих понятий, и поэтому автор предлагает следующую формулировку.
Личное обращение - это ходатайство, поданное заявителем в его собственных интересах, с целью реализации своих прав и свобод. Ходатайством, поданным в форме представительства, является ходатайство, поданное представителем заявителя, имеющим полномочия на основании законодательства или выданным в установленном порядке в интересах заявителя, с целью реализации его прав и свободы [19].
Кроме того, законодательство о применении граждан и юридических лиц является системой, центральное место которой занимает Закон об обращениях. Правовой основой этой системы является статья 40 Конституции, которая закрепляет право каждого обращаться в государственные органы. В то же время эта система начала активно развиваться только с 2005 года в связи с принятием Главой государства ряда нормативных правовых актов, направленных на совершенствование работы с обращениями граждан и юридических лиц.
В результате анализа нормативных и теоретических источников делается вывод о том, что законодательство об административных процедурах является частью единого блока законодательства об обращениях граждан, представляя особые нормы в общей системе правил обжалования.
1 Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. - №1. – 1/0; 2004. - № 188. – 1/6032.
2 Елисеева, М. Все началось с челобитной / М. Елисеева // Красная звезда [Электронный ресурс]. – 2008. – Режим доступа: redstar/2008/01/18_01/2_02.html.
3 Морозов, Н.В. Содержание института обращения граждан РФ и его место в конституционно-правовой доктрине / Н.В. Морозов// Право и политика. – 2012. - № 6. – с. 1040-1044.
4 Соловов, М.В. Административные процедуры как часть административного процесса // М.В. Соловов / Государство и право. – 2011. – № 5. – С. 114 - 117.
5 Минько, Н.С. Проблемы работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе исполнительной власти / Н.С.Минько // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6 Широбоков, С.А. Конституционное право человека и гражданина на обращение: автореф. дис.... к.ю.н. / С.А. Широбоков; Уральский юр. ин-т МВД России. – Екатеринбург, 1999. – с.231.
7 Об обращениях граждан и юридических лиц: Закон Респ. Беларусь, 18 июля 2011 г., № 300-З (с изм. и доп.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2011. - №306. – 2/2304; 2015.
8 Саванович, Н.А. Обращения за разъяснениями законодательства / Н.А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9 Данисевич, А.Н. Анонимные обращения: правовые последствия / А.Н.Данесевич // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10 Зиссер, Ю. Правовое регулирование рассмотрения обращений граждан при их подаче через сеть интернет / Ю. Зиссер, Е. Корнушенко // Юрист. – 2006. - № 7 – с. 47-51.
11 Чуприс, О. И. Проблемы правового регулирования и практики применения законодательства об обращениях граждан и юридических лиц // О.И. Чуприс / Специализация в судебной системе Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1: специализация в общих судах Республики Беларусь. – Минск: Изд-во «Четыре четверти», 2013. – с.349.
12 Филипчик, Р.И. О некоторых вопросах рассмотрения обращений заявителей государственными органами и судами / Р.И. Филипчик/ Совершенствование судебной системы Республики Беларусь посредством развития специализации судов: сб. науч. тр. – Минск: Издательство «Четыре четверти», 2013. – с.134.
13 Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов / С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Минск: Амалфея, 2007. – с. 480.
14 Лыскова, Е.И. Право граждан на обращение в органы публичной власти: теория и практика / Е.И. Лыскова // Государство и право. – 2009. – № 9. – с. 108-109.
15 Гритчина, Н.И. Особенности субъектного состава лиц, реализующих право на обращение/ Н.И. Гритчина // Закон и право. – 2013. – №1. – С. 40 – 45.
16 Чуприс, О.И. Е.А. Место институтов административных процедур и работы с обращениями граждан и юридических лиц в системе административного права Республики Беларусь / О.И. Чуприс, Е.А. Марчук // Веснік Брэсцкага ўніверсітэта. Серыя 2. Гісторыя. Экноміка. Права. – 2012. – № 2. – с. 45-48.
17 Метелева, У.В. Понятие и основные виды административного производства по разрешению административных споров // У.В. Метелева / Закон и право. – 2008. - № 6. – с.72 -74.
18 Саванович, Н.А. Работа с обращениями граждан и юридических лиц: пособие / Н.А. Саванович // Консультант Плюс: Беларусь [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19 Алексеев, С.С. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов. 3-е издание / под ред. проф. С.С. Алексеева// [Электронный ресурс]. – 2014. – Режим доступа: http://www.e-reading. ws/bookreader.php/1566/Alekseev_-_Teoriya_gosudarstva_i_prava.html