Введение
Законодательство Великой Французской буржуазной революции на протяжении всех ее этапов не всегда и не во всем было равнозначным. Время конституционной монархии – это компромисс в подходе к феодальном землевладению, стремление ужесточить подавление крестьянских восстаний, созданием права, отвечающего, в первую очередь,, буржуазии. Идеи эгалитаризма оказали заметное влияние на аграрное законодательство, а именно попытки ограничить крупное землевладение. Ряд нормативных актов, принятых под давлением народа, предусматривал известное вторжение в отношения капиталистической собственности, принудительные займы и поэтому не устраивали буржуазию.
Целью курсовой работы является раскрыть содержание аграрного законодательства Великой Французской буржуазной революции периодов Учредительного и Законодательного собраний.
Задачи курсовой работы:
1. Охарактеризовать источниковую базу, а также степень освещенности проблемы в историографии.
2. Выявить особенности аграрных законов, принятых Учредительным собранием.
3. Рассмотреть особенности аграрных законов, принятых Законодательным собранием.
Объект исследования: законодательные акты Учредительного и Законодательных собраний.
Предметом исследования является значение аграрного законодательства Великой Французской буржуазной революции периодов Учредительного и Законодательного собраний.
Обращает на себя внимание, что в отечественной и российской историографии практически отсутствуют разработки по изучение законодательных документов в области аграрной политики. Не думаю, что вопросы истории земельной собственности и законодательных изменений в этой области полностью освещены в работах представителей советской исторической науки. Некоторые аспекты аграрного вопроса и феодальных повинностей рассмотрены в монографиях и научных статьях А.В. Адо [1; 2], С.Ф. Блуменау [5; 6; 7; 8], В.Г. Ревуненкова [19] и т.д. Вопросы депутатских решений и работы Учредительного и Законодательных собраний освещены в трудах зарубежных исследователей Ж. Лефевра [13] и Ф. Саньяка [20].
В качестве основных методов исследования использовались общенаучные методы систематизации и анализа, а также специальные исторические методы: историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный.
Историко-генетический метод, с помощью которого устанавливается важнейшие факты, характеризующие исторические явления. Он позволяет описать события, установить причинно-следственные связи между ними.
Историко-системный требует рассматривать каждое историческое явление как элементы системы или под систему какой-то крупной системы. В данной работе, чтобы лучше понять сущность аграрного законодательства, мы рассматриваем в системе законодательства французской революции в целом.
Историко-сравнительный метод мы применяем, когда проводим сравнение аграрного законодательства на разных этапах французской революции.
Глава 1 Историография и источники
Историографию экономической стороны Великой Французской буржуазной революции можно начать с труда Ж. Жореса. Когда-то провинциальный профессор философии, сделавшийся социалистом, попавший в палату депутатов, занявший в ней пост вождя своей партии и влиятельное положение вообще среди депутатов, он начал работать над трудом «Социалистическая история». Отдельные тома были написаны разными авторами, но первые четыре составлены им самим. К сожалению, автор не делал ссылок на источники, что делает его работу не такой ценной как у последующих авторов. Однако именно он впервые затронул темы экономической стороны истории революции. По инициативе автора были изданы огромные «Собрания документов по экономической истории французской революции» [10, с. 50].
Впервые при создании сводной работы в общую концепцию революции, в саму ткань повествования была широко введена во многомпо-новомуосмысленная история аграрного вопроса и крестьянской борьбы. Жорес открыл для исследования ряд новых аспектов социальной борьбы в деревне — борьбу бедноты против крупного фермерства, отношение разных слоев крестьян к продовольственной проблеме, наконец, особые интересы и первые выступления сельских рабочих
В общую тему о положении французского крестьянства, который рассматривался историками XIX века накануне революции входят частные, одним из них является землевладение и землепользование, состояние сельского хозяйства, производство хлеба и торговля им, налоговые вопросы и т.д. Интерес представляют работы И. Лучицкого. Он в своем труде «Состояние землевладельческих классов во Франции накануне революции и аграрная реформа 1789-1793 гг.» [15], основное место отвел деятельности Учредительного собрания, хотя и в большей степени рассматривал общественно-политическую систему.
В 1918 году увидела свет работа Н.И. Кареева «Великая Французская революция», в ней автор дает позитивную оценку реформ Учредительного собрания. Интересна и показательна оценка исследователя отношения к крестьянам, получения ими личной свободы и права собственности. Автор приходит к выводу, что аграрные законы периода революции - естественное следствие крестьянских выступлений [10]. Исследователь считал, что крестьяне владели землей не столько на начале собственности, сколько на «чиншевом праве», на основе «оброчного владения», «вечно-наследственной аренды». Автор отмечает начавшееся социальное расслоение французского крестьянства и развитие капиталистических отношений и фермерского пути на севере Франции. Отмечал, что накануне революции сеньоры увеличивали "до крайнего передела сумму оброчных тягостей крестьянства". В таком положении, по мнению Н.И. Кареева, Французская революция была вполне закономерным явлением. [10]
Советский период историографии аграрного вопроса можно охарактеризовать как рост интереса к этой проблематике. Историки под влиянием идей марксизма и формирования новой идеологии видели в ней прототип Русской революции. Однако в основном шло активное изучение якобинской диктатуры, а об Учредительном собрании писали редко и преимущественно в обобщающих трудах. В 1920-х гг. Н.М. Лукин, характеризуя деятельность М. Робеспьера, дал весьма неоднозначное толкование его действиям. Он полагал, что буржуазия, с одной стороны, уничтожает старые порядки, а с другой стороны тормозит дальнейший ход революции и преобразований [5, c. 24].
Глава 2 Аграрное законодательство Учредительного собрания
Одна из характерных особенностей аграрной экономики дореволюционной Франции XVIII века – это крайняя измельченность крестьянского хозяйства. В северо-восточной части Франции, на территории, названной во время революции Северным департаментом, были районы, где 75% всех местных крестьян-землевладельцев пользовались участкам размером менее 1 гектара. В Иль-де-Франсе, в Ариньи размер крестьянской парцеллы не превышал 19 ар. Подобная же картина наблюдалась на юге Франции [21, с. 3].
Не менее характерной особенностью французского сельского хозяйства XVIII века была распыленность земельных участков, принадлежащих одном и тому же владельцу. Понятно, что крестьяне, владевшие маленькими участками земли и обремененные феодальными повинностями, не могли вводить каких-либо агрономических улучшений и пользоваться усовершенствованными сельскохозяйственными орудиями. Периодический город, нищенство и повальные болезни были обычным явлением. Парцелляция, или измельченность крестьянского хозяйства была одной характерной особенностью аграрной экономики Франции XVIII века, - чрезвычайно широко распространения половничества, т.е. аренды земли с условием уплаты половины или более снятого урожая.
В XVIII веке усилилась скупка дворянских земель, а также земель разорявшихся крестьян-цензитариев богатыми горожанами. Эта скупка шла так интенсивно, что к кануну революции до 30 % всей французской земли оказалось в руках буржуазии. Только немногие землевладельцы-буржуа, как и многие дворяне пытались наладить собственное хозяйство на основе наемного труда батраков и с применением передовых агрономических методов. Такие хозяйства появились только в областях, прилегающих к большим городам, где существовал повышенный спрос на хлеб и продукты животноводства. Но вплоть до революции их количество было невелико. Подавляющее большинство крупных земельных собственников, как дворян, так и буржуа, включая и «генеральных фермеров», бравших в аренду дворянские домены, сами не организовывали сельскохозяйственного производства, а сдавали свои земли в аренду тем же самым крестьянам [19, с. 22].
По мнению А.В. Адо экономический кризис 1787-1789 гг., сыгравший громадную роль в возникновении революционной ситуации, довел крестьянство до той степени нищеты, когда скрытое, глухое недовольство начинает перерастать в открытый протест. Плачевное состояние торговли и сокращение производства лишили промышленного заработка большую массу сельского населения, связанную с домашними промыслами, и обострили обычную в это время года сезонную безработицу [1, с. 22].
После упрочнения позиций Учредительного собрания его члены стали активно преобразовывать законодательную базу. Сторонники буржуазно-либеральных преобразований, они выражали стремления крупной буржуазии – банкиров, торговцев, мануфактуристов и буржуа-землевладельцев. В начале революции видную роль играли дворяне. Особенно оратор-трибун граф Мирабо, имевший громадное влияние в Собрании. С первых дней революции он выдвинулся как приверженец демократических свобод и политического равенства. О преобразовательном характере Учредительного собрания говорит тот факт, что его решения были направлены против феодального строя. Рост крестьянских выступлений вынудил Учредительное Собрание вернуться к решению аграрного вопроса [2].
Глава 3 Аграрное законодательство Законодательного собрания
Законодательное собрание не видоизменило системы, принятой Учредительным, а Конвент, вначале весьма далекий от того, чтобы делать уступки крестьянам. До восстания 10 августа 1792 года Законодательное собрание принимало документы, связанные с аграрными законодательством. Победа народного восстания 10 августа 1792 года заставила Законодательное собрание продолжить преобразования в этой сфере. Было принято решение о частичной конфискации имущества и прежде всего земель эмигранов-контрреволюционеров. предписывалось дробить имения эмигрантов и выделять небольшие участки беднякам за ренту. Однако этот закон не применялся [12, с. 130].
Согласно декретам от 14, 20 и 22 августа 1792 года земли эмигрантов должны были передаваться крестьянам мелкими участками в бессрочное владение (за «годовую ренту») или продаваться им. Таким образом эмигрантские земли, в отличие от церковных земель, которые продавались только крупными участками, служили фондом для удовлетворения крестьянской нужды. Земля эмигрантов попадала в руки крестьян – и крестьяне получали дополнительный стимул драться за революцию [12, c.135].
15 августа 1792 года Законодательное собрание принимает Декрет о прекращении всех судебных дел по поводу восстановления сеньориальных прав в области землепользования и крестьянских повинностей. Через десять дней был принят следующий декрет, который в своей второй статье объявил «поземельную собственность» свободной «от всяких прав, как феодальных, так и чиншевых». Таким образом, были фактически отменены личные феодальные права (тоже говорилось и в Декрете 1789, принятым Учредительным собранием), а также реальные повинности крестьян. Недостатком являлась непоследовательность преобразований. Без выкупа отменялись только те права, в отношении которых невозможно было документально доказать, «что они имеют своим источником первоначальную уступку недвижимости» [22]. Задача казалось не очень сложной. Особенно в условиях, когда крестьянские повинности стремились рассматривать как отношения между земельным собственником и арендатором. Началом этого процесса было положено еще Декретом Учредительного собрания от 15 марта 1790 г.[2, c. 48]
Не подлежали возврату также и те земли, которые «бывшие сеньоры» продали частным лицам. В статье 3 говорилось, что, если человек не являлся сеньором, но вступил в права владения, то земля эта не изымалась.
Эти решения имели ряд положительных эффектов, но не решали до конца вопрос крестьянского землепользования. Под вопросом оставалась проблема выкупных платежей за земли католической церкви и дворян. В это время большая часть общинных земель продолжала находится в собственности сеньоров.
28 августа был принят по докладу Ж.-Б. Майля закон, который установил новый порядок возвращения общинам земель, захваченных бывшими сеньорами. Новый декрет отменил статью 4 раздела 25 ордонанса 1669 г., все последующие эдикты, декларации, постановления и королевские предписания, разрешавшие триаж [2].
Заключение
Положение крестьян до революции во французской деревне было достаточно тяжелым. Во французском сельском хозяйстве конца XVIII века все еще господствовали старые, полуфеодальные отношения. Феодальные повинности, порой доходившие до абсурда, плотно опутывали основного производителя-крестьянина, лишали его инициативы и стимула к увеличению сельскохозяйственного производства. Налоги, которые платило только третье сословие, также тяжелым бременем давили на крестьянское хозяйство. Сложившееся положение накаляло обстановку и в конечном счете вывело значительную массу крестьян под знамена революции.
Перед учредительным собранием в 1789 году стоял один из важнейших вопросов революции - аграрный, который требовал радикальных изменений во всех сферах жизни французского общества. Пойдя на некоторые уступки (все феодальные повинности, вытекавшие из личной зависимости крестьянина, отменялись безвозмездно, упразднялись серваж и мэнморт, отменялись церковная десятина и плата за требы, отменялись дворянское право охоты и рыбной ловли, право содержания голубятен и кроличьих садков, упразднялись сеньориальные суды), депутаты Учредительного собрания не решились окончательно покончить с остатками феодальных отношений в деревне, тем самым откладывая это на потом и еще более обостряя ситуацию. Почти все действия жирондистов в аграрном вопросе не вышли за рамки проектов, а то, что было сделано не могло снять большой доли остроты нехватки земли крестьянам.
Радикальных преобразований ни Учредительное собрание ни Законодательное собрание не произвело. Однако, созданные ими документы, в области реформирования форм землевладения и разрушения сеньориальных прав в целом можно оценить как положительные, с точки зрения юриспруденции. В целом его можно охарактеризовать как буржуазное, но из-за нерешенности ключевых крестьянских вопросов, оно не остановила дальнейших ход революции, а лишь на время сдерживала крестьянские выступления. Причиной этому было нежелание буржуазии окончательного устранения феодальных прав. Однако решения Учредительного собрания, по сути, заложили фундамент будущих преобразований и являлись передовыми для своего времени. В свою очередь, Законодательное собрания не оказало столь же сильного влияния на решение аграрного вопроса во Франции, а привело страну к установлению диктатуры.
1. Адо, А.В. Крестьянские восстания в начале Французской революции в 1789 г. / А.В. Адо // Сборник статей в память академика Е.В. Тарле, Москва: изд-вл АН СССР, 1957. – С. 148-149.
2. Документы истории Великой Французской революции: в 2 т. М.,1930.
3. Батыр, К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794 гг. / К.И. Батыр // Наследие кафедры истории государства и права: сб. научных трудов / сост. М.А. Приходько, Москва: ООО «Проспект», 2017.
4. Блуменау, С.Ф. Проблема сеньориальных прав в начале Французской революции: закон 3 мая 1790 года / С.Ф. Блуменау // Вестник БрГУ. – 2016. – №1. – С. 40-45.
5. Блуменау, С.Ф. Отечественная историография Учредительного собрания Великой Французской революции / С.Ф. Блуменау // Вестник БрГУ. – 2016. – №1. – С. 22-26.
6. Блуменау, С.Ф. Правовые отношения вокруг сеньории во Франции Старого порядка // Право: история, теория, практика. – Вып. 3. Брянск, 1999. –С. 143-150.
7. Блуменау, С.Ф. Революционные преобразования Учредительного собрания во Франции в 1789-1791 годах. / С.Ф. Блуменау. – Брянск: Изд-во "Курсив", 2011. - 216 с.
8. Гордон, А.В. Великая французская революция в советской историографии / А.В. Гордон. – Москва: Наука, 2009. - 380 с.
9. Гордон, А.В. Великая Французская революция в ретроспективе 17-го года: становление советской историографии / А.В. Гордон // «Одиссей: Человек в истории. 2004», М.: Наука, 2004
10. Западная Европа в Новое время (революция и наполеоновская эпоха) / под ред. Н.И. Кареева. – Петербург: «Наука и школа», 1922. – 123 с.
11. Конституции и законодательные акты буржуазных государств XVII-XIX. / под ред. Н.П. Галанза. – Москва: Государственное издательство юридической литературы. 1957. – 650 с.
12. Коротков, С.Н. Французское законодательство об эмигрантах эпохи Французской революции XVIII веку / С.Н. Коротков // Вестник ЛГУ. - №2. – 1985 – C.129-150.
13. Лотте, С.А. Великая Французская революция / С.А. Лотте. – М.-Л.: государственное социально-экономическое издательство, 1933. – 450 с.
14. Лучицкий, И. В. Состояние землевладельческих классов во Франции накануне революции и аграрная реформа 1789-1793 гг. / А.В. Лучицкий. – Киев, 1912.
15. Манфред, А.З. Великая Французская революция / А.З. Манфред – Москва: «Интер», 1983.
16. Пименова, Л. А. Дворянство накануне Великой французской революции / Л.А. Пименова, Москва: Просвещение, 1986.
17. Поликарпова, Е.В. Антифеодальное аграрное законодательство Великой французской революции / Е.В. Поликарпова. – Москва: «Пресс», 1987.
18. Ревуненков, В.Г. История Французской революции / В.Г. Ревуненков – Санкт-Петербург: «Образование и наука», 2003. – 776 с.
19. Саньяк, Ф. Гражданское законодательство Французской революции / пер. с франц. О.А. Старосельской-Никитиной. – Москва, 1928.
20. Французская буржуазная революция 1789-1794 - годов. / под ред. акад. В. П. Волгина и акад. Е. В. Тарле. - М.-Л., 1941.
21. Французская революция в документах (1789-1794) / под ред. Захера Я.М. – Ленинград: «Прибой», 1926.
22. Чудинов, А.В. Накануне «смены вех» советская историография Французской революции в начале 1980-х гг. / А. В. Чудинов // Россия и мир: панорама исторического развития: сб. науч. ст., посвященный 70-летию исторического факультета Уральского государственного университета им. А.М.Горького., Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2008. – С.112-127.