ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Интеллект как психологический феномен
1.2 Исследование социального интеллекта в зарубежной и отечественной психологии
1.3 Психологические особенности людей c высоким и низким социальным интеллектом
1.4 Функции социального интеллекта
1.5 Социальный интеллект педагогов дошкольных учреждений образования
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Уровень социального интеллекта педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Латинский словарь интеллект (intellectus) определяет как понимание. В качестве объекта научного исследования этот термин был введен в психологию Ф. Гальтоном в конце ХIХ в. Формирование теорий интеллекта происходило на основе общей психологии. Они были ориентированы на распознавание и формулирование закономерностей психоментальной деятельности головного мозга человека.
Понятие «социальный интеллект» впервые использовал в 1920 г. Э. Торндайк, который этим понятием обозначил специфическую познавательную способность, обеспечивающую успешные межличностные отношения.
Проблема изучения социального интеллекта хоть и изучается на протяжении второго столетия, но не имеет единого понимания и объяснения. Социальный интеллект рассматривается как особая способность, отличная от других видов интеллекта: вербального, пространственного, математического и др., но, по мнению таких ученых как Дж. Гилфорд, Д.В. Ушаков, Д.В. Люсин, Ю.Л. Белова, тесно с ними связана.
По мнению Э. Торондайка, М.И. Бобневой, Ю.Н. Емельянова, социальный интеллект является не столько способностью, сколько знаниями, умениями или навыками, приобретенными в течение жизни.
Г. Олпорт, Х. Гарднер описывают социальный интеллект как личностную черту, определяющую успешность социального взаимодействия [10; 11; 18; 22].
Наличие социального интеллекта является особенно важным у педагогов занимающихся образованием детей c особыми образовательными потребностями.
Инклюзивное образование представляет собой процесс развития общего образования, предполагающий доступность образования для любого ребенка с учетом приспособления к разным нуждам, что обеспечивает наличие доступа к образованию для детей c особыми потребностями. Инклюзивное образование
ГЛАВА 1 СОЦИАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ КАК ПРЕДМЕТ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ
1.1 Интеллект как психологический феномен
C точки зрения психологии назначение интеллекта заключается в создании порядка из хаоса на основе приведения согласно индивидуальным потребностям c объективными требованиями реальности. Термин «интеллект» появился достаточно давно, но более детально стал изучаться лишь в XX веке.
Большинство исследователей делают акцент на том что, интеллект человека обусловливает совокупность познавательных процессов. Ряд психологических концепций отождествляют интеллект c таким аспектами как система умственных операций, стиль и стратегии решения проблем, эффективность индивидуального подхода к ситуации, которая требует познавательной активности. Современная западная психология традиционно рассматривается интеллект в качестве биопсихической адаптации к актуальным обстоятельствам жизни. Родоначальниками такого представления об интеллекте были В. Штерн и Ж. Пиаже. Рассмотрим мнение некоторых исследователей.
По мнению Д. Векслера представляет собой глобальную способность действовать разумно, рационально мыслить и хорошо разрешать жизненные обстоятельства. На сегодняшний день большинство психологов в той или иной мере согласны с данным пониманием интеллекта [4; 9].
Первая работа, в которой была предпринята попытка проанализировать структуру свойств интеллекта, появилась в 1904 г. C. Спирмен отмечал, что успех любой интеллектуальной деятельности обусловлен неким общим фактором, общей способностью, выделяя генеральный фактор интеллекта (фактор G) и фактор S, который служит показателем специфических способностей. По мнению С. Спирмена, для каждого человека характерен определенный уровень общего интеллекта, который определяет степень и
ВЫВОДЫ ПО ПЕРВОЙ ГЛАВЕ
Проделанный анализ теоретических и эмпирических исследований по проблеме исследования позволяет сделать следующий вывод:
1. Исследование интеллекта ведется уже не первое столетие. Как зарубежные, так и отечественные исследователи занимались его изучением. В общем виде интеллект рассматривается в качестве системы психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящих событий. В современных научных исследованиях интеллект анализируется весьма широко, но отмечается отсутствие системообразующего звена, что позволило бы обосновать особенности этого понятии. Вопросом изучения интеллекта продолжают заниматься исследователи из различных областей знаний, привнося новые идеи и мнения.
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ПЕДАГОГОВ, РАБОТАЮЩИХ В ИНКЛЮЗИВНЫХ ГРУППАХ ДЕТСКОГО САДА
2.1 Организация и методы исследования
Целью диагностического исследования является изучение социального интеллекта у педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада.
Для осуществления исследования были подобраны 10 педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада.
Эмпирическое исследование осуществлялось в 5 этапов:
1 этап – формирование выборки для участия в диагностическом исследовании и подбор методик;
2 этап – изучение уровня социального интеллекта c использованием методики исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой, которая является российской адаптацией теста Дж. Гилфорда и М. О’Салливена;
3 этап – изучение уровня эмпатических способностей c помощью методике В.В. Бойко;
4 этап – анализ и обсуждение результатов, формулировка выводов по проведенному исследованию;
5 этап – оформление результатов исследования.
Анализ литературы по психодиагностике показал, что самый распространенный в нашей стране инструмент для измерения социального интеллекта методика исследования социального интеллекта Е.С. Михайловой, представляющая собой российскую адаптацию теста Дж. Гилфорда и М. О’Салливена [12]. В методику вошло четыре субтеста, текст и стимульный материал которых представлен в Приложении А.
Общий уровень развития социального интеллекта (интегрального фактора познания поведения) определяется на основе композитной оценки. Смысл
ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ
Проведенное исследование социального интеллекта педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада позволяет сделать следующий вывод:
1. Педагоги, работающие в инклюзивных группах детского сада, имеют преимущественно высокий уровень эмпатии и уровень выше среднего. Выявлены педагоги, имеющие средний и заниженный уровень эмпатии, что свидетельствует о необходимости работы, направленной на повышения уровня эмпатии.
2. Исходя из результатов исследования, для педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада, предложены следующие рекомендации:
– старайтесь осознавать свои чувства и эмоции, развивать способности к пониманию эмоций других людей;
– разделяйте работу и отдых. Не думайте о работе, когда отдыхаете;
– обсуждайте проблемы в педагогическом коллективе, не стесняйтесь обращаться за помощью и советом;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги проведенного исследования по проблеме социального интеллекта педагогов, работающих в инклюзивных группах детского сада, можно сделать следующие выводы:
1. Исследование интеллекта ведется уже не первое столетие. Как зарубежные, так и отечественные исследователи занимались его изучением. В общем виде интеллект рассматривается в качестве системы психических механизмов, которые обусловливают возможность построения «внутри» индивида субъективной картины происходящих событий. В современных научных исследованиях интеллект анализируется весьма широко, но отмечается отсутствие системообразующего звена, что позволило бы обосновать особенности этого понятии.
2. В настоящее время, несмотря на накопленный эмпирический материал, посвященный данной проблеме, не существует общепринятого и однозначного определения понятия «социальный интеллект». В зарубежной психологии он рассматривается в контексте проблемы соотношения с общим интеллектом, в то время как отечественные психологи более склонны к изучению социального интеллекта в рамках межличностного взаимодействия.
3. Психологическими особенностями людей c высоким социальным интеллектом являются: способность предвидеть последствия своего и чужого поведения, умение хорошо ориентироваться в невербальных проявлениях, способность распознавать структуру межличностных ситуаций в динамике, высокие коммуникативные и организаторские способности. Для людей с низким уровнем социального интеллекта свойственны трудности в понимании и прогнозировании поведения людей, что осложняет установление их отношений и ухудшает возможности социальной адаптации.
4. Существует множество классификаций функций социального интеллекта. Некоторые классификации рассматривают социальный интеллект более подробно и детально, другие – более обобщенно. Наиболее полный
1. Абрамова, Г.С. Практическая психология / Г.С. Абрамова. – Екатеринбург: Деловая книга, 1998. – 368 с.
2. Андреева, Н.И. Развитие эмоционального интеллекта будущего педагога / Н.И. Андреева. – СПб.: Питер, 2002. – 288 с.
3. Боброва, Т.А. Программа по адаптации и развитию детей в возрасте от года до двух лет в условиях ДОУ / Т.А. Боброва. – СПб: Пресс, 2013. – 157 с.
4. Геранюшкина, Г.П. Социальный интеллект: методики оценки и развития / Г.П. Геранюшкина – Иркутск: БГУЭП, 2003. – 103 с.
5. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер,1999. – 289 с.
6. Ильина, И.С. Адаптация ребенка к детскому саду. Общение, речь, эмоциональное развитие / И.С. Ильина. – Ярославль: Академия развития, 2008. –208 с.
7. Костяк, Т.В. Психологическая адаптация ребенка в детском саду / Т.В. Костяк – М.: Академия, 2008. –176 с.
8. Куницына В. Н. Межличностное общение: учебник для вузов / В.Н. Куницына. – СПб.: Питер, 2002. – 544с.
9. Лужбина, Н.А. Социальный интеллект как системообразующий фактор психологической культуры личности / Н.А. Лужбина. – М.: Барнаул, 2002. – 192 с.
10. Майерс, Д. Социальная психология / Д. Майерс. – СПб.: Питер, 1997. – 688 с.
11. Матвеева, Л.Г. Анализ понятия «Социальный интеллект» / Л.Г. Матвеева. – Челябинск: ЮУрГУ, 2009. – 208 с.
12. Михайлова, Е.С. Методика исследования социального интеллекта. Руководство по использованию. / Е.С. Михайлова. – СПб.: Иматон, 1996. – 50 с.
13. Михайлова Е.С. Социальный интеллект. Концепции, модели, диагностика / Е.С. Михайлова. – СПб.: Изд-во С.Петерб. ун-та, 2007. – 266 с.
14. Нижегородцева, Н.В. Взаимосвязь уровня развития социального интеллекта, самоотношения и успеваемости у студентов вуза / Н. В. Нижегородцева, О.В. Долженко // Ярославский педагогический вестник: научный журнал. – 2017. – № 3. – С. 178–183.
15. Никитин, Е.П. Феномен человеческого самоутверждения / Е.П. Никитин. – СПб.: Алетейя, 2000. – 224 с.
16. Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты/ Д.Я. Райгородский. – Самара: «Бахрам-М», 2002. – 672 с.
17. Руденко, С.В. К анализу социального интеллекта как фактора психологической готовности руководителей к управлению учреждениями образования / С.В. Руденко // Горизонты образования. – Донецк: 2010. – №2. – С.49–55.
18. Социальный интеллект: Теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д. В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – 176 с.
19. Стернберг, Р.Дж. Практический интеллект / Р.Дж. Стернберг. – СПб.: Питер, 2002. – 272с.
20. Ульянова Н.П. Модели развития социального интеллекта у детей подросткового возраста / Н.П. Ульянова // Молодой ученый. – 2012. – № 3. – С. 417-419.
21. Ушаков, Д.В. Интеллект: структурно-динамическая теория / Д.В. Ушаков. – М.: Институт психологии РАН, 2003. – 259 с.
22. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. / М. А. Холодная. − СПб.: Питер, 2002. – 272 с.
23. Хлевная, Е.А. Эмоциональный интеллект в бизнесе / Е.А. Хлевная – М:Феникс, 2012 – 320 с.