Введение
1 Конституции в государственно-правовом развитии Беларуси
1.1 Условия и предпосылки принятия Конституции Речи Посполитой 1791 г.
1.2 Значение Гродненской Конституции 1793 г. в конституционном развитии Беларуси. Конституция 1927 года 8
1.3 Общая характеристика Конституций БССР советского периода
2 Конституция Республики Беларусь
2.1 История принятия Конституции Республики Беларусь
2.2 Понятие и сущность Конституции Республики Беларусь
3 Проблемы и пути совершенствования конституционного развития Республики Беларусь
3.1 Развитие института местного управления и самоуправления с учетом международного опыта
3.2 Проблемы реализации принципа многопартийности в Республике Беларусь
Заключение
Список использованных источников
Введение
Во всех современных государствах демократическая Конституция признается основным, связующим звеном всей правовой системы. Конституция является основой правовой системы. Вокруг Конституции развивается все законодательство, которое должно чутко воспринимать потребности социального развития.
Термин «конституция» возник в древнем Риме и использовался для обозначения декретов римских императоров.
В современном понимании конституция возникла в XVII веке в результате борьбы масс и буржуазии против феодализма. Конституция считалась основным документом государства, направленным на ограничение пределов государственной власти и обеспечение защиты индивидуальных прав и свобод.
В своей наиболее общей форме конституция может быть определена как нормативный правовой акт (совокупность нормативных правовых актов), который обладает высшей юридической силой и регулирует основу взаимоотношений между человеком и государством.
Для конституции, как акта, обладающего наибольшей юридической силой, характерно решение по меньшей мере трех задач:
а) учреждение или закрепление системы общегосударственных органов, определение их компетенции;
б) определение основ правового статуса граждан данного государства;
в) определение взаимоотношений между государством и гражданами, что позволяет характеризовать политический режим.
Таким образом, объект исследования – современные проблемы конституционного развития Республики Беларусь.
Предмет работы – нормы права, а также научная литература, связанная с проблемами конституционного развития Республики Беларусь.
Цель работы – рассмотреть нормы права, а также научную литературу, связанную с проблемами конституционного развития Республики Беларусь.
Цель образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе работы:
- определить условия и предпосылки принятия Конституции Речи Посполитой 1791 г.;
- проанализировать значение Гродненской Конституции 1793 г. в конституционном развитии Беларуси, Конституцию 1927 года;
- дать общую характеристику Конституций БССР советского периода.
- определить историю принятия Конституции Республики Беларусь;
- проанализировать понятие и сущность Конституции Республики Беларусь;
- определить проблемы и пути совершенствования конституционного развития Республики Беларусь;
- рассмотреть развитие института местного управления и самоуправления с учетом международного опыта;
1 Конституции в государственно-правовом развитии Беларуси
1.1 Условия и предпосылки принятия Конституции Речи Посполитой 1791 г.
19 февраля 1772 года Венская конвенция была подписана в Вене. До этого 6 февраля 1772 года в Санкт-Петербурге было заключено соглашение между Пруссией и Россией. Начало августа ознаменовалось тем, что русские, прусские и австрийские войска совершали одновременный въезд в Польшу и занимали районы, которые были разделены между ними по соглашению [4].
Полномочия Конфедерации, исполнительный орган которой был вынужден покинуть Австрию после присоединения к прусско-российскому альянсу, не прекращены. Каждая из крепостей, в которых находились воинские части Конфедерации, оказывали долгое сопротивление. Широко известна защита Тинеца. Это продолжалось до конца марта 1773 года [3, c.108].
28 апреля 1773 года российские войска под командованием генерала Суворова захватили Краков. Франция и Англия, на которые надеялись Конфедерации, были побеждены.
Конвенция о разделе была ратифицирована 22 сентября 1772 года. Согласно этому документу, Россия получила часть Прибалтики (Ливония, Задвинское Герцогство), которая ранее находилась под польским правлением, а Беларусь - Двину, Друк и Днепр [5 ]. Витебск, Полоцк и Мстиславль были включены в эту территорию. Во власти Российской империи были переведены на территорию 92 тыс. Км² с населением 1 млн. 300 тыс. человек. Пруссия получила Эрмланд (Вармия) и Королевскую Пруссию (позже превратилась в новую провинцию Западную Пруссию) в реку Ноец, территорию Герцогства Померании без города Гданьск (Данциг), уездов и воеводств Поморски, Мальборк (Мариенбург) и Хельминское (Кульм) (Торунь), а также некоторые районы в Великой Польше. Прусские приобретения составили 36 тысяч квадратных километров и 580 тысяч жителей. В Австрию отошли Затор и Освенцим, входящие в Малую Польшу, включая южную часть Краковского и Сандомирского воеводства, а также части Бельского воеводства и всей Галиции (Червонная Русь), покинули Австрию без города Кракова [ 8]. В частности, в Австрии были богатые соляные шахты в Бохне и Величке. Всего австрийские приобретения составили 83 тысячи квадратных километров, а 2 миллиона 600 тысяч человек [3, c.114].
После того, как оккупационные силы заняли определенные территории, которые были связаны с каждой из сторон по предварительному соглашению, они потребовали ратификации своих действий королем и диетой. Испытывая давление Пруссии, Австрии и России, Понятовский был вынужден произвести сбор Сейма (1772-1775), чтобы утвердить акт раздела и новый аппарат Польско-Литовского Содружества [4]. Уполномоченная делегация Сейма одобрила раздел и установила «кардинальные права» Содружества.
2 Конституция Республики Беларусь
2.1 История принятия Конституции Республики Беларусь
Нынешняя Конституция Республики Беларусь 1994 года прошла через несколько этапов ее конституционного развития.
Первый этап - период с 1919 по 1927 год. Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята на Первом съезде Советов Белоруссии 3 февраля 1919 года. Ее содержание было проникнуто идеей диктатуры пролетариата, который был непосредственно закреплен в Конституции. Этот этап закончился принятием второй Конституции БССР в 1927 году.
Вместе с ее принятием 11 апреля 1927 года начался очередной этап конституционного развития Беларуси. Важнейшими нововведениями были определение пределов и возможностей законотворческой деятельности высших и центральных органов государственной власти в Беларуси в отношении полномочий аналогичных органов СССР, а также более подробное регулирование их статуса и деятельности.
Следующий этап начался с принятия 19 февраля 1937 года Конституции БССР, в которой провозглашалось, что вся власть в БССР принадлежит трудящимся города и села в лице Советов депутатов трудящихся, но все важнейшие вопросы государственной жизни были отнесены к юрисдикции СССР.
В 1978 году в связи с необходимостью скорректировать нынешнюю Конституцию была принята новая Конституция, которая установила исключительную компетенцию Верховного Совета.
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял действующую Конституцию. Позднее поправки и дополнения к Конституции были сделаны три раза (референдумом, 1995, 1996 и 2004 гг.) [2, с. 7].
Таким образом, история конституций на территории Республики Беларусь довольно-таки уникальна и обладает своей спецификой, которая отразилась на ныне действующей Конституции Республики Беларусь.
3 Проблемы и пути совершенствования конституционного развития Республики Беларусь
3.1 Развитие института местного управления и самоуправления с учетом международного опыта
Основания местного самоуправления и самоуправления в Республике Беларусь изложены в разделе 5 Конституции «Местное управление и самоуправление» [1] и Законе «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» »(далее - Закон) [2].
На основании ст. 117 Конституции Республики Беларусь, местное управление и самоуправление осуществляется гражданами через местные Советы депутатов, исполнительные и распорядительные органы, органы территориального общественного самоуправления, местные референдумы, собрания и другие формы прямого участия в государственной и общественной жизни.
В соответствии со ст. 1 Закона «О местном управлении и самоуправлении в Республике Беларусь» местное самоуправление представляет собой форму организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории, для самостоятельного решения непосредственно или путем избрания его органами социальной, экономических и политических вопросов местного значения исходя из национальных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе их материальной и финансовой базы и привлеченных средств [2, ст. 1].
Анализируя историю местного самоуправления, Е. М. Ковешников отмечает, что российские ученые во второй половине XIX века - начале двадцатого века рассматривали местное самоуправление как коллективную деятельность сообщества для решения вопросов местного значения. Он приводит определения, данные рядом ученых. Таким образом, М. А. Курчинский считал, что местное самоуправление является управлением всеми местными потребностями самим обществом. По мнению В.В. Погосского, местное самоуправление - это управление людьми, избранными населением. А.И. Васильчиков назвал самоуправление системой, которая налагает все бремя управления на местных жителей с соответствующими правами. Он считал самоуправление одним из видов управления.
Представители западной научной мысли девятнадцатого и двадцатого веков А. Токвиль, Р. Гейст, Л. Штейн, Лабанд, внесшие большой вклад в развитие теории местного самоуправления, также придерживались этой точки зрения. Таким образом, П. Эшпи определил его как осуществление местными жителями или их представителями обязанностей и полномочий, которые они представляют законодательной властью или принадлежат им общим правом [3, с. 10].
Заключение
В самом общем виде конституцию можно определить как нормативно-правовой акт (совокупность нормативно-правовых актов), обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы взаимоотношений человека и государства, устройство государства и организацию государственной власти.
По своей сущности конституция представляет собой политический и правовой документ. Как политический документ конституция представляет собой декларацию, провозглашающую основные ценности общества. Как юридический документ конституция является Основным Законом государства.
Конституция имеет свою динамику. Она развивается вместе с обществом. И в этой связи сущность конституции может изменяться. Конституция в современном государстве является основой правовой системы, т.е. определяет ее нормативную составляющую (законодательство и иные источники права), систему государственных учреждений, правовую идеологию, правовое сознание.
Современное общепринятое понимание сущности конституции состоит в том, что конституция — это ограничитель власти государства, т. е. ею устанавливаются пределы вторжения государства в области прав и свобод человека и гражданина.
Конституция, как и любой текст, должна характеризоваться единством содержания и формы. Эффективность структуры конституции в наибольшей мере зависит от того, насколько ее текст отвечает критериям целостности, системности, связности и соразмерности частей.
Структура конституции той или иной страны обусловлена как собственными традициями государственно-правового строительства, так и зависит от выбора целей и конкретной конституционной модели, в основе которой лежат те или иные базовые ценности, например, идеи прав человека, правового государства, гражданского общества или, напротив, приоритета классовых, религиозных, национальных и иных интересов. Как правило, конституции демократической европейской модели охватывают схожий круг проблем, в связи с чем имеют и схожую структуру. Она включает преамбулу (введение), основную часть, заключительные, переходные и дополнительные положения и иногда приложения. В конституциях отдельных государств может и не быть некоторых (кроме, разумеется, основной части) структурных подразделений.
К функциям конституции можно отнести юридическую, учредительную, политическую, мировоззренческую, охранительную, целеполагающую, информационную.
Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии была принята в феврале 1919 года I съездом Советов БССР.
11 апреля 1927 года на VIII Всебелорусском Съезде Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов принята вторая Конституция Белорусской Социалистической Советской Республики.
1. Василевич, Г. А. Конституция - главный документ для законотворческой и правоприменительной деятельности / Г.А. Василевич // ВЕСТН. МОЛОДЕЖНОГО НАУЧ. О-ВА. - 2001.-№ 1.-С.11-19.
2. Василевич, Г.А. Конституция как фактор, интегрирующий систему источников белорусского права / Г. А. Василевич // ЮРИДИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ. - 2005.-N 1.-С.10-15.
3. Лассаль, Ф. О. сущности Конституции. Что же теперь? : две речи / Ф.О. Лассаль.- Санкт-Петербург : Тип. Альтшулера, 1906. — 64 с.
4. Государственное право Российской Федерации / под. ред. О.Е. Кутафина.- М., 1996. – 584 с.
5. Юдин, Ю.А. Современные модели конституции / Ю.А. Юдин. - Сравнительное конституционное право. - М., 1996.
6. Баглай, М.В. Конституционное право Российской Федерации / М.В. Баглай. - М., 1998.
7. Овсепян, Ж.И. Развитие научных представлений о понятии и сущности конституции/ Ж.И. Овсепян // Правоведение. 2001. - № 5. - С. 24-36.
8. Златопольский, Д.Л. О сущности конституции / Д.Л. Златопольский // Журнал Российского права. - 1997 - № 10.
9. Козлова, Е.И. Конституционное право России: учебник / Е.И. Козлова, О.Е. Кутафин. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 608 с.
10. Кузин, Ф.А. Диссертация: Методика написания. Правила оформления. Порядок защиты: практ. посо- бие для докторантов, аспирантов и магистрантов / Ф.А. Кузин. – М.: «Ось-89», 2000. – 320 с.
11. Пугачев, А. Н. Структура Конституции и критерии ее эффективности как логически цельного документа / А. Н. Пугачев // Вестник Полоцкого государственного университета. Серия Д, Экономические и юридические науки. - 2012. — № 6. — С. 97—106.
12. Конституционное право: Учебник / Отв. ред. А. Е. Козлов — М.: Издательство БЕК, 1997. — 464 с.
13. Каргин, К.В. Юридические документы / К.В. Каргин; науч. ред. В.А. Толстик. – М.: Юристъ, 2008. – 191 с
14. Пугачев, А.Н. Общесоциальные функции конституции / А.Н. Пугачев // Современные тенденции развития юридической науки, правового образования и воспитания : материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ. 200-летию юрид. образования на Полоцкой земле (Новополоцк, 18-19 мая 2012 г.) : в 2-х т. Т.1 / Полоцкий государственный университет; редкол.: А.Н. Пугачев (отв. ред.) др. - Новополоцк : ПГУ, 2012. - С. 134-138.
15. Конституция Российской Федерации с комментариями Конституционного Суда РФ. – 4-е изд. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 200 с.
16. Общая теория государства и права. Академический курс: в 3-х т. – Изд. 2-е, перераб. и доп. / отв. ред. проф. М.Н. Марченко. Т. 2. – М.: ИКД “Зерцало-М”, 2001. – 528 с.
17. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии (Принята I съездом Советов БССР) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1919-goda/.
18. Чудаков, М.Ф. Конституционный процесс в Беларуси (1447 – 1996 гг.): моногр. – Минск: Акад. управл. при Президенте Респ. Беларусь, 2004. – 327 с.
19. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Социалистической Советской Республики [Электронный ресурс]: Постановление VIII Всебелорусского Съезда Советов Рабочих, Крестьянских и Красноармейских Депутатов // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1927-goda/.
20. Об утверждении Конституции (Основного Закона) Белорусской Советской Социалистической Республики [Электронный ресурс]: Постановление Чрезвычайного XII Съезда Советов Белорусской ССР // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi/kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1937-goda/.
21. Канстытуцыя (Асноўны Закон) Беларускай Савецкай Сацыялістычнай Рэспублікі (Прынята на нечарговай дзевятай сесіі Вярхоўнага Савета БССР дзевятага склікання 14 красавіка 1978 года) [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Режим доступа: http://pravo.by/pravovaya-informatsiya/pomniki-gistoryi-prava-belarusi/kanstytutsyynae-prava-belarusi /kanstytutsyi-belarusi/konstitutsiya-1978-goda/.
22. Василевич, Г.А. 1991 год: хроника пикирующей страны / Г.А. Василевич – Минск: Право и экономика, 2012. – 171с.
23. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск: «Беларусь», 2006. – 97 с.
24. Республиканский референдум 24 ноября 1996 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-24-noyabrya-1996-goda.
25. Республиканский референдум 7 сентября 2004 года [Электронный ресурс] / Центральная комиссия Республики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов // Режим доступа: http://www.rec.gov.by/ru/arhiv-referendumy/respublikanskiy-referendum-17-oktyabrya-2004-goda.