ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЕЗОПАСНОСТИ.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Существование проблемы безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире. Сегодня, несмотря на шаги со стороны государства в области регулирования вопросов обеспечения условий безопасности, на практике все еще сложно ее достичь.
Юношеский возраст характеризуется периодом обучения, сначала в выпускных классах школы, затем – в учреждении образования следующей ступени.
Проблема психологической безопасности в последние годы постепенно выходит на первый в план в педагогической, возрастной психологии и психологии развития. Во многом это связано и с общей гуманизацией нашей жизни, и с изменением отношения к возрасту. Если в начале становления психотерапии (первая половина XX в.) причины всех психологических проблем выводили из раннего детства, из взаимоотношений (преимущественно досознательных) с родителями, то в XXI в. диапазон возможных причин расширился. З. Фрейд именовал школьный возраст – латентной фазой, предполагая, что личностное развитие ребенка в этом возрасте замедляется (в его теории это психосексуальное развитие), ребенок в это время просто овладевает знаниями, но практически не изменяется как личность. Такой подход предполагал, что причины всех будущих личностных проблем взрослого человека, в том числе и психосоматических расстройств, выводятся из травм раннего детства, а не школьно-студенческого периода.
В настоящее время считается, что развитие личности осуществляется всю жизнь, а юношеский возраст является одним из самых значимых периодов ее формирования.
Современные учреждения образования должны всерьез и по-настоящему становиться не только местом, где ученики и студенты получают знания, но и пространством их полноценного взросления, питательной средой становления успешных, счастливых и здоровых людей. Это возможно только в атмосфере душевного комфорта и благоприятного социально-психологического климата в образовательном учреждении, поддерживающего и даже инициирующего процессы развития личности и ее психологических потенциалов. А для этого образовательное учреждение должно быть территорией безусловной психологической безопасности.
Актуальность исследования. Психологическая безопасность – важнейшее условие полноценного развития личности, сохранения и укрепления его психологического здоровья. Психологическое здоровье, в свою очередь, – основа жизнеспособности личности. Поскольку психологическое здоровье – условие жизненной успешности и гарантия благополучия человека в жизни, очевидно, что не стоит экономить силы на его формирование. Сегодня забота о психологической безопасности и
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ
НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПОТРЕБНОСТЕЙ В БЕЗОПАСНОСТИ.
В связи с этим уровень информационно-психологической защищенности во многом определяется возможностью человека противопоставить себя организованным манипуляциям, провокациям, пропаганде и другим видам психологического воздействия и
психологического давления.
В Толковом словаре русского языка С.И.
Ожегова и Н.Ю. Шведовой дается следующее определение потребности: «Потребность
- надобность, нужда в чем-нибудь, требующая удовлетворения». «Нужда - это еще
не связанное с конкретным предметом состояние и ощущение нехватки чего-либо
или, напротив, желание сохранить состояние удовлетворенности, комфорта. Когда
нужда осознается, "опредмечивается", когда становится ясным, что
именно необходимо, то говорят о состоянии потребности». «Потребность -
это нужда, принявшая специфическую, конкретную, предметную форму в соответствии
с культурным уровнем и личностью индивида. Предмет потребности становится
мотивом деятельности, направляющим субъекта на удовлетворение потребности в
соответствии с нуждой и регулирующим его деятельность» [5, с. 87]. «Потребность
есть свойство всего живого, выражающее первоначальную исходную форму его
активного, избирательного отношения к условиям внешней среды» [4, с. 52]. В
настоящее время все больше исследователей и
практиков обращают внимание на необходимость активной разработки проблематики психологической безопасности личности. Это связано с тем, что психологическая среда, в которой живет человек, становится все более опасной и агрессивной,
а уровень психологических знаний людей не достаточен для того, чтобы осознавать опасность, исходящую от различных источников психологического влияния и выявлять деструктивных психологических воздействий
[12, с.34].
Понятие «психологическая безопасность личности» обозначают как состояние индивидуальной защищенности от информационно-психологических воздействий, вызывающих изменения в психологической сфере дисфункционального и дезадаптационного характера [14, с. 34].
Психологическую безопасность личности проявляется в состоянии защищенности ее (личности) психики, от действия многообразных информационно-психологических факторов. Данная защита препятствует возникновению нарушений как в психологической основе социального поведения человека (и в целом, жизнедеятельности в обществе), так и в системе его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ СОВРЕМЕННЫХ НАУЧНЫХ ПОДХОДОВ К ИССЛЕДОВАНИЮ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ.
Личность – система социально значимых качеств индивида, мера овладения им социальными ценностями и его способность к реализации этих ценностей.
Если понятие индивида включает общие качества homo sapiens – представителя человеческого рода как биологического вида, то понятие личности связано с понятием индивидуальности – с творческим преломлением в индивиде общесоциальных качеств с неповторимой системой отношений конкретного человека к миру, с его индивидуальными способностями социального взаимодействия [16, с. 77].
Юность – период развития человека, предшествующий зрелости. В юности у молодого человека возникает проблема выбора ценностей. Представитель данного возраста стремится сформировать внутреннюю позицию по отношению к себе, к другим людям, а также к моральным ценностям.
В юности человек стремится к самоопределению как личность и как человек, включенный в общественное производство, в трудовую деятельность.
Юношеский возраст представляет собой особый период жизни человека. Заслуга самой постановки проблемы юношества как особой социально-психологической и возрастной категории принадлежит психологической школе Б.Г. Ананьева. В исследованиях Л.А. Барановой, М.Д. Дворяшиной, 1976; Е.И. Степановой, 1975; Л.Н. Фоменко, 1974; а также в работах Ю.Н. Кулюткина, 1985, В.А. Якунина, 1994 и др. накоплен большой эмпирический материал наблюдений, приводятся результаты экспериментов и теоретические обобщения по этой проблеме.
Именно в раннем юношеском возрасте главным новообразованием является открытие собственного Я, развитие рефлексии, осознание собственной индивидуальности и ее свойств, появление жизненного плана, установка на сознательное построение собственной жизни [10, с. 42].
Самосознание в раннем юношеском возрасте структурируется вокруг полового развития личности (Л. Божович, М. Боришевський, И. Кон). Юноши и девушки пытаются достичь автономии. При этом разграничиваются такие формы поведения, как поведенческая автономия, эмоциональная автономия, моральная и ценностная автономия.
Юношеский возраст, по утверждению Б.Г. Ананьева, является сензитивным периодом для развития основных социогенных потенций человека. Высшее образование оказывает огромное влияние на психику человека, развитие его личности. За время обучения в вузе, при наличии
3. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
В настоящее время считается, что развитие личности осуществляется всю жизнь, а юношеский возраст является одним из самых значимых периодов ее формирования [13, с. 37].
Именно в этом возрасте формируются основные психические новообразования, закрепляются черты характера, выражающие отношение человека к жизни, к другим людям и к самому себе. Э. Эриксон считал, что в юношеском возрасте формируются такие качества личности, как трудолюбие, целеустремленность, способность противостоять неудачам, наряду с устойчивой самооценкой, оригинальностью, инициативностью. Кроме черт характера, в школьные и студенческие годы формируются более сложные личностные новообразования. В этом возрасте создаются представления о будущем как план своей жизни, как личностная, когнитивная и жизненная перспективы, которые в дальнейшем человек будет воплощать. Подобные представления могут формироваться как образ высшего порядка [7, с. 55], они обладают энергетической силой и во многом определяют будущую жизнь.
Другое важнейшее новообразование – формирование смысложизненных ориентаций, которое происходит в юношеском (старшем школьном и студенческом возрасте). «Смысложизненный поиск выступает в качестве главного компонента жизнеспособности и основной черты студенческого возраста. Средствами доверительного диалога в рамках гуманистической парадигмы воспитания решаются смысложизненные проблемы, решение которых связано со становлением жизнеспособности личности воспитанника» [16, с. 114].
И самое главное, в юношеском возрасте происходит формирование основ психического и физического здоровья человека, и именно здоровье является целью организации психологической безопасности окружающей среды. Если подходить к этому вопросу в широком смысле, то безопасность человека – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами [15, с. 38].
В современной психологии психологическая безопасность окружающей среды понимается как такое ее состояние, которое свободно от любых проявлений психологического насилия в общении, удовлетворяет потребности человека в личностно-доверительном общении и создает референтно значимую среду для субъектов процесса взаимодействия и, главное, обеспечивает формирование психического здоровья у всех вовлеченных участников.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам данного исследования можно сделать следующие выводы.
В современной психолого-педагогической науке существуют различные подходы к проблеме изучения влияния образовательной среды школы на личность ученика. Для диагностики психологической безопасности образовательной среды используются прежде всего различные виды мониторинга: информационный, базовый, проблемный, управленческий. Источник угрозы носит в основном социально-психологический характер и выступает в виде проявления психологического насилия.
Юность – пора самоанализа и самооценок. Самооценка осуществляется путем сравнения идеального «Я» с реальным. Но идеальное «Я» еще не выверено и может быть случайным, а реальное «Я» еще всесторонне не оценено самой личностью. Это объективное противоречие в развитии личности молодого человека может вызвать у него внутреннюю неуверенность в себе и сопровождается иногда внешней агрессивностью, развязностью или чувством непонятности.
Позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя. Позитивная Я-концепция учителя определяет демократический стиль преподавания и общения, обеспечивающий формирование у школьников чувства психологической защищенности и безопасности, полной уверенности в доброжелательности и уважения со стороны учителя и воспитателя.
Анализ научной литературы и результаты экспериментального исследования позволили выявить следующие условия педагогической поддержки подростков для сохранения психологической безопасности: создание безопасной образовательной среды; культура педагогического оценивания; тренинг психологической безопасности в школе.
Важная роль в психологической безопасности школьника является деятельность классного руководителя. Классный руководитель совместно с психологом осуществляет диагностику учебных возможностей школьников, знание которых позволяет определить характер помощи и поддержки. Важным направление работы является организация разнообразной внеурочной деятельности: походы, конкурсы, соревнования, праздники, коллективно-творческие дела, тематические вчера формируют такую систему ценностей и установок, умений и навыков, которые выступают своеобразным противоядием от многочисленных негативных и опасных воздействий социальной сферы, способствует формированию нравственного здоровья.
Сохранение и укрепление психологического здоровья школьников возможно только при объединении усилий всех участников образовательного
1. Андреева, И.Н. Взаимосвязь социальной компетентности и эмоционального интеллекта у подростков / И.Н. Андреева // Женщина. Образование. Демократия : мат-лы 5-й Междунар. междисциплинарной научно-практ. конф., 6–7 нояб. 2002 г., г. Минск. – Минск, 2015. – С. 194–196.
2. Артёмова, И.С. Психическое здоровье личности актуальная проблема образования / И.С. Артёмова // Педагогическое обозрение.- 2014. - № 33. -С. 3-5.
3. Баева, И.А. Общепсихологические категории в практике исследования психологической безопасности образовательной среды / И.А. Баева // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2010. – № 128. – С. 22–28.
4. Баева, И.А. Психологическая безопасность образовательной среды: теоретические основы и технологии создания : дис. … д-ра психологических наук / И.А. Баева. – СПб., 2002. – 386 с.
5. Баева, И.А. Сопровождение психологической безопасности учащихся в образовательной среде / И.А. Баева // Вестник ЧГПУ. – 2015. – № 6. – С. 135-141.
6. Березина, Т.Н. Эмоциональная безопасность образовательной среды и подлинные эмоции / Т.Н. Березина // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Психологические науки. – 2013. – № 3. – С. 16-20.
7. Бутанаев, С.А. Особенности безопасности образовательной среды средней школы с точки зрения ее субъектов. / С.А. Бутанаев // NB: Педагогика и просвещение. – 2013. – № 4. – C. 1 – 13.
8. Бутенко, В. Н. Буллинг в школьной образовательной среде: опыт исследования психологических особенностей «Обидчиков» и «Жертв» / В. Н. Бутенко // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2015. - № 4. – С. 138-143
9. Быковская, Е. Ф. Педагогическое насилие: теория и практика / Е.Ф. Быковская // Философия образования. – 2016. – № 1. – С. 221-229.
10. Глазман, О. Л. Психологические особенности участников буллинга / О. Л. Глазман // Известия Российского государственного педагогического университета имени А.И.Герцена. – Санкт-Петербург , 2014. – № 105. – С. 159-165.
11. Калюжный, А.А. Психология формирования имиджа учителя / А.А. Калюжный. – М. : ВЛАДОС, 2014. – 222 с.
12. Каневская, Ж.О. Подростковая агрессия как социально-психологическая проблема современности / Ж. О. Каневская, Л. С. Кириллова // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения.- 2015. - № 42. – С. 7-11
13. Ким, А.Л. Агрессия у подростков / А. Л. Ким, М. С. Иванова // Бюллетень медицинских интернет-конференций. – 2015. - № 12. – С. 1476
14. Ковров, В.В. Воспитательная работа в общеобразовательной организации как ресурс обеспечения психологической безопасности / В.В. Ковров // Вестник ВятГГУ. – 2014. – № 7. – С. 116-125.
15. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://slovo.yaxy.ru. – Дата доступа: 20.02.2018.
16. Кудряшова, О. Имидж современного педагога / О. Кудряшова [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pedagog2010.lokos.net/article/imidzh-sovremennogo-pedagoga. – Дата доступа: 12.02.2018.
17. Ларченко, Н. А. Буллинг - причины, формы, профилактика. Методический материал / Н. А. Ларченко. – Волгоград, 2015. – 23 с.
18. Лэйн, Д. А. Школьная травля (буллинг) / Д. А. Лэйн / [Электронный ресур]. – Режим доступа : http://www.zipsites.ru/psy/psyib/ info.php?=414. - Дата доступа : 20. 01.2018.
19. Маланцева, О. Д. «Буллинг» в школе. Что мы можем сделать? / О. Д. Маланцева // Социальная педагогика. - 2015. - № 4. - С. 90-92.
20. Малкина-Пых, И. Г. Психологическая помощь в кризисных ситуациях: справочник практического психолога / И. Г. Малкина-Пых. - М. : Изд-во Эксмо. - 2015. - 960 с.
21. Науменко, Ю. В. Проектирование здоровьеформирующего образования / Ю.В. Науменко // Образование. 2014. - № 10. - С. 43-53.
22. Соловьев, Д. Н. Профилактика буллинга в первичном коллективе подростков / Д. Н. Соловьев // Вестник Тюменского государственного университета. Социально-экономические и правовые исследования. – 2014. - № 9. – С. 136-146
23. Чепель, Т.Л. Психологическая безопасность образовательного процесса как условие обеспечения психологического здоровья школьников / Т.Л. Чепель // Педагогическое обозрение. – 2012. – № 5 (124). – С. 2-3.
24. Шахова, Л.И. Исследование структуры психологической безопасности младших школьников, учащихся кадетских классов / Л.И. Шахова // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2015. – № 178. – С. 58-63.
25. Шувалов, А.В. Проблемы развития службы психологического здоровья в системе дополнительного образования детей / А.В. Шувалов [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http: // www.portalus.ru / modules / psychology. – Дата доступа: 12.02.2018.