Проблема развития речи детей является одной из наиболее актуальных проблем в дошкольной специальной психологии и педагогике, поскольку речь занимает особое положение в системе психических и эмоционально–волевых процессов. Значимым аспектом данной проблемы является просодическая организация речевой деятельности.
Проблема развития голосовых модуляций у детей с тяжелыми нарушениями речи имеет особое значение в аспекте коррекции речевых расстройств, поскольку недостаточная сформированность просодических компонентов входят в структуру многих речевых дефектов.
Исследованием особенностей просодической стороны речи у детей с тяжелыми нарушениями речи занимались многие ученые. Состояние просодических компонентов при речевых расстройствах органического характера, таких как дизартрия, наиболее широко освещено в работах следующих авторов: Е.Ф. Архипова [1], Г.В. Бабина [4], Е.Н. Винарская [7], Р.И. Лалаева [13], Л.В. Лопатина [18], Л.А. Позднякова [17], Н.В. Серебрякова [18].
Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд особенностей, которые необходимо учитывать при логопедической и развивающей работе. Особенности речевой деятельности таких детей отражаются на формировании сенсорной, интеллектуальной и аффективно–волевой сфер. Дети с тяжелыми нарушениями речи характеризуются нарушениями и несформированностью звукопроизношения и просодики. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются взаимосвязанные нарушения формирования как процесса восприятия, так и процесса воспроизведения основных компонентов просодической стороны речи.
При развитии речи у дошкольников с тяжелыми нарушениями речи следует описать на принцип развития психики и деятельности, ориентирующей на то, что коррекционно–развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определённому возрастному периоду. В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра.
По мнению современных исследователей музыкально–дидактическая игра может способствовать развитию различных сторон речи. И.Б. Карелина [10], Т.Ф. Коренева [11], Э.П. Костина [12], А.И. Максаков [19] указывают на особую роль музыкально–дидактических игра в развитии детей. Она может выступать как средство развития не только психических и сенсорных свойств, но и просодической стороны речи.
Однако, анализ литературы показал, что специальных исследований, направленных на изучение развития голосовых модуляций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием музыкально–дидактических игр, не обнаружено.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ МУЗЫКАЛЬНО–ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР В ПРОЦЕССЕ РАЗВИТИЯ ГОЛОСОВЫХ МОДУЛЯЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
1.1 Особенности детей с тяжелыми нарушениями речи
Дети с нарушениями речи имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
К тяжелым нарушениям речи относятся такие нарушения как общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, стертая дизартрия, алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. Среди детей дошкольного возраста одним из наиболее распространенных речевых нарушений является дизартрия [13, с. 119].
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, при котором наблюдаются несформированность всех звеньев механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно–фонетические дефекты [7, с. 116].
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерно недоразвитие познавательных интересов, которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники, испытывают потребность в познании. У них обнаруживается недоразвитие всей познавательной деятельности (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, речь).
Особенности речевого развития детей с тяжелыми нарушениями речи оказывают влияние на формирование личности ребенка, на формирование всех психических процессов. Дети имеют ряд психолого–педагогических особенностей, затрудняющих их социальную адаптацию и требующих целенаправленной коррекции имеющихся нарушений.
Р.И. Мартынова [16, с. 175] выявила психолого–педагогический статус детей с дизартрией. Психической статус характеризуется следующим образом: неустойчивое, рассеянное внимание, трудность в его переключении, значительные отклонения в памяти, некоторое ослабление мыслительной деятельности.
Так, особенности речевой деятельности отражаются на формировании у детей сенсорной, интеллектуальной и аффективно–волевой сфер. Внимание дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характеризуется недостаточной устойчивостью и произвольностью внимания. Они испытывают трудности в планировании своих действий.
Восприятие дошкольников с тяжелыми нарушениями речи характеризуются такими психологическими особенностями как недостаточное развитие или нарушение слухового, зрительного,
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ГОЛОСОВЫХ МОДУЛЯЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Цель эмпирического исследования: разработать методические рекомендации по развитию голосовых модуляций у старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи с использованием музыкально–дидактических игр.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
– подбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
– изучение уровня сформированности просодики (голосовых модуляций) у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи;
– разработка на основании полученных результатов методических рекомендаций по развитию голосовых модуляций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи с использованием музыкально–дидактических игр.
База исследования: исследование осуществлялось на базе ГУО «Специальный ясли–сад № 304 г. Минска».
Выборка исследования: всего в констатирующем эксперименте приняло участие 30 детей старших групп в возрасте 5–6 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей с тяжелыми нарушениями речи. В контрольную группу вошли 15 детей с нормальным речевым развитием. Дети с тяжелыми нарушениями речи имеют диагноз – ОНР 3 уровня. Стертая форма дизартрии. Выборка исследования представлена в приложении 1.
Методы исследования: изучение логопедической документации, наблюдение, тестирование, констатирующий эксперимент, количественный и качественный анализ.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень сформированности просодики (голосовых модуляций) у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Для выявления уровня сформированности просодики (голосовых модуляций) у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи были использованы методики, разработанные Е.Ф. Архиповой [2, с. 137]:
– обследование модуляций голоса по высоте;
– обследование модуляций голоса по силе;
– обследование восприятия тембра голоса;
– обследование воспроизведения тембра голоса.
На основании результатов констатирующего эксперимента были разработаны рекомендации по развитию просодической стороны речи, голосовых модуляций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
В основу отбора программного содержания логопедической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи должны быть заложены следующие принципы [8, с. 12]:
– этиопатогенетический, предполагающий установление в каждом конкретном случае этиологии, механизмов нарушения, определение ведущих расстройств, соотношение речевой и неречевой симптоматики в структуре нарушения;
– онтогенетический, при котором необходимо учитывать закономерности формирования форм, функций речи и различных видов деятельности ребенка в онтогенезе;
– комплексности, отражающий медико–психолого–педагогический характер при изучении и устранении речевых расстройств, предусматривает учет взаимовлияния двигательных речевых и психических нарушений на развитие ребенка;
– целостности и системности, отражающий то, что ни один психический процесс не развивается самостоятельно, а в тесной связи друг с другом; речь рассматривается как сложная функциональная система, структурные компоненты которой находятся в тесном взаимодействии;
– доступности, последовательности и систематичности, заключающийся в доступном и постепенного усложнения речевых упражнений в процессе формирования у ребенка навыков правильной речи и поведения;
– индивидуализации, ориентирующий на организацию коррекционно–развивающей работы, при которой выбор способов, приемов этой работы обуславливается индивидуальными особенностями детей;
– развития психики и деятельности, ориентирующей на то, что коррекционно–развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности, присущей определённому возрастному периоду;
– обходного пути, ориентирующим на то, что в процессе компенсации нарушенных речевых и неречевых функций осуществляется формирование новой функциональной системы в обход пострадавшего звена;
У дошкольников с тяжелыми нарушениями речи обнаруживается ряд психологических особенностей, затрудняющих формирование общего развития и речевой деятельности. Они характеризуются отставанием в формировании таких психических процессов как внимание, память, мышление, восприятие, речь. У детей с тяжелыми нарушениями речи отмечаются отклонения в эмоционально–волевой и двигательной сфере. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи могут иметь нарушения, затруднения или недоразвитие различных компонентов просодики. Использование музыкально–дидактических игр на логопедическом занятии оказывает большое влияние на развитие речи. Музыкально–дидактические игры способствуют развитию речевого слуха, развитию умений различать звуки по длительности, по тембру, по высоте и силе.
Анализ результатов исследования уровня сформированности просодической стороны речи показывает, что старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи преимущественно владеет низким уровнем сформированности просодической стороны речи: модуляции высоты голоса, модуляции силы голоса, восприятия тембра, воспроизведения тембра. Старшие дошкольники с нормальным речевым развитием преимущественно владеет высоким уровнем сформированности просодической стороны речи. Большинство старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи не могут или с трудом владеют своим голосом, изменять его по высоте. Диапазон голоса у них достаточно узок. Они не могут или с трудом могут менять голос по силе (громкости). Голос у них тихий, истощающийся, не модулированный. Большинство старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи не могут или с трудом определяют характер звучания тона голоса на слух. Они не могут или с трудом владеют своими голосовыми возможностями, изменяют окраску голоса в соответствии с предъявленными требованиями и ситуацией, не способны передавать голосом эмоциональные переживания и чувства других. Звучание голоса у них невыразительное, монотонное, тусклое.
На основании результатов констатирующего эксперимента были разработаны рекомендации по развитию просодической стороны речи, голосовых модуляций у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. В основу отбора программного содержания логопедической работы с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи должны быть заложены следующие принципы: этиопатогенетический, онтогенетический, комплексности, целостности и системности, доступности и др. При организации и проведении логопедических занятий, подборе материала логопеду необходимо учитывать особенности детей с тяжелыми нарушениями речи: сниженная речевая активность; однообразие голосовых модуляций; быстрая утомляемость; недостаточная устойчивость и переключаемость внимания; трудности в планировании своих действий.
1 Артемова, Е.Э. Формирование просодики у дошкольников с речевыми нарушениями: монография / Е.Э. Артемова. – М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2008. – 123 с.
2 Архипова, Е.Ф. Коррекционно–логопедическая работа по преодолению стертой дизартрии у детей / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2008. – 254 с.
3 Архипова, Е.Ф. Стертая дизартрия у детей: учебное пособие / Е.Ф. Архипова / Е.Ф. Архипова. – М.: АСТ: Астрель, 2006. – 319 с.
4 Бабина, Г.В., Идес, Р.Е. Состояние интонационной стороны речи у младших школьников с дизартрией / Г.В. Бабина, Р.Е. Идес // Коррекционная педагогика: сб. науч.–методич. трудов. – СПб. – 2003. – С. 115–119.
5 Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
6 Ветлугина, Н.А., Кенеман, А.В. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду: учебное пособие / Н.А. Ветлугина, А.В. Кенеман. – М.: Академия, 1983. – 527 с.
7 Винарская, Е.Н. Дизартрия / Е.Н. Винарская. – М.: ACT: Астрель, Хранитель, 2006. – 141 с.
8 Воспитание и обучение детей с тяжелыми нарушениями речи / Авт.–сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз // Программа для специальных дошкольных учреждений. – Мн.: Национальный институт образования. – 2007. – 280 с.
9 Гогоберидзе, А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб. пособие / А.Г. Гогоберидзе, В.А. Деркунская. – М.: Академия, 2005. – 320 с.
10 Карелина, И.Б. Коррекция голосовых расстройств у дошкольников / И.Б. Карелина. М.: Айрис–пресс, 2005. – 412 с.
11 Коренева, Т.Ф. Музыкально–ритмические движения для детей дошкольного и младшего школьного возраста / Т.Ф. Коренева. – М.: Смысл, 2001. – 258 с.
12 Костина, Э.П. Музыкально–дидактические игры как средство сенсорного воспитания детей 4–7– лет / Э.П. Костина. – М.: Академия, 1983. – 529 с.
13 Лалаева, Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. для логопеда / Р.И. Лалаева. – М.: Владос, 1998. – 224 с.
14 Лалаева, Р.И., Серебрякова, Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя) / Р.И. Лалаева, Н.В. Серебрякова. – СПб.: СОЮЗ, 1999. – 160 с.
15 Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 520 с.
16 Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
17 Лопатина, Л.В., Позднякова, Л.А. Логопедическая работа по развитию интонационной выразительности речи дошкольников: учебное пособие / Л.В. Лопатина, Л.А. Позднякова. – СПб.: СОЮЗ, 2006. – 151 с.
18 Лопатина, Л.В., Серебрякова, Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
19 Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Максаков. – М.: Мозаика–Синтез, 2005. – 64 с.
20 Меланич, Е.С. Роль музыкально–дидактических игр в жизни дошкольника / Е.С. Мелонич // Молодой ученый. – 2014. – № 17. – С. 522–524.
21 Усанова, О.Н. Специальная психология: учеб. пособие / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.