Введение
1 Доступ к правосудию и право на судебную защиту: основные понятия и элементы
1.1 Понятие доступа к правосудию и его основные элементы
1.2 Право на судебную защиту как конституционное право граждан
2 Положения международных договоров в области прав человека, регулирующие вопросы, связанные с доступом к правосудию
3 Право на судебную защиту: гарантии и проблемы реализации
3.1 Гарантии реализации права на судебную защиту
3.2 Проблемы реализации права на судебную защиту и пути реформирования системы оказания правовой помощи
Заключение
Список использованных источников
Введение
Проблема прав человека имеет международный и национальный уровень. Доминирующая роль в этой системе принадлежит международному праву, о чем свидетельствуют общепринятые международно-правовые документы:
Всеобщая декларация прав человека;
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах;
Международный пакт о гражданских и политических правах;
Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах;
Второй Факультативный протокол к Международному пакту о гражданских и политических правах, направленный на отмену смертной казни и т. д.
Республика Беларусь заявила о своей приверженности международному праву с первых дней провозглашения независимости. В Декларации о государственном суверенитете от 27 июля 1990 года было указано, что высший законодательный орган действует в соответствии с принципами Всеобщей декларации прав человека и другими общепринятыми международными актами, провозглашает полный государственный суверенитет республики ради свободного развития и благополучия каждого гражданина.
Декларация о государственном суверенитете ознаменовала начало перехода нашего общества от административно-командной системы власти к демократическому социально-правовому государству. С этого момента активный процесс реформирования всей правовой системы республики начинает приближать ее к международным стандартам.
15 марта 1994 года Верховный Совет Республики Беларусь принял Конституцию, которая укрепила переход нашего общества к новому качественному государству в области прав и свобод человека. 24 ноября 1996 года на республиканском референдуме была принята Конституция (с изменениями и дополнениями), в которой права и свободы человека более полно и конкретно закреплены.
Форма прав человека исторически является самым глубоким и фундаментальным слоем в системе основных прав и свобод. Они гарантируют достоинство и свободу человека как независимого лица и как субъекта гражданского общества, считаются неотъемлемыми и «естественными» правами, принадлежащими любому лицу от рождения и независимо от его гражданство (т.е. личные права это права человека).
Эффективное функционирование государственно-правового механизма защиты гражданских прав и свобод в Республике Беларусь невозможно без соблюдения конституционных гарантий прав человека.
Конституция Республики Беларусь устанавливает право граждан на судебную защиту (статья 60).
1 Доступ к правосудию и право на судебную защиту: основные понятия и элементы
1.1 Понятие доступа к правосудию и его основные элементы
Понятие «доступ к правосудию» и, соответственно, право на такой доступ являются относительно новыми терминологическими конструкциями для белорусской правовой доктрины. Л.В. Головко указывает на то, что термин «доступ к правосудию» заимствован из Европы, поэтому его необходимо анализировать в контексте анализа правовых норм соответствующих документов [2, с. 7]. В международных правовых актах четко прослеживается взаимосвязь права на доступ к правосудию (право на эффективное восстановление нарушенных прав компетентными национальными судами [3], право на помощь в судах [4]), права на судебную защиту (обязательство государств развивать возможности судебной защиты [5]) и права на справедливое судебное разбирательство [6]. Европейский суд по правам человека, рассматривая дело «Голдер против Соединенного Королевства», в своем решении от 21 февраля 1975 г. в результате толкования п. 1 ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод: «Каждый, в случае спора о его гражданских правах и обязанностях или при предъявлении ему любого уголовного обвинения, имеет право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона» [6] пришел к единогласному выводу о том, что в рассматриваемом пункте гарантируется право на доступ к правосудию. Несмотря на то, что в указанном пункте непосредственно не говорится о доступе к правосудию, а провозглашаются иные права, «все они вытекают из одной и той же основополагающей идеи и, будучи взяты в совокупности, составляют единое право» – право на доступ к правосудию (выделено нами – Е.Н. Ярмоц) [7].
Если говорить о национальном законодательстве, то так или иначе право на доступ к правосудию содержится в конституциях различных государств. Причем в текстах конституций одних государств (например, Япония (ст. 32) [8], Германия (ст. 19) [9], Швеция [10]) устанавливается лишь право на обращение в суд, тогда как в конституциях других государств (Италия (ст. 24) [11], Финляндия [12]) в рамках одной статьи объединены право на судебную защиту и гарантии доступа к правосудию. Например, в Конституции Финляндии предусматривается право каждого на рассмотрение дела судом надлежащим образом без задержек, а также право на пересмотр дела соответствующим судом или каким-либо другим уполномоченным на это независимым государственным органом (ст. 21) [12]. Таким образом, право на доступ к правосудию «как неотъемлемая часть прав и свобод личности становится предметом международно-правового регулирования и защиты, а функция обеспечения и реализации такого права лежит на каждом конкретном государстве» [13, с. 57].
2 Положения международных договоров в области прав человека, регулирующие вопросы, связанные с доступом к правосудию
Статья 8 Конституции Республики Беларусь гласит о том, что нашим государством признается приоритет общепризнанных принципов международного права, а также государство обеспечивает соответствие законодательства таким принципам. [1]
Так, в процессе регулирования правосудия огромная роль отведена именно принципам, а также нормам международного права, в том числе и принятым нашим государством международным договорам.
В области правосудия также издано огромное количество международных актов.
Наибольшее значение среди них имеет именно Всеобщая декларация прав человека, которая принята 10 декабря 1948 года, являющаяся основополагающим международно-правовым документом, который определяет тенденции, а также перспективы касательно развития прав человека, в том числе и в области осуществления правосудия.
Так, здесь закреплено право человека на компетентный суд в государстве, а также право на рассмотрение дела гласно и соблюдая все требования справедливости. Дело должно быть рассмотрено как независимым, так и беспристрастным судом.
Вышеназванное положение конкретизировано в иных международных актах. К таким можно отнести следующие:
Международный пакт о гражданских и политических правах, который был принят 16 декабря 1966 г. Данным актом предусмотрена обязанность государства к обеспечению права человека на защиту его судебными органами. Также рекомендовано развивать возможности таких органов в государстве;
Основные принципы независимости судебных органов, которые были приняты Конгрессом ООН, который состоялся в Милане в 1985 году также предусматривают такой момент, что в ходе организации, а также осуществления правосудия в любой стране следует руководствоваться принципами, которые изложены в данном акте, а также прилагать все усилия для того, чтобы они были претворены в жизнь.
К таким принципам относят принципы, касающиеся независимости судов, так, они связаны с отбором, а также подготовкой судей, их компетентностью в решении той или иной категории споров, уровнем квалификации судьи, профессиональной тайной в их деятельности, порядком увольнения, а также правом судей организовывать ассоциации, вступать в них для того, чтобы иметь возможность защитить свои интересы, совершенствовать свою профессиональную подготовку;
также существует специальный акт, который касается рассмотрения дел несовершеннолетних – Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, так называемые Пекинские правила, которые приняты в 1985 году.
3 Право на судебную защиту: гарантии и проблемы реализации
3.1 Гарантии реализации права на судебную защиту
На обеспечение прав и свобод каждого человека направлена ст. 59 Конституции Республики Беларусь, согласно которой на государство возложена обязанность принимать все доступные ему меры для создания внутреннего и международного порядка, необходимого для полного осуществления прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией.
На практике иногда возникают ситуации, при которых права, свободы и законные интересы, как граждан, так и юридических лиц либо нарушаются, либо оспариваются и создаются препятствия к их осуществлению, что влечет необходимость их защиты.
По мнению ученых, из всех механизмов национального контроля за правами человека обращение за защитой нарушенных прав в суд считается самым эффективным. Проблема всеобщей доступности прав и свобод является разноплановой, требующей широкого комплексного исследования. Для обеспечения прав и свобод граждан необходим в первую очередь надежный механизм их защиты.
Учеными справедливо подчеркивается, что права и свободы человека в любом государстве могут быть осуществлены эффективно и в полном объеме лишь тогда, когда они не только закреплены в национальном законодательстве, но и в случае их нарушения пострадавшие могут обратиться за судебной защитой.
Таким образом, для реализации права граждан на судебную защиту необходимо, прежде всего, конституционно-правовое гарантирование как конституционно-правовое воздействие на общественные отношения в целях достижения такого качества элементов судебной системы и условий их функционирования, при котором судебная власть надежно охраняет права и свободы личности. При этом конституционно-правовые гарантии должны рассматриваться как средство усиленного воздействия на регулируемые общественные отношения, повышающее эффект обеспечения правозащитной функции суда.
Защиту нарушенных или оспоренных гражданских прав осуществляет суд, хозяйственный суд, третейский суд в соответствии с подведомственностью, установленной процессуальным законодательством. Более того, каждый вправе в соответствии с международно-правовыми актами, ратифицированными Республикой Беларусь, обращаться в международные организации с целью защиты своих прав и свобод, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.
Заключение
На основании проводимого исследования, следует сделать следующие выводы:
1. В будущем расширяется судебная форма защиты прав, станет одной из основных форм защиты прав личности в Республике Беларусь.
Наличие у граждан права на судебную защиту – основа осуществления ими своих прав и свобод.
Защита прав и свобод в судебном порядке осуществляется в самых различных производствах:
гражданском;
уголовном;
по делам об административных правонарушениях.
Судебная защита для гражданина – возможность улучшить свое положение, упростить доступ к своим владениям или получить доступ к своим правам. На мой взгляд, судебная система Республики Беларусь сейчас находится в достаточно хорошем состоянии. Однако отдельно стоит сказать о состоянии районных (городских) судов, а также о квалификации судей. Так, нередки случаи, когда решения данных судов отменять даже не потому, что ими были не учтены некоторые факты, а по причине очевидной некомпетентности судьи.
Я считаю, что государству следует уделять больше внимания как оценке квалификации судей в рассматриваемых судах, так и повышению их квалификации, если такое возможно.
Отдельно стоит отметить квалификацию судей в экономических судах – она находится на высочайшем уровне, в чем есть определенная заслуга государства.
2. Следует сказать, что защита гражданами своих прав и законных интересов в таких процессах, как:
гражданский;
уголовный;
административный
Позволяет им осуществлять свои права и законные интересы в полном объеме, а также позволяет говорить о возможности защитить абсолютно любое право так или иначе принадлежащее ему по закону. Здесь проблемным вопросом называлась Конституция Республики Беларусь, так как многими учеными-юристами выдвигается мнение о том, что она имеет декларативный характер и для реализации ее положений требуется издание дополнительного акта, на что Конституционный суд Республики Беларусь отвечает, что нормы данного закона имеют прямое действие и гражданин может основывать свое требование уже на самой Конституции Республики Беларусь, что немаловажно для них.
1. Гражданский кодекс Республики Беларусь: 7 дек. 1998 г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. // Ведомости Нац. собр. Респ. Беларусь. – 1999. – № 7 9. – Ст. 101.
2. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 янв. 1999 г., № 238-З: принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 18 дек. 1998 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 18–19. – 2/13.
3. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 63. – 2/946.
4. Налоговый кодекс Республики Беларусь: 19 дек. 2002 г., № 166-З; 29 дек. 2009 г., № 71-З: принят Палатой представителей 15 нояб. 2002 г., 11 дек. 2009 г.: одобр. Советом Респ. 2 дек. 2002 г., 18 дек. 2009 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2003. – № 4. – 2/920; Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2010. – № 4. – 2/1623.
5. Процессуально-исполнительный кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях: 20 дек. 2006 г., № 194-З: принят Палатой представителей 9 нояб. 2006 г.: одобр. Советом Респ. 1 дек. 2003 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2007. – № 14. – 2/1291.
6. Трудовой кодекс Республики Беларусь: 26 июля 1999 г., № 296-З: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 80. – 2/70.
7. Уголовный кодекс Республики Беларусь: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 1999. – № 76. – 2/50.
8. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 15 дек. 1998 г., № 219-З: принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 6 авг. 2004 г. № 314-З // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. – 2004. – № 138–139. – 2/1064.
9. Кодекс Республики Беларусь о судоустройстве и статусе судей : принят Палатой представителей 31 мая 2006 г. : одобрено Советом Республики 16 июня 2006 г. : текст Кодекса по состоянию на 13 июля 2012 г. — Минск : Амалфея, 2012. — 152 с.
10. Тихиня, В. Г. Право на судебную защиту и проблемы повышения эффективности правосудия по гражданским делам / В. Г. Тихиня // Минский инт управления ; редкол. : Н. В. Суша [и др.]. — Минск, 2008. — Минск : Издво МИУ, 2008. — С. 22–23.
11. Гражданский процесс. Общая часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2006. – 576 с.
12. Гражданский процесс. Особенная часть: учебник / Т. А. Белова [и др.]; под общ. ред. Т. А. Беловой, И. Н. Колядко, Н. Г. Юркевича. – 2-е изд., перераб. и доп. – Минск: Амалфея, 2007. – 592 с.
13. Белова, Т. А. Нотариальное право: курс лекций для студентов юрид. фак. спец. 1 24 01 02 «Правоведение» / Т. А. Белова. – Минск: БГУ, 2013. – 66 с.
14. Здрок, О. Н. Гражданский процесс зарубежных стран: учеб. пособие / О. Н. Здрок. – М.: Изд-во деловой и учеб. лит., 2005. – 176 с.
15. Романова, О. Н. Международный гражданский процесс: пособие для студентов спец. 1-24 01 02 «Правоведение», 1-24 01 03 «Экономическое право», 1-24 01 01 «Международное право» / О. Н. Романова. – Минск: БГУ, 2011. – 74 с.
16. Гражданский процесс : учебник / М.А. Викут [и др.] ; под ред. К.С. Юдельсона. – М ., 1972. – С. 312.
17. Советский гражданский процесс : учебник / М. К. Воробьев [и др.] ; под ред. М.А. Гурвича . – М. , 1967. – С. 114.
18. Гурвич, М.А. Рецензия на книгу В.К. Пучинского «Подготовка гражданских дел к судебному разбирательству» / М.А. Гурвич. – М. , Госюриздат, 1962. – 89 с.
19. Осипов, Ю.К. Элементы и стадии применения норм советского гражданского процессуального права // Проблемы применения норм гражданского процессуального права. Вып . 48 / Свердловский юрид. ин-т; отв. ред. К. И. Комиссаров. – Свердловск : Изд-во Свердловского юрид. ин-та, 1976. – С. 15.
20. Советский гражданский процесс : учебник / А.Т. Боннер [и др.] ; отв. ред. М.С. Шакарян. – М. , 1985. – С. 65-66.
21. Гражданское процессуальное право России : учебник для вузов / под ред. С. Ф. Афанасьевой. – М. , 2013 . – С. 46-47.
22. Колядко, И.Н. Гражданский процесс / И.Н. Колядко. – Минск, 2000. – С . 31.
23. Осокина, Г.Л. Гражданский процесс. Общая часть : учебник / Г.Л. Осокина. – 3-е изд., перераб. – М. , 2013. – С.516.
24. Жилин, Г. А. Цели гражданского судопроизводства и их реализация в суде первой инстанции / Г.А. Жилин. – М. , 2000. – С.48.
25. Аргунов, В. Н. Участие прокурора в гражданском процессе / В. Н. Аргунов. – М.: Изд-во МГУ, 1991. – 136 с.
26. Белова, Т. А. О понятии правоспособности в гражданском процессуальном праве / Т. А. Белова // Актуальные вопросы развития советского государства и права: тез. докл. науч. конф. проф.-преподават. состава юрид. фак., Минск, 26 дек. 1985 г. / Белорус. гос. ун-т; редкол.: В. Г. Тихиня [и др.]. – Минск, 1985. – С. 66–68.
27. Зейдер, Н. Б. Судебное решение по гражданскому делу / Н. Б. Зейдер. – М.: Юрид. лит., 1966. – 192 с.
28. Зейдер, Н. Б. Судебное решение по гражданскому делу. 2 часть / Н. Б. Зейдер. – М.: Юрид. лит., 1966. – 192 с.
29. Иванов, О. В. Судебные доказательства в гражданском процессе: курс лекций. Вып. 1 / О. В. Иванов. – Иркутск: Иркут. гос. ун-т, 1974. – 160 с.
30. Иванова, О. В. Лица, не привлеченные к участию в деле, права которых нарушены решением суда / О. В. Иванова. – М.: Городец, 2010. – 272 с.
31. Коломыцев, В. И. Письменные доказательства по гражданским делам / В. И. Коломыцев. – М.: Юрид. лит., 1978. – 104 с.
32. Орлова, Л. М. Права сторон в гражданском процессе / Л. М. Орлова. – Минск: Изд-во БГУ, 1973. – 192 с.
33. Осипов, Ю. К. Подведомственность и подсудность гражданских дел / Ю. К. Осипов. – М.: Госюриздат, 1962. – 112 с.
34. Рехтина, И. В. Надзорное производство в гражданском процессе: вопросы теории и практики / И. В. Рехтина. – М.: Юрлитинформ, 2010. – 208 с.
35. Решетникова, И. В. Доказательственное право Англии и США / И. В. Решетникова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Городец, 1999. – 284 с.
36. Розенберг, Я. А. Представительство по гражданским делам в суде и арбитраже / Я. А. Розенберг. – Рига: Зинатне, 1981. – 147 с.
37. Романова, О. Н. Защита чести, достоинства и деловой репутации в общих и хозяйственных судах / О. Н. Романова; науч. ред. Т. А. Белова. – Минск: Амалфея, 2007. – 136 с.
38. Рязановский, В. А. Единство процесса: учеб. пособие / В. А. Рязановский. – М.: Городец, 2005. – 80 с.
39. Скобелев, В. К вопросу о тождестве исков / В. Скобелев // Судовы веснік. – 2005. – № 1. – С. 56–58.
40. Скобелев В. П. Досудебный порядок разрешения (урегулирования) гражданских дел и право на судебную защиту // Право в современном белорусском обществе : сб. науч. тр. / редкол.: В. И. Семенков (гл. ред.) [и др.]. Минск, 2015. Вып. 10. С. 404–415.
41. Скобелев В. П. Основания к отказу в возбуждении гражданского дела: требуются изменения // Журнал Белорусского государственного университета / В.П. Скобелев. Минск, 2017.
42. Смагина, Е. С. Апелляционное производство в гражданском процессе / Е. С. Смагина. – М.: Юрлитинформ, 2007. – 192 с.
43. Старилов, Ю. Н. Административная юстиция. Теория, история, перспективы / Ю. Н. Старилов. – М.: Норма: Инфра-М, 2001. – 292 с.
44. Тихиня, В. Г. Правотворчество и правоприменение в современном обществе: избр. науч. тр. по праву: в 3 т. / В. Г. Тихиня; авт. вст. ст. В. С. Каменков. – Минск: Право и экономика, 2015. – Т. 1. – 595 с. – Т. 2. – 572 с. – Т. 3. – 494 с.