ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 Особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
1.2 Характеристика связной монологической речи старших дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
1.3 Театрально-игровая деятельность как средство формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
2.1 Методика организации экспериментального исследования
2.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
ГЛАВА 3 ФОРМИРОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР СРЕДСТВАМИ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Методические рекомендации по формированию связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованно-игровой деятельности
3.2 Конспекты занятий по формированию связной монологической речи средствами театрализованно-игровой деятельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
ПРИЛОЖЕНИЕ 5
Развитие связной речи играет ведущую роль в процессе речевого развития ребенка и занимает главное место в системе работы по развитию речи в дошкольном учреждении. Обучение связной речи можно рассматривать и как цель, и как средство практического овладения языком.
В педагогической литературе чаще подчеркивается особая роль связной монологической речи. В дошкольном возрасте происходит отделение речи от непосредственного практического опыта. Главная особенность этого возраста – это возникновение планирующей функции речи. В ведущей деятельности дошкольников – ролевой игре – возникают и новые виды речи: речь, инструктирующая участников игры, речь-сообщение, повествующая взрослому о впечатлениях, полученных вне контакта с ним. Речь обоих видов приобретает форму монологической, контекстной.
Формирование связной речи у детей старшего дошкольного возраста является достаточно сложным процессом, который еще более усложняется при тяжелых нарушениях речи.
Проблема развития связной монологической речи детей с тяжелыми нарушениями речи отражена в работах Н.Н. Баль, О.А. Бизиковой, В.К. Воробьевой, В.П. Глухова, Н.С. Жуковой, Т.А. Ткаченко, И.А. Тютюевой и др.
В современной литературе театрализованно-игровая деятельность детей с речевыми нарушениями разработана недостаточно. Театрализованно-игровую деятельность нормально развивающихся детей изучали Л.В. Артемова, М.Д. Маханева, Е.В. Мигунова, Э.Г. Чурилова. В работах данных авторов театрально-игровая деятельность описывается как средство приобретения новых знаний и умений, обогащения словаря, развития связной речи. Однако, исследований, направленных на развитие связной монологической речи посредством театрализованно-игровой деятельности не обнаружено.
Детям дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи необходима целенаправленная и продолжительная логопедическая коррекции. Так как речь тесно связана с другими сторонами развития ребенка, то недоразвитие речевой функции может привести к патологическим изменениям личности. Это обуславливает актуальность проблемы формирования связной монологической речи у старших дошкольников через использование в коррекционно-развивающей работе с дошкольниками с тяжелыми нарушениями речи ведущей деятельности данного возрастного периода – игры. Среди творческих игр особое место занимают театрализованные игры: игры-драматизации, режиссерские игры. Однако, в настоящее время применение данных игр в современной системе образования не пользуется популярностью.
Анализ методической литературы по проблеме формирования связной речи у детей с тяжелыми нарушениями речи позволяет сделать вывод о
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННО-ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С ТНР
1.1 Особенности дошкольников с тяжелыми нарушениями речи
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи – это дети с поражением центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности [4, с. 3].
Дети с нарушениями речи имеют отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они проявляется в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
К тяжелым нарушениям речи относятся такие нарушения как общее недоразвитие речи III уровня речевого развития, алалия, афазия, ринолалия и различного типа дизартрии. Среди детей дошкольного возраста одним из наиболее распространенных речевых нарушений является дизартрия.
Дизартрия – нарушение произносительной стороны речи, при котором наблюдаются несформированность всех звеньев механизма фонационного оформления высказывания, следствием чего являются голосовые, просодические и артикуляционно-фонетические дефекты [21, с. 216].
Стертая дизартрия представляет собой сложное речевое расстройство, характеризующееся комбинаторностью множественных нарушений процесса моторной реализации речевой деятельности. Ведущим симптомом в структуре речевого дефекта при стертой дизартрии являются фонетические нарушения, которые часто сопровождаются недоразвитием лексико-грамматического строя речи [22, с. 71].
Общее недоразвитие речи – форма речевой патологии, при которой нарушается формирование каждого из компонентов речевой системы: словарного запаса, грамматического строя, звукопроизношения [11, с. 95].
Недоразвитие может быть выражено в разной степени: от отсутствия речи или лепетного ее состояния до развернутой, но с элементами фонетического и лексико-грамматического недоразвития. В зависимости от степени сформированности речевых средств у ребенка общее недоразвитие подразделяется на три уровня.
Первый уровень речевого развития характеризуется полным или почти полным отсутствием словесных средств общения в возрасте, когда у нормально развивающихся детей речь в основном сформирована. Дети 5-6 лет, а иногда и старше имеют скудный активный словарь, состоящий из звукоподражаний и звуковых комплексов. Эти звуковые комплексы,
ГЛАВА 2 ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СВЯЗНОЙ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ
Цель экспериментального исследования: выявить уровень сформированности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Эмпирическое исследование включало 3 этапа:
1) отбор методов и методик диагностики, формирование выборки исследования;
2) изучение уровня связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи на основе выделенных показателей;
3) разработка на основании результатов исследования рекомендаций по формированию связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованно-игровой деятельности.
Методы исследования: изучение логопедической документации, тестовая методика Т.А. Фотековой, количественный и качественный анализ полученных результатов.
Исследование осуществлялось на базе ГУО «Санаторный ясли-сад № 498 г. Минска».
Выборка исследования: 30 учащихся старших групп ясли-сада в возрасте 5-6 лет. В экспериментальную группу вошли 15 детей с тяжелыми нарушениями речи. В контрольную группу вошли 15 детей с нормальным речевым развитием.
Разделением детей на данные группы было осуществлено на основании логопедического заключения дефектолога ясли-сада. Старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи имеют такие нарушения как общее недоразвитие речи (ОНР) III уровня речевого развития и стертая дизартрия.
Выборка исследования (список детей) представлена в приложении 1.
Гипотеза исследования: уровень развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи значительно ниже, чем у детей с нормальным речевым развитием.
Для исследования уровня сформированности навыков связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи мы использовали серию заданий из тестовой методики диагностики устной речи Т.А. Фотековой [30, с. 125]. Методика предназначена для выявления особенностей речевого развития детей с нормальным речевым развитием и тяжелыми нарушениями речи. Для оценки выполнения заданий использовалась бально-уровневая система.
Основой содержания методических рекомендаций по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи средствами театрализованно-игровой деятельности послужили исследования О.А. Бизиковой [5], В.П. Глухова [8], Л.В. Лопатиной [22], Э.Г. Чуриловой [31].
Работа по развитию связной речи детей в дошкольном учреждении, проводимая дефектологом, включает: коррекционное формирование лексического и грамматического строя речи, целенаправленное развитие фразовой речи, навыков речевого общения и обучение рассказыванию. Развитие монологической формы речи осуществляется, прежде всего, на логопедических занятиях по формированию связной речи, а также на воспитательских занятиях по родному языку и предметно-практических занятиях. При обучении детей с третьим уровнем речевого развития особое внимание уделяется формированию связной монологической (описательной и повествовательной) речи [8, с. 46].
При организации и проведении занятий, подборе материала дефектологу необходимо учитывать особенности детей с тяжелыми нарушениями речи:
– сниженная речевая активность;
– быстрая утомляемость;
– недостаточная переключаемость;
– трудности в планировании действий.
Работа по формированию связной грамматически правильной речи основывается на общих принципах логопедического воздействия. Главными из них являются:
– принцип опоры на развитие речи в онтогенезе с учетом общих закономерностей формирования разных компонентов речевой системы в период дошкольного детства в норме;
– овладение основными закономерностями грамматического строя языка на основе формирования языковых обобщений и противопоставлений;
– осуществление тесной взаимосвязи в работе над различными сторонами речи - грамматическим строем, словарем, звукопроизношением и др.;
– принцип коммуникативного подхода предполагает широкое использование форм и приемов обучения (включая игровые,
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи имеют ряд психологических особенностей, которые затрудняют формирование речевой деятельности. Для них характерно отставание в формировании тех или иных психических процессов (внимания, памяти, воображения, ощущений, мышления, восприятия). Особенностями игровой деятельности детей с тяжелыми нарушениями речи являются: низкая речевая активность в ходе игр, неумение организовать сюжетно-ролевую игру, отказ от участия в играх вербального характера.
Старшие дошкольники с тяжелыми нарушениями речи значительно отстают от нормально развивающихся сверстников в овладении навыками связной, прежде всего, монологической, речи. Связная монологическая речь детей с тяжелыми нарушениями речи имеет следующие особенности: недостаточно полное понимание текста, нарушение связности и последовательности изложения, смысловые пропуски, ограниченный словарь, а значительные трудности в программировании связного высказывания, в связывании отдельных его элементов в структурное целое.
Театрально-игровая деятельность может использоваться как средство формирования связной монологической речи детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи. Театрализованные занятия могут проходить в форме просмотра кукольных спектаклей, режиссерских игр, игр-драматизаций, игр-пантомим и т. п.
Сравнительные результаты исследования уровня развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи и детей с нормальным речевым развитием показывают, что по уровню развития связной речи дети старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи значительно отстают от детей с нормальным речевым развитием. Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерен низкий уровень (60%) сформированности связной речи, а также присутствуют дети со средним (40%) уровнем развития связной речи. Детей с высоким уровнем в данной группе не обнаружено. Для детей с с нормальным речевым развитием характерен высокий уровень (67%) сформированности связной речи, а также средний уровень (33%). Детей с низким уровнем в развития связной речи не обнаружено.
Для детей с тяжелыми нарушениями речи характерны такие трудности связной речи как нарушение связности и последовательности изложения; низкая информативность; стереотипность лексико-грамматических средств языка; ошибки и пропуски смысловых цепочек, повторы слов, длительные паузы, незавершенность смыслового выражения мысли; трудности в языковом выражении замысла; бедный словарь, необходимость в стимулирующей помощи.
1 Алексеева, М.М., Яшина, Б.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: учеб. пособие / М.М. Алексеева, Б.И. Яшина. – М.: Академия, 2000. – 400 с.
2 Артемова, Л.В. Театрализованные игры дошкольников / Л.В. Артемова. – М: Просвещение, 1991. – 127 с.
3 Баль, Н.Н. Логопедическая работа с детьми дошкольного возраста с тяжёлыми нарушениями речи / Н.Н. Баль, Н.В. Дроздова. – Мн.: Адукацыя і выхаванне, 2010. – 152 с.
4 Баряева, Л.Б., Волосовец, Т.В. Гаврилушкина, О.П. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Под. ред. Л.В. Лопатиной. – СПб: Питер, 2014. – 386 с.
5 Бизикова, О.А. Развитие монологической речи у дошкольников: учебное пособие / О.А. Бизикова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2014. – 35 с.
6 Воробьева, В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи / В.К. Воробьева. – М.: Сфера, 2009. – 324 с.
7 Воспитание и обучение детей с тяжёлыми нарушениями речи / Программа для специальных дошкольных учреждений / авт.-сост. Ю.Н. Кислякова, Л.Н. Мороз. – Минск: НИО, 2007. – 280 с.
8 Глухов, В.П. Методика формирования навыков связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: учеб.-метод. пособие / В.П. Глухов. – М.: В. Секачев, 2012. – 280 с.
9 Глухов, В.П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с ОНР / В.П. Глухов. – М.: АРКТИ, 2004. – 168 с.
10 Гончарова, В.А. Особенности лексикона дошкольников с речевой патологией и с задержкой психического развития / В. А. Гончарова. // Логопед в детском саду. – 2008. – № 26. – C. 1-9.
11 Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: сб. методических рекомендаций. – СПб.: Детство-ПРЕСС, 2001. – 240 с.
12 Ермолаева, М.В. Практическая психология детского творчества / М.В. Ермолаева. – М.: Моск. психолого-соц. институт, 2001. – 194 с.
13 Жукова, Н.С. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т Б. Филичева. – М.: Просвещение, 2009. – 389 с.
14 Калягин, В.А. Логопсихология: учеб. пособие / В.А. Калягин, Т.С. Овчинникова. – М.: Академия, 2006. – 376 с.
15 Карабанова, О.А. Игра в коррекции психического развития ребенка / О.А. Карабанова. – М.: Российское пед. агентство, 1997. – 318 с.
16 Козлова, С.А., Куликова, Т.А. Дошкольная педагогика / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 426 с.
17 Конопляста, С.Ю. Логопсихология: учеб. пособие / С.Ю. Конопляста, Т.В. Сак. – К.: Знання, 2010. – 394 с.
18 Ладыженская, Т.А. Об изучении связной речи детей, поступающих в школу / Т.А. Ладыженская // Характеристика связной речи детей 6-7 лет: сб. науч. трудов. – Москва. – 1989. – 143 с.
19 Левина, Р.Е. Общая характеристика недоразвития речи у детей // Логопедия. Методическое наследие / Под ред. Л. С. Волковой. – М.: Владос, 2008. – 520 с.
20 Леушина, А.М. Развитие связной речи у дошкольника / А.М. Леушина // Уч. записки ЛГПИ им. А. Герцена. – Ленинград. – 1945. – T. 35. – С. 27-72.
21 Логопедия: учебник / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. – М.: Владос, 1998. – 680 с.
22 Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (коррекция стертой дизартрии): учебное пособие / Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова. – Спб.: СОЮЗ, 2000. – 192 с.
23 Маханева, М.Д. Театрализованные занятия в детском саду: пособие / М.Д. Маханева. – М.:ТЦ «Сфера», 2001. – 364 с.
24 Мигунова, Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие / Е.В. Мигунова. – Великий Новгород: НовГУ им. Я. Мудрого, 2006. – 126 с.
25 Развитие речи детей дошкольного возраста: пособие / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение, 1979. – 223 с.
26 Ткаченко, Т.А. Формирование и развитие связной речи: логопедическая тетрадь / Т.А. Ткаченко. – СПб.: Детство-пресс, 1999. – 236 с.
27 Тютюева, И.А. Особенности связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи / И.А. Тютюева // Концепт. – 2016. – Т.2. – С. 91-95.
28 Усанова, О.Н. Специальная психология: учеб. пособие / О.Н. Усанова. – СПб.: Питер, 2006. – 400 с.
29 Ушакова, О.С., Струнина, Е.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: учеб.-метод. пособие / О.С. Ушакова. – М.: Владос, 2004. – 288 с.
30 Фотекова, Т.А. Тестовая методика диагностики устной речи младших школьников / Т.А. Фотекова. – М.: Айрис-пресс, 2000. – 236 с.
31 Чурилова, Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников / Э.Г. Чурилова. – М.: Владос, 2001. – 296 с.
32 Яшина, В.И., Алексеева, М.М. Теория и методика развития речи детей / В.И. Яшина, М.М. Алексеева. – М.: Академия, 2013. – 400 с.