Введение
1 Теоретические основы взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к понятию «межличностные отношения» в психологии
1.2 Факторы развития межличностных отношений в подростковом возрасте
1.3. Особенности учебной мотивации в подростковом возрасте
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
2.2 Анализ результатов исследования.
Заключение
Список использованных источников
Приложение А Первичный эмпирический материал
Реферат
Курсовая работа 30 страниц, 4 таблицы, 3 рисунка, 27 источников
Ключевые слова: межличностные отношения, учебная мотивация, подростковый возраст, социометрический статус, общение, отношение к школе
Объект исследования: межличностные отношения и учебная мотивация.
Предмет исследования: взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте.
Цель работы: выявить взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, метод обобщения и систематизации, тестирование (социометрия «Выбор товарища по парте» Я.Л. Коломинского, методика диагностики межличностных отношений Т. Лири), анкетирование (анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой), количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных (критерий r-Спирмена).
Полученные результаты: существует связь между межличностными отношениями и учебной мотивацией в подростковом возрасте. Подростки, характеризующиеся эгоистичным и агрессивным стилем межличностных отношений, имеют низкую учебную мотивацию; подростки, характеризующиеся подозрительным стилем межличностных отношений, имеют негативное отношение к школе, подростки, обладающие статусом «изолированные», имеют негативное отношение к школе, подростки с альтруистическим стилем межличностных отношений, обладают высокой учебной мотивацией.
Теоретическая значимость: уточнение понятия «межличностные отношения», расширение представлений о факторах межличностных отношений и учебной мотивации подростков.
Практическая значимость: результаты исследования могут быть использованы психологом в диагностической и коррекционно-развивающей работе с учащимися подросткового возраста по улучшению межличностных отношений и повышению учебной мотивации.
Область применения: педагогическая психология, возрастная психология, психология межличностного общения.
Введение
Актуальность исследования. Вопросы особенностей межличностных отношений подростков, механизмов их формирования и развития особенно актуальны на сегодняшний день. Обращение пристального внимания исследователей к данной проблеме, активный поиск эффективных средств гармонизации личностного и группового развития школьников в период отрочества обусловлено значительными переменами, произошедшими в нашем обществе и повлиявшими на ценностные ориентации индивида в сфере межличностных отношений.
Проблема межличностных отношений относится к числу первостепенных для подросткового возраста сфер жизнедеятельности. Подростковый возраст представляет собой период интенсивного личностного развития ребёнка, в котором ведущая роль принадлежит системе отношений подростка с окружающими людьми, в первую очередь, – со сверстниками и взрослыми, становящимися центром физической и духовной жизни ребёнка в подростковом возрасте. Своеобразие социальной ситуации развития подростка заключается в том, что он включается в новую систему отношений с окружающими людьми, занимая среди них новое место, выполняя новые функции.
Подростковый возраст – это период, когда на первый план выступает потребность в самовоспитании и осуществляется активная работа над собой. В этом возрасте наблюдается рост самостоятельности, формирования потребности в саморазвитии, в приобретении необходимых знаний, овладении важнейшими навыками. Это всё оказывает положительно влияние на развитие мотивации учебной деятельностям подростка.
Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлена индивидуально-возрастными особенностями учащихся. Особенности учебной мотивации тесно связаны не только с успешностью учебной деятельности, но и с ходом личностного развития в этот период учащихся, с их межличностными отношениями.
Вместе с тем, в подростковом возрасте общение со сверстниками приобретает высокую значимость. В межличностных отношениях со сверстниками подростки стремятся реализовать свою личность, часто забывая об успехах в школе. Сегодня педагоги говорят о снижении успеваемости учащихся средних классов, нежелании добиваться успехов в учебной деятельности.
Проблемой изучения учебной мотивации как совокупности побуждающих факторов, детерминирующих учебную деятельность учащихся, занимались такие исследователи как Л.И. Божович, И.А. Зимняя, И.П. Ильин, А.К. Маркова, М.В. Матюхина, Л.А. Метиева и другие.
Проблема межличностных отношений рассматривается в исследованиях Г.М. Андреевой, А.А. Бодалева, Н. Нартова-Бочавер,
1 Теоретические основы взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте
1.1 Основные подходы к понятию «межличностные отношения» в психологии
Межличностные отношения как неотъемлемый атрибут жизни человека играет огромную роль во всех сферах жизнедеятельности. Впервые в отечественной литературе термин «межличностные (межперсональные) отношения» рассматривались в 1975 году в книге «Социальная психология» [1, с. 114].
Понятие «межличностные отношения» тесно связано с различными видами общественных отношений. В работе Г.М. Андреевой отмечается, что существование межличностных отношений внутри различных форм общественных отношений представляет собой реализацию обезличенных (общественных) отношений в деятельности конкретных людей, в актах их общения и взаимодействия. Если общественные отношения являются официальными, формально закрепленными, объективизированными связями, то межличностные отношения – это объективно переживаемые, в различной степени осознаваемые взаимосвязи между людьми. Межличностные отношения характеризуются эмоциональной основой, эмоциональными состояниями взаимодействующих друг с другом людей [2, с. 147].
Межличностные отношения представляют собой взаимодействие, где объектом отношений является другая личность. Г.М. Андреева отмечает, что межличностные отношения характеризуются взаимной направленностью, так как человек не свободен от собственной системы ожиданий, стереотипов, ориентаций, установок, диспозиций, сквозь призму которых люди воспринимаются и оцениваются [2, с. 152].
Межличностные отношения предполагают взаимодействие между людьми. В работе Р. Бейлса выделяются следующие виды взаимодействий, которые условно относятся к следующим областям:
1) область позитивных эмоций: солидарность, согласие, снятие напряжения;
2) область решения проблем: предложение, указание, мнение, ориентация других;
3) область постановки проблем: просьба об информации, просьба высказать мнение, просьба об указании;
4) область негативных эмоций: несогласие, создание напряженности, демонстрация антагонизма [3, с. 6].
Под межличностными отношениями Н.Н. Обозов понимает взаимную готовность личности к типу взаимодействия, которое сопровождается эмоциональными переживаниями: положительными, индифферентными,
2 Эмпирическое исследование взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте
2.1 Организация и методы исследования
База исследования: исследование проводилось на базе ГУО «Средняя школа № 2 г. Гомеля». Всего в исследовании приняли участие 60 учащихся
6-7 классов, из них 30 мальчиков и 30 девочек. Возраст испытуемых – 14-15 лет.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) проведение тестирования, направленного на выявление взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации в подростковом возрасте;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования: существует связь между межличностными отношениями и учебной мотивацией в подростковом возрасте.
Методы исследования: тестирование, анкетирование, количественный и качественный анализ, методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Социометрия «Выбор товарища по парте» Я.Л. Коломинского.
2. Методика диагностики межличностных отношений Т. Лири.
3. Анкета «Оценка уровня школьной мотивации» Н.Г. Лускановой.
Краткое описание методик исследования.
1. Социометрия «Выбор товарища по парте» Я.Л. Коломинского.
Назначение методики: выявление структуры малой группы, особенностей межличностных отношений, социометрического статуса членов группы. С помощью социометрии можно определить такие статусные группы как: «Звезды», «Предпочитаемые», «Пренебрегаемые», «Изолированные».
Социометрия заключается в выборе испытуемыми других членов группы для совместной деятельности в заданных контролируемых условиях. Процедура исследования заключается следующим образом. Испытуемым предлагается ответить письменно, с кем бы они хотели сидеть за одной партой.
Обработка результатов осуществляется следующим образом. По данным опроса испытуемых вначале составляется социометрическая матрица. Число выборов, полученных каждым учащимся, отражает
Заключение
В ходе теоретического анализа литературы установлено, что межличностные отношения межличностные отношения – это взаимодействие, в основе которого лежат эмоциональные связи, реализующееся через проявление оценочных суждений, эмоциональных переживаний и определенного поведения. Параметрами межличностных отношений, которые задают их содержание, являются: дистанция, валентность; позиция партнеров; степень знакомства. Межличностные рассматриваются как отношения между личностями, индивидуальностями.
Межличностные отношения со сверстниками занимают центральное место в жизни подростка. Факторами развития межличностных отношений в подростковом возрасте являются: возрастно-психологические особенности, половое различие и особенности отношений в однополых и разнополых группах, отношения с родителями, обусловленные эмансипацией подростков. На построение межличностных отношений с другими людьми оказывают влияние формирующееся у подростка чувство взрослости, рефлексия, самооценка, развитие Я-концепции. Подросток удовлетворяет свою потребность в общении во взаимодействии со сверстниками и взрослыми, в которых происходит формирование собственной индивидуальности.
Учебная мотивация является частным видом мотивации, включенной в учебную деятельность, а также одним из новообразований психического развития, которое возникает в процессе осуществления учащимися учения. Мотив учения является направленностью личности подростка на разные стороны учебной деятельности. Мотивы учения бывают познавательными (внутренними) и социальными (внешними). Мотивация учебной деятельности в подростковом возрасте обусловлена индивидуально-возрастными особенностями учащихся. В подростковом возрасте наблюдается снижение успеваемости, что связано с расширением связей с окружающим миром, особой значимостью общением со сверстниками, личными интересами.
С целью выявления взаимосвязи межличностных отношений и учебной мотивации у подростков нами было проведено эмпирическое исследование. В результате проведения социометрии было выявлено, что в группе подростков большинство подростков обладает благоприятным социометрическим статусом «предпочитаемые» - с этими подростками предпочитают общаться и сидеть за одной партой. В группе подростков наблюдается средний уровень благополучия взаимоотношений, что свидетельствует о достаточном благополучии большинства подростков в системе межличностных отношений, их удовлетворенности в общении, признании сверстниками. В группе подростков отмечается средний уровень сплоченности, т.е. приверженности к группе ее членов. С помощью лидеров в группе подростков выстраиваются межличностные отношения.
1 Копешова, Г.Р. Формирование межличностных отношений / Г.Р. Копешова // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 3. – С. 114–118.
2 Андреева, Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. – М.: Аспект Пресс, 2008. – 376 с.
3 Духновский, С.В. Диагностика межличностных отношений. Психологический практикум / С.В. Духновский. – СПб.: Речь, 2009. – 141 с.
4 Обозов, Н.Н. Психология межличностных отношений / Н.Н. Обозов. – Киев: Наука. – 2006. – 191 с.
5 Крысько, В.Г. Социальная психология. Курс лекций / В.Г. Крысько. – М.: Омега-Л, 2006. – 352 с.
6 Шибутани, Т. Социальная психология / Т. Шибутани. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. – 544 с.
7 Куницына В.Н. Межличностное общение / В.Н. Куницына, Н.В. Казаринова, В.М. Погольша. – СПб.: Питер, 2001. – 544 с.
8 Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком / А.А. Бодалев. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982. – 200 с.
9 Ильин, Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2009. – 576 с.
10 Нартова-Бочавер, С. Психология личности и межличностных отношений / С. Нартова-Бочавер. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2001. – 416 с.
11 Абрамова, Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. – М.: Академический Проект, 2000. – 624 с.
12 Королева, А.Ф. Актуальные проблемы межличностных отношений в подростковом возрасте / А.Ф. Королева // Новая наука: проблемы и перспективы. – 2016. – № 3. – С. 68–70.
13 Сапогова, Е.Е. Психология развития человека / Е.Е. Сапогова. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 460 с.
14 Хухлаева, О.В. Психология подростка / О.В. Хухлаева. – М.: Академия, 2004. – 463 с.
15 Мухина, В.С. Возрастная психология / В.С. Мухина. – М.: Академия, 2008. – 456 с.
16 Макаров, В.К. Особенности самосознания подростков / В.К. Макаров // Вестник СПбГУ. – 2008. – № 2. – С. 71–79.
17 Арендачук, И.В. Особенности межличностных отношений подростков в зависимости от уровня принятия других людей: автореф. дис. … канд. психол. наук: 19.00.01 / И.В. Арендачук. – Саратов, 2016. – 12 с.
18 Кондрашкин А.В. Мотивационно-потребностная сфера подростков, находящихся в различных социальных ситуациях развития: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2013. – 24 c.
19 Касаткина, Н.В. Особенности общения подростков со сверстниками противоположного пола / Н.В. Касаткина // Научное мнение. – 2015. – № 2. – С. 160–162.
20 Реан, А.А. Психология человека от рождения до смерти / А.А. Реан. – СПб.: Прайм-Еврознак, 2002. – 656 с.
21 Ткаченко, Л.М. Моделирование процессов формирования учебной мотивации подростков / Л.М. Ткаченко // Концепт. – 2015. – № 2. – С. 63–67.
22 Маркова, А.К. Мотивация учения в среднем и старшем школьном возрастах // Возрастная и педагогическая психология: хрестоматия / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: Академия, 2003. – 368 с.
23 Фурманов, И.А. Психология общения в учебно-педагогическом процессе / И.А. Фурманов, А.А. Аладьин, Е.М. Амелишко. – Мн.: Технология, 2000. – 100 с.
24 Ильин, Е. П. Психология для педагогов / Е. П. Ильин. – СПб.: Питер, 2012. – 640 с.
25 Толбатова, Е.В. Психолого-педагогические особенности организации учебной деятельности школьников подросткового возраста / Е.В. Толбатова // Научный результат. – 2015. – № 1. – С. 154–158.
26 Грабал, В.Л. Некоторые проблемы мотивации учебной деятельности / В.Л. Грабал // Вопросы психологии. – 1987. – № 5. – С. 30–36.
27 Макаров, В.А. Особенности структуры учебной мотивации подростков / В.А. Макаров // Вестник Московского ун-та МВД России. – 2008. – № 1. – С. 63–67.