ВВЕДЕНИЕ
Дети с нарушением функции опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов. В период приоритета гуманистических подходов к образованию, особую актуальность приобрела проблема создания адекватных условий образования и профессионального самоопределения детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием соматического и нервно-психического здоровья.
В физическом развитии младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата большое влияние на основные составляющие внешнего облика оказывают особенности и специфика двигательной сферы. Р.Бернс [4] подчёркивает важность физического «Я» в жизни человека. И.С. Кон [10] говорит о взаимосвязи «физического Я» и «социального Я». Неоспорима роль внешности в формировании самооценки, особенно начиная с младшего школьного возраста. В исследованиях зарубежных ученых было выявлено, что физическое нарушение увеличивает склонность человека к тревоге, депрессии, низкой самооценке и неудовлетворенности своей жизнью [3].
Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата являются, по словам А.В. Мудрика, «наиболее очевидными жертвами неблагоприятных условий социализации» [13]. Они очень болезненно переживают какой-нибудь свой физический недостаток, что приводит к возникновению чувства неполноценности, которое вызывает замкнутость, трудности в поведении. Болезнь не создает никакого склада характера, но создает, во-первых, определенные особенности динамики нервных процессов ребенка и, во-вторых, является сама по себе одним из важных условий жизни ребенка, к которому он как-то приспосабливается.
Проблема развития образа тела у детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата имеет особый научно-практический интерес для поиска эффективных путей оказания психологической помощи в их личностном развитии. Образ тела рассматривается как сложное психологическое образование, включающее в себя индивидуальный опыт ощущения, восприятия и переживания тела; представления о своих внешних данных и физических качествах; установки на восприятие собственного тела; эмоционально-ценностное отношение к своему телу.
Проблемой понимания «образа тела» у детей дошкольного и младшего школьного возраста с нарушениями опорно-двигательного аппарата занимались такие ученые как: И.В. Поставнева [15] (восприятие своего тела опосредуется специфическим отношением окружающих к ребенку); Р. Шанц [по данным 19] (предложена была многоуровневая схема «образа тела»); Е.Т. Соколова [22] (схема тела обеспечивает представление о локализации стимулов на поверхности тела, об ориентации тела в пространстве);
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1.1 Общая характеристика нарушений опорно-двигательного аппарата
В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей системы обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество детей с двигательными нарушениями и включение их в общественно-полезную деятельность. Врожденные и приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата наблюдаются у 5-7% детей. Нарушения функций опорно-двигательного аппарата могут носить как врожденный, так и приобретенный характер. Отклонения в развитии у детей с патологией опорно-двигательного аппарата отличаются значительной полиморфностью и диссоциацией в степени выраженности различных нарушений. Отмечаются следующие виды патологии опорно-двигательного аппарата [5].
I. Заболевания нервной системы:
– детский церебральный паралич (ДЦП),
– полиомиелит.
II. Врожденная патология опорно-двигательного аппарата:
– врожденный вывих бедра,
– кривошея,
– косолапость и другие деформации стоп,
– аномалии развития позвоночника (сколиоз),
– недоразвитие и дефекты конечностей,
– аномалии развития пальцев кисти,
– артрогрипоз (врожденное уродство).
III. Приобретенные заболевания и повреждения опорно-двигательного аппарата:
– травматические повреждения спинного мозга, головного мозга и конечностей,
– полиартрит,
– заболевания скелета (туберкулез, опухоли костей, остеомиелит),
– системные заболевания скелета (хондродистрофия, рахит).
При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата у большинства этих детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования,
ГЛАВА 2 ПРАКТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СОБСТВЕННОМ ТЕЛЕ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
2.1 Методическое обеспечение исследования
Опытно-экспериментальное исследование было направлено на изучение состояния и особенностей представлений о собственном теле у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата.
Исследование проводилось на базе ГУО «» с учащимися 1 класса (10 человек) в возрасте от 7 до 8 лет (экспериментальная группа). У всех испытуемых наблюдались различные нарушения опорно-двигательного аппарата. Также в эксперименте участвовали 10 младших школьников с нормальным развитием, обучающихся в ГУО «» (группа сравнения).
Эксперимент состоял из II серий заданий, каждая из которых преследовала определенную цель. Задания были нами составлены по материалам О.Б. Иншаковой и О.М. Колесниковой на основе практических разработок, предлагаемых И.Н. Садовниковой и Л.С. Цветковой.
Описание заданий представлено в Приложении 1.
2.2 Этапы и ход проведения практического исследования
Эксперимент включал три этапа:
1. Констатирующий. Проведение диагностики представлений о собственном теле у младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата в сравнении с представлениями нормально развивающихся детей.
На данном этапе испытуемым предлагались задания индивидуально, в знакомом им помещении. В протоколах фиксировались: контакт ребёнка со взрослым, принятие и выполнение задания, результат, речевой отчет и поведение ребёнка.
Предметом изучения было:
- умение детей ориентироваться в схеме собственного тела;
- определить направление (от себя): справа, слева, вверху, внизу, впереди, позади.
Все задания предлагались детям в игровой форме. В каждом случае взрослый добивался понимания ситуации, и только после этого предлагал перейти к выполнению. При затруднениях использовались различные виды помощи.
Наблюдение за детьми в ходе экспериментального исследования показали, что все дети, как нормально развивающиеся, так и младшие
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ литературы по теме исследования позволил нам сделать следующие выводы:
1. Многие авторы придерживаются субъектно-ориентированного подхода, когда в центре стоит живой целостный человек, болезнь же выступает важной, но не центральной его особенностью. В ситуации «болезнь» ребенок развивается в зависимости от интеллектуального уровня, реализуя по возможности на каждом возрастном этапе соответствующую ему ведущую деятельность. Телесный опыт ребенка, страдающего нарушениями опорно-двигательного аппарата, чаще всего, наполнен трудностями, как в двигательном развитии, так и в речевом.
2. Теоретико-экспериментальные исследования ряда отечественных авторов также показывают, что одним из факторов, определяющих развитие самосознания в раннем онтогенезе, является осознание ребенком своего «Я-физического» в результате манипулирования совместно со взрослыми. В сферу осознания «Я-физического» вовлекаются вначале отдельные органы чувств и части тела. Перцептивный и двигательный опыт ребенка при сопоставлении с действиями взрослого приводит его к оценке своих рефлекторных и моторных возможностей. Через синтез отдельных представлений у него возникает первичный образ собственного тела и способность владения им в форме произвольных движений, что также свидетельствует о моменте выделения ребенком себя из того пространства, в котором он находится.
3. Для оптимального развития и адекватной самореализации человеку с ограниченными возможностями нужна многоаспектная взаимосвязь с обществом, которая устанавливается в процессе социализации, общения, коллективной деятельности. В этих условиях неизмеримо возрастает роль семьи ребенка с нарушениями опорно-двигательного аппарата, которая может и должна стать значимым фактором воспитания толерантного отношения общества к детям с отклонениями в развитии. Несмотря на различия в подходах к анализу природы, психологического содержания и структуры самосознания, в большинстве исследований образ тела рассматривается как важнейший компонент формирования самосознания на ранних этапах онтогенеза.
Анализ практического изучения уровня представлений младших школьников с нарушениями опорно-двигательного аппарата о «схеме своего тела» в сравнении с представлениями нормально развивающихся детей, показал следующее:
1. Учащиеся с нарушениями опорно-двигательного аппарата показали различные уровни представлений о «схеме своего тела». Вместе с тем, наибольшее количество детей все же можно отнести к низкому и среднему уровню, тогда как дети с нормальным развитием показали только высокий уровень представлений.
После проведения серии занятий, направленных на актуализацию
1. Ананьев, Б.Г. Особенности восприятия пространства у детей / Б.Г. Ананьев, Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1964. – 303 с.
2. Бабенкова, Р.Д. Пространственная организация движений учащихся вспомогательной школы / Р.Д. Бабенкова, С.Ю. Юровский // Дефектология, 1971. – №3. – С. 30-32.
3. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин – М.: Искусство, 1979. – 424 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс – М., 1986. – С. 30-66.
5. Вовчик-Блакитная, М.В. Развитие ориентировки в пространстве у детей дошкольного и школьного возраста / М.В. Вовчик-Блакитная. – М.: Просвещение, 1973. – 125 с.
6. Галкина, О.И. Развитие пространственных представлений у детей в начальной школе / О.И. Галкина. – М.: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. – 89 с.
7. Елецкая, О.В. Путешествие по времени и пространству / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачева. – СПб.: Речь, 2002. – 176 с.
8. Елецкая, О.В. Развитие и уточнение пространственно – временных представлений у детей младшего и среднего школьного возраста: Логопедическая тетрадь / О.В. Елецкая, Н.Ю. Горбачева. – М.: Школьная Пресса, 2003. – 178 с.
9. Калижнюк, Э.С. Психические нарушения при ДЦП / Э.С. Калижнюк – Киев: Высшая школа, 1987. – 309 с.
10. Кон, И.С. В поисках себя: личность и её самосознание / И.С. Кон – М., 1984. – 335 с.
11. Крыжко, Е.В. Влияние психологической коррекции на личность подростков с церебральным параличом // Известия Уральского отделения РАО. – Приложение №3. Образование и наука. – 2007. – С. 37-40.
12. Левченко, И.Ю., Ткачева, В.В. Помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии: пособие для психологов и педагогов-дефектологов / И.Ю. Левченко, В.В. Ткачева – М.: Просвещение, 2007. – 272 с.
13. Мудрик, А.В. Социализация человека / А.В. Мудрик – М.: Academia, 2006. – 304 с.
14. Павлова, Т.А. Развитие пространственного ориентирования у дошкольников и младших школьников / Т.А. Павлова. – М., «Школьная пресса», 2004. – 133 с.
15. Поставнева, И.В. Особенности образа тела у детей с физическими дефектами (по материалам работы с детьми 6 лет): автореф. дис....канд. психол. наук. / И.В. Поставнева – М., 1996. – 17 с.
16. Рыбалко, Е.Ф. Формирование пространства у детей / Е.Ф. Рыбалко. – М.: Просвещение, 1970. – 304 с.
17. Светлова, И. Пространство / И. Светлова. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с.
18. Семаго, Н.Я. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьного возраста Практическое пособие / Н.Я. Семаго. – М., Айрс-пресс, 2007. – 112 с.
19. Семаго, Н.Я. Пространственные представления в речи. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006.
20. Семаго, Н.Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей, как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н. Я. Семаго // Дефектология, №1. – М.: Школа-пресс, 2000.
21. Семаго, Н.Я. Формирование пространственно-временных и элементарных математических представлений. Демонстрационный материал / Н.Я. Семаго. – М., Айрис-пресс, 2006.
22. Соколова, Е.Т., Дорожевец, А.Н. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии // Вестник Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 1985. – №4. – С. 39-49.
23. Якиманская, И.С. Развитие пространственного мышления школьников / И.С. Якиманская. – М.: Педагогика, 1980.