Введение
Переход к подростковому возрасту характеризуется глубокими изменениями условий, влияющих на личностное развитие ребенка. Они касаются физиологии организма, отношений, складывающихся у подростков с взрослыми людьми и сверстниками, уровня развития познавательных процессов, интеллекта и способностей. Центр жизни ребенка перемещается из дома во внешний мир, переходит в среду взрослых и сверстников. Во взаимоотношениях родителей и их подрастающих детей особую роль играют их личностные особенности и ценностные ориентации семьи.
Кроме того, переход ребенка на более высокий уровень психологического развития часто сопровождается повышенной конфликтностью, что не должно вызывать у родителей особого беспокойства.
Для нормального развития подростка необходимы постоянные, строящиеся на положительной эмоциональной основе, открытые и доверительные взаимоотношения с окружающими людьми. Для детей это -взаимоотношения с родителями, учителями, сверстниками. Ведь только с их помощью подросток может успешно решить сложные внутренние проблемы, волнующие его в переходный период.
Проблема влияния стиля семейного воспитания на акцентуацию характера подростков весьма актуальна в наши дни. В подростковом возрасте происходит обострение черт характера. Негативные предпосылки и условия развития подростка вызывают отклонения в становлении его личности, в частности в возникновении акцентуаций характера, которые очень распространены в этом возрасте.
Акцентуация характера (лат. accentus-ударение) – чрезмерное выражение отдельных черт характера и их сочетаний, которое является крайним вариантом нормы и граничит с психопатией. Акцентуация характера может проявляться по-разному и в разной степени соответствовать принятым в обществе моральным нормам. Если реальное поведение подростка находится в непримиримом конфликте с этими нормами, а сам он проявляет невосприимчивость влияния взрослых, есть все основания считать его трудновоспитуемым.
1 Теоретический обзор литературы по проблеме формирования характера подростков
1.1 Научные подходы к пониманию характера и его структура
В отечественной психологии под характером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.
Проблемами формирования характера занимались С.Л. Рубинштейн, К.Н. Корнилов, Б.М. Теплов, В.Н. Мясищев. А.Г. Ковалев, Б.Г. Ананьев, К.К. Платонов и другие ученые. Центральной проблемой для отечественной психологии характера являлось единство формы проявлений характера с жизненным содержанием. Б.Г. Ананьев подчеркивал, что каждая черта характера представляет собой определенное отношение личности к окружающей действительности, к жизненным условиям ее развития. Саморазвитие характера связано с отношением человека:
– к природе и обществу;
– к труду;
– к другим людям;
– к самому себе и собственной деятельности.
Черты характера закрепляются в практической деятельности. В формировании характера большую роль играют взаимоотношения интеллектуальных черт, особенности чувств, воспитание.
Характер развивается на базе темперамента, который является для него природной основой. Кроме того, образование характера связано с развитием материальных и духовных потребностей и интересов. Практически осуществляемое человеком отношение к действительности становится чертой характера, когда оно укореняется в жизни и переходит в привычку. Большинство особенностей характера не может быть сведено к типичным особенностям психических процессов: общительность, откровенность, недоверчивость, скромность, трудолюбие, хитрость, осторожность и т.п. [1, c. 101].
По мнению К.К. Платонова, «все черты характера - это свойства личности, которые выражены отчетливее других, тесно взаимосвязаны. Определяют друг друга и свойственный данному человеку стиль действий и отношений к окружающему» [11, с. 87].
Характер представляет собой своеобразную систему свойств личности: направленности, воли, интеллектуальных и эмоциональных свойств, формировавшихся в процессе отражения жизни и деятельности. А также активного взаимодействия личности среды. Характер, отражая образ жизни человека, сам сказывается на его образе жизни.
2 Акцентуации характера у подростков
2.1 Понятие акцентуация характера подростков
«Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим» [6, с.10].
Нередко акцентуация характера развивается на основе прирожденных особенностей темперамента человека и обусловлена врожденными физиологическими особенностями организма.
Обычно акцентуации развиваются в период становления характера и сглаживаются с взрослением. Особенности характера при акцентуациях могут проявляться не постоянно, а лишь в некоторых случаях, в определенной обстановке, и почти не обнаруживаются в обычных, привычных для человека условиях. Акцентуации характера большинства типов в подростковом возрасте сказываются наиболее выраженными. К концу подросткового периода проявления акцентуации могут сгладиться или быть компенсированными настолько, что выявляются лишь при особых обстоятельствах [7, c. 195].
Особенности характера, выходящие за пределы так называемой «нормы», но не достигающие степени расстройства личности (психопатии), давно привлекают внимание психиатров и клинических психологов. В.М. Бехтерев (1886) писал о «переходных состояниях между психопатией и нормальным состоянием», П.Б. Ганнушкин (1933) – о «латентных психопатиях», О.В. Кербиков (1961) – о «предпсихопатиях», Г.К. Ушаков (1973) – о «крайних вариантах нормального характера», К. Леонгард (1968, 1982) – об «акцентуированных личностях», А. Е. Личко (1977, 1985) – об «акцентуациях характера».
К. Леонгард неоднократно подчеркивает, что личности, обозначенные им как акцентуированные, не являются патологическими и провести четкую грань между чертами, формирующими акцентуированную личность, и чертами, определяющими вариации индивидуальности среднего, «нормального человека», не всегда легко.
3 Эмпирическое исследование взаимосвязи стиля воспитания с акцентуациями характера подростков
3.1 Организация исследования
База исследования: эмпирическое исследование проводилось на базе УО «Гомельский государственный областной лицей» г. Гомеля. В исследовании приняло участие учащиеся 10-11-ых классов в возрасте 15-17 лет. Всего было исследовано 40 человек, из них 33 девушки (83% испытуемых) и 7 юношей (17% испытуемых). По причине того, что большую часть испытуемых составили девушки, анализ по гендерному признаку при обработке результатов не производился.
Эмпирическое исследование включало в себя следующие этапы:
На первом этапе был осуществлен теоретический анализ литературы по проблеме исследования, был осуществлен сбор фактического материала для исследования, была сформирована выборка, проведен подбор методик, определена последовательность исследования, выдвинута гипотеза.
На втором этапе было проведено эмпирическое исследование. Были собраны эмпирические данные, осуществлена систематизация полученных результатов.
На третьем этапе был произведен анализ и интерпретация полученных результатов, количественная и качественная обработка результатов с использованием статистических методов, были сформулированы выводы проведенного эмпирического исследования.
Цель эмпирического исследования: выявить взаимосвязь типов акцентуации характера подростков и стиля семейного воспитания.
Объект исследования: акцентуации характера
Предмет исследования: взаимосвязь стилей семейного воспитания и акцентуаций характера подростков.
Гипотеза исследования: семейное воспитание оказывает влияние на формирование акцентуаций характера подростков.
Задачи исследования:
1. Выявить акцентуации характера у подростков.
2. Определить стиль семейного воспитания в семье подростков.
3. Выявить влияние стилей воспитания на формирование акцентуаций характера подростков.
Состав психологического инструментария:
1. Патохарактерологический диагностический опросник А.Е. Личко.
2. Методика «Стратегии семейного воспитания» Н.М. Рухленко.
3. Метода линейной корреляции r-Пирсона.
Описание психологического инструментария исследования.
Заключение
В отечественной психологии под характером понимают сложившийся и укрепившийся под влиянием жизненных факторов и воспитания определенный стиль отношений и в целом поведения человека.
Акцентуации характера – это крайние варианты его нормы, при которых отдельные черты характера чрезмерно усилены, отчего обнаруживается избирательная уязвимость в отношении определенного рода психогенных воздействий при хорошей и даже повышенной устойчивости к другим.
Семейное воспитание – это целенаправленные, сознательные воспитательные воздействия, осуществляемые родителями с целью формирования определенных качеств, умений.
В результате выявления типа акцентуация характера у подростков было выявлено, что гипертимный тип акцентуаций характера выявлен у 15% подростков, циклоидный – у 5%, лабильный – у 15% подростков, психастенический тип – у 18%, эпилептоидный – у 18%, истероидный – у 22%, неустойчивый тип акцентуаций характера выявлен у 7% подростков. Конформный, астеноневротический, сенситивный, шизоидный типы акцентуация характера у подростков не выявлены.
В результате выявления стиля семейного воспитания у их родителей было выявлено, что у 65% родителей выявлен авторитетный стиль семейного воспитания, у 10% – авторитарный, у 25% – либеральный стиль семейного воспитания. Индифферентный стиль воспитания не выявлен.
В результате корреляционного анализа было выявлено, что
– авторитетный тип семейного воспитания сильно влияет на формирование неустойчивого типа акцентуации характера;
– авторитарный тип семейного воспитания сильно влияет на формирование лабильного типа акцентуации характера;
– авторитарный тип семейного воспитания сильно влияет на формирование эпилептоидного типа акцентуации характера;
– либеральный стиль семейного воспитания сильно влияет на формирование гипертимного типа акцентуации характера;
– либеральный стиль семейного воспитания умеренно влияет на формирование психостенического типа акцентуации характера;
– либеральный стиль семейного воспитания умеренно влияет на формирование истероидного типа акцентуации характера.
1 Немов, Р.С. Психология: в 3 кн. / Р.С. Немов. – Кн.3. – М.: Владос, 1998. – 451 с.
2 Ананьев, Б.Г. Избранные психологические труды: в 2 т. / Б.Г. Ананьев. – М.: Педагогика, 1980. – 486 с.
3 Платонов, К.К., Голубев, Г.Г. Психология / К.К. Платонов, Г.Г. Голубев. – М.: Высшая школа, 1977. – 247 с.
4 Ковалев, А.Г. Психология личности / А.Г. Ковалев. – Л.: ЛГУ, 1963. – 391 с.
5 Платонов, К.К. Структура и развитие личности / К.К. Платонов. – М.: Наука, 1986. – 326 с.
6 Кон, И.С. Психология старшеклассника / И.С. Кон. – М.: Просвещение, 1982. – 207 с.
7 Левитов, Н.Д. Психология характера / Н.Д. Левитов. – М.: Просвещение, 1969. – 424 с.
8 Райс, Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс. СПб.: Питер, 2000. – 380 с.
9 Столяренко Л.Д. Основы психологии / Л.Д. Столяренко. – Ростов –н/Д: Феникс, 1997. – 536 с.
10 Кулик, Л.А. Семейное воспитание: учебное пособие / Л.А. Кулик. – М.: Просвещение, 2003. – 175 с.
11 Эйдемиллер, Э.Г., Юстицкий, В.В. Психология и психотерапия семьи / Э.Г. Эйдемиллер. – СПб.: Питер, 1999. – 352 с.
12 Бойко, В.В. Трудные характеры подростков. Развитие, выявление, помощь (Практическая психология) / В.В. Бойко. – М: Филинъ, 1996. – 472 с.
13 Личко, А.Е. Подростковая психиатрия: руководство для врачей / А.Е. Личко. – Л.: Медицина, 1985. – 416 с.
14 Личко, А.Е Психопатии и акцентуации характера у подростков / А.Е. Личко. – Л.: Медицина,1983. – 426 с.
15 Леонгард, К. Акцентуированные личности / К. Леонгард. – Киев: Выща школа, 1989. – 375 с.
16 Карабанова, О.А. Психология семейных отношений: учебное пособие / О.А. Карабанова. – Самара: СИОКПП, 2001. – 122 с.
17 Шарнхорст, Э. Между детством и зрелостью / Э. Шарнхорст. – Минск: Народная асвета, 1985. – 96 с.
18 Семейное воспитание: краткий словарь / Сост. И.В. Гребенников, Л.В. Ковинько. – М.: Политиздат, 1990. – 319 с.
19 Иванов, Н.Я., Личко, А.Е. Патохарактерологический диагностический опросник для подростков: методическое пособие / Н.Я. Иванов. – М.: Фолиум, 1995. – 64 с.
20 Райгородский, Д.Я. Практическая психодиагностика. Методики и тесты / Д.Я. Райгородский. – Самара: БАХРАХ-М, 2001. – 672 с.