ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ, ОБОЗНАЧЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и признаки предпринимательской деятельности
1.2 Функции и роль предпринимательства на современном этапе
1.3 Государственное регулирование предпринимательства. Источники правового регулирования предпринимательской деятельности
2. ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2.1 Субъекты предпринимательской деятельности. Понятие и виды
2.2 Виды и формы предпринимательской деятельности
3. ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя
3.2 Государственная регистрация индивидуального предпринимателя
3.3 Прекращение деятельности индивидуального предпринимателя. Банкротство индивидуального предпринимателя
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Предпринимательская деятельность является одним из важнейших факторов формирования и развития рыночной экономики. Содействует решению таких вопросов как создание новых рабочих мест, насыщение рынка товарами и услугами, увеличению налоговых поступлений в бюджет государства, повышению благосостояния и качества жизни.
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена наличием в Республике Беларусь официальной политики государства, которая направлена на либерализацию экономики, активное сотрудничество с зарубежными партнерами, выход белорусских субъектов хозяйствования на новые рынки. Первостепенную роль в данном процессе играет должное законодательное регулирование, соответствие нормативных правовых актов потребностям как участников гражданского оборота, так и общества, и государства в целом.
Кроме того, развитие правовых отношений, вытекающих из развития и реализации предпринимательства на международном уровне является залогом развития международных отношений, а также влечет за собой привлечение иностранных инвестиций и прогресс товарооборота и расширение внешнеэкономических связей Республики Беларусь с другими государствами. В настоящее время экономика Республики Беларусь стремится расширить сферу экспорта белорусских товаров, что необходимо для улучшения экономической ситуации, а также для реализации возможности нормального функционирования государственных предприятий.
Также необходимо отметить что напрямую с развитием предпринимательства внутри государства связана возможность улучшений ситуации на рынке труда, возможность повышения средней заработной платы работникам на предприятиях. Это обусловлено тем, что развитие предпринимательства неизбежно повлечет ускорение товарооборота, что в свою очередь дает возможность создания новых рабочих мест, и наиболее достойную заработную плату работникам. Сотрудничество Республики Беларусь с иностранными государствами в виде осуществления товарооборота реализуется в частности по средствам экспорта товаров белорусского производства. Главным образом это сфера сельского хозяйства, а также промышленности, в которую входят металлурги, машиностроение, химическая и фармацевтическая промышленность, а также деревообрабатывающая и пищевая промышленность. Легкая промышленность так же является составной частью источников формирования товаров, идущих на экспорт, несмотря на то, что преимущественная часть таких предприятий составляют частную собственность.
Кроме того, в целях усовершенствования правовой базы и ликвидации пробелов в законодательстве необходим подробный анализ такого деятельности, как предпринимательская, а также глубокое изучение ее особенностей и характеристики ее осуществления для создания наиболее точной нормативно-правовой базы, регулирующей правоотношения в сфере реализации предпринимательской деятельности.
1 ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО: ПОНЯТИЕ, СОДЕРЖАНИЕ, ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 Понятие, сущность и признаки предпринимательской деятельности
Понятие «предпринимательство» впервые употребил английский банкир и экономист Ричард Кантильон в 18 веке. По Кантильону, предпринимательство – это экономическая деятельность, в процессе которой приводятся в соответствие товарное предложение и спрос в условиях постоянного риска. Под предпринимателем Кантильон понимал человека, который, приобретая на рынке средства производства, превращает их в капитал. Результатом функционирования капитала является продукция, которая продается на рынке по рыночной цене, более высокой, чем затраты предпринимателя на производство. Поскольку рыночная цена произведенного продукта заранее неизвестна, предпринимательству всегда сопутствует коммерческий риск [20, с. 105].
Так, мы видим, что уже в 18 веке понятие предпринимательства было весьма схожим с современным. Из приведенного определения можно заметить, что уже на тот момент имелось представление о реализации производства и переработки продуктов разного рода таким образом, чтобы сделать возможным благодаря этому извлечение прибыли. Кроме того, понятие коммерческого риска и возможности не получить прибавочную стоимость, которая превысила бы капиталовложение, также имело место быть.
Исходя из этого мы видим, что предпринимательство – это рискованное дело, добровольно осуществляемое гражданами (их объединениями) на свой риск и под свою ответственность. Предпринимательство ассоциируется со стремлением сделать что-то новое, придумать что-то новое или улучшить уже существующее; принципиально новый тип хозяйствования, базирующийся на инновационном поведении собственников предприятия, на умении находить и использовать идеи, воплощать их в конкретные предпринимательские проекты. Для развития в Республике Беларусь предпринимательства существенное значение имеет понимание того, что не любое новое дело является предпринимательством [3, c. 119].
Согласно законодательству Республики Беларусь, под предпринимательской понимается деятельность самостоятельная, осуществляемая на свой риск, направленная на систематическое извлечение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
2 ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СУБЪЕКТОВ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
2. 1 Субъекты предпринимательской деятельности. Понятие и виды
Общего определения субъектов хозяйственной деятельности законодательство не содержит, однако субъектам предпринимательской деятельности присущи определенные признаки. Носителями хозяйственных прав и обязанностей являются наделенные компетенцией субъекты, обладающие обособленным имуществом, на базе которого они ведут предпринимательскую и иную хозяйственную деятельность, зарегистрированные в установленном порядке или легитимированные иным образом, а также осуществляющие руководство такой деятельностью, приобретающие права и обязанности от своего имени и несущие самостоятельную имущественную ответственность.
Кроме того, согласно части второй п. 1 ст. 1 ГК предпринимательскую деятельность могут осуществлять физические и юридические лица.
Под физическими лицами понимаются граждане Республики Беларусь, иностранные граждане и лица без гражданства, которые в соответствии со ст. 11 Конституции Республики Беларусь пользуются на ее территории нравами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь.
Физические лица могут заниматься предпринимательством путем оформления индивидуальной предпринимательской деятельности. В установленных законом случаях гражданин может самостоятельно создать юридическое лицо - унитарное предприятие.
Для приобретения статуса индивидуального предпринимателя гражданин должен обладать следующими общими признаками гражданского права:
1) правоспособностью (способность иметь гражданские нрава и нести гражданские обязанности);
2) гражданской дееспособностью (способностью своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их);
3) иметь имя (фамилию, собственное имя, отчество);
4) иметь место жительство.
Юридические лица в отличие от физических являются «предметом неодушевленным» – организациями, которым присущи совершенно определенные юридически обязательные признаки. С практической точки зрения их целесообразно разделить на две группы. Первая группа – основополагающие признаки:
– наличие у организации обособленного имущества в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении;
3 ФИЗИЧЕСКИЕ ЛИЦА КАК СУБЪЕКТЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1 Правовой статус индивидуального предпринимателя
В соответствии с действующим законодательством граждане вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. Физическое лицо может получить статус индивидуального предпринимателя при наличии следующих условий:
– физическое лицо должно обладать полной дееспособностью (ГК несколько расширил пределы дееспособности несовершеннолетних);
– обязательна государственная регистрация (считается зарегистрированным с момента внесения записи в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей).
К предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно применяются правила, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями. Имущественная ответственность индивидуального предпринимателя является полной, то есть гражданин отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законодательством не может быть обращено взыскание.
Индивидуальный предприниматель, который не в состоянии удовлетворить требования кредиторов, может быть признан несостоятельным. Если гражданин осуществляет свою деятельность без регистрации, то есть с нарушением закона, то он не вправе ссылаться в отношении заключенных им ранее сделок на то, что он не является предпринимателем.
Хотя ГК предусматривает две формы осуществления предпринимательской деятельности, тем не менее законодательством установлено, что определенный вид деятельности может осуществляться только юридическим лицом (банковская деятельность, страхование).
Так, предприниматель имеет право:
– заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещенной законодательством Республики Беларусь;
– привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права других граждан, предприятий и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;
– участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;
– самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции в соответствии с действующим законодательством;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, подводя итоги курсового исследования, рассмотрев функционирование предпринимательства на территории Республики Беларусь, можно сделать следующие выводы:
1. Раскрыв понятие, признаки и сущность предпринимательской деятельности, мы видим, что это деятельность юридических и физических лиц, обладающая рядом специфических признаков, к которым относятся такие, как самостоятельность, систематичность, предпринимательские риски, профессиональность, ответственность. Проведя анализ данных признаков предпринимательской деятельность, можно сделать вывод о том, что ее сущность заключается во вложении стоимостных характеристик, которые, в свою очередь, должны принести прибавочную стоимость. Это означает, что прибыль от деятельность всегда должна превышать расходы в таком объеме, чтобы этого было достаточно для поддержания платежеспособности предпринимателя. Так, рост и развитие предпринимательства внутри государства на современном этапе развития экономики является одной из основных целей деятельности внутренней политики Республики Беларусь. Необходимо отметить, что напрямую с развитием предпринимательства внутри государства связана возможность улучшений ситуации на рынке труда, возможность повышения средней заработной платы работникам на предприятиях. Это обусловлено тем, что развитие предпринимательства неизбежно повлечет ускорение товарооборота, что в свою очередь дает возможность создания новых рабочих мест, и наиболее достойную заработную плату работникам. Ситуация на рынке труда на сегодняшний день является недостаточно стабильной, и благоприятный климат для развития предпринимательства внутри государства неизбежно повлечет за собой образование новых и расширение уже действующих ИП на территории страны. 2. Рассмотрев государственное регулирование предпринимательства на территории Республики Беларусь, необходимо отметить, что основополагающими нормативно-правовыми актами, регулирующими предпринимательство, являются Гражданский кодекс, который содержит основной теоретический материал, понятийный аппарат, и основополагающие нормы, регулирующие правоотношения, вытекающие из предпринимательской деятельность; Декрет Президента Республики Беларусь от 16 января 2009 г. № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования», содержащий подробное описание алгоритма действий при регистрации ИП, а также при прекращении его деятельности.
3. Проведя анализ видов и форм предпринимательской деятельности на территории Республики Беларусь, можно сделать вывод о том, что предпринимательство, в зависимости от форм собственности, подразделяют на частное, осуществляемое за счет собственных средств предпринимателя, и Предпринимательскую деятельность, осуществляемую с образованием юридического лица или коллективное предпринимательство.
1. Авдеева, Т.В. Гражданское право Республики Беларусь : Т.В. Авдеева ; под ред. А. В. Буякова. − Минск: Амалфея, 2009. − 782 с.
2. Бондаренко, Н.Л., Гражданское право. Особенная часть : учеб.-метод. пособие / Н.Л.Бондаренко ; − Минск: Тетралит, 2013 – 160 с.
3. Вабищевич, С. С. Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь : учеб.-метод. пособие / С.С. Вабищевич ; – Минск: Амалфея, 2003. – 492 с.
4. Гражданский кодекс Респ. Беларусь [Электронный ресурс] : 7 дек. 1998 г. № 218-З : принят Палатой представителей 28 октяб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 14-З // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 11 янв. 1999 г., № 238-З : принят Палатой представителей 10 дек. 1998 г. ; одобрен Советом Респ. 18 дек. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 января 2018 г. № 94-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
6. Информационный портал Минского городского исполнительного комитета [Электронный ресурс]. ─ Минск, 2018. ─ Режим доступа: https://minsk.gov.by/ru/org/8643/attach/cfab087/3_2.shtml.
7. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г., № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. ; одобрен Советом Респ. 2 апр. 2003 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 8 янв.я 2018 г. № 95-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
8. Колбасин, Д.А. Гражданское право : Общая часть. учеб. для вузов / Д. А. Колбасин. – Минск: Молодежное науч. об–во, 2003. – 470 с.
9.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 года и 17 октября 2004 года). – Минск : Амалфея, 201. – 48 с.
10. Маньковский И. А. Гражданское право. Особенная часть: учебное пособие / И. А. Маньковский, С. С. Вабищевич. – Минск: Адукацыя і выхаванне, 2013. – 368 с.
11. Маньковский И. А. Курс гражданского права. Особенная часть. В 3 т. Т. 1/ И. А. Маньковский. – Минск : Молодежное, 2008. – 512 с.
12. Налоговый кодекс Республики Беларусь (Особенная часть) [Электронный ресурс]: 29 дек. 2009 г., № 71-З : принят Палатой представителей 11 дек. 2009 г.; одобрен Советом Респ. 18 декабря 2009 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 9 января 2017 г. № 15-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. О внесении изменений и дополнений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам предпринимательской деятельности и налогообложения : Закон Республики Беларусь от 31 декабря 2013 г. № 96-З // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
14. О некоторых мерах по оптимизации системы республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, структуры и численности работников государственных органов, других государственных организаций: Указ Президента Респ. Беларусь, 12 февр. 2004, № 66 : в ред. Указа от 6 июня 2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О Республиканской программе развития страховой деятельности в Республике Беларусь на 2006–2010 годы: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 29 декабря 2006 г. № 1749 (в ред. от 28 апреля 2010 г. № 640) // Национальный Интернет–портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь: Указ Президента Респ. Беларусь, 16 окт. 2009, № 510 : в ред. Указа от 16 октября 2017 г. № 376 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Об утверждении Инструкции по исполнительному производству [Электронный ресурс] : постановление Министерства юстиции Респ. Беларусь, 7 апр. 2017 г. № 67 // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. Хозяйственный процессуальный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 15 дек. 1998г., №219–3 : принят Палатой представителей 11 нояб. 1998 г. : одобр. Советом Респ. 26 нояб. 1998 г. : в ред. Закона Респ. Беларусь от 01.07.2014 г. // КонсультантПлюс. Беларусь / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2017.
19. Чигир, В. Ф. Комментарий к Гражданскому кодексу Республики Беларусь с приложением актов законодательства и судебной практики (постатейный). В 3 книгах. – Минск: Амалфея, 2005. – 1040 с.
20. Юрович, А. Ж. Корпоративное право : учеб. для вузов / А. Ж. Юрович. – М. : Инфра-М : Норма, 2004. – 387 с.