ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
1.1. Институты пенсионного обеспечения
1.2. Структура пенсионной системы Республики Беларусь
1.3. Понятие пенсий и их виды
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Плановое повышение пенсий
2.2. Пути совершенствования и развития пенсионной системы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ А
ПРИЛОЖЕНИЕ Б
ВВЕДЕНИЕ
Пенсионная система, основным элементом которой является обязательное пенсионное страхование, представляет собой важнейшую социальную гарантию любого общества. Она финансирует содержание нетрудоспособных граждан при наступлении старости и инвалидности, и затрагивает интересы практически всего работающего населения, за счет деятельности которого осуществляется их материальное обеспечение. Четко функционирующая система пенсионного страхования является залогом социальной стабильности и согласия в обществе.
Перед государством стоит много новых задач и целей для дальнейшей реализации реформ в сфере пенсионного страхования. РБ является «унитарное демократическое социальное правовое государство» [12,ст.1]. «Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [12,ст.2]. «Обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь является высшей целью государства. Каждый имеет право на достойный уровень жизни, включая достаточное питание, одежду, жилье и постоянное улучшение необходимых для этого условий. Государство гарантирует права и свободы граждан Беларуси, закрепленные в Конституции, законах и предусмотренные международными обязательствами государства» [12,ст.21]. «Гражданам Республики Беларусь гарантируется право на социальное обеспечение в старости, в случае болезни, инвалидности, утраты трудоспособности, потери кормильца и в других случаях, предусмотренных законом. Государство проявляет особую заботу о ветеранах войны и труда, а также о лицах, утративших здоровье при защите государственных и общественных интересов» [12,ст.47].
«Право на государственное пенсионное обеспечение имеют граждане Республики Беларусь, постоянно проживающие в Республике Беларусь, при соблюдении ими условий» [19,ч.1 ст.1]. «Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в периоды работы или занятия иными видами деятельности подлежали государственному социальному страхованию и за них, а также ими самими в предусмотренных законодательством о государственном социальном страховании случаях уплачивались обязательные страховые взносы в бюджет фонда, и их семьи при соблюдении других условий» [19, ч.1 ст.5].
Системы обеспечения граждан в старости во всех странах мира имеют определенные проблемы. Население быстро стареет в результате увеличения продолжительности жизни и снижения темпов рождаемости. «Стареющие» государства могут оказаться не в состоянии выплачивать своим пожилым гражданам пенсии и обеспечивать их медицинской и социальной помощью.
ГЛАВА 1. ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ
1.1. Институты пенсионного обеспечения
Белорусская пенсионная система — солидарная, хотя есть и возможность создавать пенсионные накопления. Пенсионное обеспечение — важнейшая составляющей системы социальной защиты у Беларуси. Право на получение государственной пенсий по окончании работы или по достижении определенного возраста гарантировано Конституцией и реализовано через Закон и ряд других нормативных актов. Сейчас в органах по труду, занятости и соцзащите различные виды пенсий получают более 2,6 миллиона человек [34].
Когда Ю. Цезарь ввел систему военных пенсий в Риме, он вряд ли отдавал себе отчет в том, что создает прецедент, который серьезно усугубит финансовые трудности Римской империи несколько столетий спустя. История современной пенсионной системы, пожалуй, самый масштабный по влиянию на государственные финансы и общественное развитие пример подобного решения [5]. Первая организованная государством система пенсий по возрасту занятых в частном секторе была введена в Германии в 1889 году. Характерная черта немецкого подхода состояла в том, что социальное страхование было обязательным и основанным на взносах. И работодатели, и работники должны были вносить средства на ее финансирование. Введенная в Германии система базировалась на предшествующей практике существования добровольных фондов взаимопомощи, организуемых гильдиями и рабочими объединениями. Права на пенсию в новой системе основывались на ранее выплаченных взносах. Дания (1891) и Новая Зеландия (1898) ввели систему пенсионирования, ориентированную на целевую помощь бедным [1]. Здесь она финансировалась за счет общих налоговых доходов, предполагала проверку нуждаемости и гарантировала плоский уровень выплат. Эти пенсионные системы в большей степени вытекали из традиционного законодательства о бедных[1].
В русской речи понятие «пенсия» - как правовая форма государственного попечительства и денежного содержания нетрудоспособных — впервые появилось лишь в 18 веке, вместе с военными и социальными реформами Петра I [10]. Но истоки пенсионного дела в России — как и общеевропейская история пенсий — неразрывно связаны с эволюцией государства.
ГЛАВА 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ПЕНСИОННОЙ СИСТЕМЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
2.1. Плановое повышение пенсий
В соответствии с Указом Президента РБ от 11.04.2016г. № 137 «О совершенствовании пенсионного обеспечения» с 1 января 2017 г. (далее – Указ № 137) [22] изменяются условия назначения трудовых пенсий по возрасту и пенсий за выслугу лет. Рассматривая ранее вопросы о соответствии Конституции Закона РБ «О внесении дополнений и изменений в некоторые законы Республики Беларусь по вопросам пенсионного обеспечения», Конституционный Суд обратил внимание законодателя на наметившуюся в законодательном регулировании общественных отношений тенденцию, при которой такое регулирование, включая совершенствование законодательных механизмов по обеспечению реализации конституционных прав граждан, осуществляется первоначально путем принятия указов Президента РБ, а впоследствии нормы законов согласовываются с нормами этих указов.
В соответствии с Указом № 137 [22] общеустановленный пенсионный возраст повышается ежегодно с 1 января на 6 месяцев до достижения возраста мужчинами 63 лет, женщинами – 58 лет. Поэтапное повышение общеустановленного пенсионного возраста в общей сложности на три года касается лиц, претендующих на трудовую пенсию по возрасту, трудовую пенсию за выслугу лет, назначаемую до достижения общеустановленного пенсионного возраста, отдельных категорий государственных служащих, претендующих на ежемесячное денежное содержание, а также военнослужащих (сотрудников), состоящих на военной службе (службе в военизированных организациях) в воинских (специальных) званиях до подполковника включительно, за исключением военнослужащих (сотрудников), признанных военно-врачебной комиссией по состоянию здоровья негодными (не отвечающими специальным требованиям) к военной службе (службе в военизированных организациях).
Периоды деятельности, засчитываемые в стаж работы, регламентированы ст. 51 Закона [19, ст. 51]. В стаж работы засчитываются периоды работы, предпринимательской, творческой и иной деятельности при условии, что в течение этих периодов производилась уплата обязательных страховых взносов в бюджет фонда согласно законодательству о государственном социальном страховании.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Повышение пенсионных обязательств в предстоящие десятилетия задано логикой созданной в конце XIX – первые десятилетия XX века системы пенсионного обеспечения. Но его невозможно профинансировать за счет дальнейшего повышения уровня налогообложения заработной платы. В этом фундаментальная проблема устойчивости социальных институтов, созданных в индустриальную эпоху в условиях постиндустриального общества.
Неприятное сочетание невозможности дальнейшего роста налоговой нагрузки, трудности повышения пенсионного возраста и снижения отношения средней пенсии к средней заработной плате сужают свободу маневра в поиске источников финансирования распределительной системы в процессе перехода к накопительной системе. 30–70 лет назад, когда наиболее развитые страны нынешнего мира формировали свои пенсионные системы, они обладали широкой свободой маневра, могли легко пойти по пути развития накопительного страхования, избежав возникновения одной из наиболее острых экономических и политических проблем, с которой столкнулись в конце XX – начале XXI века. В то время эти долгосрочные проблемы не были и, по-видимому, не могли быть осознаны. В этом тяжелое бремя лидерства: приходится учиться на своих ошибках. Для стран догоняющего развития, к которым относится и Беларусь, возможность извлечь уроки из опыта тех, кто уже прошел свой путь проб и ошибок, начать решать долгосрочные проблемы до того, как они в полной мере проявились, стали трудно управляемыми, – серьезное преимущество.
Пенсионная система представляет собой сложную технологическую цепь - от назначения до выплат пенсий. Главное предназначение пенсии - компенсация утраченного дохода потерявшему трудоспособность. Сегодня в РБ установлены два вида пенсий: трудовые и социальные. Право на трудовую пенсию имеют лица, которые в период работы подлежали государственному социальному страхованию и уплачивали страховые взносы. Гражданам, которые по каким-либо причинам не имеют права на пенсию, связанную с трудовой или иной общественно полезной деятельностью, устанавливаются социальные пенсии. Финансирование пенсионного обеспечения в республике осуществляется из двух источников: внебюджетных фондов и государственного бюджета.
Согласно Закону назначаются:
а) трудовые пенсии: по возрасту; по инвалидности; по случаю потери кормильца; за выслугу лет; за особые заслуги перед республикой;
1. Bonoli G. The Politics of Pension Reform. Cambridge University Press, 2000. – Удаленный доступ: http://www.ru-90.ru/node/1317.
2. Баранашник, А.В. Право социального обеспечения: ответы на экзаменационные вопросы / А.В. Баранашник. – Минск : ТетраСистемс, 2008. – 192 с.
3. Батыгин,К.С. Право социального обеспечения.-М.,2011. – 382с.
4. Василькович, В.П. Право социального обеспечения / В.П. Василькович, Н.Н. Маслакова. –Брест: БрГУ имени А.С. Пушкина, 2017. – 238с.
5. Гайдар Е.Т. История пенсий. – Удаленный доступ: http://www.ru-90.ru/node/1317.
6. Гущин, И.В.Право социального обеспечения / Учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. – Гродно: ГрГУ, 2011. - 418 с.
7. Гущин, И.В.Право социального обеспечения / Учеб.-метод. комплекс. В 2 ч. – Гродно: ГрГУ, 2011. - 667 с.
8. Дело № 38-12/2016 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
9. Инструкция о порядке оформления и ведения дел по назначению государственных пенсий, утвержденная Приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 29.09.1998г. № 85 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
10. История пенсионного обеспечения в России с 10 до 20 века. – Удаленный доступ: https://fishki.net/2674608-istorija-pensij-v-rossii.html.
11. Кому доверяют белорусы свои пенсионные накопления. - Удаленный доступ: http://www.zautra.by/art.php?sn_nid=24469.
12. Конституция Республики Беларусь 1994 года: с изм. и доп., прннятыми на респ. Референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. [Электронный ресурс] / Нац. Центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018. – Режим доступа: http://www.pravo.by.
13. Кунгурова Н.И., Терехов В.К. Социальная работа: Учеб. / Н.И. Кунгурова, В.К. Терехов. - Мн.: МФЦП, 2007. - 448 с.
14. Методические рекомендации по организации на предприятиях, в учреждениях, организациях, колхозах, кооперативах и иных субъектах хозяйствования работы по оформлению и представлению документов к назначению пенсий, утвержденные Приказом Министерства социальной защиты Респ. Беларусь от 14.03.1996г. № 8 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
15. О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» и в Закон Республики Беларусь «О порядке введения в действие Закона Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении: Закона Респ. Беларусь,15 июня1998г., № 188-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 08.01.2002 г. // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О вопросах социального обеспечения: Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2015г. № 534: в ред. Указ Президента Респ. Беларусь от 29.06.2017 г. // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. О КОНЦЕПЦИИ РЕФОРМЫ СИСТЕМЫ ПЕНСИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ПЛАНЕ ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕР ПО РЕАЛИЗАЦИИ ЕЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 17 апр.1997г.,№ 349 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
18. О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения: Указ Президента Респ. Беларусь, 25 сент. 2013г., № 441 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. О пенсионном обеспечении: Закон Респ. Беларусь, 17 апреля 1992 г. № 1596-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 31.12.2017г. // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. О профессиональном пенсионном страховании: Закон Респ. Беларусь, 05 янв. 2008г., № 322-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2017 г. // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
21. О Рекомендациях по гармонизации законодательных условий
функционирования пенсионных систем государств – членов ЕврАзЭС (на основе сравнительно-правового анализа национальных законодательств и с учетом положений конвенций Международной организации труда): ПОСТАНОВЛЕНИЕ БЮРО МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ЕВРАЗИЙСКОГО ЭКОНОМИЧЕСКОГО СООБЩЕСТВА, 08 окт.2004г., №11 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. О совершенствовании пенсионного обеспечения: Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр.2016г., № 137 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
23. Основы права: учеб. пособие / С.Г. Дробязко, Т.М.Шамба, Г.А.Василевича и др.: под ред. Г.А.Василевича, В.А.Витушка, В.Г.Тихини. – Мн.: БГЭУ, 2010. – 784 с.
24. Положение о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий, утвержденное Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 24.12.1992г. № 777 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
25. Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении», утвержденное Приказом Министерства социальной защиты Республики Беларусь от 23.05.1997 № 44 // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
26. ПОСТАНОВЛЕНИЕ МЕЖПАРЛАМЕНТСКОЙ АССАМБЛЕИ ГОСУДАРСТВ – УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ, 13 мая1995 г. // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
27. Постовалова, Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т. А. Постовалова. – Минск: Тесей, 2008. – 512 с.
28. Постовалова, Т.А. Право социального обеспечения. Общая часть: Лекции / Т.А. Постовалова – Мн.: Тесей, 2005. – 232 с.
29. Постовалова, Т.А. Трудовое и социальное право зарубежных стран: Учеб метод пособие. / Т.А. Постовалова. - Минск: БГУ, 2010. – 111 с.
30. Право социального обеспечения : учеб.- метод. комплекс. В 2 ч. , ч. 1: Общая часть / И.В. Гущин [и др.]; под общ. ред. И.В. Гущина. – Гродно: ГрГУ, 2011. – 418 с.
31. Право социального обеспечения Республики Беларусь: Монография / Под ред. Гущина И.В. – Новополоцк: ПГУ, 2000. – 344 с.
32. Право социального обеспечения: Учеб. пособие / Г.А. Василевич и др.; Под общ. ред. Х.Т.Мелешко.- Минск : Амалфея, 2013. – 544 с.
33. Право социального обеспечения: учебн. пособие / Г.А. Василевич и др.; под ред. Х.Т. Мелешко. - Минск: Амалфея, 2013. – 544с.
34. СПРАВКА: ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА БЕЛАРУСИ. – Удаленный доступ: https://sputnik.by/society/20170518/1028838229/kak-rabotaet-pensionnaya-sistema-belarusi.html.
35. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: кодекс Респ. Беларусь, 16 июля 1999г., № 295-З: в ред. Закон Республики Беларусь от 08.01.2018 г. // Эксперт 2 ИПС:2.9.29.9 Локальная версия [Электронный ресурс] / ООО «ЭКСПЕРТ», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.