ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
ГЛАВА 2 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
2.1 Система и компетенция государственных органов за соблюдением законодательства об охране труда
2.2 Общественный контроль за соблюдением законодательства об охране труда
ГЛАВА 3 ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследовательской темы заключается в том, что соблюдение трудовых прав работников является основой стабильности в обществе. Правовое регулирование трудовых отношений в значительной степени определяет состояние общества. После вступления в трудовые отношения работник подчиняется работодателю в осуществлении трудовой деятельности. Зависимость позиции работника в трудовых отношениях не позволяет ему эффективно защищать свои права. В этой связи государство в лице властей призвано обеспечить соблюдение трудовых прав трудящихся.
В новых экономических условиях должно возрастать значение государственного надзора и контроля за соблюдением трудовых прав трудящихся. Работодатели заинтересованы в получении максимальной прибыли за счет сотрудников. Работодатели часто игнорируют свои права, особенно на здоровых и безопасных условиях труда, на получение справедливой и достойной компенсации. Недостаточное число рабочих мест, позволяющих человеку получать достойную заработную плату в рабочее время, предусмотренное законодательством, заставляет работников согласиться с условиями труда, предлагаемыми работодателем. Зачастую эти условия связаны с нарушением минимальных трудовых норм, установленных законом, что приводит к массовым нарушениям их трудовых прав. Ликвидация таких нарушений без вмешательства соответствующих государственных органов невозможна.
Это, на наш взгляд, позволяет сделать вывод о том, что деятельность по надзору и контролю за соблюдением норм трудового права имеет особое значение для трудящихся и работодателей, а также для государства при выполнении им своих функций, что также свидетельствует о актуальности данного тезиса.
Объектом исследования курсовой работы являются общественные отношения в сфере государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
Предметом исследования является трудовые нормы, теоретические концепции ученых-правоведов, устанавливающие контроль за соблюдением законодательства об охране труда.
Целью данной курсовой работы является изучение государственного и общественного контроля за соблюдением законодательства об охране труда.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ТРУДЕ
В статье 21 Конституции Республики Беларусь говорится, что государственные органы и государственные служащие обязаны принимать необходимые меры для осуществления и защиты прав и свобод человека. В статье 41 Конституции Республики Беларусь закреплено право граждан на труд и право выбора профессии, должности или специальности. Это право является наиболее важным социально-экономическим правом, поскольку оно затрагивает жизненно важные интересы большинства граждан республики.
Контроль – это проверка соответствия работодателя требованиям действующего законодательства. Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и с этой точки зрения он присущ всем структурам управления, которые управляют всеми аспектами деятельности подчиненных организаций. Осуществляя контроль, структуры управления не только выявляют нарушения, но и анализируют их причины, определяют способы устранения не только нарушений, но и сбоев в работе подчиненных организаций [1, c. 341].
Государственный контроль за соблюдением законодательства об охране труда также осуществляют республиканские органы государственного управления, иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы в порядке, предусмотренном законодательством [5, c. 294].
Любая система контроля включает в себя следующие элементы: предмет контроля, объект контроля, субъект, сфера деятельности, принципы, процесс, методы контроля, техника и технология контроля, механизм контроля, результат контроля, субъект, принимающий решения по результатам контроля (это может быть и субъект контроля), принятие решения по результатам контроля. Контроль за соблюдением трудового законодательства относится к рабочим процессам на уровне предприятия, учреждений, организаций, а также секторов, административных и территориальных единиц и страны в целом. Индивидуальными и коллективными правами на контроль работников являются объекты контроля за соблюдением трудового законодательства [9].
В статье 462 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) указано, что система государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства учреждается специально уполномоченными государственными органами, действующими в соответствии с законом.
ГЛАВА 2
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ И ОБЩЕСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ОБ ОХРАНЕ ТРУДА
2.1 Система и компетенция государственных органов за соблюдением законодательства об охране труда
Одним из основных принципов трудового права является принцип предоставления государством гарантий защиты прав трудящихся, предусматривающий: оказание помощи трудящимся в осуществлении их трудовых прав; выявление и искоренение нарушений трудового законодательства [2].
В соответствии со статьей 462 ТК государственная система контроля и контроля за соблюдением трудового законодательства состоит из специально уполномоченных государственных органов, действующих в соответствии с законодательством. К ним относятся:
1. департамент трудовой инспекции Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
2. главный отдел политики в области занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
3. департамент по вопросам гражданства и миграции Министерства внутренних дел Республики Беларусь;
4. департамент по надзору за безопасной работой в промышленности и ядерной энергетике Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
5. органы санитарно-эпидемиологической службы системы Министерства здравоохранения Республики Беларусь;
6. органы по надзору за пожарами Министерства по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь;
7. органы по контролю за условиями труда Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь;
8. органы государственного энергетического мониторинга.
Каждая из вышеперечисленных организаций осуществляет свою деятельность в конкретной области в четко определенных пределах, что позволяет им действовать более эффективно без дублирования.
Трудовая инспекция государственного департамента занимает особое место в системе государственного контроля и надзора, государственном органе с правами юридического лица, являющемся структурным подразделением Министерства труда и социальной защиты, который контролирует и контролирует соблюдение трудового законодательства.
ГЛАВА 3
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА НЕСОБЛЮДЕНИЕ ТРУДОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
В соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 53 ТК работник обязан соблюдать требования, установленные нормативными правовыми актами в отношении охраны труда и безопасности труда, с тем чтобы использовать средства индивидуальной защиты. В Трудовом кодексе четко говорится, что работодатель (руководитель предприятия) несет ответственность за состояние условий труда и защиту труда на предприятии.
Руководители организаций имеют право:
1. установить в соответствии с местным законодательством, нормативными актами, а также решением владельца имущества организации или органа, уполномоченного сотрудниками для предотвращения нарушений производства и технологии, исполнительной и трудовой дисциплины, дополнительные поощрительные выплаты, не ограничивая их размер прибыли от приносящих доход видов деятельности, которые остаются в распоряжении организаций после уплаты обязательных платежей в бюджет;
2. изменить основные условия труда работника в связи с мотивированными, организационными или экономическими мотивами производства, уведомив его в письменном виде не позднее семи календарных дней;
3. применяются к сотрудникам, нарушившим технологическую, исполнительную или профессиональную дисциплину в качестве дисциплинарной меры, лишив в полном объеме или частично дополнительные поощрительные выплаты в течение не более 12 месяцев;
4. Немедленно отозвать работника с работы, если он обнаруживает нарушения промышленной, технологической, исполнительной дисциплины или работы, которые приводят или могут нанести ущерб организации;
5. прекращение трудового договора (договора) с работником, нарушившим промышленную, технологическую, исполнительную или трудовую дисциплину, причинившим организации ущерб в три раза превышающий среднемесячную заработную плату работников Республики Беларусь. В этом случае указанное действие (бездействие) работника признается грубым нарушением профессиональных обязанностей и увольнение на этой основе производится с одновременным уведомлением (в день увольнения) соответствующего профсоюза;
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Контроль представляет собой уникальную функцию, осуществление которой направлено на восстановление прав нарушенных трудящихся. Единство этой функции проявляется в том, что государственные органы могут использовать результаты публичного надзора за профсоюзами без дополнительной проверки для восстановления прав, нарушенных государственным надзорным органом.
В свою очередь, правила государственных органов, вступившие в силу, могут применяться без дополнительной проверки в рамках гражданского судопроизводства. Использование государственного контроля в качестве средства защиты прав трудящихся приводит к отношениям контроля.
Контроль за соблюдением трудового законодательства направлен на создание здоровых и безопасных условий труда для трудящихся, предупреждение несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Контроль осуществляется в виде инспекций, расследований, характеризующих состояние условий и защиту труда, рассмотрения жалоб, заявлений и выявления причин нарушений требований охраны труда и, следовательно, разработки мер
Основными видами контроля являются: контроль за соблюдением законодательства об охране труда, осуществляемый руководителями и специалистами организации в соответствии с ее официальными функциями; контроль за защитой труда, осуществляемый службой охраны труда: контроль за производством по соблюдению требований промышленной безопасности на опасных производственных объектах, осуществляемый организацией, осуществляющей их инспекцию; периодический контроль за соблюдением законодательства о защите труда руководителями структурных подразделений организаций при участии государственных инспекторов профсоюза охраны труда (лиц, уполномоченных защищать трудящихся); общественный контроль за соблюдением законов о защите трудящихся профсоюзом.
Контроль является объективно необходимым элементом управленческой деятельности, и с этой точки зрения он присущ всем структурам управления, которые управляют всеми аспектами деятельности подчиненных организаций. Осуществляя контроль, структуры управления не только выявляют нарушения, но и анализируют их причины, определяют способы устранения не только нарушений, но и сбоев в работе подчиненных организаций.
Контроль за соблюдением трудового законодательства осуществляется органами, уполномоченными осуществлять контроль в порядке, установленном законом.
1. Артемова, В. Н. Трудовое право: учеб.-метод. пособие /В. Н. Артемова, Г. А. Василевич и др.; Под общ. ред. Семенкова В. И. – Минск : Амалфея, 1997. –672с.
2. Барбашова, Т. П. Государственный надзор и контроль за соблюдением трудовых прав работников : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / Т. П. Барбашова. – М., 2008. – 172 л.
3. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: ответы на экзаменационные вопросы / Т. Н. Важенкова. – 2-е изд., перераб. – Минск: ТетраСистемс, 2012. – 192 с.
4. Важенкова, Т. Н. Трудовое право: учебное пособие / Т. Н. Важенкова. – Минск : Амалфея, 2008. – 467 с.
5. Василевич, Г. А. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко. – Минск : Амалфея, 2006. – 529 c.
6. Василевича, Г. А. Постатейный комментарий к Трудовому кодексу Республики Беларусь / Г. А. Василевич [и др.] ; под общ. ред. Г.А. Василевича. – Минск : Регистр, 2008. – 1024 с.
7. Васличев, С. Ф. Правовое регулирование надзора и контроля за охраной труда и соблюдением трудового законодательства : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / С. Ф. Васличев,. – М., 2000. – 192 л.
8. Греченков, А. А. Трудовой договор: учеб. пособие / А. А. Греченков. – Минск : Веды, 1997. – 1997 с.
9. Губенко, М. И. Правовое регулирование охраны труда, надзорно-контрольной деятельности за соблюдением законодательства о труде и охране труда : дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.05 / М. И. Губенко. – Пермь, 2003. – 208 л.
10. Гущин, И. В. Трудовое право : учеб.-метод. комплекс / И. В. Гущин. - Гродно : ГрГУ, 2010. - 483 с.
11. Гущин, И. В. Трудовое право Республики Беларусь: учеб.-метод. пособие / И. В. Гущин, Л. Я. Абрамчик, А. Г. Авдей; Под ред. И. В. Гущина. -Гродно: ГрГУ, 2004. - 333 с.
12. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс] : 21 апр. 2003 г. № 194-З : принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г. : одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона от 29 августа 2018 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
13. Конституция Республики Беларусь 1994 года : с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – 10-е изд., стер. – Минск : Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2014. – 62 с.
14. Котова, Т. В. Дисциплинарная ответственность: практические аспекты / Т. В. Котова. – Минск : Регистр, 2009. – 112 с.
15. О мерах по укреплению общественной безопасности и дисциплины [Электронный ресурс] : Директива Президента Республики Беларусь от 11.03.2004 № 1 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 12.10.2015 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
16. О некоторых вопросах применения судами законодательства о труде [Электронный ресурс] : Постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 29.03.2001 № 2 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 28 июня 2012 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
17. Об охране труда [Электронный ресурс] : Закон Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от от 12.07.2013 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2014.
18. Об усилении требований к руководящим кадрам и работникам организаций [Электронный ресурс] : Декрет Президента Республики Беларусь от 15.12.2014 № 5 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 15.12.2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Об утверждении Типовой инструкции о проведении контроля за соблюдением законодательства об охране труда в организации [Электронный ресурс] : Постановление Министерства Труда и Социальной Защиты Республики Беларусь 26 декабря 2003г. №159 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 1 января 2014 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
20. Семенков, В. И. Трудовое право : учебник / Г. А. Василевич, В. И. Семенков, Г. Б. Шишко ; под общ. ред. В. И. Семенкова. – Изд. 4-е, перераб. и доп. – Минск : Амалфея, 2011. – 768 с.
21. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 26.07.1999 № 296-З : принят Палатой представителей 8 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г. : в ред. Закон от 13 ноября 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
22. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс] : 9 июля 1999 г. № 275-З : принят Палатой представителей 2 июня 1999 г. : одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. : в ред. Закон от 18 июля 2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.