Введение
Глава 1. Структура досуговых потребностей детей
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
1.2. Особенности досуговых потребностей современного ребенка
1.3. Основные понятия и виды музыкально-творческой деятельности с учетом специфики досуговых потребностей детей школьного возраста
Глава 2. Музыкальное любительское творчество как пространство реализации досуговых потребностей детей
2.1. Специфика организации любительского музыкального творчества детей и подростков
2.2. Разработка авторского социокультурного проекта для детей – частная вокальная студия «я пою» г. Лунинца
2.3. Организация и мониторинг эффективности реализации досуговых потребностей детей в частной вокальной студии «я пою» г. Лунинца
Заключение
Список литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. С давних времен принято считать, что музыка способствует духовному совершенствованию человека, является языком духовного общения, которым необходимо изначально овладеть. Этот процесс активизируется в творческой деятельности в учреждениях общего среднего образования, а также в большей мере в учреждениях дополнительного образования.
Учреждения дополнительного образования способствуют музыкально-творческому развитию детей. Данные учреждения, а именно: музыкальные школы, детские школы искусств, различные музыкальные студии и др. сориентированы на формирование потребности в музыкальном восприятии, формирование необходимых знаний, умений и навыков, воспитание интереса к музыкальному искусству.
Основной целью учреждений дополнительного образования является эстетическое и художественное развитие ребенка, который в процессе обучения овладевает необходимыми знаниями и навыками, выбранного им направления обучения.
Дети школьного возраста представляют собой особую социальную группу, наиболее способную для осознания активной музыкально-творческой деятельности. В сфере учреждений дополнительного образования дети более открыты для влияния и воздействия, что позволяет с максимальной эффективностью воздействовать на формирование их мировоззрения, нравственного облика и эстетического вкуса.
Музыкальные школы, студии, школы искусств формируют у детей активную, сознательную и созидательную позицию по отношению к окружающему миру, а также является средством удовлетворения многообразных детских потребностей (общение и др.).
Актуальность данной работы усиливается в связи с тем, что сегодня в дополнительных учреждениях важно уметь организовать для детей такую культурно-досуговую среду, которая станет для них естественной частью их жизни и, в то же время, позволит им более полно удовлетворить имеющиеся потребности и реализовать заложенные природой таланты.
Цель исследования заключается в изучении основных особенностей организации любительского музыкального творчества детей школьного возраста в Республике Беларусь на примере Частной вокальной студии «Я пою» г. Лунинца.
Достижение указанной цели предполагает решение следующих задач исследования:
1. раскрыть основные понятия, а также виды музыкально-творческой деятельности с учетом специфики досуговых потребностей детей школьного возраста;
2. выявить специфику работы по формированию и развитию музыкально-творческих способностей школьников;
3. разработать авторский социокультурный проект по организации любительского музыкального творчества для детей школьного возраста – Частная вокальная студия «Я пою» г. Лунинца;
4. проанализировать специфику организации любительского музыкального творчества детей и подростков в Частной вокальной студии «Я пою» г. Лунинца, а также рассмотреть созданные в данном учреждении условия для реализации досуговых потребностей детей.
Объектом исследования является любительское музыкальное творчество детей школьного возраста.
Предмет исследования – формы, виды и функции любительской музыкальной деятельности, используемые в Частной вокальной студии «Я пою» г. Лунинца при работе со школьниками.
Методы и методологическая база исследования. В процессе написания работы нами использовались такие общенаучные методы, как структурно-функциональный, сравнительно-аналитический методы исследования. В практической части работы применялись специфические психологические и социологические методы исследования (сравнительно-психологический метод, опросные методики – анкетирование), а также изучение и обобщение непосредственного управленческого и педагогического опыта автора при работе в Частной вокальной студии «Я пою» г. Лунинца.
Многие современные белорусские и российские учёные, педагоги, авторы (К.В. Тарасова, Е.Р. Ремизовская, О.П. Родынова, А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, В.Г. Савельева, Б.М. Теплов и др.) занимались и продолжают занимаются рассмотрением в научной литературе широкого круга вопросов развития музыкально-творческих способностей детей в процессе музыкальной деятельности.
Практическая значимость результатов исследования подтверждается тем, что изученные материалы по организации любительского музыкального творчества детей школьного возраста могут быть использованы педагогами в дополнительных образовательных учреждениях Республики в качестве методических рекомендаций по организации любительской музыкальной деятельности школьников.
Структура работы включает в себя введение, две главы, заключение, список литературы, приложения. Общий объем работы – 31 страница. Количество источников в списке литературы – 21 ед.
ГЛАВА 1. СТРУКТУРА ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
1.1. Обзор литературы и степень научной разработанности темы исследования
Проблема организации любительского музыкального творчества детей во все времена имела важное социокультурное значение, поскольку она самым непосредственным образом определяет направленность личности. Реализация поставленной задачи возможна посредством методически грамотной организации обучения в учреждениях дополнительного образования.
Степень научной разработанности проблемы организации музыкально-творческой деятельности детей значительна. Это связано с тем, что эта комплексная и многоаспектная научная проблема рассматривалась разными зарубежными и отечественными авторами с позиций различных гуманитарных наук.
Так, отдельные аспекты развития детей, в том числе и в сфере музыкальной деятельности, рассматривали философы и педагоги прошлого (Аристотель, Я.А. Коменский, Ж.-Ж. Руссо и др.).
Среди крупных исследователей XIX - начала XX века, предпринявших попытку систематизировать вопросы развития творческих способностей, следует назвать О.А. Апраксину, А.И. Бурова, Н.А. Ветлугину, Л.С. Выготского, Н.Л. Леонтьева, Б.Т. Лихачёва, Б.М. Теплова, А.А. Гриневича.
В культурно-педагогических исследованиях значительный вклад в развитие методики музыкального воспитания внес физиолог В.М. Бехтерев. Он рассматривает роль внешних воздействий в процессе музыкального развития. К.Н. Вентцель, М.Х. Свентицкая освещают вопросы методики музыкального воспитания. В.Н. Шацкой и С.Т. Шацким была разработана система общего музыкального воспитания.
ГЛАВА 2. МУЗЫКАЛЬНОЕ ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК ПРОСТРАНСТВО РЕАЛИЗАЦИИ ДОСУГОВЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ
2.1. Специфика организации любительского музыкального творчества детей и подростков
Музыкально-творческая деятельность оказывает большое влияние на процесс развития личности ребенка. Она предоставляет условия для всестороннего развития младшего школьника, его саморазвития и совершенствования.
Важные задачи по развитию личности детей школьного возраста способны решать учреждения дополнительного образования (музыкальные школы, школы искусств, студии, культурно-досуговые учреждения). Именно занимаясь в любительских объединениях дети могут достигнуть расцвета своих творческих способностей, расширения диапазона возможностей. В процессе организации любительского музыкального творчества у детей развиваются морально-нравственные основы, интеллект, воображение, и т.д.
В Республике Беларусь субъектами музыкально-творческой деятельности детей являются семья, школа, учреждения культуры и досуга, учреждения дополнительного образования.
Формами организации любительского музыкального творчества являются внешние характеристики данного процесса, которые предопределяются видом музыкальной деятельности, количеством его участников.
По количеству участников формы могут быть:
1. Массовые (общественный процесс деятельности).
2. Групповые (несколько участников, объединенных одним музыкальным жанром).
3. Индивидуальные (индивидуальные занятия).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы, нами были сделаны следующие выводы:
1. Музыкально-творческая деятельность – это сфера жизнедеятельности, открывающая возможности для формирования внутреннего мира ребенка, повышения его культурного уровня и всестороннего развития. Данная деятельность школьников осуществляется во временном отрезке, свободном от занятий, и рассматривается как одна из сфер вовлечения в мир культуры.
Основными видами любительского музыкального творчества являются: восприятие, исполнительство, творчество, музыкально-образовательная деятельность. Все они взаимосвязаны, а также взаимодействуют между собой. Каждый из них является средством различной музыкальной способности.
2. Особенностью специфики организации любительского музыкального творчества школьников является организация различных форм музыкально-творческой деятельности – это: музыкальные занятия (уроки); кружки, студии, клубы, детские коллективы художественного творчества; музыкальные конкурсы, фестивали; конкурсные игровые программы; тематические программы (недели музыки и пр.); музыкальные викторины; театрализованные представления; музыкально-развлекательные мероприятия (дискотеки); мастер-классы для детей.
Главную роль в подборе наиболее правильной и эффективной формы работы играет деятельность педагога, который творчески относится к преподнесению необходимого материала своим учащимся.
Любительское музыкальное творчество – это совместная развивающая деятельность детей и их педагогов, как правило, протекающая в свободное время в условиях учреждения дополнительного образования.
3. Во время учебы в университете нами был разработан и реализован социокультурный проект по организации любительского музыкального творчества для детей школьного возраста – это Частная вокальная студия «Я пою» г. Лунинца, а также, образовавшиеся в ней любительские детские вокальные ансамбли. В практике его деятельности присутствуют различные формы работы с учетом предпочтений детей. Уделяется внимание развитию самодеятельного творчества.
4. Частная вокальная студия «Я пою» является культурным центром детского любительского музыкального творчества г. Лунинца, Брестской области. В настоящий момент деятельность студии на подбор детского населения города и может в полной мере удовлетворить потребности детей возраста в развитии музыкально-творческих способностей.
Работу данной студии, уже за столь короткий период работы, можно считать эффективной, так как учитываются социально-психологические особенности детей, их интересы; имеется необходимое материально-техническое оборудование; регулярно изучаются интересы детей; планируется работа по организации досуга детей с учетом социально-возрастных особенностей; постоянно ведется работа по привлечению большего количества детей; в работе используются различные формы любительского музыкального творчества; ведется согласованная работа по организации досуга детей с другими социальными институтами (школа, детский сад, библиотека).
Подводя итог изложенному, следует отметить, что в современных непростых экономических условиях, необходимо создавать оптимальные условия для гармоничного, творческого развития подрастающего поколения, стимулировать детей к более активному проведению своего свободного времени, сводить к минимуму количество незанятого свободного времени. Молодое поколение – это основа благополучия нашего общества в будущем.
Учреждениям дополнительного образования Республики Беларусь следует учитывать предпочтения и интересы детей, а также их психолого-физиологические особенности, создавать условия для эффективного развития музыкально-творческих способностей, использовать различные формы и методы музыкальной деятельности в своей работе. Научно обоснованная правильная организация процесса любительской музыкальной деятельности детей школьного возраста с учётом их универсальных и специфических потребностей способствует улучшению физического, психологического, нравственного состояния детей в семье и школе, установлению позитивного эмоционального климата в коллективах.
1. Аванесова, Г.А. Культурно - досуговая деятельность: теория и практика организации : учеб. пособие для студентов вузов / Г. А. Аванесова. - М.: Аспект Пресс, 2006. – 236 с
2. Аксюцік, М.І. Сацыяльна-культурная дзейнасць: вучэб.-метад. дапаможнік / М. І. Аксюцік. – Мінск: Ін-т сучасных ведаў, 2003. – 102 с
3. Аматарская мастацкая творчасць: пытанні тэорыі і практыкі : зб. арт. / Беларус. дзярж. ун-т культуры і мастацтваў. – Мінск: ІВЦ Мінфіна, 2009. – 152 с
4. Ансамбль как форма художественной деятельности: информ. педагог. журн. «Наука. Искусство. Культура». / под редакцией А.В. Гладких, О.В. Гладких. – Харьков: Харьковская государственная академия культуры, 2016. № 1 (9)
5. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга: учебник / А. Ф. Воловик, В. А. Воловик. - М.: Флинта: Моск. психолого-социальный ин-т, 1998. – 240 с
6. Гимазетдинова, О.В. Научно-педагогические основы организации досуга детей и подростков: теория, методика и организации культурно-просветительской деятельности / О. В. Гимазетдинова, В. К. Крючек. – Волгоград: ВолГУ, 2003. – 217 с
7. Досуговая деятельность как пространство для формирования основ культуры ребенка / авт.-сост. Н. Г. Кобраева; ГУО «Минск, обл. ин-т развития образования». - Минск: МОИРО, 2010. – 50 с
8. Дьяченко, И.Ю. Теория и методика музыкального воспитания: учебное пособие / И.Ю. Дьяченко. – Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2014. – 92 с
9. Ерошенков, И.Н. Культурно-воспитательная деятельность среди детей и подростков : учеб. пособие для студентов вузов / И. Н. Ерошенков. - М. : ВЛАДОС, 2004. – 221 с
10. Зимина, А.Н. Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста: Учебник для вузов / А.Н. Зимина. – М.: Гуманит. Изд. Центр «Владос», 2000. – 304 с
11. Культурно-досуговая деятельность: учебник для вузов культуры и искусств / Т. Г. Васильева [и др.]; под науч. ред. А. Д. Жаркова, В. М. Чижикова. – М.: МГУК, 1998. – 461 с
12. Макарава, А.А. Аматарская мастацкая творчасць : стан і тэндэнцыі развіцця / А. А. Макарава // Веснік Беларускага дзяржаўнага ўніверсітэта культуры. – 2005. - №5. – С. 67-74
13. Мясоедова, Н.С. Музыкальные способности и педагогика: Пособие для начинающих педагогов-музыкантов / Н.С. Мясоедова. – М.: «Преет», 1997. – 80 с
14. Сивурова, Л.П. Любительское художественное творчество / Л. П. Сивурова // Современная Беларусь: энцкл. справочник. В 3 т. Т. 3. Культура и искусство / редкол.: М. В. Мясникович [и др.]. – Минск: Белорус. наука, 2007. – С. 683-729
15. Смаргович, И.Л. Основы культурно-досуговой деятельности: учеб.-метод. пособие / И.Л. Смаргович ; Мин-во культуры Респ. Беларусь, Белорус. гос.ун-т культуры и искусств. – Минск: БГУКИ, 2013. – 174 с
16. Стрельцов, Ю.А. Педагогика досуга: учеб пособие / Ю. А. Стрельцов, Е. Ю. Стрельцова. – М.: МГУКИ, 2008. – 272 с
17. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов; ред.-сост. Н.С. Лейтес, И. В. Равич-Щербо. – М.: «Наука», 2003. – 384 с
18. Титов, Б.А. Социализация детей, подростков и юношества в сфере досуга / Б. А. Титов; С.-Петерб. гос. акад. культуры, Рос акад. образования, Центр социал. педагогики. – СПб., 1996. – 275 с
19. Фомина, А.И. Игра в структуре свободного времени детей // Воспитание школьников. – 2005. – №3. – С.34-36
20. Художественное творчество ребёнка / под ред. Н.А. Ветлугиной. –М.: «Педагогика», 1972. – 288 с
21. Хуторский, А.В. Развитие одарённости школьников: методика продуктивного обучения / А.В. Хуторский. – М.: «ВЛАДОС», 2000. – 320 с