ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА У УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ
1.1 Цели, задачи и психофизиологические особенности обучения диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода у учащихся II ступени
1.2 Лингвистические особенности диалогической речи у учащихся II ступени
1.3. Сущность личностно-ориентированного подхода при обучении диалогической речи у учащихся II ступени
ГЛАВА II. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА У УЧАЩИХСЯ 2 СТУПЕНИ
2.1 Принципы обучения диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода у учащихся II ступени
2.2 Этапы формирования и развития навыков и умений диалогической речи у учащихся II ступени
2.3 Комплекс коммуникативных упражнений по развитию умений и навыков диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода у учащихся II ступени
2.4 Пробное обучение диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода у учащихся второй ступени
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ
В нашем обществе высоко ценятся образованность, учительство и учебные учреждения. Так, в нормативно-правовых документах Республики Беларусь об образовании приоритетной целью является подготовка квалифицированного специалиста для успешного вхождения в общество, а также всестороннее развитие личности обучающегося.
В связи с этим в педагогике становятся востребованными подходы к обучению и воспитанию, ориентированные на индивидуальные особенности личности. Соответственно, особую актуальность приобретает личностно ориентированный подход, в частности, в области изучения иностранных языков, поскольку изучение иностранного языка – последовательный и сложный процесс, основная цель которого – развитие коммуникационных навыков учащихся.
Коммуникативная цель – это основная и ведущая в преподавании иностранных языков в общеобразовательной школе. Именно она определяет весь учебный процесс. Диалогическая речь – это одна из форм речевой деятельности.
Развитие навыком осуществления диалогической речи в процессе изучения иностранного языка является одной из наиболее актуальных проблем в современной методике преподавания. К этому склоняется множество исследователей, что подтверждено в многочисленных трудах, статьях, публикациях. Несмотря на свою сложность, проблема требует разрешения средствами методики. Это объясняется тем, что требования, которые предъявляются к развитию диалогической речи на современном этапе развития методики, выполняются далеко не всегда.
Из вышесказанного подтверждается актуальность этого исследования: особое место, которое занимает диалогическая речь в методике обучения иностранным языкам, требует новых форм, средств обучения и личностно-ориентировочного подхода.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА У УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ
1.1 Цели, задачи и психофизиологические особенности обучения диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода у учащихся II ступени
Роль и место диалогической речи в обучении иностранному языку в методической литературе трактуется разными способами. Можно выделить три основных подхода [4, c. 89]:
• диалог как средство изучения языка;
• диалог как форма организации учебного процесса;
• диалог как целевой вид речевой деятельности.
В нашей исследовательской работе мы рассматривали диалог на основании третьего подхода, в котором он определяется как вид речевой деятельности, которому нужно научиться.
Современная теория речевой деятельности рассматривает диалог как форму социально-речевого общения, как основу сотрудничества и взаимопонимания между людьми в процессе совместной деятельности. Формирование диалогической речи происходит под влиянием мотивов деятельности. Из этого следует, что она имеет конкретные цели и задачи. Речевой акт – это единица диалогической речи.
Диалог обладает следующими особенностями:
• сочетание рецепции и репродукции в пределах одного речевого акта;
• конструирование с помощью двух и более собеседников;
• поочередность высказываний каждого из участников [9, c. 101].
ГЛАВА 2. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ ДИАЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ НА ОСНОВЕ ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА У УЧАЩИХСЯ II СТУПЕНИ
2.1 Принципы обучения диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода у учащихся II ступени
Для улучшения процесса развития диалогической речи учитель иностранного языка должен помнить о следующем:
• необходимо развивать у школьника интерес к языку, объяснять значение слов, показывать их связь, следить за грамматической правильностью и связностью его речи;
• нужно как можно больше внимания уделять речи: наблюдать за ней, анализировать ее вместе с учащимися в форме вопросов и беседы, т.е. диалога;
• диалогическую и монологическую речь развивать с помощью участия учителя в рассуждениях учащихся, объяснениях, доказательствах, ответах на вопросы и в постановке вопросов;
• учиться говорить, слушать и вслушиваться, думать и вдумываться научит ученика участие в его жизни учителя.
При организации обучения следует отметить следующие принципы, которые положительно влияют на развитие диалогической речи на основе личностно-ориентированного подхода:
Первый принцип – принцип индивидуальности. Он характеризуется тем, что преподаватель учитывает индивидуальные способности обучающегося, например, психологические, а также его мотивацию в изучении языка.
Специфическими целями принципа индивидуальности являются: усовершенствование знаний, умений и навыков учащихся средствами индивидуализации, содействие реализации учебных программ, повышение уровня знаний, умений и навыков каждого в отдельности, и, таким образом, уменьшение его абсолютного и относительного отставания, углубление и расширение знаний учащихся, исходя из интересов и специальных способностей; формирование и развитие логического мышления, креативности и умений учебного труда при опоре на зону ближайшего развития; воспитание личности в широком значении этого понятия.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проанализировав психологическую, методическую, педагогическую литературу по выбранной теме и проведя пробное обучение, мы можем сделать следующие выводы.
При изучении иностранного языка говорению уделяется большое внимание со стороны преподавателя, так как данная сфера иностранного языка является одной из трудно поддающейся обучению в силу отсутствия языковой и культурной среды.
Диалог является особой формой речи, при осуществлении которой участники процесса обмениваются высказываниями, мнениями относительного какого-либо предмета, явления, события. Диалогическая речь является «упрощенной», она обладает лингвистическими параметрами, обусловленными ситуацией ее реализации. Также характерной чертой диалогической речи является использование различных экстралингвистических средств общения.
Учет в школьной практике особенностей диалогической речи является необходимым условием для успешной реализации ее обучения. Среди основных психологических характеристик выделяются такие, как мотивированность, адресованность, эмоциональная окрашенность и ситуативная обусловленность.
С помощью личностно-ориентированного подхода возможно совершенствование диалогической речи, создание ситуаций, в которых тренируется неподготовленная устная речь, что крайне важно при усвоении данного вида речевой деятельности.
В рамках личностно-ориентированного подхода учащийся становится главным субъектом и участником образовательного процесса, поскольку именно он оказывает на него существенное влияние, имеет возможность его перестроить. Учитель выполняет иную роль. Он должен координировать процесс изучения языка, определить образовательную цель и траекторию, организовать соответствующую работу и предоставить ресурсы.
1. Аубакирова, Г.Т. Личностно ориентированный подход в обучении профессионально ориентированному иностранному языку / Г.Т. Аубакирова, А.Б. Бейсенбай // Международный журнал экспериментального образования. – 2018. – № 4. – С. 5–11.
2. Бондаревская, Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования: монография / Е.В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону, 2000. – 254 с.
3. Будниченко, Е.П. Обучение диалогической речи на уроках английского языка / Е.П. Будниченко // Иностранные языки в школе. – 1991. – № 3. – С. 58–60.
4. Гарбуз, О.В. Учебное пособие по теории и методике обучения иностранному языку/ О.В. Гарбуз, И.В. Курбатова. – Челябинск: 2009. – 116 с.
5. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез, М.В. Ляховицкий, А.А. Миролюбова. – М.: Высшая школа, 1982. – 688 с.
6. Гез, Н.И. Методика обучения иностранным языкам в средней школе / Н.И. Гез. – М.: Высшая школа, 2002. – 252 с.
7. Давыдова, В.В. Проблема перехода на личностно-ориентированную подготовку специалистов / В.В. Давыдова // Повышение квалификации и переподготовка кадров как фактор развития общеобразовательной школы: материалы Всерос. ЕПТК. – Кемерово, 1996. – С. 250–252.
8. Захарова, И.Г. Информационные технологии в образовании / И.Г. Захарова. –М.: Академия, 2003. – 192 с.
9. Зимняя, И.А. Психологические аспекты обучения говорению на иностранном языке / И.А. Зимняя. – М.: Просвещение, 1985. – 201 с.
10. Кучерова, Л.М. Некоторые вопросы обучения диалогической речи на страницах зарубежных авторов / Л.М. Кучерова // Иностранные языки в школе. – 1974. – № 2. – С. 94–97.
11. Личностно-ориентированный подход и обучение иностранному языку в классах с неоднородным составом обучаемых [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.studfiles.ru/preview/1727089/.
12. Логинова, Л.И. Как помочь ребенку заговорить по-английски / Л.И. Логинова. – М.: Владос, 2003. – 188 с.
13. Николаев, Е.И. Повышение качества обучения иностранному языку в личностно-ориентированном подходе обучения студентов неязыкового вуза посредством инновационных технологий / Е.И. Николаев // Вопросы педагогики. – Москва: Институт стратегических исследований, 2018. – № 4-2. – С. 44–46.
14. Обучение устной речи и чтению на иностранных языках / под ред. Л.С. Желяниной, М.Л. Вайсбурд, С.В. Калининой. – М.: изд-во Академии Пед. Наук РСФСР, 1962. – 344 с.
15. Пассов, Е.И. Коммуникативный метод обучения иноязычному говорению / Е.И. Пассов. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1991. – 223 с.
16. Перкас, С.В. Повторяемость и вариативность в процессе обучения диалогической речи / С.В. Перкас // Иностранные языки в школе. – 1997. – № 3. – С.21–24.
17. Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. – М.: Academia, 2005. – 270 с.
18. Рогова, Т.В. Методика обучения английскому языку на начальном этапе в средней школе / Т.В. Рогова, И.Н. Верещагина. – М.: Просвещение, 1988. – 308 с.
19. Саломатов, К.И. Проблемы обучения диалогической речи / К.И. Саломатов // Иностранные языки в школе. – 2007. – № 6. – С. 29–32.
20. Сериков, В.В. Личностный подход в образовании: концепции и технологии / В.В. Сериков. – Волгоград: перемена, 1994. – 152 с.
21. Слободчиков, В.И. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учебное пособие / В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев – 2-е изд. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2013. – 300 с.
22. Степанов, Е.Н. Личностно ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов. – Москва: ТЦ Сфера, 2003. – 128 с.
23. Теоретические основы методики обучения иностранным языкам в средней школе / под ред. А. Д. Клименко. – М.: Педагогика, 1981. – 299 с.
24. Технология личностно-ориентированного обучения [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://infourok.ru/tehnologiya_lichnostno_-_orientirovannogo_obucheniya.-322043.htm.
25. Тряпицын, А.П. Диалог на лестнице успеха (Школа на пороге нового века) / А.П. Тряпицын, Е.И. Казакова. – СПб.: Петербург – XXI век, 1997. – 158 с.
26. Учебная программа по учебному предмету «Иностранный язык (английский, немецкий, французский, испанский, китайский)» для VIII-IX классов учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://adu.by/images/2017/08/up-In-yaz-8-9kl-rus.pdf.pdf.
27. Якиманская, М.С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И.С. Якиманская. – Москва: Сентябрь, 1996. – 96 с.