ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНОВ
1.1 Проблемы уголовно-криминалистической характеристики угонов
1.2 Сравнительная характеристика угонов со смежными составами преступлений
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ УГОНАХ
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОНОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Конституцией Республики Беларусь закрепляется такое права граждан, как право собственности, которое выражается в возможности каждого иметь в собственности имущество, свободно владеть, а также пользоваться и распоряжаться им [1, ст. 44]. Государство гарантирует гражданам защиту их прав и свобод.
Помимо этого, отношения собственности являются одной из фундаментальных основ, обеспечивающих нормальное функционирование экономики. Одним из способов защиты прав и свобод граждан, а также интересов общества и государства, является их уголовно-правовая защита.
Как показывают материалы судебной практики, преступления против собственности составляют большинство от регистрируемых в Республике Беларусь преступлений. Количество преступлений во всех сферах деятельности, и в частности против собственности, растет из года в год.
Угон транспортных средств также подвержен такому росту. Привлекательность транспортного средства для преступного посягательства исходит из его свойств. Это и высокая стоимость, и самоходность, что позволяет преступнику быстро скрываться с места преступления, и довольно высокая ликвидность, что и явилось актуальностью данной темы
Угон транспортного средства или маломерного водного судна − это неправомерное завладение транспортным средством или маломерным водным судном и поездка на нем без цели хищения. Обязательным признаком завладения является его неправомерность ‒ отсутствие у лица, как действительного, так и предполагаемого права на использование транспортного средства для осуществления поездки.
Угон окончен с момента отъезда транспортного средства с места его нахождения на любое расстояние. Угон имеет место лишь тогда, когда виновный действует без цели хищения транспортного средства, то есть без обращения его в свою пользу.
ГЛАВА 1 УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ И КРИМИНАЛИСТИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УГОНОВ
1.1 Проблемы уголовно-криминалистической характеристики угонов
Угон транспортного средства или маломерного водного судна является незаконным изъятием транспортного средства или небольшого водного судна и поездки на нем без цели кражи [14, с. 48]. Основным объектом криминального нападения является отношение собственности, поскольку оно не позволяет собственнику пользоваться правом владеть и использовать свое имущество. Квалификационная композиция также включает дополнительный (необязательный) объект безопасность дорожного движения, здоровье потерпевшего. Общественная опасность и тяжесть этого преступления определяются не только важностью основных и дополнительных возможностей, но и тем, что угонщики не всегда профессионально управляют транспортным средством, индивидуальные характеристики которого неизвестны или необычны, а также потому, что они часто имеют целью избежать преследования или задержания, и это часто приводит к несчастным случаям.
Предметом преступления могут быть механические транспортные средства, предназначенные для движения на дороге и для перевозки пассажиров, товаров или оборудования, установленных на нем, а также самоходного транспортного средства (все виды транспортных средств, тракторов и других самоходных транспортных средств, трамваев, троллейбусов, мотоциклов и других автотранспортных средств или небольших водных судов. На основе анализа законодательства велосипеды, веломобили не являются предметом данного преступления, поскольку они управляются не двигателем, а мускульной силой человека.
ГЛАВА 2 ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ ОБ УГОНАХ
Принятие законных и обоснованных решений на начальном этапе работы расследования преступлений во многом зависит от качества предварительной проверки материалов, своевременности и эффективности оперативно-розыскной деятельности, срочных следственных действий.
Предварительная проверка первичных материалов об угонах автомобилей проводится до возбуждения уголовного дела в случае необходимости проведения такой проверки.
На начальном этапе расследования предварительную проверку материалов о преступлении следует рассматривать как автономную стадию.
В судебной литературе первоначальные действия следователя, необходимые для возбуждения дела, характеризуются как действия, на которых целесообразно начать проверять общие версии преступления, выдвинутые следователями на основании данных, имеющихся на момент уголовного дела, разъяснение фактов, подлежащих расследованию, своевременный сбор и обобщение доказательств, идентификация, поиск и содержание под стражей лица, подозреваемого в совершении преступления [11].
По-видимому, предварительная проверка материалов о преступлении может быть определена как деятельность уполномоченного лица, направленная на установление оснований для возбуждения уголовного дела, а также признаки, указывающие на возможное совершение преступления при определенных обстоятельствах, которые в своей совокупности допускают одно из трех решений, предусмотренных законом: это решения о возбуждении уголовного дела, передаче заявления или отчета по вопросам подсудности и подведомственности.
ГЛАВА 3 ОСОБЕННОСТИ РАССЛЕДОВАНИЯ УГОНОВ НА ПЕРВОНАЧАЛЬНОМ И ПОСЛЕДУЮЩЕМ ЭТАПАХ
Эффективное расследование краж и угонов автотранспортных средств невозможно осуществить без широкого и комплексного использования специальных знаний. В различных следственных ситуациях возникает необходимость применения специальных знаний по самым разным направлениям от традиционных трасологических до молекулярно-генетических. Зачастую вопросы, стоящие перед следователем, могут быть решены только путем проведения комплексных исследований. Это требует от следователя и дознавателя знания специфики направлений экспертно криминалистической деятельности и возможностей проведения различных видов экспертиз [11].
Большое разнообразие следственных ситуаций, которые возникают в ходе предварительного расследования краж и угонов автотранспорта, требует от следователя осмысленной деятельности по организации использования специальных знаний. При этом обязательны ми составляющими такой деятельности являются качественный первичный сбор следовой информации; точная последовательность и комплексность проводимых исследований и экспертиз; осмысленное следование методическим рекомендациям, предназначенным для расследования соответствующих преступлений; безусловное выполнение всех требований процессуального законодательства и иных нормативных документов, регламентирующих использование специальных знаний в уголовном судопроизводстве.
Уголовно процессуальное законодательство предусматривает возможность использования следователем специальных знаний следующим образом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе анализа статей УК, постановлений Совета Министров Республики Беларусь, указов Президента Республики Беларусь, учебной литературы, судебной практики, и иных источников подведем определенные итоги.
Статья 214 УК предусматривает ответственность за угон транспортного средства или маломерного водного судна. Исходя из санкции статьи, простой состав рассматриваемого преступления относиться к менее тяжким преступлениям.
Родовым, видовым, непосредственным объектом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются отношения собственности как система общественных отношений, причем особенностью непосредственного объекта преступления является то, что оно посягает лишь на право пользования транспортным средством или маломерным водным судном. В качестве дополнительного не обязательного объекта этого преступления может выступать здоровье человека. В качестве дополнительного объекта также рассматривают безопасность движения и эксплуатации транспортных средств и маломерных водных судов.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна являются транспортные средства и маломерные водные суда. В соответствии с примечанием к статье 317 УК, отсылка к которому делается в примечании к статье 214 УК, под транспортным средством понимаются механическое транспортное средство, предназначенное для движения по дороге и для перевозки пассажиров, грузов или установленного на нем оборудования, а также самоходная машина.
Предметом угона транспортного средства или маломерного водного судна с недавних пор стали такие механические транспортные средства, которые ранее не рассматривались в качестве предмета данного преступления, например, мопеды, велосипеды с подвесным двигателем и другие механические транспортные средства с аналогичными характеристиками.
1. Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск: Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Уголовный кодекс Белорусской ССР: принят четвёртой сессией Верховного Совета БССР пятого созыва 29 дек. 1960 г. (СЗ БССР, 1960 г, №1, ст. 4) // Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь [Электронный ресурс] – Минск,2017. – Режим доступа: http://pravo.by/ImgPravo/pdf/UK_BSSR_1960.pdf . – Дата доступа: 06.09.2018.
3. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. от 18 июля 2017 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
4. Кодекс внутреннего водного транспорта Республики Беларусь: принят Палатой представителей 29 мая 2002 г.: одобр. Советом Респ. 6 июня 2002 г.: в ред. от 10 янв. 2015 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
5. О ратификации Соглашения о сотрудничестве государств – участников Содружества Независимых Государств в борьбе с хищениями автотранспортных средств и обеспечении их возврата. Закон Республики Беларусь от 05.05.2010 г. №116-3 // Эталон – Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Республики Беларусь. – Минск, 2018.
6. Кудряшов, А. В. Угон автотранспорта: предмет преступления и некоторые проблемы квалификации /А. В. Кудряшов // Правопорядок: история, теория, практика. – 2017. – № 1(12). – С. 3739.
7. Кудряшов, А.В. Хищение автотранспорта:вопросы квалификации, уголовно-правовые и криминологические меры противодействия: автореф. дис. канд. юрид. наук: 12.00.08 / А.В. Кудряшов. – Мн.: 2004, 30 c.
8. Алврцян Е. А. История становления и развития ответственности за неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения в уголовном законодательстве России / Е. А. Алврцян // Общество и право. – 2015. –№3 (53). – С. 84-89.
9. Комментарий к Уголовному кодексу РСФСР / под. ред. Ю.Д. Северина. – Мн.: 1985, 352 c.
10. Лукашов, А.И. Угон автодорожного транспортного средства или маломерного водного судна: состав преступления и вопросы наказания / А.И. Лукашов // Право Беларуси. – 2002. – №9. – C. 68-79.
11. Лукашов, А.И. Вопросы применения уголовного закона в нормативных актах, документах и материалах / А.И.Лукашов, Э.А.Саркисова Мн.: РИООО «Репринт», 1998. – 528 с.
12. Лазарев Н. Михайлов В. "Дизайнеры" спекулятивной моды / Н. Лазарев, В. Михайлов // Молодой коммунист. – 1984. – № 1. – С. 90.
13. Конвенция о борьбе с незаконным захватом воздушных судов (Гаага, 16 декабря 1970 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. – М., 1974 г., вып. XXVII. – С. 292.
14. Конвенция о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации (Монреаль, 23 сентября 1971 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. – М., 1975 г., вып. XXIX.
15. Актуальные проблемы профессионального образования в Республике Беларусь и за рубежом: материалы III Международной научно-практической конференции, Витебск: В 3-х т. / Витебский филиал Международного университета «МИТСО»; редкол.: А.Л. Дединкин (гл. ред.) [и др.]. – Витебск, 2016. – Т.2. – 413 с.
16. Комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н.Ф. Ахраменка, Н.А. Бабий, А.В. Барков и др.: Под общ. ред. А.В. Баркова. – Мн.; Тесей, 2003. – 1198 с.
17. Плодовский, Ю. В. Проблемы отграничения кражи автомобиля от завладения автомобилем без цели хищения (угона) / Ю. В. Плодовский // Юридическая наука. – 2012. – № 3. – С. 62-66.
18. Хомич, В.М. Уголовная ответственность за угон транспортных средств / В.М. Хомич – Минск: Издательства БГУ, 1982. – 94 с.
19. Колесников, Р. В., Кравцов, И. А. Криминологическая характеристика несовершеннолетних, совершающих угоны транспортных средств / Р. В. Колесников, И. А. Кравцов // Вестник Воронежского института МВД России. – 2015. – № 4. – С. 68-74.
20. Грунтов, И. О. Угон транспортного средства или маломерного водного судна / И. О. Грунтов. Белорусская юридическая энциклопедия. – В 4 т. Т. 4. Т-Я. Минск, 2013. – С. 88-90.
21. Право и демократия: сб. науч. труд. Вып. 18 / редкол. В.Н. Бибило (гл. ред.) и др. – Минск: БГУ, 2007. – 348 с.
22. Примаченок, А.А. Уголовное право Республики Беларусь. Особенная часть [Текст] : с учетом изменений и дополнений, внесенных в УК по состоянию на 25 марта 2010 г. / А. А. Примаченок. 8-е изд., измен. и доп. – Минск : Молодежное, 2010. – 175 с.
23. Научно-практический журнал Право.by – №3, 2009. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://ncpi.gov.by/produkcia/pravo%20by.aspx.