ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПОНЯТИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ПРАВА
1.2 ПРАВО СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАК НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА
ГЛАВА 2 ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 ПРЕДМЕТ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
2.2 МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ГЛАВА 3 ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Социальное обеспечение всегда занимало и занимает одно из ключевых, определяющих мест в жизни общества и государства. Оно зависит непосредственно от уровня развития экономики и самым тесным образом связано с политикой и социальным благополучием населения конкретного государства.
До сих пор в экономической и юридической науке нет четкого определения дефиниции «социальное обеспечение», исследовали данного явления сходятся лишь в том, что это, в первую очередь, предоставление кому-либо материальных средств, достаточных для жизни.
В рамках правовой системы Республики Беларусь отраслью права является именно право социального обеспечения, которое выделилось в самостоятельную отрасль относительно недавно. Данная отрасль права является достаточно важной, т.к. она исследует вопросы социального обеспечения граждан, которое на сегодняшний день является гарантированным государством правом каждого гражданина Республики Беларусь. Все это подтверждает актуальность темы курсовой работы. Необходимо четко уяснить предмет и метод правового регулирования права социального обеспечения, т.е. выделить те общественные отношения, которые регулируются таким правом, и назвать методы, посредством которых осуществляется их регулирование.
Целью курсового исследования является анализ предмета и метода права социального обеспечения в Республике Беларусь.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
- рассмотреть право социального обеспечения как самостоятельную отрасль права;
- дать характеристику права социального обеспечения как науки и учебной дисциплины;
- охарактеризовать предмет права социального обеспечения;
- определить метод права социального обеспечения;
- дать характеристику пенсионной системы в Республике Беларусь.
Объект исследования курсовой работы – общественные отношения, возникающие в сфере социального обеспечения в соответствии с нормами права Республики Беларусь.
Предмет исследования – научные концепции, теории, взгляды, существующие в области исследования предмета и методов права социального обеспечения.
ГЛАВА 1
ПОНЯТИЕ ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
1.1 Право социального обеспечения как самостоятельная отрасль права
В первые годы Советской власти была сформирована теория так называемых социальных рисков. Теория «социальных рисков» сформулировала определение социального обеспечения, которое предоставляется членам общества в связи с различными обстоятельствами, признанными обществом законными для участия в распределении продукта. Социальное обеспечение - это предоставление преимуществ в перераспределении коллективного продукта членам общества, которые находятся в сложной жизненной ситуации, признанной обществом как уважительная. Однако его сторонники в числе социальных рисков включали предоставление средств из общественных организаций, из фондов взаимных фондов (взаимопомощи), социальных и культурных услуг [1, с. 54].
Социальное обеспечение всегда занимало, занимает и будет занимать определяющее место в жизни государства и общества. Оно непосредственным образом зависит от состояния экономики в государстве и связано с политической ситуацией в стране.
С. И. Ожегов под социальным обеспечением понимает«предоставление достаточных материальных средств к жизни кому-либо стороны общества» [2, с. 374]. Отсюда следует, что любые формы проявления помощи со стороны общества своим членам могут пониматься как социальное обеспечение. Исходя из этого, можно выделить две составляющие социального обеспечения: экономическую и правовую.
Сторонники экономической концепции придерживаются того мнения, что в социальное обеспечение следует включать все виды помощи субъектам, которые нуждаются в таком обеспечении. Основной способ распределения благ – общественные фонды потребления [3, с. 28].
Правовая концепция основывалась на том, что помощь должна осуществляться лишь в отношении тех субъектов, что пользуются защитой со стороны государства. В разное время к таким субъектам относились разные категории граждан. В царской России это были военнослужащие, чиновники, позже – работники в сфере тяжелой промышленности и члены их семей. Впоследствии к таким лицам также стали относить безработных, беженцев, вынужденных переселенцев, а также лиц, которые не имеют права на трудовую пенсию [4, с. 11].
ГЛАВА 2
ПРЕДМЕТ И МЕТОД ПРАВА СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ: ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
2.1 Предмет права социального обеспечения
Предмет каждой самостоятельной отрасли права представлен обособленными группами общественных отношений, которые характеризуются определенным внутренним единством, а также благодаря которым возможно отграничение одной отрасли права от другой.
Предметом правового регулирования являются общественные отношения, обладающие определенными качествами: социальной значимостью, сознательно-волевым характером, доступностью для внешнего контроля, возможно, и другими, например, потенциальной и реальной конфликтностью интересов, и поэтому нуждаются в их направляющем упорядочении с помощью права.
Предметом правового регулирования являются волевые отношения, находящиеся под контролем сознания и воли субъектов. Это естественно, ибо право регулирует поведение человека через его сознание и волю. Чтобы совершить действие, соответствующее норме права, субъект должен осознать требование нормы и сформировать свою волю в соответствии с требованием, сделать волевое усилие, заставить себя совершить действие в соответствии с нормой права. Если сознание или воля человека ущербны в силу ряда причин (слабоумие, психическая болезнь и т. д.), то его поведение не будет предметом правового регулирования [21, с. 342].
Предмет права социального обеспечения неразрывно связан с понятием социального обеспечения, из которого и вытекают те общественные отношения, входящие в круг регулирования их отрасль права социального обеспечения.
В теории права выделяются различные группы общественных отношений, составляющих предмет права социального обеспечения. Так, к примеру, А. А. Рождествина включает сюда следующие группы общественных отношений:
- пенсионные отношения;
- отношения по выплате различного рода пособий;
- отношения по предоставлению льгот, компенсаций, социальных услуг определенным категориям граждан;
ГЛАВА 3
ПЕНСИОННАЯ СИСТЕМА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
Белорусская пенсионная система солидарна, хотя есть и возможность создания пенсионных накоплений. Пенсионная безопасность является важнейшим компонентом системы социальной защиты в Беларуси. Право на получение государственных пенсий по окончании работы или после достижения определенного возраста гарантируется Конституцией и осуществляется через Закон и ряд других нормативных актов. Сейчас в органах по труду, занятости и социальной защите различные виды пенсий получают более 2,6 миллиона человек.
Современная Беларусь унаследовала пенсионную систему из СССР, и за годы существования суверенной республики она мало изменилась. Сейчас в Беларуси существует совместная (государственная распределительная) пенсионная система. Все сотрудники и работодатели вносят взносы в FPZN (взносы для сотрудников составляют 1% от зарплаты), государственные пенсии, пособия и другие переводы (платежи) белорусам выплачиваются за счет доходов ФСЗН. Что влияет на размер пенсии в Беларуси: стаж работы, период выплаты взносов в ФСЗН (страховой опыт) и размер его заработной платы, по которой были выплачены взносы. В Беларуси нет накопительных пенсий, хотя теперь человек может добровольно накапливать деньги, после чего он уйдет в отставку, чтобы дополнить государственную пенсию - например, уже ряд страховых компаний делают такие предложения белорусам и обещают: больше людей подают заявки на создание накопительных пенсий. Закон предусматривает условия предоставления трудовых пенсий по возрасту, инвалидности, по случаю потери кормильца, для длительной службы, для особых заслуг перед республикой. Кроме того, белорусские законы предусматривают возможность присвоения определенным категориям граждан досрочного выхода на пенсию по условиям труда или по социальным причинам.
Правовое регулирование пенсионного обеспечения осуществляется:
- Конституцией Республики Беларусь [26];
- Законом от 17 апреля 1992 г. № 1596- XII «О пенсионном обеспечении» [27] (далее – Закон);
- Законом от 5 января 2008 г. № 322-З «О профессиональном пенсионном страховании» (с изм. и доп.) [28];
- Указом Президента Республики Беларусь от 25 сентября 2013 г. № 441 «О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения» (с изм. и доп.) [29];
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Целью курсового исследования являлся анализ предмета и метода права социального обеспечения.
Право социального обеспечения может быть рассмотрено как отрасль права, как наука и как учебная дисциплина.
Право социального обеспечения признается в Республике Беларусь самостоятельной отраслью права и в таком случае под ним следует понимать совокупность правовых норм, которые регулируют общественные отношения, складывающиеся по поводу социального обеспечения.
Право социального обеспечения как наука исследует закономерности социально-правового регулирования общественных отношений, возникающих в сфере социального обеспечения.
Право социального обеспечения как учебная дисциплина – это система научных знаний, идей, правовых взглядов об определенном комплексе общественных явлений.
В предмет права социального обеспечения Республики Беларусь входят общественные отношения по социальному обеспечению, которые условно можно подразделить на три группы: общественные отношения по социальному обеспечению граждан в денежной форме; общественные отношения по предоставлению различного рода социальных услуг; общественные отношения, которые связаны с установлением юридических фактов, а также с реализацией и защитой права на определенный вид социального обеспечения.
К методам права социального обеспечения относятся метод дозволения, предписания и запрета. Особенностью, отличающей данную отрасль права от административного и трудового права, является то, что для права социального обеспечения характерно преобладание дозволения и предписания.
Уяснение метода правового регулирования общественных отношений в сфере социального обеспечения имеет практическое и теоретическое значение. Четкое представление о юридических признаках этого метода способствует устранению случаев нарушения законности в сфере социального обеспечения. Дозволяя гражданам при наступлении старости, нетрудоспособности и в других случаях вступать в конкретные отношения по поводу тех или иных видов социального обеспечения, государство предписывает органам, осуществляющим социальное обеспечение, объем и меру должного поведения. Одновременно государство путем запрета определяет круг действий, недозволительных со стороны граждан и органов социального обеспечения. Таким образом, метод правового регулирования влияет на реализацию норм права социального обеспечения в конкретных правоотношениях, определяя поведение их участников.
1. Войтик, А. А. Трудовое право и право социального обеспечения : учебно-методическое пособие / А. А. Войтик, К. Л. Томашевский. – Минск : Интегралполиграф, 2007. – 136 с.
2. Ожегов, С. И. Словарь русского языка / С. И. Ожегов. – М. : Русский язык, 1984. – 1200 с.
3. Хабиби, Р. Об экономических функциях общественных фондов потребления / Р. Хабиби // Экономические науки. – 1975. – № 5. – С. 25–34.
4. Гусов, К. Н. Право социального обеспечения: учебник / К. Н. Гусов. – М. : ПБОЮЛ Грачев С.М., 2001. – 328 с.
5. Вигдорчик, Н. А. Теория и практика социального страхования / Н. А. Вигдорчик. – М. : Книга, 1925. – 153 с.
6. Догадов, В. М. Социальное страхование : основы советского законодательства о социальном страховании / В. М. Догадов. – М. : Гострудиздатъ, 1930. – 113 с.
7. Семашко, Н. А. Право на социальное обеспечение / Н. А. Семашко. – М. : Юрид. изд-во, 1937. – 38 с.
8. Андреев, В. С. Право социального обеспечения в СССР : учебник / В. С. Андреев. – М. : Юрид. лит., 1987. – 352 с.
9. Юдина, Т. Н. Социология миграции: к формированию нового научного направления / Т. Н. Юдина. – М. : Юристъ, – 2003. – 415 с.
10. Миронова, Т. Н. Право социального обеспечения: учебное пособие / Т. Н. Миронова. – М. : КНОРУС, 2015. – 226 с.
11. Галаганов, В. П. Право социального обеспечения : учебник / В. П. Галаганов. – М. : Академия, 2014. – 448 с.
12. Гущин, И. В. Практикум по праву социального обеспечения : учебное пособие / И. В. Гущин, Л. Я. Абрамчик, С. В. Ашевец. – Минск : Амалфея, 2002. – 192 с.
13. Соглашение между СССР и Чехословацкой Республикой о социальном обеспечении [Электронный ресурс] / Законы России. – Режим доступа: http://www.lawrussia.ru/texts/legal_456/doc456a316x422.htm.
14. Об обеспечении дохода: Рекомендация МОТ № 67 [Электронный ресурс] / Международная организация труда. – Режим доступа: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---normes/documents/normativeinstrument/wcms_r067_ru.htm.
15. «Социальное обеспечение в целях социальной справедливости и справедливой глобализации: Доклад VI Международной конференции труда» [Электронный ресурс] / Международная организация труда. – Режим доступа:http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/---ed_norm/---relconf/documents/meetingdocument/wcms_154242.pdf.
16. Лутохина, Э. А. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебное пособие / Э. А. Лутохина. – Минск : ИВЦ Минфина, 2005. – 400 с.
17. Лутохина, Э. А. Экономическая система общества : структура, социальная ориентация, белорусская модель: учебное пособие / Э. А. Лутохина – Минск : Академия при Президенте Республики Беларусь, 2009. – 204 с.
18. Кирякова, И. Н. Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс / И. Н. Кирякова. – Новополоцк : Полоцкий государственный университет, 2010. – 221 с.
19. Постовалова, Т. А. Право социального обеспечения. Общая часть : лекции / Т. А. Постовалова – Минск : Тесей, 2005. – 232 с.
20. Постовалова, Т. А. Курс права социального обеспечения Республики Беларусь / Т. А. Постовалова. – Минск : Тесей, 2008. – 512 с.
21. Черданцев, А. Ф. Теория государства и права : учебник для вузов / А. Ф. Черданцев. – М. : Юрайт-М, 2002. – 432 с.
22. Рождествина, А. А. Шпарлаглка по праву социального обеспечения [Электронный ресурс] / Е-reading.club. – Режим доступа:https://www.e-reading.club/chapter.php/97796/1/Rozhdestvina_-_Shpargalka_po_pravu_social%27nogo_obespecheniya.html.
23. Бошно, С. В. Способы и методы правового регулирования [Электронный ресурс] / КиберЛенинка. − Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/sposoby-i-metody-pravovogo-regulirovaniya.
24. Лушникова, М. В. Предмет и метод права социального обеспечения : новые подходы / М. В. Лушникова, Т. Ю. Барышникова // Вестник Ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия гуманитарные науки. – 2009. – № 3 (9). – С. 17–27.
25. Гущин, И. В. Право социального обеспечения : учебно-методический комплекс : общая часть / И. В. Гущин. – Гродно : ГрГУ им. Я. Купалы, 2011. – 418 с.
26. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на респ. референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2011. – 48 с.
27. О пенсионном обеспечении : Закон Рэсп. Беларусь, 17 апр. 1992 г., № 1596-XII // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2018. – № 97-З. – 2/2535.
28. О профессиональном пенсионном страховании : Закон Рэсп. Беларусь, 5 янв. 2008 г., № 322-З // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. – 2017. – № 14-З. – 2/2452.
29. О некоторых вопросах профессионального пенсионного страхования и пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 сент. 2013 г., № 441 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
30. О вопросах социального обеспечения [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 31 дек. 2015 г., № 534 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 29.06.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
31. О совершенствовании пенсионного обеспечения [Электронный ресурс] : Указ Президента Респ. Беларусь, 11 апр. 2016 г., № 137 : в ред. Указа Президента Респ. Беларусь от 29.06.2017 г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
32. Положение о порядке представления и оформления документов для назначения пенсий в соответствии с Законом Республики Беларусь «О пенсионном обеспечении» [Электронный ресурс] : приказ Министерства социальной защиты Респ. Беларусь, 23 мая 1997 г., № 44 // Левоневский Валерий Станиславович. – Режим доступа: http://belstat.gov.by/homep/ru/about/prikaz.pdf.
33. Об утверждении Положения о порядке подтверждения и исчисления стажа работы для назначения пенсий [Электронный ресурс] : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 24 дек. 1992 г., № 777 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
34. Кунгурова, Н. И. Социальная работа : учеб. / Н. И. Кунгурова, В. К. Терехов. – Минск : МФЦП, 2007. – 448 с.