Введение
1 Роль маркетинга в управлении туристическим предприятием
1.1 Понятие и содержание управления туристической деятельностью
1.2 Отличительные особенности маркетинга в сфере туризма
1.3 Процесс управления маркетинговой деятельностью туристического предприятия
2 Анализ хозяйственной и маркетинговой деятельности ЧТУП «Келион-Тревел»
2.1 Организационно-хозяйственная характеристика ЧТУП «Келион-Тревел»
2.2 Оценка финансово-экономических показателей деятельности ЧТУП «Келион-Тревел»
2.3 Анализ маркетинговой деятельности ЧТУП «Келион-Тревел»
3 Направления совершенствования маркетинговой деятельности ЧТУП «Келион-Тревел»
3.1 Содержание мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЧТУП «Келион-Тревел»
3.2 Экономическая оценка эффективности мероприятий
Заключение
Список использованной литературы
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время развитие туристической отрасли в Республике Беларусь является одним из приоритетных направлений народно-хозяйственного комплекса, так как привлечение потока иностранных туристов способствует притоку иностранного капитала и оказывает стимулирующее воздействие как на развитие отдельных туристических компаний и операторов, так и в целом на экономику, так как развитие туристической отрасли с мультипликационным эффектом влечет за собой развитие других отраслей и сфер народного хозяйства.
Проведенные исследования показывают, что Республика Беларусь обладает большим запасом туристических ресурсов, способных привлечь как собственных, так и иностранных туристов в сферу рекреационного отдыха. Это обуславливает объективную необходимость развития туризма в стране, которое необходимо осуществлять путем интеграции рекреационного, экскурсионного и агроэкотуризма.
Необходимо отметить, что в современных экономических условиях развитие практически любой отрасли, сферы бизнеса и отдельно взятого предприятия, в том числе – туристического, невозможно без использования концепции маркетинга и организации эффективного управления маркетингом. Управление маркетинговой деятельностью является тем инструментом, который оснащает туристические фирмы теоретической и методической базой на основе, которой возможна их деятельность в условиях рыночной экономики.
Перед существующими туристическими компаниями, таким образом, встает проблема реализации эффективной маркетинговой деятельности и активного использования маркетинговых инструментов при организации общего управления, разработки новых туристических продуктов для привлечения потока туристов, которые характеризовались бы привлекательностью для потенциальных клиентов и конкурентоспособностью.
1 Роль маркетинга в управлении туристическим предприятием
1.1 Понятие и содержание управления туристической деятельностью
До сих пор нет единства мнений по проблемам понятийного аппарата и инструментария исследований в области туризма. Открытым остается вопрос о дефиниции и разграничении понятий «туризм» и «туристическая индустрия», нет четкой систематизации основных компонентов туристического спроса и предложения, статистических показателей развития туристического производства.
В процессе развития давались различные толкования этому термину и каждое из них отражает те или иные стороны туризма. Базовыми критериями для определения «туризма» являются:
изменение места: перемещение в место, находящееся за пределами ежедневной среды обитания;
пребывание в другом месте: место пребывания не должно быть местом постоянного или длительного проживания (12 и более месяцев);
оплата деятельности в посещаемом месте: целью поездки не должно быть осуществление деятельности, оплачиваемой из источника в посещаемом месте или трудовой деятельностью (оплатой труда).
современный туризм невозможен без деятельности по производству туристического продукта: специальной одежды, снаряжения, отелей, экскурсионных бюро, транспорта и т. д. Однако в предлагаемых ныне определениях эта деятельность не отражается [21, c. 19].
Туризм – временные выезды (путешествия) людей в другую страну или местность, отличную от места постоянного жительства, на срок от 24 часов до 6 месяцев в течение одного календарного года или с совершением не менее одной ночёвки в развлекательных, оздоровительных, спортивных, гостевых, познавательных, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, оплачиваемой из местного источника [21, c. 17].
Туристская индустрия – это совокупность средств размещения; транспортных средств; объектов питания, развлекательного, познавательного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначения; организаций, осуществляющих туроператорскую и турагентскую деятельность, а также организаций, предоставляющих экскурсионные услуги и услуги гидов-переводчиков [18, c. 16].
2 АНАЛИЗ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ И МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТУП «КЕЛИОН-ТРЕВЕЛ»
2.1 Организационно-хозяйственная характеристика ЧТУП «Келион-Тревел»
Туристическое предприятие «Келион-Тревел» – это частное туристическое унитарное предприятие. Учредителем данного предприятия является Гурман Елена Викторовна. На данный момент директором туристического предприятия «Келион-Тревел» является Наумик Лариса Михайловна.
Туристическое предприятие «Келион-Тревел» создано 1 марта 2014 г. Несмотря на малый опыт, предприятие ведёт тесную работу с ведущими туроператорами Беларуси и России и предлагает от них туры.
Туристическое предприятие «Келион-Тревел» зарегистрировано по адресу: Брестская область, г. Ганцевичи, ул. Монтажников, 3а, офис 18, e-mail: kelione-travel@mail.ru.
Режим работы круглогодичный: по будням с 10:00 до 19:00, по субботам с 10:00 до 18:00.
Предприятие имеет ксерокс, персональный компьютер для каждого сотрудника, принтер, кондиционер, подключение к локальной сети Internet.
Основными услугами, которые оказывает частное туристическое унитарное предприятие «Келион-Тревел» являются:
продажа туристического пакета (путёвки), сформированного туроператором;
продажа экскурсионных автобусных туров;
оформление в установленном порядке туристских или проездных документов, виз в иностранных посольствах и консульствах;
прочие туристические услуги (осуществление на договорной основе бронирования гостиниц, транспорта и др.).
Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь, решениями учредителя и уставом.
Общая численность штата работников предприятия «Келион-Тревел» составляет 4 человека.На туристическом предприятии «Келион-Тревел» работают директор, бухгалтер и 2 специалиста по туризму, имеющие профильное средне-специальное и высшее образование. Сотрудники имеют профессиональную подготовку, один из сотрудников владеет английским языком. Все работники туристического предприятия хорошо знают законодательные и нормативные акты, знают свои должностные обязанности. Среднесписочная численность работников организации за время работы не изменялась.
3 НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЧТУП «КЕЛИОН-ТРЕВЕЛ»
3.1 Содержание мероприятий по совершенствованию маркетинговой деятельности ЧТУП «Келион-Тревел»
Как показали результаты проведенного анализа, для ЧТУП «Келион-Тревел» одним из актуальных направлений развития маркетинговой деятельности предприятия является диверсификация деятельности и развитие въездного и внутреннего туризма в структуре товарного портфеля, что позволит предприятию обеспечить, с одной стороны, прирост продаж и, с другой, – повышение лояльности со стороны государства и населения, так как развитие въездного туризма сейчас находится в зоне повышенного внимания в Республике Беларусь и поощряется.
Так, можно разработать и предложить в структуре товарного портфеля и реализуемых турпродуктов ЧТУП «Келион-Тревел» новый тур. Примером может стать тематический экскурсионный тур для школьников, студентов и корпоративных клиентов. В его основе – историко-краеведческая экскурсия «У межах бацькоўскага, роднага краю», которая знакомит с историей города Ганцевичи и Ганцевичского района и его культурным наследием.
Разработка тура будет осуществляться собственными усилиями ЧТУП «Келион-Тревел» – специалистом (менеджером по подбору туров) под руководством директора ЧТУП «Келион-Тревел».
Целью данного туристического продукта является знакомство туристов с достопримечательностями и историческими ценностями Западного Полесья Брестской области.
Программа тура включает в себя: проведение обзорной экскурсии по городу Ганцевичи и Ганцевичскому району; организацию питания туристов; размещение их в агроусадьбе «55 кардон»; предоставление возможности экскурсантам воспользоваться другими услугами активного отдыха, катание на лошадях, посещение бани и т.д.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, особенности туристской отрасли как объекта управления указывают на то, что менеджеры туристского бизнеса должны считаться с тем, что эта отрасль совершенно не похожа на другие отрасли, и поэтому механически перенести наработки или модели управления из других сфер трудовой деятельности в сферу туризма невозможно. И если оправдавшая себя на практике модель управления (например, промышленным предприятием) дает необходимый эффект, то применение ее в туротрасли может привести к деградации последней. При этом одной из особенностей развития управления туристической деятельностью и успешного развития любого туристического предприятия является грамотное использование маркетинга в работе такого предприятия
Маркетинговая деятельность турфирмы служит основой планиро¬вания каждого аспекта ее деятельности. Маркетинг в туризме расширяет свои функции, делая особый акцент на взаимоотношениях с потребителями. Долгосрочные взаимоотношения с клиентами обходятся намного дешевле, чем маркетинговые расходы, необходимые для усиления интереса потребителя к услугам фирмы нового клиента.
Туристическое предприятие «Келион-Тревел» – это частное туристическое унитарное предприятие. Туристическое предприятие «Келион-Тревел» создано 1 марта 2014 г. Несмотря на малый опыт, предприятие ведёт тесную работу с ведущими туроператорами Беларуси и России и предлагает от них туры.
Анализ организации работы и экономического развития ЧТУП «Келион-Тревел» за время работы предприятия в 2015-2017 гг. позволяет сделать выводы о том, что в целом предприятие работало с прибылью и эффективно, о чем свидетельствует рост деловой активности и платежеспособности, повышение фондоотдачи и производительности труда на предприятии. Однако, не глядя на рост объемов реализации работ и услуг, на ЧТУП «Келион-Тревел» из-за обострения конкуренции и снижении нормы прибыльности возросли удельные расходы, что обусловило замедление роста прибыли и снижение рентабельности деятельности в 2017 году. В случае сохранения такой тенденции ситуация будет усугубляться, что требует проведения маркетингового и экономического анализа состава и структуры предлагаемых туристических продуктов и услуг, оценки осуществляемой маркетинговой деятельности предприятия и выработки рекомендаций по улучшению экономического его состояния.
1. Абабков, Ю.Н. Маркетинг в туризме: учебник / Ю.Н. Абабков, М.Ю. Абабкова, И.Г. Филиппова; Под ред. проф. Е.И. Багданова. – М.: ИНФРА-М, 2012. – 214 c.
2. Абдуразакова, Я. М. Современный международный туризм: тенденции и перспективы Я. М. Абудразакова // Вестник АГТУ. – 2013. – № 3. – С. 159-167.
3. Александрова, А. Ю. Структура туристского рынка / А.Ю. Александрова. – М.: Пресс- Соло, 2012. – 109 с.
4. Безрутченко, Ю.В. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме: учеб. пособие / Ю.В. Безрутченко. – М.: Дашков и К, 2016. – 232 c.
5. Бенько Е. В. Направления и методы государственного регулирования туристско-рекреационной сферы в регионе / Е. В. Бенько // Экономические науки. – 2011. – № 1. – С. 218-222.
6. Бикташева, Д.Л. Менеджмент в туризме: учеб. пособие / Д.Л. Бикташева, Л.П. Гиевая, Т.С. Жданова. – М.: Альфа-М, ИНФРА-М, 2013. – 272 c.
7. Биржаков, М. Б. Введение в туризм / М.Б. Биржаков. – М.: СПб., 2011. – 214с.
8. Бородин, В.В. Экономика туризма: учеб. пособие / В.В. Бородин. – М.: Форум, 2011. – 240 c.
9. Бутко, И.И. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / И.И. Бутко, В.А. Ситников, Е.А. Ситников. – М.: ИТК Дашков и К, 2014. – 416 c.
10. Бутко, И.И. Туристический бизнес: основы организации: производственно-практическое издание / И. И. Бутко, Е. А. Ситников, Д. С. Ушаков, – М., 2012. – 384 с.
11. Дмитриев, М.Н. Экономика туристского рынка: учебник / М.Н. Дмитриев, М.Н. Забаева, Е.Н. Малыгина. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2013. – 311 c.
12. Дурович, А.П. Маркетинг в туризме: учеб. пособие / А.П. Дурович. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2012. – 316 c.
13. Замедлина, Е.А. Экономика отрасли: туризм: учеб. пособие / Е.А. Замедлина, О.Н. Козырева. – М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 204 c.
14. Ильина, Е.Н. Туроперейтинг: Организация деятельности / Е. Н. Ильина. – М., Финансы и статистика, 2011. – 276 с.
15. Какалыева, Г. Маркетинг: гостеприимство и туризм / Г. Какалыева // Экономика золотого века. – 2014. – № 8. – С. 23-26.
16. Калинина, Л. Е. Принципы государственного управления в сфере туризма / Л. Е. Калинина // Право и экономика. – 2016. – № 12. – С. 86-92.
17. Крипендорф, Й. Теория и практика туристического маркетинга: учебник / Й. Крипендорф. – М.: Финансы и статистика, 2013. – 185 с.
18. Киседобрев, В.П. Менеджмент в туризме: учебник / В.П. Киседобрев, О.Н. Кострюкова, А.В. Киседобрев; Под ред. проф. Е.И. Богданова. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 152 c.
19. Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.belstat.gov.by. – Дата доступа:
20. О туризме: Закон Республики Беларусь № 326-З от 25.11.1999 г.: в ред. Закона № 410-З от 18.07.2016 г. [Электронный ресурс] // Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь. – Минск, 2017. – Режим доступа: http://www.pravo.by. – Дата доступа:
21. Орловская, В.П. Экономика отрасли туризм: учебник / Е.И. Богданов, Е.С. Богомолова, В.П. Орловская; Под ред. проф. Е.И. Богданов. – М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – 318 c.
22. Официальный сайт Ганцевичского районного исполнительного комитета [Электронный ресурс]. – Речица, 2017. – Режим доступа: http://gantsevichi.brest-region.gov.by/. – Дата доступа:
23. Официальный сайт ООО «Вебком» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://webcom-group.by. – Дата доступа:
24. Официальный сайт ООО «Коричник» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://korica.by/. – Дата доступа:
25. Официальный сайт ООО «Медиа-Лайн» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://medialine.by/. – Дата доступа:
26. Патунина, Н. А. Региональные инновации в сфере туризма / Н. А. Патунина [Электронный ресурс] // Науковедение. – 2014. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/regionalnye-innovatsii-v-sfere-turizma. – Дата доступа:
27. Соболева, Е.А. Финансово-экономический анализ деятельности турфирмы / Е. А. Соболева. – М.: Финансы и статистика, 2010 г. – 112 с.
28. Соколова, М.В. История туризма: учеб. пособие / М. В. Соколова. – М.: Мастерство, 2012. – 352 с.
29. Чарлыева, О. Актуальность инновационной модернизации туристической отрасли / О. Чарлыева // Экономика золотого века. – 2015. – № 1. – С. 25-31.
30. Черевичко, Т.В. Экономика туризма: учеб. пособие. 2-е изд. / Т.В. Черевичко. – М.: Дашков и К, 2016. – 262 c.
31. Щупак, В. Деловые связи интегрируются в индустрию гостеприимства / В. Щупак // Туризм. – 2014. – № 2. – С. 1-5.
32. Яковлева, Л А. Особенности маркетинга в сфере туризма / Л. А. Яковлева // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – № 12. – С. 145-150.
33. Яковлева Л. А. Развитие рынка туристских услуг на современном этапе / Л. А. Яковлева // Социально-экономические явления и процессы. – 2016. – № 3. – С. 59-65.
34. UNWTO Tourism Highlights 2017 [Электронный ресурс] // UNWTO. – Режим доступа: http://www2.unwto.org/. – Дата доступа: