ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Условия и порядок назначения пенсий военнослужащим
1.2 Виды и размеры пенсий военнослужащим
ГЛАВА 2 ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО И РЯДОВОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1 Условия и порядок назначения пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел
2.2 Виды и размеры пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Особенности предоставления пенсий военнослужащим и лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел обусловлены спецификой этого вида деятельности, его особой опасностью. Лица, осуществляющие этот вид деятельности, имеют особый статус, т. е. набор прав и свобод, обязанностей военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, установленных законом и гарантированных государством.
Особенности правового статуса военнослужащих и лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел в обществе определяются обязанностями, возложенными на них для вооруженной обороны государства, что связано с необходимостью безоговорочно выполнять задачи, поставленные в любых условиях, в том числе с риском для жизни.
В настоящее время тема пенсионного обеспечения более актуальна, чем когда-либо. Государство пытается заботиться о своих гражданах, обеспечивая социальную поддержку населению и предоставляя определенную систему льгот. Большое внимание уделяется тем, кто защищает нашу страну и осуществляет свой долг.
Но граждане недостаточно осведомлены о своих правах на предоставление тех или иных преимуществ. Поэтому в этом направлении необходима образовательная работа. Но, к сожалению, этой работы не хватает.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с пенсионным обеспечением военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним в пенсионных правах.
Предмет работы – нормы права социального обеспечения и научная литература, связанная с пенсионным обеспечением военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним в пенсионных правах.
Цель работы – углубление и закрепление знаний о пенсионном обеспечении военнослужащих и иных лиц, приравненных к ним в пенсионных правах.
Цель работы образует задачи, необходимые к рассмотрению в ходе работы:
- определить условия и порядок назначения пенсий военнослужащим;
- проанализировать виды и размеры пенсий военнослужащим;
ГЛАВА 1
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
1.1 Условия и порядок назначения пенсий военнослужащим
Среди видов социального обеспечения граждан республики основное место занимают пенсии. Понятие «пенсия» происходит от латинского слова pensio – платеж.
Однако это не всякий платеж, а платеж гражданину, т.е. физическому лицу, в связи с наступлением определенных обстоятельств в жизни – достижения соответствующего возраста, наступления инвалидности, смерти кормильца, а иногда в связи с длительной соответствующей профессиональной деятельностью [1].
Пенсия действительно является одна из форм денежных выплат, но не единственная. Поэтому следует найти такие ее черты или признаки, которые позволили бы определить специфичность этого вида выплат. Они, как правило, содержатся в правовых нормах, определяющих природу данного вида платежа, и состоят в следующем.
В юридической литературе высказано мнение о том, что пенсия – это ежемесячные выплаты алиментарного характера за счет средств Фонда социальной защиты населения [2, с. 18].
Данное понятие не содержит полный комплекс юридических признаков указанного правового института и не в полной мере отражает конструкцию состава права на пенсионное обеспечение.
Среди элементов конструкции юридического состава права на пенсионное обеспечение в связи с возникновением того или иного жизненного обстоятельства в данном определении содержатся только следующие элементы: алиментарный характер пенсионных выплат; ежемесячная периодичность пенсионных выплат; источник финансирования пенсионных выплат.
Авторы, выделяя в качестве основания приобретения права на пенсионное обеспечение такие личные обстоятельства, как достижение пенсионного возраста, инвалидность при условии длительного времени занятия определенной профессиональной деятельностью, а также нетрудоспособность граждан, потерявших кормильца, косвенно сужают понятие пенсии до понятия трудовой пенсии, что возможно только при одном условии – при отсутствии права на социальную пенсию.
ГЛАВА 2
ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЛИЦ НАЧАЛЬСТВУЮЩЕГО И РЯДОВОГО СОСТАВА ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
2.1 Условия и порядок назначения пенсий лицам начальствующего и рядового состава органов внутренних дел
Право на пенсию за выслугу лет от Министерства обороны Республики Беларусь имеют уволенные с военной службы лица офицерского состава, прапорщики, мичманы и военнослужащие, проходящие службу по контракту имеют пенсионеры из числа лиц офицерского состава, прапорщиков, мичманов, военнослужащих, проходящих службу по контракту, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов и подразделений по чрезвычайным ситуациям и органов финансовых расследований, достигшим пенсионного возраста, дающего право на получение пенсии по возрасту (мужчины – 60 лет, женщины – 55 лет), и получающим пенсию за выслугу лет 20 лет и более, работавшим после увольнения с военной службы на предприятиях, в организациях, учреждениях народного хозяйства, за каждый год трудового стажа (с момента увольнения до дня достижения пенсионного возраста) -- 1 процент денежного довольствия (статья 42), но всего не более 75 процентов соответствующих сумм денежного довольствия [22].
Право на пенсию на льготных условиях обладают жены военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или умерших вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 Закона, занятые уходом за детьми погибших (умерших), не достигшими 8-летнего возраста, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца независимо от возраста и трудоспособности и независимо от того, работает жена или нет.
Матерям и женам (не вступившим в новый брак) военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава, погибших при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей) или умерших в период прохождения военной службы или службы вследствие причин, указанных в пункте «а» статьи 21 Закона, пенсия по случаю потери кормильца назначается по достижении ими 50-летнего возраста.».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, гарантированное социальное обеспечение военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и их семей создает и обеспечивает престиж службы и, в конечном счете, помогает решать вопросы вербовки профессиональным, хорошо подготовленным персоналом.
Сегодня в Республике Беларусь существует ряд правовых актов, которые регулируют порядок предоставления пенсий военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава. Как показали исследования, эта процедура существенно отличается от порядка предоставления пенсий для других граждан, а именно по вопросам расчета, предоставления право на получение пенсии по старости.
Законодательство устанавливает два вида пенсий для военнослужащих: пенсия по возрасту и пенсия по инвалидности.
Гарантированное социальное обеспечение военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава создает и обеспечивает престиж службы и, в конечном счете, решает проблемы комплектования Вооруженных Сил Республики Беларусь профессиональным, хорошо подготовленным персоналом.
Обеспечение социального обеспечения военнослужащих, включая создание и реализацию льгот, надбавок и компенсаций, является многогранной проблемой. Ее решение заключается в законодательном закреплении прав и преимуществ военнослужащих и лиц рядового и начальствующего состава и создании хорошо функционирующего правового механизма их реализации. Кроме того, осуществление этих мер зависит в первую очередь от уровня знания норм права начальниками и должностными лицами, которые призваны осуществлять и должны решать вопросы социальной защиты их подчиненных, а во-вторых, от знания их прав подчиненными.
В области предоставления пенсий военнослужащим и лицам рядового и начальствующего состава и их семьям достаточно проблем, связанных с рассмотрением заявлений граждан, начислением и пересчетом пенсий, а также размером выплаченной пенсии. Судебная практика богата примерами, когда пенсионеры обращаются в суды за восстановлением находящихся в неблагоприятном положении прав. Решение всех проблем в один момент невозможно.
1. Беларуси не избежать пенсионной реформы – [Электрон. ресурс]. – 2016. – Режим доступа: http://n1.by/news/2016/11/13/200479.html
2. Беларусь в цифрах : статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь : редкол. В.И. Зиновский [и др.] — Минск, 2014. — 76 с.
3. Витко, Ф.П. Пенсионная система в Беларуси и перспектива её развития / Ф.П. Витко // АХОВА ПРАЦЫ. – 2016. – № 11. – С.21-24.
4. Гражданский процессуальный кодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь, 11 января 1999 г. №238-З: принят Палатой представителей 10 декабря 1998 г.: одобрен Советом Респ. 18 декабря 1998 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2018.
5. Гритченок, Е. В. Если ваш работник — пенсионер / Елена Гритченок // Индивидуальный предприниматель. – 2015. — № 5. — С. 48—50.
6. Гритченок, Е. В. Оформляем и представляем документы для назначения пенсии по возрасту / Елена Гритченок // Индивидуальный предприниматель. – 2016. — № 19. — С. 50—53.
7. Демографический ежегодник Республики Беларусь : стат. сборник / редкол. В. И. Зиновский [и др.] — Мн. : Национальный статистический комитет Республики Беларусь, 2016. — 414 с.
8. Информация о пенсионном обеспечении / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mintrud.gov.by/ru/infa1.
9. Информация о перерасчетах пенсий / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mintrud.gov.by/ru/new_url_314041248.
10. Информация о средних размерах пенсий / Министерство труда и социальной защиты Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://mintrud.gov.by/ru/infa2. 11. Корзик, Е. С 1 сентября 2014 года следует учесть изменения в законодательстве о профессиональном пенсионном страховании / Елена Корзик // Главный бухгалтер. – 2014. — № 34. — С. 66—68.
12. Короб, А. Н. Альтернативная модель пенсионной системы / Александр Короб // Финансы, учет, аудит. – 2017. — № 2. — С. 35—37.
13. Мильяненко, В.В. Реформа белорусской пенсионной системы: меняется форма, меняется содержание / В.В. Мильяненко // Экономика, финансы, управление. – 2017. – №3. – C. 59-65.
14. О введении в действие Закона Республики Беларусь "О пенсионном обеспечении военнослужащих, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел : постановление Верховного Совета Республики Беларусь № 2051-XII от 17 дек. 1992 г. // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2018.
15. О государственных минимальных социальных стандартах : Закон Республики Беларусь № 322-З от 11 ноября 1999 г. (с доп. и изм. от 10 июля 2012 г. № 426-З) // КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2018.
16. О пенсионном обеспечении : Закон Республики Беларусь № 1596-XII от 17 апреля 1992 г. (с доп. и изм. от 26 октября 2012 г. № 430-З) //КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2018.
17. О профессиональном пенсионном страховании : Закон Республики Беларусь № 322-З от 5 января 2008 г //КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2018.
18. О совершенствовании пенсионного обеспечения : Указ Президента Республики Беларусь № 570 от 8 декабря 2014 г. //КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2018.
19. Об основах государственного социального страхования: Закон Республики Беларусь № 3563-XII от 31 января 1995 г. (с доп. и изм. от 30 декабря 2011 г. № 334-З) //КонсультантПлюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс]/ ООО «ЮрСпектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Минск, 2018.
20. Основные показатели пенсионного обеспечения / Национальный статистический комитет Республики Беларусь [Электронный ресурс]. — Режим доступа : http://belstat.gov.by/ofitsialnaya-statistika/otrasli-statistiki/naselenie/sotsialnaya-zaschita-nseleniya/godovye-dannye_10/osnovnye-pokazateli-pensionnogo-obespecheniya/.
21. Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2015–2020 годы / Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс] — Режим доступа http://www.pravo.by/main.aspx?guid=3871&p0=P31100136&p2=%7BNRPA%7D.
22. Скоробогатый, Э.И. Будущее за накопительной системой пенсионного обеспечения / Э.И. Скоробогатый, М.К. Воробьев// Отдел кадров. – 2016. – №6. – C. 56-58.
23. Соловьев, А. К. Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы / Аркадий Соловьев // Проблемы теории и практики управления. - 2015. — № 10. — С. 19—26.
24. Соловьев, А. Макроэкономический анализ пенсионной системы / А. Соловьев // Экономист. – 2017. — № 3. — С. 46—53.
25. Социальное положение и уровень жизни населения Республики Беларусь: статистический справочник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь : редкол. В. И. Зиновский [и др.] — Минск, 2016. — 327 с.
26. Стратегия-2020: Новая модель роста – новая социальная политика / Промежуточный доклад о результатах экспертной работы по актуальным проблемам социально-экономической стратегии России на период до 2020 года [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.hse.ru/data/2016/02/21/1263128561/doklad_08.pdf.
27. Черняева, Д. В. Повышение пенсионного возраста как элемент пенсионной реформы: сравнительно-правовой анализ / Д. В. Черняева // Трудовое право. — 2015. — №6. — С. 23–29.