ВВЕДЕНИЕ
Успешное прохождение профессиональной подготовки сотрудниками учитывается работодателем при установлении более высокой квалификации (класс, категория и т. д.) по профессии (должности) или по продвижению.
Учет, на наш взгляд, успешного завершения работы с нанимателем, повышение квалификации и т. д. в качестве предпочтения для продвижения работы сотрудника, который успешно улучшает (повышает) свой профессиональный или образовательный уровень, при прочих равных условиях, повышает конкурентоспособность работника [1].
Тем не менее, следует отметить, что законодатель определил достаточно жесткую структуру для совмещения работы с образованием, по существу поставив работников в зависимость от воли своего нанимателя.
Прохождение сотрудниками профессиональной подготовки, стажировок, повышения квалификации также зависит от действий нанимателя, который устанавливает сроки и порядок повышения профессионального уровня своих сотрудников.
В этом случае не всегда, на наш взгляд, желание работника повысить свой профессиональный или общеобразовательный уровень может найти понимание и положительную реакцию работодателя [2].
Так, актуальность данной темы состоит в том, что повышение квалификации, получение дополнительного образования всегда оказывает положительное влияние на профессионализм сотрудника, однако заставляет его уменьшать свое рабочее время, тем самым, затрагивая интересы своего нанимателя.
Таким образом, объект работы – общественные отношения, связанные с правовым регулированием совмещения работы с обучением.
Предмет работы – нормы права и научная литература, связанная с правовым регулированием совмещения работы с обучением.
Цель работы – проанализировать нормы права и научную литературу, связанную с правовым регулированием совмещения работы с обучением.
Цель образует задачи, необходимые к выполнению в ходе работы:
- проанализировать общие положения о совмещении работы с обучением;
- определить классификацию гарантий при совмещении работы с обучением;
- дать сравнительную характеристику совмещения работы с обучением в Российской Федерации и Республике Беларусь.
ГЛАВА 1
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ГАРАНТИЯХ И КОМПЕНСАЦИЯХ
Проблемы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций, следуют из трудовых отношений – отношений, основанных на соглашении между работником и нанимателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции, подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении нанимателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.
Рыночные отношения существенно повысили значение договоров для регламентации трудовых прав и обязанностей, условий труда и его оплаты. В трудовом праве положение субъектов трудового правоотношения характеризуется сочетанием равенства сторон в момент заключения трудового договора и признаком властности – подчинения в процессе осуществления трудовой деятельности.
Ограничения нанимателя равенством в момент заключения договора направлены на определенную защиту интересов работника. Но в условиях рыночной экономики юридическая свобода сторон не означает экономического равенства, независимости работника от нанимателя. Юридические гарантии для работника также проявляются в установлении определенных ограничений, например, в таком как запрет для нанимателя в одностороннем порядке изменять условия трудового договора или расторгнуть трудовой договор без законных оснований. Также гарантией является участие работников через своих представителей или профсоюзы в правовом регулировании труда, т.е. в установлении и применении норм трудового законодательства, контроле за их соблюдением, защите трудовых прав [15, c. 16].
В науке трудового права компенсация определяется как платежи, предназначенные для компенсации дополнительных материальных затрат, понесенных работником в связи с выполнением его или ее должностных обязанностей или в связи с необходимостью получения работы (в случае распределения и перераспределения труда), а также в других случаях, предусмотренных законом.
Близко к этой концепции относится определение компенсации как платежей, произведенных за счет издержек производства или бюджетных сумм, произведенных в силу предписания закона, предназначенного для компенсации дополнительных материальных затрат работников, понесенных при исполнении их труда.
ГЛАВА 2
ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
Новая редакция ст. 205 Трудового кодекса Республики Беларусь (далее – ТК) расширила список сотрудников, совмещающих работу с обучением, обращаясь к ним также к работникам, прошедшим профессиональную подготовку, стажировку, переподготовку, повышение квалификации.
Рабочие, желающие совмещать работу с повышением своего профессионального уровня, могут использовать для этой цели стажировку, переподготовку, повышение квалификации, получение следующей ступени в образовании.
Более подробные вопросы профессионального обучения, повышения квалификации, обучения и переподготовки работников рассматриваются в комментарии к ст. 220-1 TК [4].
Гарантии для сотрудников, которые учатся в вечерних (заочных) общеобразовательных учреждениях и в учреждениях, обеспечивающих профессионально-техническое образование, в вечерних или заочных формах получения образования (статья 206 ТК) содержат следующее:
1. Сотрудникам, совмещающим работу с обучением, гарантии предоставляются только на основном месте работы (часть 1 статьи 349 ТК).
2. Статья 206 ТК предусматривает два вида гарантий для работников, сочетающих работу с образованием в вечерних (заочных) общеобразовательных учреждениях или в учреждениях, обеспечивающих профессионально-техническое образование:
Сокращение рабочего времени с сохранением не менее 50% средней заработной платы;
предоставление отпуска в связи с обучением.
Если сотрудники, которые успешно обучаются в вечерних (заочных) общеобразовательных учреждениях, получают гарантии без каких-либо ограничений, тогда сотрудники, обучающиеся в учреждениях, предоставляющих профессионально-техническое образование, получают гарантии в соответствии со ст. 206 ТК в следующем порядке: им гарантии должны предоставляться только в том случае, если обучение проводится в направлении работы нанимателя или в соответствии с заключенными с ними соглашениями (для обучения, коллективного или трудового) [4].
В статье содержатся общие условия предоставления гарантий сотрудникам, обучающимся в вечерних (заочных) общеобразовательных учреждениях и в учреждениях, обеспечивающих профессионально-техническое образование. Конкретизация этих условий содержится в ст. 207, 208 и 211 ТК.
ГЛАВА 3
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВМЕЩЕНИЯ РАБОТЫ С ОБУЧЕНИЕМ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
В Трудовом кодексе РФ в качестве органов, рассматривающих индивидуальные трудовые споры, обозначены комиссии по трудовым спорам. По коллективным трудовым спорам в качестве паритетного органа выступает примирительная комиссия; в качестве третейского органа трудовой арбитраж или посредник. Если же примирительные процедуры не привели к разрешению коллективного трудового спора, то работники могут использовать свое право на забастовку [16].
Но, к сожалению, зачастую работодатели при приеме на работу сразу оговаривают такое условие, как отказ работника от предусмотренных законом гарантий и льгот, предоставляемых в связи с обучением. И человек, ищущий работу, вынужден с такими условиями согласиться.
Право на получение гарантий и компенсаций, предусмотренных главой 26 ТК РФ, имеют работники, совмещающие работу с обучением в российских образовательных учреждениях. Следует отметить, что работодатель не имеет права отказать работнику, совмещающему работу с обучением в российских образовательных учреждениях, но не являющемуся гражданином России, в предоставлении вышеуказанных гарантий и компенсаций.
Основанием для предоставления работнику гарантий и компенсаций являются справка или справка-вызов образовательного учреждения и заявление работника. Для предоставления работнику гарантий и компенсаций не имеет значения, поступил ли он в образовательное учреждение самостоятельно или был направлен на учебу работодателем.
Одна из важных государственных гарантий для работников, совмещающих работу и учебу – это дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка. Учебный отпуск с сохранением среднего заработка предоставляется только работникам, обучающимся без неудовлетворительных оценок.
Оплата учебного отпуска, как и ежегодного отпуска, должна производиться перед его началом. По соглашению между работником и работодателем к учебному отпуску может быть присоединен ежегодный оплачиваемый отпуск. Также при определенных условиях, работодатель обязан предоставлять отпуск без сохранения заработной платы, максимальный срок которого составляет четыре месяца (для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Тысячи работников и сотрудников различных секторов экономики являются студентами заочных и вечерних форм обучения высших и средних специальных учебных заведений. Несмотря на сравнительно низкую долю в общем числе студентов, заочные и вечерние формы образования, создают для этой части молодежи возможность «начать» равную жизнь по сравнению с очной формой обучения, которая само по себе является важным социальным достижением в образовании.
Мы предлагаем в интересах работников использовать положительный опыт Российской Федерации и устранить неопределенность в предоставлении учебного отпуска для работников, сочетающих работу с обучением.
С этой целью в части 2 ст. 214 ТК вместо слов «может быть предоставлен отпуск без оплаты», следует написать «предоставляется отпуск без оплаты».
Разработанные законодателем, гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с образованием, с одной стороны, защищают таких работников как плохо защищенную категорию населения, но, с другой стороны, из-за дополнительных обязанностей, наложенных на нанимателя, последний не видит выгоды в установлении таких трудовых отношений.
Проблемы, связанные с предоставлением гарантий и компенсаций, вытекают из трудовых отношений - отношения, основанные на соглашении между работником и нанимателем о работе со стороны работника, а также оплате труда, подчинение работника правилам внутреннего графика работы, предоставляющий нанимателю условия труда, предусмотренные трудовым законодательством, соглашениями, трудовым договором.
Право работника на получение образования должно соответствовать обязанности нанимателя содействовать приобретению такого образования, в первую очередь путем предоставления соответствующего отпуска (с оплатой или без оплаты).
Государственная политика в области профессионального образования направлена, в частности, на расширение возможностей для граждан получать образование в соответствии с их индивидуальными потребностями, интересами общества и государства.
1. Кеник, К. И. Предоставление работнику учебного отпуска / К. И. Кеник // Юрисконсульт.by [Электронный ресурс]. – 2010. ¬– №11. – Режим доступа : https://normativka.by/jur/library/#/data/document/text/id/16132/sid/8ad 9574d73ec45a59a8f9bba2656f543/index/3/.
2. Рыбалко, А. Н. Гарантии работникам, совмещающим работу с обучением / А. Н. Рыбалко, Н. В. Свирид // Заработная плата. – 2009. – № 8 [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://normativka.by/jur/library/#!/data/document/text/id/318/sidfid/2c42d9e6e7a64735857ff66479274f55-40ec7b5cba6644edbb38ceea6cfe87b6/index/6/.
3. Тома̣шевский, К. Л. На̣учно-пра̣ктический коммента̣рий к за̣конода̣тельству о трудовых контра̣кта̣х : (с приложением примерных форм контра̣ктов и норма̣тивных пра̣вовых а̣ктов) / К. Л. Тома̣шевский, А̣. А̣. Войтик. — Минск : Дикта̣, 2003. — 671 с.
4. Трудовой кодекс Республики Бела̣русь: принят Па̣ла̣той Предста̣вителей 8 июня 1999 г., одобр. Советом Респ. 30 июня 1998 г. : текст Кодекса̣ по состоянию на̣ 8 янв. 2015 г. // Консультант Плюс : Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. — Минск, 2018.
5. Ворона М.А. Мотивы студенческой занятости / М.А. Ворона // Социологические исследования. – 2008. − № 8. – С. 106-115.
6. Гусов К. Н. Трудовое право: учебник для бакалавров / К.Н. Гусов. – М., 2013. – 216 с.
7. Лушников А. М. Очерки теории трудового права / А.М. Лушников. – СПб., 2006. – 498 с.
8. Морозов Г.Б. Работающий студент очной формы обучения: противоречие, ожидающее оптимального решения / Г.Б. Морозов, Е.В. Неволина, А.А. Лобут // Педагогическое образование в России. – 2012. − № 2. – С. 1-5.
9. Общение. Конфликтология. Трудовые споры / отв. ред. В. И. Попов. – Челябинск, 2006. – 551 с.
10. Орловский Ю.П. Трудовое право России: Учеб. / Ред. Ю.П. Орловский, А.Ф. Нуртдинова. – М., 2014. – 648 с.
11. Родионова А.В. Позитивные и негативные аспекты трудовой занятости российских студентов / А.В. Родионова // Социология вчера, сегодня, завтра. – 2008. − С. 311-317.
12. Рощин С.Ю. Совмещение учебы и работы студентами российских вузов / С.Ю. Рощин, В.Н. Рудаков // Вопросы образования. – 2014. − № 2. – С. 152-179.
13. Современное трудовое право (Опыт трудоправового компаративизма). Книга первая / В. М. Лебедев, Е. Р. Воронкова, В. Г. Мельникова. – М., 2007. – 416 с.
14. Таль Л. С. Трудовой договор: цивилистическое исследование / Л.С. Таль. – М., 2006. – 354 с.
15. Труд и занятость в России. 2017: Стат.сборник // Росстат. – M.: 2017. – С. 106.
16. Трудовое право России / под ред. А. М. Куренного. – М., 2008. – 413 с.
17. Трудовое право России и зарубежных стран. Международные нормы труда: учебник / И. Я. Киселев, А. М. Лушников; под ред. М. В. Лушниковой. – 3-е изд., перераб. и доп. – М., 2008. – 217 с.
18. Федорова Е.П. Студенческая занятость: ее особенности и направления исследований / Е.П. Федорова // Экономика, управление и социальная политика. – 2015. − № 6. – С. 47-50.
19. Харченко В.С. Совмещение работы и учебы в вузе: новые практики или новые смыслы / В.С. Харченко // Вопросы образования. – 2013. − № 3. – С. 92-103.
20. Циндяйкина Е. П. Трудовой договор: порядок заключения, изменения и расторжения / Е.П. Циндяйкина. – М., 2006. – 516 с.