ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I СУВЕРЕНИТЕТ, КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и признаки суверенитета
1.2 Виды суверенитета
ГЛАВА II РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, КАК СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
2.1 Характеристика государственного суверенитета Республики Беларусь
2.2 Признаки государственного суверенитета Республики Беларусь
ГЛАВА III СУЩНОСТЬ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Гарантии суверенитета Республики Беларусь
3.2 Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
На сегодняшний день государство, самостоятельно и наиболее полным образом обеспечивающее своё функционирование на всех уровнях государственной власти, независимое от всех субъектов из вне в принятии любых решений как внутри государства, так и исходящие из него, а также имеющее полноценный аппарат государственной власти, беспрекословно является полноценным, а главное – суверенной формой организации общества.
Так, суверенитет государства сочетает в себе два таких понятия, как верховенство и независимость. Это означает, что признак суверенности имеется в наличии тогда, когда имеет место полная политическая самостоятельность, а также полноценный, слаженный и систематически функционирующий государственный аппарат.
В истории политики понятие суверенитет имеет для государства и власти всех уровней такой же смысл, что и понятие свободы и права для человека. Для суверенитета и суверенного государства это не только право на независимость и свободу от посягательств, как внешних, так и внутренних, но и право управлять. Главным и основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим и провозгласившим полную независимость Республики Беларусь на международной арене, является Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
Таким образом, суверенитет государства означает верховенство государственной власти внутри страны и независимость её на международной арене и является собирательным признаком государства. Он концентрирует в себе все наиболее существенные черты государственной организации общества. Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере в дальнейшем.
Именно суверенитет, заключающий в себе полную независимость действий, решений и развитие идеологии, дает право государству быть полноправным членом международных организаций и иных межгосударственных образований. А также принимать участие в международных крупнейших спортивных массовых соревнованиях, конкурсах и иных международных объединениях на соревновательной основе, а также на международном уровне осуществлять взаимодействия разного рода с другими суверенными государствами. Верховенство законов, нормативное регулирование является главным источником любого руководства к действию всех государственных органов, организаций, а также физических и юридических лиц.
ГЛАВА 1
СУВЕРЕНИТЕТ, КАК ПРИЗНАК ГОСУДАРСТВА
1.1 Понятие и признаки суверенитета
Государство имеет ряд признаков, благодаря которым оно и может называться таковым. Один из важнейших признаков, наряду с наличием государственной символики, правом сбора налогов и другими – это суверенитет государства [13, c. 59].
Правовой основой суверенитета являются конституции, законодательство, декларации, общепризнанные принципы международного права, фиксирующие равенство государств, их территориальную целостность, невмешательство во внутренние и внешние дела, право наций на самоопределение.
Суверенность государства означает такое его свойство, в силу которого государство самостоятельно и независимо от всякой другой власти в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами [7, c. 116].
Государственный суверенитет означает верховенство, независимость, полноту, всеобщность и исключительность власти государства, то есть государственно организованной публично-политической власти. Для государственного суверенитета характерны следующие признаки:
– верховенство;
– независимость;
– самостоятельность;
– единство.
Рассматривая каждый конкретный признак суверенности, можно дать данным признакам следующую характеристику:
Верховенство, как признак суверенности государственной власти означает, что народ сам в полном объеме осуществляет принадлежа¬щую ему государственную власть, непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы.
Независимость и самостоятельность государственной власти выражается в том, что она является таковой и по отношению к тем, кто непосредственно не выражает и не представляет воли народа. В этой связи Конституция Республики Беларусь установила, что «любые действия по изменению конституционного строя и достижению власти насильственными методами, а также путем иного нарушения законов Республики Беларусь наказываются согласно закону» [18, ст. 3].
ГЛАВА 2
РЕСПУБЛИКА БЕЛАРУСЬ, КАК СУБЪЕКТ ГОСУДАРСТВЕННОГО СУВЕРЕНИТЕТА
2.1 Характеристика государственного суверенитета Республики Беларусь
Согласно части 1 ст. 3 Конституции Республики Беларусь «Единственным источником государственной власти и носителем суверенитета в Республике Беларусь является народ» [18, ст. 3].
Признание народа в качестве источника всей власти является выражением народного суверенитета, означающего, что народ не делит свою власть ни с кем, осуществляет ее самостоятельно и независимо от каких-либо сил. Наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере дальнейшем.
Ни одна власть в государстве не может возвыситься над народом. Народный суверенитет означает полновластие народа, сосредоточение в его руках политических и экономических средств, дающих ему реальную возможность участия в управлении делами общества и государства.
Международное частное и публичное право определяет национальный суверенитет, как, в первую очередь, необходимый фактор для возможности самоопределения нации. Полновластие, а также политическая свобода нации является определяющим фактором для формирования политической власти внутри государства, а также формирования государственного суверенитета в целом.
Суверенитет государства – это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других государств осуществлять свои функции на собственной территории и за ее пределами. В соответствии с ч. 2 ст. 1 Конституции Республики Беларусь «Республика Беларусь обладает верховенством и полнотой власти на своей территории, самостоятельно осуществляет внутреннюю и внешнюю политику» [18, ст. 1].
Из этого следует, что для полной независимости государства от вмешательств извне необходимо наличие суверенитета для возможности реализовать исключительные права и функции государства, как такового.
В основе государственного суверенитета лежит народный суверенитет. На практике суверенитет государства реализуется органами государственной власти.
ГЛАВА 3
СУЩНОСТЬ СУВЕРЕНИТЕТА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
3.1 Гарантии суверенитета Республики Беларусь
Суверенитет предполагает способность государства гарантировать обеспечение своей внешней и внутренней безопасности. Под гарантиями суверенитета следует понимать материальные, организационные и правовые условия и предпосылки, делающие реальностью существование независимого государства [17, с.124].
Указанная трактовка понятия «гарантий суверенитета» довольно широко распространено как в отечественном праве, так в зарубежном. Так, выделяют такие гарантии, как материальные, организационные, юридические, экономические, политические, защитные. Рассмотрим конкретно каждую из этих гарантий.
Материальные гарантии – создание экономических предпосылок: наличие определенной территории, природных ресурсов, стабильно работающая экономика, профицитный бюджет, позволяющий выделять необходимые средства для нужд обороноспособности в целях защиты суверенитета и территориальной целостности.
Организационные гарантии – создание и эффективное функционирование системы органов государства, целью которых является обеспечение суверенитета и охрана территориальной целостности государства, незыблемости его границ, водного и воздушного пространства. Эту задачу выполняют пограничные войска, таможенные органы, органы МВД, органы государственной безопасности.
Юридические гарантии – это наличие нормативной правовой базы, регулирующей данную сферу правоотношений: заключение международных мирных договоров, отказ от политики вмешательства в дела других государств, нейтралитет, соблюдение норм международного права [17, с.124].
Политические гарантии – наличие в государстве эффективно функционирующих органов, обеспечивающих территориальную неприкосновенность государства (пограничные войска, МВД, Вооруженные Силы); правовые-нормативно-правовая база, регулирующая данную сферу общественных отношений» [18, с.40].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом, резюмируя вышеизложенное, после проведения детального и подробного анализа понятия термина «суверенитет», охарактеризовав его виды и гарантии, а также рассмотрев особенности и характеристики государственного суверенитета Республики Беларусь, можно сделать ряд следующих выводов:
1. Главным и основополагающим нормативно-правовым документом, регламентирующим и провозгласившим полную независимость Республики Беларусь на международной арене является Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь.
2. Наличие суверенной основы государства является неотъемлемым и наиболее значимым фактором, дающим право государству функционировать и развиваться в полной мере дальнейшем.
Именно суверенитет, заключающий в себе полную независимость действий, решений и развитие идеологии дает право государству быть полноправным членом международных организаций и иных межгосударственных образований, принимать участие в международных крупнейших спортивных массовых соревнованиях, конкурсах и иных международных объединениях на соревновательной основе, а также на международном уровне осуществлять взаимодействия разного рода с другими суверенными государствами.
3. Верховенство, независимость, самостоятельность и единство в совокупности со слаженным и полноценным функционированием государственных органов в рамках государственного аппарата обуславливает и обеспечивает полную государственную суверенность на территории Республики Беларусь.
Также считаем необходимым отметить обязательное наличие материальных и юридических гарантий, наличие которых обуславливает сущность суверенитета, а их совокупность обеспечивает полноценное функционирование государственных органов, а также полноценное взаимодействие их с народом.
4. Рассмотрев виды суверенитета и выделив такие, как народный суверенитет, национальный и государственный, можем заключить вывод о том, что что государственный суверенитет и народный являются смежными и параллельными определениями для правового государства.
1. Александров, Н.Г. Теория государства и права. Учебник / Н.Г. Александров, Ф.И. Калинычев, А.В. Мицкевич, А.Л. Недавний, и др.; Отв. ред.: Александров Н.Г. - М.: Юрид. лит., 1968. - 640 c.
2. Алексеев, С.С. Механизм правового регулирования в социалистическом государстве / С.С. Алексеев. – М.: Юридическая литература, 1966. - 271с.
3. Алексеев, С. С. Теория права. / С.С. Алексеев. – М.: Издательство БЕК,1995. – 320 с.
4. Белов, А.В. Конституционное право: Актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. – М.: Юрайт, 2009. – 678 с.
5. Василевич, Г. А. Конституционное право : учеб. пособие / Г. А. Василевич. – Минск : Изд. Центр БГУ, 2014. – 279 с.
6. Василевич, Г.А. Конституционное право Республики Беларусь: Учебник/ Г.А. Василевич. – Минск: Книжный Дом, 2010. – 768 с.
7. Верееменко, В. М. Конституционное право: учебное пособие/ В. М. Веремеенко, М.Д. Веремеенко. – Минск: Изд-во Гревцова, 2014. – 488 с.
8. Васильев, А.М. Правовые категории. Методологические аспекты разработки системы конституционного права / А.М. Васильев. – М.: Юридическая литература, 1976. – 287 с.
9. Витушко, В.А. Теория механизма правового регулирования суверенного государства: автореф. дис. д-ра юрид. наук / В.А. Витушко. – Минск, 2001. – 42 с.
10. Вишневский А.Ф. Общая теория государства и права: учебник. 2-е изд., перераб. и доп. / А.Ф. Вишневский, Н.А. Горбаток, В.А. Кучинский; Под общ. ред. проф. В.А.Кучинского. –М.: Изд-во деловой и учеб. лит-ры, 2006. – 656 с.
11. Горшенев, В. М. Способы и организационные формы правового регулирования в социалистическом обществе / В.М. Горшенев. – М.: Юридическая литература, 1972. – 256 с.
12. Головко А.А. Современные проблемы государственного суверенитета Республики Беларусь / А.А. Головко [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/28883/1/10_головко.pd
13. Декларация о государственном суверенитете Республики Беларусь: Декларация Верховного Совета Республики Беларусь от 27.07.1990 № 193-XII //Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь. – 1991. – № 31. – Ст. 536.
14. Демичев, Д. М. Конституционное право: учеб. пособие/ Д. М. Демичев. - Минск: Вышэйшая школа, 2004. – 351 с.
15. Дробязко, С.Г. Общая теория права: учеб. пособие для вузов/ С.Г. Дробязко, В.С. Козлов. – Изд. 2-е, исправл. и доп. –Минск: Амалфея, 2007. –480 с.
16. Калинин, С.А. Право в системе социального регулирования / С.А. Калинин [Электронный ресурс]. – 2018. – Режим доступа: http://etalonline.by/.
17. Канашевич, Н.М. Институты и механизмы государственной власти: Учебно-методическое пособие/ Н.М. Канашевич. – Могилев: МГУ им. А.А. Кулешова, 2000. – 84 с.
18. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант плюс: Беларусь [Электронный ресурс] /ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2018.
19. Лагун, Д. А. Общая теория права : курс лекций / Д. А. Лагун. – Минск : БГУ, 2010. – 184 с.
20. Лебедев, А.Ф. Общая теория права: учеб. пособие/ А.Ф. Лебедев. –Минск: Изд-во Гревцова, 2013 – 304 с.
21. Понятие, признаки, структура государственной власти [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://studopedia.org/4-55804.html.
22. Трубецкой, Е.Н. Энциклопедия права / Е.Н. Трубецкой. – СПб.: Юрид. ин–т, 1998. – 224 с.
23. Угарина Т.А. Проблемы государственного суверенитета Республике Беларусь // Социальные факторы устойчивого инновационного развития: Тезисы докл. 2-й международ. науч.-практ. конф. Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. – С. 164.
24. Хропанюк, В.Н. Теория государства и права. / В.Н. Хропанюк. – М., 1995, 384 с.
25. Ясинская-Казаченко, А.В. Конституционное право Республики Беларусь/ А.В. Ясинская-Казаченко. –Минск: Амалфея, 2008. – 408 с.