ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1. ПОНЯТИЕ О ТВОРЧЕСКОМ МЫШЛЕНИИ
1.2. ТРИЗ КАК СПОСОБ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ
1.3. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТУДЕНТОВ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКИХ СПЕЦИАЛЬНОСТЕЙ
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ
2.1. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ
2.2. СОЗДАНИЯ УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ ПРОВЕРКИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У СТУДЕНТОВ
2.3. АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ И ВЫВОДЫ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
В современных общественных условиях умения человека нестандартно мыслить, творчески решать задачи и прогнозировать возможные результаты деятельности приобретают высокую значимость.
Известно, что творческий человек способен эффективнее решать жизненные задачи, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступков, действий и для себя, и других. Это дает ему возможность эффективно построить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект деятельности человека является важным условием формирования активной жизненной позиции.
В современной педагогике и психологии наблюдается активизация исследований в области психологии творчества, так как практическая деятельность педагогов в различных предметных областях подтвердила мысль о том, что творческое мышление, воображение является одним из способов активного познания мира, и именно оно делает возможным развитие как отдельной личности, так и человечества в целом.
На сегодняшний день общество вынуждено решать значительно больше проблемных задач, чем когда-либо. Разрешив одну задачу, необходимо решать новые. Решение проблемных задач есть творчество, так как при этом создаются новые материальные и духовные ценности. Таким образом, можно говорить о необходимости развития творческого мышления.
Цель данной работы – экспериментально изучить аспекты развития творческого мышления у студентов физико-математических специальностей на примере игрушек-изобретений.
Задачи:
1) определить особенности творческого мышления студентов физико-математических специальностей
2) выявить способы развития творческого мышления студентов физико-математических специальностей;
3) провести эмпирическое исследование способов развития творческого мышления у студентов физико-математических специальностей на примере игрушек-изобретений.
Объект исследования – процесс развития творческого мышления.
Предмет исследования –особенности развития творческого мышления
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ И ЗАРУБЕЖНОЙ ПСИХОЛОГИИ
1.1.Понятие о творческом мышлении
Понятие «творческое мышление» занимает особое место среди психологических терминов: с одной стороны, оно неразрывно связано с понятием собственно творчества, фигурирует там, где речь идет о способностях и одаренности, упоминается практически везде, где обсуждается проблема индивидуализации обучения, а с другой стороны, творческое мышление остается мало изученным, неточно определенным и недостаточно дифференцированным от других психологических понятий.
Понятие творческого мышления представляет собой сложное сочетание понятий «мышление» и «творчество». В исследованиях западных психологов широко используется термин «креативность», который, в зависимости от контекста, означает и «творчество», и «способность к творчеству» («творческость»), и «творческое мышление». В русскоязычной литературе каждый из этих терминов означает отдельное понятие. В то же время встречаются исследования, где эти понятия не разводятся и нередко одно подменяется другим.
Так, Дж.Гилфорд рассматривает творческое мышление как один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в ходе самой познавательной деятельности по его созданий. Эти новообразования касаются мотивации, ее целей, оценок и смыслов.
«Творческое мышление – продуктивное мышление (в отличие от репродуктивного мышления, использующего готовые знания), синоним эвристического мышления, характерного для решения нестандартных задач. Мышление творческое предполагает наличие у субъекта развитых интеллектуальных способностей, интеллектуальных навыков и умений, необходимого запаса знаний. В результате мышления творческого создаётся уникальный оригинальный интеллектуальный продукт определённой сферы культуры. В большинстве случаев мышление творческое связано преодолением сложившихся стереотипов, ригидных представлений»
ГЛАВА 2 ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ИГРУШЕК-ИЗОБРЕТЕНИЙ
2.1.Организация и методика исследования
С целью определения развития творческого мышления на примере игрушек-изобретений было проведено эмпирическое исследование.
Цель исследования – выявление условий развития творческого мышления на примере игрушек-изобретений.
Гипотеза исследования: предполагается, что творческое мышление можно развивать, используя для этого ТРИЗ-технологии.
Задачи исследования:
1. Выявить особенности развития творческого мышления у студентов.
2. Изучить и описать использование различных ТРИЗ-технологий с целью создания условий, способствующих проверки развития творческого мышления у студентов.
3. Провести сравнительный анализ показателей констатирующего и формирующего этапов эксперимента с целью определения эффективности работы.
В эксперименте принимали участие 9 студентов 4 курса МГУ им. А.А. Кулешова. Эксперимент проводился в течение месяца с 1 октября по 1 ноября 2016г. Местом проведения эксперимента стало студенческое общежитие, таким образом уроки со студентами проводились после основных занятий.
На первом этапе исследования была проведена первичная диагностика с помощью субтеста Е. Торренса № 2 и методики уровня новизны М. Гафитулина, а также был предложен проективный тест.
В мировой психологической практике тест Т. Торренса является самым объективным и надежным стандартизированным инструментом, позволяющим измерить все основные характеристики креативного мышления и оценить творческий потенциал личности.
Данный тест дает оценку следующих проявлений креативности:
−«Беглость» – способность продуцировать большое количество идей;
−«Гибкость» – способность применять разнообразные стратегии при
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исследовательские и изобретательские способности человека являются средством для создания инноваций. Процесс изобретательства тесно связан с процессом исследования. В основе обоих процессов лежит познавательная и творческая деятельность человека.
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека. Проблема развития творческого воображения будущих педагогов актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой формы творческой деятельности, в том числе и педагогической. Сила оригинальной, творческой мысли состоит в способности по-новому взглянуть на вещи. Развитый уровень воображения означает, что педагог нестандартно мыслит, готов к поиску оригинальных подходов к анализу учебно-воспитательных ситуаций, решению педагогических задач. Развитое воображение позволяет эффективно бороться с так называемой психологической инерцией, т.е. привычкой к шаблонному мышлению (предварительная направленность мышления).
На сегодняшний день одной из самых современных технологий развития творческого мышления является технология ТРИЗ.
Проведенное по методике Н.А. Козыревой эмпирическое исследование с целью определения возможности развития творческого мышления студентов показало положительные результаты.
Благодаря проведению творческих заданий по типовым приёмам изобретательства по ТРИЗ у студентов идет процесс развития творческого мышления. Основываясь на данных экспериментального исследования можно говорить, что использование игрушек-изобретений способствует развитию в наилучшей форме творческого мышления у студентов физико-математических специальностей. Об этом можно судить по показаниям эксперимента. Данные тестов в начале и в завершении эксперимента изменились. Сравнительный анализ результатов диагностики на начало и конец практического эксперимента позволяет увидеть, что уровень развития творческого мышления студентов экспериментальной группы повысился в среднем на 25 %.
1. Альтшуллер, Г.С. Как научиться изобретать / Г.С. Альтшуллер. – Тамбов : Книжное издательство, 1961, – 128 с.
2. Бабанова, И.А. Использование ТРИЗ-педагогики в образовательном процессе / И.А. Бабанова // Научные исследования в образовании. – 2012. – № 6. – С. 44–46.
3. Бурухина, Е.В. Использование опыта ТРИЗ-педагогики в процессе развития креативности подростков / Е.В. Бурухина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2012. – № 3. – С. 28–32.
4. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк : Кн. для учителя. – 3-е издание – М. : Просвещение, 1991. – 180 с.
5. Гафитулин, М.С. Уровни новизны : методика оценки творческой деятельности и получения новизны / М.С. Гафитулин // Адукацыя i выхаванне. – 1994. – № 7. – С. 16–20.
6. Гусарова, Е.В. Решение задач на уроках математики с помощью ТРИЗ-технологий / Е.В. Гусарова // Вестник Пензенского государственного университета. – 2015. – №1 (9). – С. 22–26.
7. Дьяченко, О.И. Развитие воображения в дошкольном возрасте : автореф. дисс. … докт. психол. наук / О.И. Дьяченко.– М., 1990. – 22 л.
8. Дьяченко, О.М. Пути активизации воображения дошкольников / О.М. Дьяченко // Вопросы психологии.– 1987. – № 1. – С.24–27.
9. Заика, Е.В. Комплекс игр для развития воображения / Е.В. Заика // Вопросы психологии.– 1993. – № 2. – С.14–16.
10. Заика, Е.В. Об организации игровых занятий для развития мышления, воображения и памяти школьников / Е.В. Заика, М.П. Назарова, И.А. Маренич // Вопросы психологии.– 1995. – №1. – С.42–46.
11. Запорожец, А.В. Избранные психологические труды : в 2 т. – М. : Просвещение,1986. –Т. 1. – 320 с.
12. Ильенков, Э.В. О воображении / Э.В. Ильенков // Народное образование. – 1968. – № 3. – С. 8–11.
13. Ильина, М.В. Развитие вербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2005. – 180 с.
14. Ильина, М.В. Развитие невербального воображения / М.В. Ильина. – М. : Книголюб, 2004. – 180 с.
15. Козырева, Н.А. Начинай изобретать! : учебно-методические материалы / Н.А. Козырева. – М. : ИннАрт, 2014. – 150 с.
16. Козырева, Н.А. Методика обучения приёмам устранения противоречий на примере запатентованных игрушек «Ванька-Встанька» / Н.А. Козырева // Тезисы докладов научно-практической конференции «Творчество во имя достойной жизни». Великий Новгород, 11-12 июля 2001г. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://kozyreva.ucoz.ru/load/razvitie_tvorcheskoj_aktivnosti_ lichnosti/8-1-0-180. – Дата доступа: 12.11.2016.
17. Коршунова, Л.С. Воображение и его роль в познании / Л.С. Коршунова. – М. : Научная литература, 1979. – 260 с.
18. Кравцова, Е. Развитие воображения / Е. Кравцова // Дошкольное воспитание.– 1989. – № 12. – С.12–15.
19. Крутецкий, В.А. Психология / В.А. Крутецкий. – М. : Просвещение, 1986. – 320 с.
20. Новейший психологический словарь / под. общ. ред. В.Б. Шапари. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – С. 680 с.
21. Палагина, Н.Н. Воображение у самого истока. Психологические механизмы формирования / Н.Н. Палагина. – М. : Академкнига, 1997. – 220 с.
22. Петров, В.М. Основы теории решения изобретательских задач / В.М, Петров [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://triz.natm.ru/articles/petrov/00.htm. – Дата доступа: 12.11.2016.
23. Приступа, Г.Н. Современный урок : учебное пособие / Г.Н. Приступа. – Рязань : РГПИ, 1989. – 110 с.
24. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – М. : Питер, 2007.– 382 с.
25. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии : учебное пособие / Г.К. Селевко. – М. : Народное образование, 1998. – 225 с.
26. Файзуллина, С.У. Развитие познавательных интересов и исследовательских умений / С.У. Файзуллина. – М. : Просвещение, 1996. – 140 с.
27. Щукина, Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике / Г.И. Щукина. – М. : Просвещение, 1971. – 180 с.