Реферат
Курсовая работа: 28 страниц, 26 источников, 21 научное издание.
Ключевые слова: орден иезуитов, «Сообщество Иисуса», коллегиумы.
Объект исследования – орден иезуитов.
Предмет исследования – направления деятельности ордена Иезуитов с 1772 по 1820 гг..
В работе применяются общеисторические методы научного исследования: историко-генетический, историко-системный, историко-сравнительный.
Цель курсовой работы: изучение всех направлений деятельности ордена Иезуитов на белорусских землях в 1772-1820 гг.
Задачи: охарактеризовать основные направления деятельности ордена иезуитов в Беларуси в 16-18 вв.; исследовать педагогическую, образовательную, издательскую и другую деятельность иезуитов на территории Беларуси в 1772-1820гг. и выявить их особенности;
Выводы: В 16-18 веках направления деятельности ордена были весьма разносторонними. Начиная от монашества, они приносили с собой образовательную, издательскую и благотворительную деятельности, которая способствовала укреплению их авторитета в восточнославянском регионе.
Иезуитский орден создал систему классов и уроков, которой пользуются и на сегодняшний день. В педагогического деятельности данного периода к основным переменам можно отнести: внедрение новых предметов, открытие Полоцкой и Оршанской школ, преподавание многих иностранных педагогов, открытие Полоцкой Академии в 1812 году. На протяжении нескольких лет в Полоцкой типографии издавался журнал «Полоцкий ежемесячник», в котором выходили свет научные статьи, как профессоров академии, так и преуспевающих студентов. Иезуитский орден активно внедрял доступную медицину в простые массы, а также открывал при коллегиумах аптеки. Иезуиты оставили свой след и в белорусской архитектуре.
Введение
В период Реформации Римская церковь, дабы отвоевать обратно свои земли, которые были захвачены протестантами, обратила свой взор на восточнославянские земли, где движение против католичества не обрело такого широкого размаха. Курия организовала контрнаступление на идейных сторонников реформации. Основным оружием в этой борьбе выступали монашеские ордены. Самым значимым среди них являлся орден Иезуитов, который был основа в 1534 году Игнатием де Лойола. Орден иезуитов, именовавшийся официально «Обществом Иисуса» занимает особое место в религиозной истории белорусских земель. Римский папа Павел III уже в 1540 году дал разрешение образовывать свои коллегии, а так же, для упрощения деятельности, освободил их от налогов. При этом папа призывал вовлекать молодое поколение в христианскую веру. Король польский и великий князь литовский, Стефан Баторий, активно содействовал контрреформационному движению. Поэтому под его опекой, орден Иезуитов имел возможность образовать новые монастыри и церкви, часть которых была отобрана у православного населения.
Дальнейшая поддержка со стороны короны способствовала тому, что именно орден руководил системой образования на белорусских землях. Именно поэтому в дальнейшем в руках иезуитов оказалась почти треть доходов Польского королевства, а так же орден имел огромное влияние на общественно – политическую жизнь украинских и белорусских земель.
Актуальность данной работы связана с тем, что деятельность ордена Иезуитов на белорусских землях оставила значительный след в дальнейшем образовательном развитии народа. Даже в сегодняшней системе образования используются некоторые установки системы воспитания «Общества Иисуса», так как именно иезуиты разработали ту систему образования, которая в дальнейшем легла в основу современной белорусской системы.
Целью работы является, непосредственно, изучение всех направлений деятельности ордена Иезуитов на белорусских землях в 1772-1820 гг.
Опираясь на данную цель, были поставлены следующие задачи:
1. Охарактеризовать основные направления деятельности ордена иезуитов в Беларуси в 16-18 вв.;
2. Исследовать педагогическую и образовательную деятельность иезуитов на территории Беларуси в 1772-1820гг. и выявить их особенности;
3. Изучить издательскую, благотворительную и другую деятельность ордена Иезуитов в Беларуси.
Объект исследования – это, непосредственно, орден Иезуитов.
Предмет исследования – всестороннее изучение всех направлений деятельности ордена Иезуитов с 1772 по 1820 гг..
В этой работе были использованы следующие методы исследования:
– историко-генетический – состоит в последовательном обнаружении свойств, функций и изменений изучаемой реальности в процессе её исторического движения, что позволяет в наибольшей мере приблизиться к воссозданию реальной истории объекта, был использован в ходе выявления направлений деятельности ордена;
– историко-системный – исследование исторического явления либо феномена путем анализа его структуры, принципов и примеров его функционирования, включая деятельность подсистем и их взаимодействие, использовался при изучении развития направлений деятельности ордена;
– историко-сравнительный – изучение исторических фактов, явлений и процессов через сравнение со схожими или аналогичными фактами, явлениями или процессами во времени и пространстве. Был использован при сравнении системы образования ордена иезуитов с существовавшими системами на территории белорусских земель.
Глава 1 Характеристика источников и историографии
Исследование данной темы в научной литературе весьма обширно. История Беларуси в данной период изучается в контексте российской истории, поэтому использовались работы русских авторов. Труд Г. Бермена «История ордена иезуитов» дает полноценную информацию о истории создания иезуитского ордена и о его деятельности не только в восточнославянском регионе, но и в Европе. Работы использована для полноценного представления о «Сообществе Иисуса» [1].
Одной из самых значимых работ является «Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения)» Т.Б. Блиновой [2]. В монографии автора исследованы основные этапы образовательской деятельности ордена Иезуитов, где были выделены в каждой из них специфические черты. Сама работа основана на большом количестве источников.
К работам, касающимся образовательного развития белорусских земель и участвовавшего при этом ордена иезуитов, относится «Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества» Н.А. Добролюбова [3]. Он большое внимание уделил направлениям деятельности ордена иезуитов, являвшегося основной ударной контрреформации. Автор в своем очерке высказал причины контрреформации на восточнославянском регионе и доказал, что «Общество Иисуса» активно поддерживалось господствующим классом. Это, по мнению исследователя, открывало иезуитам двери для образования монополии в идеологическом направлении: образования, воспитания молодежи и проведения дальнейшей миссионерской деятельности. В «Европейском альманахе» рассматриваются проблемы, связанные с местом и ролью европейской цивилизации во всемирно-историческом процессе [4].
Глава 2 Характеристика основных направлений деятельность ордена иезуитов в Беларуси в 16-18 вв.
История создания ордена началась в 1534 году, когда семь членов студенческого общества решились объединиться для служения Господу и проведения миссионерской деятельности. Игнатий Лойола, выходец из знатного обедневшего рода, еще в 1521 году дал обет служения католической церкви. Долгим путем он со своими сторонниками довивался утверждения ордена, что и получилось только в 1540 году. На протяжении нескольких лет, иезуитский орден был объединением священников ради внутренней миссии. Но для расширения ордена, его члены обратили внимание на молодое поколение. Поэтому иезуиты стали законоучителями, воспитателями христианских детей. Постепенно иезуиты стали народными законоучителями и проповедниками, руководителями и организаторами церковной благотворительности. Вся эта деятельность способствовала тому, что уже в 1544 году малая организация превратилась в мощный христианский орден. Практически окончательно, не считая конституции и внутреннего закона, орден оформился в 1552 году, когда была разработана его программа [ 18. c. 342].
В контексте контрреформации «Сообщество Иисуса» являлся наиболее значимым католическим орденом. На протяжении его деятельности за ним закрепилась дурная репутация благодаря их установкам, что дозволены любые действия, направленные на достижения для ордена благой цели. Хотя для ордена они на самом деле были благими. Цель их образования являлась миссионерская деятельность в Палестину. Так, основатель ордена хотел «излечить» людей, которые перешли на сторону Реформации [12, c.64]. Однако орден распространился намного дальше Палестины: в Европу, Ближний Восток, Азию и Америку.
Когда иезуиты въехали на белорусские земли, на тот момент они были не просто пропагандистским орденом, они были, в первую очередь, образовательным орденом. Потому что к этому моменту иезуиты захватили основные рычаги образования в Европе. К моменту проникновения в восточнославянский регион «Сообщество Иисуса» обращался уже не к народным массам, а к доминирующему слою населения – феодалам, чтобы во времена контрреформации иметь на своей стороне сильных союзников. Одной из самых значимых задач, а следовательно, и направлений в своей деятельности, орден видел в развитии образования, с доминирующей при этом ролью. Уже в 1554 году сложилась так называемая иезуитская школа [1].
Король Речи Посполитой Стефан Баторий, а затем и Сигизмунд Август активно приглашали в страну иезуитский орден. Это было связано, в первую очередь, с противостоянием с Россией. Последняя считала себя защитницей православных, таким образом претендуя на часть белорусских и украинских земель. В противовес этому и был приглашен орден – дабы распространить католическое вероисповедание на православное население Беларуси. После заключения Люблинской унии в 1569 году это стало осуществимо. Уже через год был основан первый коллегиум на великокняжеских территориях – Виленская коллегия. Создавался он, главным образом, с целью подготовки новых кадров иезуитов. Для преобразования коллегиума в центр католического духовенства в восточнославянском регионе в 1578 году от короля Стефана Батория он получил статус университета, а так же для облегчения процесса деятельности, освободил иезуитов от уплаты государственных налогов [5]. Стефан Баторий также дал право иезуитам свободной торговли, освободил от уплаты налогов и купил им новые земли [17, c.50].
Отношения с другими религиями в стране у иезуитов складывались негативно. Ведь Речь Посполитая – многонациональное государство, в котором должна присутствовать политика веротерпимости, учитывая, в первую очередь, многомиллионное православное население. Однако, иезуитский орден, управляя административными рычагами, отказался от проведения данной политики.
При правлении Сигизмунда III, который также являлся сторонником контрреформации, иезуиты заполонили высшую администрацию. Они занимали должности судей, сенаторов, возглавляли епископские кафедры. После того как все высшие государственные должности занимали католические лица, в их руках и оказалась власть управления социально – политической жизнью население, в том числе образовательной и материальной сферой [13, c.118].
Глава 3 Педагогическая и образовательная деятельность иезуитов на территории Беларуси в 1772-1820 гг.
Система образования на территории Беларуси начинает формироваться во второй половине 16 века. При наличии в государстве множества конфессий в период Реформации, все же именно ордену иезуитов удается сформировать стройную систему образования. Как уже было сказано в предыдущей главе, первые иезуитские учебные заведения появились на территории белорусских земель появились в 16 веке. Летом 1580 г. по указу Стефана Батория был открыт Полоцкий иезуитский коллегиум, который стал первым средним учебным заведением на территории современной Беларуси. Первым ректором Полоцкого коллегиума был Петр Скарга (1536 - 1612 гг.).
Вся педагогическая деятельность ордена Иезуитов делится на несколько периодов. С первым разделом Речи Посполитой начинается четвертый этап, который, в свою очередь, подразделяется на два периода – с 1773 по 1812 (образование Полоцкой иезуитской Академии), с 1812 по 1820 г. (изгнание иезуитов с Российской империи). После первого раздела, к территории России отошли следующие белорусские коллегии иезуитов: Полоцкая, Оршанская и Витебская [24, c.38]. Изначально, после присоединения к России, у иезуитов была неприкосновенность, дарованная Екатериной II. Это было сделано, в первую очередь, для того, чтобы пристальнее за ними наблюдать, так как императрица считала их коварнейшими из всех латинских орденов [20, c.16-17]. Иезуиты, в свою очередь признали новую власть и всячески старались ей угождать. Повиновение перед православной властью поразило католическое духовенство, а императрицу поразило, в свой черед, влияние ордена Иезуитов на народонаселения присоединенных территорий [15, c.71]. Возможно, такая политика иезуитского ордена, помимо дальнейшего существования ордена в связи с изданием 1773 года папской буллы об уничтожении ордена, проводилась с целью улучшения своего материального положения. Ведь после раздела 1772 года, всех их самые лучшие земли остались в Речи Посполитой. Так и оказалось – Екатериной II освободила орден от уплаты всех налогов.
Глава 4 Издательская, благотворительная и другие виды деятельности ордена Иезуитов в Беларуси
Помимо основной педагогической деятельности на территории белорусских земель, иезуитский орден также занимался издательской деятельностью. Это было связано, в первую очередь, с пропагандой своих педагогических взглядов. Основным печатным изданием иезуитов на территории Беларуси являлся «Полоцкий ежемесячник», основателем которого был В. Бучинский, а редактором Ю. Цитович. Эти два профессора принесли Академии большую известность не только благодаря данному печатному изданию, но так же и благодаря своей научной деятельности.
Еще в 1787 году «Сообществу Иисуса» была дарована специальная привилегия Екатерины II на типографскую деятельность. До основания журнала орден печатал множество учебной литературы, изданий на религиозную тематику, справочники, а также литературно – художественные произведения. Причем печатались вышеперечисленные труды на разных языках, но предпочтение отдавалось латинскому и польскому. Одним из самых сложных трудов, напечатанных в типографии, являлся свод сочинений Петра Скарги, который состоял из десяти томов.
Но только 1818 год считается началом издания журнала на польском языке. В этом же году было выпущено три тома, в один том объединяли четыре номера издания. Журнал состоял из шести разделов: свободные науки и литература, нравственно – философский, физико – математический, исторический, литературных новостей и критики. Одной из главных целей издания журнала, помимо образовательной пропаганды иезуитов, было укрепление позиций ордена в восточноевропейском регионе. Помимо этого, «Сообщество Иисуса» стремилось распространить католическую веру на эти территории, а также укрепить ее авторитет. Это было связано с проникновением на белорусские земли идей Просвещения, которые носили более атеистический характер [21].
В своих статьях авторы освещали свои результаты работы со студентами, а также собственные педагогические идеи. Все статьи носили религиозный характер, каждый автор стремился доказать, что церковная школа имеет преимущества над светской. Но несмотря на эту специфику, журнал имел и научную направленность – издавались научные статьи в области физики, химии и других. Одним из видов поощрения студентов являлось публикация последнего в журнале.
Заключение
Вся деятельность иезуитов в Беларуси говорит о том, что они стремились привлечь местное население на свою сторону и для этого использовали, в основном, культурно – образовательные рычаги воздействия. Специфика их деятельности в исследуемый период заключалась в том, что Рим к этому времени уже демонтировал орден иезуитов на территории Европы, и лишь в восточном направлении он еще существовал. Екатерина II понимала огромное влияние ордена на людей, поэтому решила его не изгонять из страны, а использовать в своих целях [4, c.168-169].
В результате проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
1. В 16-18 веках направления деятельности ордена были весьма разносторонними. Начиная от монашества, они приносили с собой образовательную, издательскую и благотворительную деятельности, которая способствовала укреплению их авторитета в восточнославянском регионе. Однако столь разнообразная деятельность повлекла за собой образование противоречий с остальными орденами.
2. Иезуитский орден создал систему классов и уроков, которой пользуются и на сегодняшний день. После изгнания иезуитов из Европейских стран, практически вся интеллектуальная элита ордена уехала на территорию Беларуси. Это способствовало дальнейшему существованию ордена. В педагогического деятельности данного периода происходили перемены, к основным можно отнести: внедрение новых предметов, открытие Полоцкой и Оршанской школ, преподавание многих иностранных педагогов. Одним из главных достижений белорусских иезуитов в области образование является открытие Полоцкой Академии в 1812 году.
3. Кроме педагогической деятельности, орден был активен и в других сферах. Самая значимая из них – издательская. На протяжении нескольких лет в Полоцкой типографии издавался журнал «Полоцкий ежемесячник», в котором выходили свет научные статьи, как профессоров академии, так и преуспевающих студентов. Помимо этого, типография издавала множество других научных трудов. К еще одному виду деятельности можно отнести благотворительность. Иезуитский орден активно внедрял доступную медицину в простые массы, а также открывал при коллегиумах аптеки.
Иезуиты оставили свой след и в белорусской архитектуре. Благодаря им, сформировался стиль «иезуитское барокко», в котором были построены много костелов на территории Беларуси. Самыми яркими примерами данного стиля являются Костел Божьего Тела в Несвиже и Юровичский костел.
Истинные причины изгнания иезуитского ордена заключаются в их опоре – шляхте, которая все еще стремилась восстановить Речь Посполитую в рамках 1772 года. Изгнав орден, царизм тем самых сильно ослабил влияние шляхты на население государства. Возможно, именно изгнание ордена поспособствовало неудачным шляхетских восстаниям 1830-1831 и 1863 - 1864 годов.
1 Бермен, Г. История ордена иезуитов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.e-reading.club/book.php?book=1033625. Дата доступа: 08.09.2018
2 Блинова, Т.Б. Иезуиты в Беларуси (их роль в организации образования и просвещения)/ Т.Б. Блинова. - Гродно: ГрГУ, 2002. - 425 с.
3 Добролюбов, Н.А. Очерк направления иезуитского ордена, особенно в приложении к воспитанию и обучению юношества. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://az.lib.ru/d/dobroljubow_n_a/text_1855_iezuity.shtml. Дата доступа: 10.09.2018
4 Европейский альманах. История. Традиции. Культура. - М.: Е 22 Наука, 1991.- 176 с.
5 Жукович, П.Н. К истории иезуитов в Польше. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/k-istorii-iezuitov-v-polshe. Дата доступа: 11.09.2018
6 Иезуиты в Полоцке: 1580 -1820. В 2 ч. Ч 2./ Сост., примеч. и вступ. Л.Ф. Данько, А.И. Судника. - Полоцк: А.И. Судник, 2005 - 48 с.
7 Квитницкая., Е. Коллегиумы Белоруссии XVII в. Часть І. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://harodnia.com/be/uczora/vkl-recz-paspalitaja/546-elena-kvitnitskaya-kollegiumy-belorussii-xvii-v-chast-i . Дата доступа: 15.09.2018
8 Корнеенкова, И. А. Система образования Ордена иезуитов в Беларуси / И. А. Корнеенкова // Научные труды кафедры «История, мировая и отечественная культура» БНТУ. - Минск : БНТУ, 2011. - С. 59-65.
9 Косман, М. Рэфармацыйная i контррэфармацыйная школьная адукацыя на беларускіх землях Вялікага Княства Літоўскага // З гісторыі культуры Вялікага Княства Літоўскага / М. Косман / Минск, 2010. С. 226-251.
10 Лявшук, В.Е. Марианская содалиция и иезуитского коллегиума в Гродно (1630–1773): опыт реконструкции деятельности. Религиозное образование в России и в Европе в XVIII в. - СПб.: Изд-во Русской христианской гуманитарной академии, 2013. - 290 с.
11 Лявшук, В.Е. Молчаливые общники: роль и место братьев - коадъюторов в организационной структуре иезуитского коллегиума на белорусских землях ВКЛ в 1580-1773 гг. Материалы Международной научно-практической конференции «Человек и религия» (Минск, 14–16 марта 2013 г.) / под ред. С. Г. Карасёвой, С.И. Шатравского. - Минск: издательство «Четыре четверти», 2013. - 492 с.
12 Лявшук, В.Е. Организационные аспекты образовательной модели иезуитского коллегиума: моногр./ В.Е. Лявшук. - Гродно: ГрГУ, 2010. - 239 с.
13 Мараш, Я.Н. Ватикан и католическая церковь в Белоруссии (1569–1795) / Я.Н. Мараш. - Минск: Вышэйшая школа, 1971. - 272 с.
14 Марек, И. Общество Иисуса в Российской империи (1772-1820) и его роль в повсеместном восстановлении ордена во всем мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://inigo.ru/obshhestvo-iisusa-v-rossijskoj-imperii/. Дата доступа: 14.09.2018
15 Морошкин, М. Иезуиты в России в царствование Екатерины II и до настоящего времени. – С.П.: Типография Товарищества «Общественная польза», 1888. – Т.1
16 Мысліцелі і асветнікі Беларусі: X-XIX стагоддзі : энцыклапедычны даведнік / гл. ред. Б. И. Саченко. - Минск: Бел. Энцикл., 1995. - 671с.
17 Папазова, А.Н. «Материальное обеспечение коллегий ордена Иезуитов в восточнославянском регионе в последней трети XVI – первой половине XVII в. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/materialnoe-obespechenie-kollegiy-ordena-iezuitov-v-vostochnoslavyanskom-regione-v-posledney-treti-xvi-pervoy-polovine-xvii-v . Дата доступа: 11.09.2018
18 Перевозчикова Л.С., Дорохина Р.В. Образовательная политика ордена Иезуитов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/obrazovatelnaya-politika-ordena-iezuitov. Дата доступа: 15.09.2018
19 Самарин Ю. Ф. Православие и народность / Сост., предисл. и комм. Э. В. Захарова / Отв. ред. О. Платонов. - М.: Институт русской цивилизации, 2008. - 720 с.
20 Толстой, Д. А. Римский католицизм в России: Историч. исслед. Т. 1 - 2 / Д. А. Толстой. - СПб.: Тип. В. Ф. Демакова, 1876. - 2 Т. 16-17
21 Шмонин, Д.В. «RATIO STUDIORUM» и парадоксы иезуитского образования. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/ratio-studiorum-i-paradoksy-iezuitskogo-obrazovaniya. Дата доступа: 08.09.2018
22 Акты относящиеся к истории южной и западной России, созданные и изданные Археографической комиссией. Т.3. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://elib.shpl.ru/ru/nodes/4498-t-3-1638-1657-spb-1861. Дата доступа: 16.09.2018
23 Витебская старина/ Сост. А.П. Сапунов. В 5 т. Т. 1. - Витебск: Типография губернского правления, 1883. - 668 с.
24 Документы и материалы по истории Беларуси. Т. 2./ под ред. Никольского Н.М. – М.: Академия наук БССР, 1940. - 938 с.
25 Письма и донесения иезуитов о России конец XVII - начало XVIII века/ пер. М.О. Коялович. – Спб: Сенатская типография, 1904. – 402 с.
26 Сборник русского исторического общества. 148 Т. - СПб.: Тип. А. Траншеля, 1867-1912. - 1 Т.