Введение
Глава 1. Теоретический анализ психолого-педагогического сопровождения учащихся подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению
1.1 Понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения
1.2 Особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению
Выводы по 1 главе
Глава 2. Эмпирическое исследование склонности к аддиктивному поведению у учащихся подросткового возраста
2.1 Организация и методики исследования
2.2 Анализ результатов исследования склонности к аддиктивному поведению у учащихся подросткового возраста
Выводы по 2 главе
Заключение
Глоссарий
Библиографический список
Приложение 1
Приложение 2
ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ, СИМВОЛОВ И ТЕРМИНОВ
ПАВ – психоактивные вещества
СППС – социально-педагогическая и психологическая служба
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена усугубляющейся тенденцией к увеличению числа подростков, имеющих отклонения в поведении. Происходящие в нашей стране негативные изменения в системе ценностей, напряженная и неустойчивая социально-экономическая обстановка, сложившаяся в настоящее время, способствуют росту различных отклонений в личностном развитии и поведении детей.
Подростковый возраст представляет собой этап возрастного развития, который характеризуется половым созреванием и физиологической перестройкой организма. В этом возрасте происходит интенсивное развитие самосознания, формируется самооценка и Я-концепция, появляется чувство взрослости. Именно подростковый возраст является возрастным периодом наиболее подверженным социально-психологической дезадаптации. В подростковой среде наблюдается увеличение частоты нарушение процесса социального социализации, которое заключается в его неспособности или невозможности приспосабливаться к условиям и требованиям социального окружения. Причинами дезадаптации современных подростков являются: алкоголизация, педагогическая некомпетентность родителей, приобщение детей к употреблению алкоголя, непоследовательность требований в воспитании.
Увеличение числа дезадаптированных учащихся-подростков ставит перед системой школьного образования задачи усиления социализирующей и профилактической функций, что возможно лишь при условии создания эффективной системы психолого-педагогического сопровождения. Психолого-педагогическое сопровождение учащихся, склонных к девиантному поведению, направлено на создание условий для развития и самореализации несовершеннолетних с учетом приоритетных задач развития на разных возрастных этапах.
В современных условиях образования неотъемлемым видом деятельности, осуществляемым специалистами социально-педагогической и психологической службы выступает организованная, систематическая, профессиональная психологическая помощь учащихся, семье и педагогам в решении проблем, связанных со становлением личности школьника. Одной из приоритетных задач учреждений образования является построение адекватной системы психолого-педагогического сопровождения подростков, склонных к девиантному поведению. Главной целью деятельности социально-педагогической и психологической службы учреждения образования является необходимость своевременной комплексной личностно-ориентированной, социально-педагогической, психологической помощи обучающимся в вопросах личностного развития, позитивной социализации, профессионального становления и жизненного самоопределения.
Проблема аддиктивного поведения является предметом исследования специалистов из многих областей знаний. Этот вид поведения в широком смысле объединяет большую группу лиц и связан с химической зависимостью и злоупотреблением ПАВ и нехимической зависимостью, не связанной с
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА, СКЛОННЫХ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ
1.1 Понятие и сущность психолого-педагогического сопровождения
Сопровождение в современной литературе рассматривается в широком и узком смысле. Как отмечает Л.В. Мардахаева, в широком смысле сопровождение представляет собой обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самовыражения в жизни. В узком смысле – это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации [21, с. 69].
Сопровождение является сложным процессом взаимодействия сопровождающего и сопровождаемого, который протекает в уникальной ситуации, требующей определенного решения. В работе белорусского автора О.С. Поповой сопровождение определяется как помощь субъекту в таких сторонах как:
- формирование ориентационной основы собственного развития;
- структурное преобразование себя;
- актуализация личностного потенциала;
- формирование ответственности за себя и результаты деятельности;
- формирование способности человека становиться и выступать на всей дистанции развития подлинным субъектом собственной жизни [26, с. 5].
По мнению Ю. Слюсарева, термин «сопровождение» должен употребляться для обозначения недирективной формы оказания здоровому человеку психологической помощи, направленной не только на укрепление, но и на развитие (саморазвитие) самосознания личности, помощи, запускающей механизмы саморазвития, активизирующей собственные ресурсы личности [30, с. 6]. В работе Е.А. Козыревой сопровождение рассматривается как система профессиональной деятельности педагога социального, направленная на создание условий для позитивного развития отношений детей в образовательной ситуации [15, с. 64].
На основе анализа целого ряда научных работ С.А. Ускова выделила подходы, позволяющие уточнить понятие сопровождения. Первый подход обозначен как сопровождение самоопределения и творческой деятельности индивидуальности человека (Е.А. Александрова). Его сущность состоит в процессе научения субъекта самостоятельно планировать свой жизненный путь и индивидуальный образовательный маршрут, организовывать жизнедеятельность, разрешать проблемные ситуации и в готовности адекватно реагировать на эмоциональный дискомфорт. В своей работе Э. М. Александровская отмечает, что психолого-педагогическое сопровождение – это особый вид помощи учащемуся, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях
Выводы по 1 главе
Психолого-педагогическое сопровождение – целостная системно организаторская деятельность педагога и психолога, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного психологического развития учащегося в школьной среде с учетом его личностных потребностей. Целью психолого-педагогического сопровождения является сохранение физического и психического здоровья, развитие личности учащихся в образовательном учреждении. Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития учащихся; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; динамическое отслеживание личностного развития. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс включает в себя диагностику личности учащегося; составление психологического портрета учащегося с выявлением всех «проблемных зон» и с определением его ресурсов; разработку индивидуального маршрута развития учащегося; непосредственную работу с ним по достижению поставленных актуальных целей; анализ динамики изменений.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СКЛОННОСТИ К АДДИКТИВНОМУ ПОВЕДЕНИЮ У УЧАЩИХСЯ ПОДРОСТКОВОГО ВОЗРАСТА
2.1 Организация и методики исследования
Цель эмпирического исследования: выявить склонность к аддиктивному поведению и мотивы употребления алкоголя у учащихся подросткового возраста.
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки;
2) изучение склонности к аддиктивному поведению и мотивов употребления алкоголя у учащихся подросткового возраста с помощью тестирования;
3) обработка данных с помощью методов математической статистики, количественный и качественный анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Гипотеза исследования отражает предположение о том, что существуют достоверные различия в склонности к аддиктивному поведению и мотивах употребления алкоголя у мальчиков и девочек подросткового возраста.
База исследования: исследование проводилось на базе государственного учреждения образования «Березинская средняя школа №3».
Характеристика выборки исследования: всего в исследовании приняли участи 30 учащихся 9-11 классов, из них 15 юношей и 15 девушек. Возраст испытуемых – 15-17 лет.
Методики исследования:
1. Методика «Склонность к зависимому поведению» В.Д. Менделевича [20].
Назначение методики: выявление склонности к зависимому поведению.
Методика разработана В.Д. Менделевичем с целью выявления психологической склонности к развитию у человека алкогольной и наркотической зависимости.
Опросник состоит из 116 утверждений, 41 из которых отражает склонность личности к наркотической зависимости, 35 – к алкогольной зависимости; остальные 40 высказываний нейтральны.
Выводы по 2 главе
С целью выявления склонности к аддиктивному поведению и мотивы употребления алкоголя у учащихся подросткового возраста нами было проведено эмпирическое исследование. В основе исследования лежала гипотеза о том, что существуют достоверные различия в склонности к аддиктивному поведению и мотивах употребления алкоголя у мальчиков и девочек подросткового возраста.
В результате исследования склонности к аддиктивному поведению у учащихся подросткового возраста было выявлено, что в подростковой среде наблюдается тенденция к возникновению зависимого поведения. Учащиеся подросткового возраста подвержены к появлению наркозависимости и алкогольной зависимости. При этом, учащиеся подросткового возраста более склонны к алкогольной зависимости, чем к наркозависимости. Учащиеся подросткового возраста характеризуются преимущественно тенденцией к формированию наркозависимости, склонностью к зависимому поведению средней выраженности. При определенных социальных условиях существует риск развития наркотической зависимости. Среди мальчиков подросткового возраста многие обладают повышенной склонностью к формированию наркозависимости, что свидетельствует о склонности к зависимому поведению выше среднего.
Мальчики подросткового возраста характеризуются преимущественно высокой вероятностью формирования алкогольной зависимости, высокой склонностью к зависимому поведению. У них наблюдается высокая направленность на употребление алкогольных напитков, позитивное
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Теоретический анализ литературы по проблеме психолого-педагогического сопровождения учащихся подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению, а также результаты проведенного эмпирического исследования, свидетельствуют о подтверждении выдвинутой гипотезы и решении поставленных задач.
Проанализировано понятие «психолого-педагогическое сопровождение». В современной психологии психолого-педагогическое сопровождение определяется как целостная системно организаторская деятельность педагога и психолога, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного психологического развития учащегося в школьной среде с учетом его личностных потребностей. Целью психолого-педагогического сопровождения является сохранение физического и психического здоровья, развитие личности учащихся в образовательном учреждении. Задачами психолого-педагогического сопровождения являются: предупреждение возникновения проблем развития учащихся; помощь и содействие в решении актуальных задач развития, обучения, социализации; динамическое отслеживание личностного развития. Психолого-педагогическое сопровождение как процесс включает в себя диагностику личности учащегося; составление психологического портрета учащегося с выявлением всех «проблемных зон» и с определением его ресурсов; разработку индивидуального маршрута развития учащегося; непосредственную работу с ним по достижению поставленных актуальных целей; анализ динамики изменений.
Охарактеризованы особенности психолого-педагогического сопровождения учащихся подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению. Под аддиктивным поведением понимается один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций. В процессе психолого-педагогического сопровождения учащихся подросткового возраста, склонных к аддиктивному поведению психолог сталкивается с рядом трудностей в процессе психодиагностики и психокоррекции. Психодиагностика в работе с учащимися, склонными к аддиктивному поведению, направлена на исследование его личности, психического состояния, факторов риска возникновения зависимости, склонности к аддиктивному поведению. Основные сложности психолого-педагогического сопровождения в процессе психодиагностики связаны с посещением психолога не по собственному желанию, с личностными особенностями учащегося, склонного к аддиктивному поведению. Для учащихся, склонных к аддиктивному поведению, характерны: стремление говорить неправду; стремление обвинять других, зная, что они невиновны; стремление уходить от ответственности в принятии решений;- эгоистичная направленность; агрессивность и тревожность; усиление защитных психологических механизмов. Главная сложность взаимодействия психолога и учащегося, склонного к аддиктивному поведению на этапе психокоррекции
ГЛОССАРИЙ
Психолого-педагогическое сопровождение – целостная системно организаторская деятельность педагога и психолога, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного психологического развития учащегося в школьной среде с учетом его личностных потребностей.
Аддиктивное поведение – один из типов девиантного поведения с формированием стремления к уходу от реальности путем искусственного изменения своего психического состояния посредством приема некоторых веществ или постоянной фиксацией внимания на определенных видах деятельности с целью развития интенсивных эмоций.
1. Аквазба, Е. О. Современные подходы психолого-педагогического сопровождения обучающихся в урочной и внеурочной деятельности : проблемы и перспективы / Е. О. Аквазба, С. О. Аквазба // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 2. – С. 304–308.
2. Александровская, Э. М. Психологическое сопровождение школьников / под ред. Э. М. Александровская, Н. И. Кокуркина, Н. В. Куренкова. – М. : Академия, 2002. – 208 c.
3. Битянова, M. P. Психологическое сопровождение детей / М. Р. Битянова // Школьный психолог. – 2000. – № 10. – С. 156–159.
4. Гречаный, С. В. Мотивы употребления психоактивных веществ и их связь с клинико-психологическими характеристиками (обзор литературы) / С. В. Гречаный // Научно-медицинский вестник центр. Черноземья. – 2015. – № 59. – С. 28–35.
5. Григорьев, Н. Б. Психологическое консультирование, психокоррекция и профилактика зависимости / Н. Б. Григорьев. – СПб. : СПбГИПСР, 2012. – 304 с.
6. Диагностика и коррекция психических зависимостей : методические рекомендации / сост. А. А. Макарова. – Витебск : ВГУ им. П.М. Машерова, 2013. – 48 с.
7. Долгова, В. И. Актуальные проблемы психолого-педагогического сопровождения личности / В. И. Долгова, Н. В. Крыжановская, Н. А. Непомнящая // Концепт. – 2016. – Т. 44. – С. 1–8.
8. Дубровская, Т. В. Миннессотская модель реабилитации зависимого поведения / Т. В. Дубровская // Современные научные исследования. – 2012. – № 7 (4). – С. 15–18.
9. Завьялов, В. Ю. Психические аспекты формирования алкогольной зависимости / В. Ю. Завьялов. – Новосибирск : Наука, 1988. – 345 с.
10. Залыгина, Н. А. Аддиктивное поведение молодежи : профилактика и психотерапия зависимостей / Н. А. Залыгина, Я. Л. Обухов, В. А. Поликарпов. – Минск : Пропилеи, 2004. – 196 с.
11. Казакова, Е. И. Система комплексного сопровождения ребенка : от концепции к практике / Е. И. Казакова. – СПб. : Питер, 1998. – 364 с.
12. Кибальченко, И. А. Отношение к употреблению ПАВ студентов, проживающих в разных бытовых условиях / И. А. Кибальченко, В. В. Подберезный, О. А. Беляева // Успехи современной науки. – 2017. – № 2. – С. 83–86.
13. Клубова, Е. Б. Отношение к болезни и механизмы психологической защиты у больных алкоголизмом : автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Е. Б. Клубова. – СПб., 1995. – 19 с.
14. Кодермятов, Р. Э. К проблеме психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса / Р. Э. Кодермятов, Н. А. Тумакова, А. Э. Сенцов, Е. В. Павловская // Журнал «Молодой ученый». – 2015. – № 11. – С. 1738–1740.
15. Козырева, Е. А. Теоретико-технологические аспекты психолого-педагогического сопровождения детей, их учителей и родителей / Е. А. Козырева // Школьный психолог. – 2001. – № 33. – С. 64–67.
16. Копытов, А. В. Алкогольная зависимость у подростков и молодых людей мужского пола (социально-психологические аспекты): монография / А. В. Копытков. – Минск : БГУ, 2012. – 400 с.
17. Короленко, Ц. П. Психосоциальная аддиктология / Ц. П. Короленко, Н. В. Дмитриева. – Новосибирск : Олсиб, 2001. – 257 с.
18. Котляров, А. В. Другие наркотики / А. В. Котлярова. – М. : Психотерапия, 2006. – 480 с.
19. Кристал, Г. Нарушение эмоционального развития при аддиктивном поведении // Психология и лечение зависимого поведения / под ред. С. Даулинга ; пер. с англ. P. P. Муртазина. – М., 2000. – 240 с.
20. Макушина, О. П. Методы психодиагностики зависимого поведения / О. П. Макушина. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр ВГУ, 2012. – 80 с.
21. Мардахаев, Л. В. Социальная педагогика / Л. В. Мардахаев – М. : Гардарики, 2005. – 269 с.
22. Менделевич, В. Д. Психология девиантного поведения / В. Д. Менделевич. – М. : МЕДпресс, 2001. – 432 с.
23. Нестеренко, И. С Основные направления, формы и содержание деятельности школы по психолого-педагогическому сопровождению детей и подростков группы риска / И. С. Нестеренко // Вестник Краснодарского университета МВД России – 2009. – № 4. – С. 192–193.
24. Овчарова, А. П. Понятие «психолого-педагогическое сопровождение детей младшего школьного возраста» как педагогическая категория / А. П. Овчарова // Вестник Ленинградского гос. ун-та. – 2012. – № 2. – С. 70–78.
25. Организация социально-педагогической работы в учреждениях образования / авт.-сост. Т. С. Капелевич. – Минск : Новое знание, 2007. – 346 с.
26. Попова, О. С. Психологическое сопровождение развития личности учащихся в процессе профессионально-технического и среднего специального образования : автореф. дис. ... канд. психол. наук : 19.00.07 / О.С. Попова. – Минск, 2013. – 20 с.
27. Редянова, Н. В. Психологическая зависимость от психоактивных веществ / Н. В. Редянова // Социально-экономические исследования, гуманитарные науки и юриспруденция : теория и практика. – 2016. – № 6. – С. 81–85.
28. Рожков, М. И. Сопровождение детей и молодежи как компонент социально-педагогической деятельности / М. И. Рожков // Психологическое и социально-педагогическое сопровождение детей и молодежи. – Ярославль, 2005. – 648 с.
29. Рудкова, С. Г. Модель психолого-педагогического сопровождения развития младших школьников / С. Г. Рудкова // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. – 2010. – № 1. – С. 32–34.
30. Слюсарев, Ю. В. Психологическое сопровождение как фактор активизации саморазвития личности: автореф. дис. … канд. психол. наук : 19.00.01 / Ю.В. Слюсарев. – СПб., 1992. – 16 с.
31. Соколова, Д. В. К вопросу о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса / Д. В. Соколова, Н. Н. Сеничева // Научный альманах. – 2015. – № 4. – С. 437–440.
32. Ускова, С. А. Сопровождение как базовая категория современной педагогики : теоретическое обоснование / С А. Ускова // Человек и образование. – 2013. – № 2. – С. 84–89.