ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1 ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Развитие идеи социального государства
1.2 Развитие современных идей в белорусской и российской юридической литературе социального государства
ГЛАВА 2 СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Определение социального государства, его признаки. Модели социального государства
2.2 Функции и принципы социального государства
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
уголовный правовой преступление
Исследователи согласны с тем, что идея социальной государственности сформировалась в конце XIX - начале XX века в результате социально-экономических процессов, происходящих в обществе. В середине XIX века мощная волна революций и кризисов проходила через территорию многих стран.
Термин «социальное государство» был введен в научный оборот немецким ученым и экономистом Лоренцем фон Штеином (1815-1890) в 1850 году. Философия Гегеля оказала большое влияние на его работу. Государство всеобщего благосостояния, по словам Штайна, должно сознательно служить интересам народа. Самая важная задача государства - «поднять» низшие классы [1, c.52].
Суть такого государства Штайн определяется следующим образом: оно обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех различных социальных классов, для индивидуально самоопределяющегося человека.
Важнейшую роль в реализации концепции сыграло появление советского государства, где социальная ориентация политики была законодательно закреплена. Когда доктрина государства всеобщего благосостояния приобрела концептуальное выражение (после Второй мировой войны), начался новый этап ее развития - конституционная консолидация. Этот тип государства имеет специальные, конкретные функции, которые заслуживают отражения в тексте конституции.
Сначала провозгласил себя социальным государством Федеративная Республика Германии, указав в части 1 ст. 20 Основного закона: «Конституционная структура на землях должна соответствовать принципам республиканского, демократического и социального правового государства ...». Затем это положение было юридически отражено в конституциях Португалии, Греции, Турции, Дании, Швеции, Нидерландов и других стран.
В этом смысле Республика Беларусь не отставала от европейских стран, определяя в ст. 1 Конституции 1994 года Республику Беларусь как социальное государство.
Актуальность работы. Такое государство, по словам Штейна, обязано содействовать экономическому и социальному прогрессу всех своих граждан, потому что, в конечном счете, развитие одного является условием развития другого, и именно в этом смысле социальный говорится о социальном государстве. Стремление к социальному государству является одним из ключевых положений политических программ социал-демократов. Упоминание о социальном государстве содержится в конституциях и других высших законодательных актах многих стран.
ГЛАВА 1
ГЕНЕЗИС ИДЕИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
1.1 Развитие идеи социального государства
Идеи социального начали развиваться примерно в середине 20-го века, а затем получили законодательную консолидацию в правовых системах многих европейских стран. Государство всеобщего благоденствия является неотъемлемой частью современной цивилизации, и многие государства следуют по пути ее создания или улучшения.
Впервые концепция социального государства сложилась в работах немецких ученых девятнадцатого века: Л. фон Штейн, Дж. Оффнер, Ф. Науманн, А. Вагнер и была выражением принципиально новой роли государство в обществе. Генезис идеи социального государства связан с появлением в конце XIX - начале XX в Германии, Швеции, Великобритании, Франции и ряде других стран первых социальных актов по страхованию, компенсации за травмы и пенсии.
В середине XIX века мощная революционная волна охватила территорию европейских стран, что представляло реальную угрозу существующим политическим режимам. Теория государства всеобщего благоденствия была ответом немецкой консервативной мысли. Государство столкнулось с дилеммой: либо умереть под натиском революционно настроенной толпы, либо стать социальным. Представители правящего класса, конечно же, выбрали последнее. Однако, отвергая революционные перемены, консерваторы не отвергали изменения как таковые. Чем более очевидной была опасность революции, тем больше повышалась готовность политиков идти на социальные реформы. «Жизнеспособность» для поддержания социальной стабильности и поддержания общества в жизнеспособном состоянии, они видели в провозглашении новой миссии государства[6, c.17].
Следует отметить, что первые предпосылки для реализации социальных реформ были еще в Германии во второй половине XIX века. Таким образом, императорская Конституция 1871 года отражала заботу о государстве «во благо немецкого государства». Впоследствии Отто фон Бисмарк инициировал формирование законодательства по социальным вопросам в целях смягчения социальных противоречий и ослабления жары социальных движений.
С начала XX века. За примером Германии следуют другие европейские страны (Австрия, Франция, Италия, Россия), столкнувшись с серьезными социальными проблемами и растущими требованиями рабочего класса.
ГЛАВА 2
СУЩНОСТЬ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
2.1 Определение социального государства, его признаки. Модели социального государства
Родоначальником термина «социального государства» (государства всеобщего благоденствия / всеобщего благосостояния) является немецкий ученый Лоренц фон Штейн, который определил его в конце 19 века как государство, которое поддерживает абсолютное равенство прав для разных социальных классов и для отдельной самоопределяющейся личности.
В научной литературе существуют разные определения социального государства. В.А. Затонский считает, что «государство всеобщего благоденствия является демократическим государством, которое принимает на себя обязательство заботиться о социальной справедливости, благосостоянии своих граждан, о своей социальной защите, признавая социально ориентированную политику как наиболее важные области своей практической деятельности и эффективно реализуя основные направления этой политики, закрепленные в Конституции[2, c.18].
Определение государства всеобщего благосостояния в статье А.Ф.Храмцова: «Социальное государство - это особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса многонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанных на осознании области объективных общих интересов подрядчиков социальной конфронтации и необходимости ее дальнейшего расширения посредством активной, экономически эффективной и политической стабильности, социальной политики» [3, c.27].
Основываясь на опыте европейских стран (Германии, Швеции, Норвегии и т.д.), можно выделить характерные черты социального государства:
- наличие среднего класса с относительно высоким уровнем жизни;
- отсутствие социальной поляризации общества и крайняя дифференциация доходов разных слоев населения;
- государственные социальные гарантии и надбавки (для образования и медицинского обслуживания, достойные пенсии, предоставление социального жилья нуждающимся и т.д.);
- значительная роль государства в перераспределении доходов, стимулировании технического прогресса и развитии инфраструктуры.
ГЛАВА 3 ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОЦИАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА
Создание социального государства - сложный и продолжительный процесс. На это обратили внимание дореволюционные мыслители. В частности, П.И. Новгородцев, анализируя природу социального государства, отметил, что, налагая на себя «благородную миссию служения обществу», государство должно проводить реформы, которые «являются лишь частично осуществимыми немедленно, а в остальном - либо вообще не осуществимы, либо возможны только в отдаленном будущем и, вообще говоря, безграничны в их дальнейшем развитии и усложнении» [12, c.56].
Причины этих трудностей уходят корнями в развитие экономики и, по сути, объем и последовательность и реализацию принципов, лежащих в основе организации и деятельности социального государства.
Основными принципами современного социального государства являются формальное равенство, свобода и справедливость. Полная гармонизация и реализация этих принципов, согласно Е.А. Лукашову невозможна, потому что абсолютное равенство и свобода невозможны. Стремление установить их в разумных пределах, в поисках баланса между требованиями рынка и потребностью в социальной защите, постоянном повышении уровня жизни людей, в преодолении резких различий в имущественном положении, в улучшении социального статуса людей - цель социального государства[13, c.5].
В основном законодательном акте белорусского законодательства – Конституции Республики Беларусь - закреплены основные принципы государства и его цель: «Республика Беларусь – унитарное демократическое социальное правовое государство. Человек, его права, свободы и гарантии их реализации являются высшей ценностью и целью общества и государства» [11].
В то же время анализ текущего состояния общественной жизни позволяет сделать вывод о том, что Республика Беларусь находится только на пути к социальной государственности. Об этом свидетельствует отсутствие долгосрочной социальной политики и прочной материальной базы для обеспечения социально незащищенных граждан, реализации провозглашенных правовых принципов для соблюдения социальных прав человека. Развитие концепции социального государства, обеспечивающего постепенное устранение острого социального неравенства, справедливости и нравственности, является необходимым шагом в построении социального государства.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Впервые концепция социального государства оформилась в трудах немецких ученых XIX в.: Л. фон Штейна, Ю. Оффнера, Ф. Науманна, А. Вагнера и явилась выражением принципиально новой роли государства в жизни общества. Генезис идеи социального государства связан с появлением в конце XIX - начале XX в Германии, Швеции, Великобритании, Франции и ряде других стран первых законодательных актов социального характера о страховании, компенсации за увечья и пенсиях[9, c.156].
Идеи социального государства примерно стали развиваться в середине XX в., а затем получили законодательное закрепление в правовых системах многих европейских стран. Теория социального государства стала ответом немецкой консерваторской мысли, когда по европейским странам прокатилась революционная волна. Теория социального государства должна была стать тем «спасательным кругом», который бы сохранил социальную стабильность и поддержал общество в жизнеспособном состоянии. Стартовым пунктом социального государства, выступало конституционное закрепление ценностей социального государства. Первой к этому пришла Германия, а затем за ней подтянулись и другие европейские страны.
В 90-е гг. ХХ в. процесс формирования социального государства затронул и восточноевропейские постсоветские страны.
Таким образом, при формировании понятия «справедливость» можно выделить следующие подходы. Первый подход - идея справедливости как этическая категория, которая связана с концепциями морали и этики. Другим подходом является связь справедливости с конкретной исторической ситуацией, которая характеризуется уровнем развития производительных сил и качеством социальных отношений. Третий подход - это идентификация правосудия с законом, поскольку справедливость является неотъемлемым качеством права.
Критерием социального государства является принцип юридической справедливости. По нашему мнению, при определении объема правосудия в правовой сфере необходимо учитывать три элемента: меру возмездия, меру спроса, действительность оценки. Такое понятие справедливости определяется целью социального государства, которое предназначено для:
1) обеспечения интересов как личности, так и общества в целом;
2) установления соответствия между правами и обязанностями, трудом и адекватным вознаграждением за него;
3) определения прямой связи между тем, что человек делает для общества, и тем, что он получает от него.
1. Кистяковский Б.А. В защиту права (Интеллигенция и правосознание)./ Б.А. Кистяковский. // Вестник МГУ. Серия 7. Философия. - 1990. - №3. - С. 52.
2. Каргалова М.В. Социальное государство - неотъемлемая часть современной цивилизации. / Сборник «Социальное государство: концепция и сущность». - М.: ИЕ РАН - издательство «Огни». - 2004. - С. 14.
3. Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России. / А.Ф. Храмцов. // Социологические исследования. - 2007. - №2. - С. 21-32.
4. Затонский В.А. Социальная государственность: понятийно-правовое осмысление. / В.А. Затонский // Современное право. - 2006. - №4. - С. 18.
5. Кочеткова Л.Н. Социальное государство: европейская теория и российская практика./ Л.Н. Кочеткова. // Власть. - 2009. - №4. - С. 39-43.
6. Дашкевич В.В. Развитие идеи социального государства. / В.В. Дашкевич // Гуманитарные и социальные науки. - 2010. - №4. - С. 204-210.
7. Роик В., Чернышев С. Национальная модель социального страхования. // Человек и Труд. - 1997. - №9. - С. 10-16.
8. Завьялов В. Развитие социального государства в России. / В. Завьялов. // Обозреватель. - 2008. - №7. - С. 15-22.
9. Кулагина Е.А. Доминантные функции социального государства. / Е.А. Кулагина. // Вестник ВГУ. Серия 4. - 2011. - №2 (20). - С. 151-157.
10. Калашников С.В. Очерк теории социального государства. - М.: Экономика. - 2006. - 362 с.
11.Конституция Республики Беларусь от 15.04.1994 года.// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр», Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь.- Минск, 2018.
12. Чиркин В.Е. О некоторых правовых критериях социального государства./ Сборник материалов «Россия как социальное государство: конституционная модель и реальность». // Издание Совета Федерации. - 2007. - С. 56-61.
13. Нелюбин А.А. Формирование социального государства в России: политико-социологический аспект. / А.А. Нелюбин. // г. «Коммерсант». - 2008. - №90. - С. 5-6.
14. Ярская-Смирнова Е.Р., Романов П.В. Социальная политика в современной России: реформы и повседневность. / Е.Р. Ярская-Смирнова, П.В. Романов. - М.: ЦСПГИ, Вариант. - 2008. - 126 с.
15. Лепихов М.Б. Социальное государство и правовое регулирование соцзащиты населения. / М.Б. Лепихов. // Право и Жизнь. - 2000. - №31. - С. 20-41.
16. Охохонин Е.М. Генезис идей социального государства. / Е.М. Охохонин. // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». - 2010. - №25. - С. 6-9.
17. Михалев И.В. Концепция социального государства: теория и методология. / И.В. Михалев. // Сервис plus. - 2009. - №3. - С. 11-16.
18. Мамут Л.С. Социальное государство с точки зрения права. / Л.С. Мамут. // Государство и право. - 2001. - №7. - с. 5-14.
19. Роик В.Д. Социальная модель государства: Опыт стран Европы и выбор современной России. / В.Д. Роик. // Государственная власть и местное самоуправление. - 2006. - №10. - С. 52-60.
20. Чиркин В.Е Конституция и государство. / В.Е Чиркин. // Конституционный вестник. - 2008. - №1 (19). - С. 231-248.
21. Калашников С.В. Природа социального государства и его исторический генезис. / Сборник «Социальное государство: концепция и сущность». - М.: ИЕ РАН - издательство «Огни». - 2004. - C. 22-26.
22. Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы. / П.К. Гончаров. // Вестник РУДН. Серия «Политология». - 2000. - №2. - С. 19-22.