ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПЕРВОЕ РАСШИРЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЕС
ГЛАВА 2 ЕС: СОЗДАНИЕ, РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЕС С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
За последние несколько десятилетий система международных отношений продолжает изменяться. Одним из ключевых компонентов формирования международного порядка является Европейский региональный порядок, который в настоящее время переживает этап глубоких преобразований, связанных как с изменениями в международной системе в целом, так и структурной перестройкой европейских обществ. Формирование Европейского регионального комплекса является сложным международным политическим процессом, в основе которого лежит комплекс политических, социальных, экономических, культурных, исторических и других факторов. Со второй половины ХХ века Европейский Союз является политической и институциональной основой отношений между государствами, участвующими в европейском региональном комплексе, и с остальным миром.
Однако сегодня ЕС находится в состоянии системного кризиса, о чем свидетельствует не отступающий финансово-экономический спад, а также кризис общественно-политических структур и моделей управления, создавших угрозу существованию самого Союза. Институциональные проблемы усугубляются кризисом в таких чувствительных областях, как экономика и безопасность, а также неопределенность внешней среды. Все эти факторы подрывают способность ЕС играть решающую роль в построении Европейского регионального порядка, все больше смещая фокус в сторону отдельных стран, которые имеют наибольший потенциал для формирования международной повестки дня и способны эффективно реагировать на современные угрозы.
Построение устойчивой архитектуры Европейской системы безопасности является одним из столпов Европейского регионального порядка, но на данный момент различные подходы сторон подтверждают сохранение политических и идеологических барьеров вдоль линии Восток-Запад. В контексте растущих угроз безопасности трансатлантическое партнерство по-прежнему актуально, хотя жесткий курс США и их стремление укрепить свое лидерство в Европе часто встречают крайнее неодобрение со стороны европейских партнеров. Российский фактор также играет важную роль, так как Россия культурно, исторически, экономически и институционально неразрывно связана с Европой и является неотъемлемой частью европейского регионального комплекса.
ГЛАВА 1. ПЕРВОЕ РАСШИРЕНИЕ ЧЛЕНОВ ЕС
Становление и развитие Европейского Союза (далее ЕС) на протяжении всей его истории было противоречивым, сталкиваясь как с объективными, так и с субъективными препятствиями. Несмотря на в целом прогрессивное развитие и углубление европейской интеграции, трудно найти в ее истории такие периоды, которые не подвергались бы резкой критике и не вызывали бы ожесточенных споров как внутри ЕС, так и за его пределами. Как отметил Жан Моне, «Европа будет построена на кризисах и, в конечном счете, станет результатом их решения» [22, с. 167].
Уникальная тема международного права Европейский Союз интересен для исследований с разных точек зрения. В последние годы проблемы, связанные с его расширением, стали особенно актуальными. Расширение ЕС может говорить о позиции, чтобы определить свои причины, исторически, с точки зрения ценности - положительные и отрицательные последствия расширения ЕС, как для своих государств-членов и третьих стран, других международных организаций, для международного сообщества в целом.
Эти и другие вопросы активно обсуждаются не только в научных и политических кругах, но и профессионалах, которые не заинтересованы в самих данных. На самом деле, тщательное исследование процесса расширения ЕС является общей глобальной целью, - ответить на вопрос о том, как изменить мир и как это повлияет на граждан[9, c. 32].
Следует отметить, что доктринальное определение расширения ЕС не доступно, но большинство авторов по сравнению с расширением сказать, во-первых, процесс постепенного формирования членского состава организации. Некоторые авторы используют термин «географическое расширение ЕС».
Одним из аспектов обширной проблемы расширения ЕС является механизм присоединения новых государств-членов к ЕС. Интерес к этому вопросу обусловлен:
Во-первых, тот факт, что процесс приема новых членов-это не что-то раз и навсегда, не статичен, динамичен по своей природе, он приобретает новые функции, изменения, а также саму организацию. Его исследование имеет немедленную практическую ценность: позволяет определить некоторые модели, которые могут быть приняты во внимание государствами, которые хотят присоединиться к ЕС, и чьи невежество может переместить членство в ЕС на неопределенный срок, или сделать его невозможным;
ГЛАВА 2 ЕС: СОЗДАНИЕ, РАЗВИТИЕ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ
Внешние связи Европейского Союза являются важным вопросом, потому что мир становится все меньше и меньше с каждым днем, и все, что происходит в остальной части мира оказывает влияние на ЕС. При рассмотрении внешних связей важно иметь в виду такие аспекты, как то, что написано на бумаге и какие реальные отношения ЕС имеет с разными регионами, потому что оба эти аспекта влияют друг на друга, а значит и на нас. Основа европейской общей внешней политики берет свое начало уже после окончания Второй Мировой войны, когда в Европе началось единое сотрудничество. В то время Европа имела в виду Западную Европу, то есть сотрудничество со странами Западной Европы[4, c. 83].
Система отношений между ЕС и странами Африки, Карибского моря и Тихоокеанского бассейна (далее - АКТ) является наиболее разработанным и масштабным механизмом многостороннего сотрудничества между развитыми и развивающимися странами.
Европейский Союз занимает первое место в мире по объему помощи развивающимся странам. В то же время отношения со странами АКТ — старейшее направление внешней политики ЕС.
Договор об учреждении ЕЭС 1957 года предусматривал возможность создания ассоциации между Сообществом и странами и территориями, поддерживающими особые отношения с Францией и Нидерландами, т.е. их колониями и бывшими колониями. Однако на практике в основу отношений между ЕС и странами АКТ легли не соглашения об ассоциации, а комплекс внешнеторговых льгот и мер по оказанию помощи — так называемая политика развития . Для оказания безвозмездной помощи развивающимся странам был учрежден Европейский фонд развития (далее - ЕФР). Льготные кредиты развивающимся странам уполномочен выдавать Европейский инвестиционный банк (ЕИБ). Оба финансовых органа начали работу в 1958 года[10].
Яундские и Ломейские конвенции. Процесс деколонизации потребовал перевода отношений между ЕС и странами АКТ на договорную основу. В 1963 года в столице Камеруна город Яунде было подписано первое многосторонне соглашение, названное Яундской конвенцией. По своей сути первая (1963) и вторая (1969) Яундские конвенции были соглашениями о взаимной либерализации торговли. ЕС также брал на себя обязательства оказывать странам АКТ финансовую помощь.
ГЛАВА 3 ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЕС С РЕСПУБЛИКОЙ БЕЛАРУСЬ
История сотрудничества между Беларусью и Европейским Союзом. История отношений между Республикой Беларусь и Европейским Союзом четко различается двумя этапами: первым - 1992-1996 годы, вторым - с 1997 года по настоящее время. Основное содержание первого этапа, который длился с 1992 по январь ноября 1996 года, начал искать и развивать взаимовыгодные формы и области сотрудничества, формирование правовой базы сотрудничества между Беларусью и ЕС.
В марте 1995 года между Беларусью и Европейскими сообществами и их государствами - членами было подписано соглашение о партнерстве и сотрудничестве в марте 1996 года Временное соглашение по торговле и вопросам торговли. По программе ТАСИС в Беларуси финансируется ряд проектов на общую сумму около 100 млн. долларов программа TEMПУС была успешно разработана.
Второй этап, который начался в ноябре 1996 года и продолжается в настоящее время, характеризуется охлаждением связей политических контактов ограничения. Основная причина ухудшения отношений произошла в Беларуси в ходе референдума 1996 года по поправкам и дополнениям к Конституции 1994 года [5].
В октябре 1996 года, аккредитованный в Минске, послы Франции, Германии, Соединенного Королевства и Италии были направлены на заявление Министерства иностранных дел Беларуси, которое от имени ЕС они выразили озабоченность по поводу угрозы нарушения Конституции и отметили, что шансы Республики Беларусь играть активную роль в Европе, а также углубить сотрудничество с ЕС на карту. Разногласия между сторонами по вопросу о легитимности решений референдума привели к тому, что так называемая « белорусская проблема » была поднята в европейской политике. 15 сентября 1997 года ситуация в Беларуси обсуждалась на специальном заседании Совета министров иностранных дел ЕС [1].
Встреча позволила свести к минимуму контакты с Беларусью. В заявлении о взаимоотношениях с Беларусью отмечается, что страны - члены ЕС выступят против вступления Беларуси в Совет Европы, не заключат промежуточное соглашение или соглашение о партнерстве и сотрудничестве, и намерены завершить двусторонние отношения исключительно руководством ЕС.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Одной из современных тенденций развития мировой экономики является изменение структуры международных торговых потоков, трансформирующихся из набора разрозненных поставок конечной продукции из одной страны в другую в связную многоэтапную и многостороннюю торговлю промежуточными товарами в рамках глобальных цепочек создания ценности.
Развитие открытой белорусской экономики, стремление государства увеличить долю экспорта в ней и активизировать внешнеэкономические связи, а также традиционно сильная зависимость макроэкономической составляющей нашего государства от внешних источников обусловливают необходимость укрепления взаимовыгодных отношений с нашими ближайшими соседями из Европейского Союза. С одной стороны, это обусловлено выгодным центральным европейским положением Беларуси и исторически сложившимся направлением торговых путей, пролегающих через нашу территорию; с другой стороны, территориальная близость накладывает определенный отпечаток и на характер экономических взаимодействий с ближайшими регионами, и на их потенциал.
К региону Центральной и Восточной Европы относят бывшие социалистические государства Восточной Европы, не входящие в СНГ, которые являются странами с переходной экономикой.
Выделяют четыре этапа экономического развития стран Центральной и Восточной Европы:
- Быстрый экстенсивный рост, индустриализация большинства стран регионов (50-60 годов),
- Ограничение ресурсов экстенсивного развития (конец 60-конец 70 годов),
-Стагнация экономики, крах социалистической системы (конец 70- конец 80 годов),
-Революционные преобразования в экономике, переход от социалистического на демократический путь развития.
Центрально-Восточная Европа в середине второго десятилетия нового века развивалась в условиях принципиальных изменений во внешней политической и экономической обстановке, которые оказывали разнонаправленное влияние на экономику всего региона, и неодинаковое по силе – на экономику его отдельных стран.
1. Альпидовская, М. Л., Национальные экономические интересы как приоритет в программе модернизации национальной экономики / М. Л. Альпидовская, А. А. Свитич // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 20. – С. 2-5.
2. Ананьевой, Е. В. Референдум о членстве Британии в Евросоюзе: ход, итоги и последствия. Ч. I. / под ред. Е. В. Ананьевой, А. В. Бударгина. - М.: Институт Европы РАН, 2016. – 74 с.
3. Байков, А. А. Выход Великобритании из ЕС и устойчивость европейской региональной структуры / А. А. Байков, Л. А. Дымова // Современная Европа. – №3. – 2017. – С. 37-46.
4. Байков, А. А. Сравнительная интеграция. Практика и модели интеграции в зарубежной Европе и Восточной Азии / А. А. Байков. – М.: НОФМО-Аспект Пресс, 2012. – 256 с.
5. Беларусь и страны мира: стат. сборник / Национальный статистический комитет Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus.
6. Богатуров, А. Д. Международные отношения и внешняя политика России / А. Д. Богатуров. – М.: Аспект-Пресс, 2017. – 480 с.
7. Вег-Проссер, Б. Международные последствия референдума о выходе Британии из ЕС / Б. Вег-Проссер // Доклад международного дискуссионного клуба Валдай. – 2016. – 10 с.
8. Внешняя торговля Республики Беларусь. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://myfin.by/wiki/term/vneshnyaya-torgovlya-respubliki-belarus.
9. Глинкина, С. П. Страны Центрально-Восточной Европы: евроинтеграция и экономический рост: Научный доклад. / С. П. Глинкина, Н. В. Куликова, И. С. Синицина. – М.: Институт экономик и РАН, 2014 – 84 с.
10. Громыко, А. А. Новая реальность и европейская безопасность / А. А. Громыко // Современная Европа. – №5. – 2016. –С. 5-10.
11. Гурова, И. П. Мировая экономика, учеб для студентов, обучающихся по специальности «Мировая экономика»/ И. П. Гурова. 2-е изд., стер. Москва : Омега-Л, 2008. — 394
12. Договора о Европейском Союзе. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://eulaw.ru/treaties/teu.
13. Итоги внешней торговли Республики Беларусь за январь-декабрь 2017 года дел в 2017 году. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.customs.gov.by/ru/2017_stat-ru/view/itogi-vneshnej-torgovli-respubliki-belarus-za-janvar-nojabr-2017-goda-5271/.
14. Кавешников, Н. Ю. Гибкая интеграция в Европейском Союзе / Н. Ю. Кавешников // Международные процессы. – 2011. – Т. 9. – №2 (26). – С. 58-69.
15. Обзор итогов внешней политики Республики Беларусь и деятельности Министерства иностранных дел в 2017 году. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://pravo.by/novosti/obshchestvenno-politicheskie-i-v-oblasti-prava/2018/january/27064/.
16. Орлов, А. И. Солидарная информационная экономика - инструмент реализации национальных интересов / А. И. Орлов // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2013. – № 33. – С. 2-10.
17. Плотницкого, М. И. Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность: учебное пособие / С. Ю. Кричевский, М. И. Плотницкий, Г. В. Турбан [и др.]; под общ. Ред. М. И. Плотницкого, Г. В. Турбан – Минск: Мисанта, 2010.-614 с.
18. Санькова, С. М. Государственные реформы и национальный интерес: взгляд из XIX в. / С. М. Санькова // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. – 2011. – № 22. – С. 69-76.
19. Синицына, И. С. Некоторые итоги социального развития стран Центральной и юго-восточной Европы за годы системной трансформации / Синицына И. С. // Россия и современный мир – 2016. - №3. – с. 88 – 104.
20. Чесновский, М. Э. Страны Средней Европы в международных отношениях (1989–2014 гг.). В 2 ч. Ч. 2 Страноведческий аспект : пособие / М. Э. Чесновский. – Минск : БГУ, 2016 – 239 с.
21. Шаклеиной, Т. А. Введение в прикладной анализ международных ситуаций / Т. А. Шаклеиной. 2-ое изд. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 287 с.
22. Шумский, Н. Н. Региональные экономические объединения постсоветских государств: организационно-правовое обеспечение процессов интеграции / Н. Н. Шумский. – Минск: Беларуская навука, 2010. – 323 с.