ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
1.1 Понятие современной семьи
1.2 Особенности формирования и развития личности младшего школьника
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Культурно-досуговая деятельность семьи
2.2 Выявление эффективных путей развития младшего школьника в семье
2.3 Вывод по второй главе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ПРИЛОЖЕНИЯ
ВВЕДЕНИЕ
На формирование и развитие ребенка как личности воздействует большая совокупность факторов. Они могут быть как на уровне биологическом, так и на уровне социальном. Основным звеном становления ребенка как личности является семья. То, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.
Современная наука располагает многочисленными данными, свидетельствующими о том, что без ущерба для развития личности ребенка невозможно отказаться от семейного воспитания, поскольку оно дает ребенку всю гамму чувств, широчайший круг представлений о жизни. Кроме того, его сила и действенность несравнимы ни с каким, даже очень квалифицированным, воспитанием в детском саду или школе.
Семья представляет особый интерес как первичный этап социализации личности, она играет позитивную роль в создании особого духовного микроклимата, необходимого для становления личности ребенка. Существует необходимость исследования проблемы семьи, так как невнимание к семейно-бытовой сфере людей часто оборачивается серьезными издержками в области воспитания, а значит, оказывает влияние на духовное обновление жизни общества. Анализ роли семьи и ее влияния на формирование личности ребенка в этом плане представляется особо актуальным.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СЕМЬЕ
1.1 Понятие современной семьи
Изучение такого социального института как семья началось еще в глубокой древности. На протяжении всего периода изучения данного феномена и до сегодняшнего дня ученые не пришли к однозначной оценке семейных ценностей и характеристик. Это связано с тем, что семейный институт претерпевает постоянные изменения, которые связаны с преобразованиями в общественной и экономической жизни. Неоспоримым остается лишь тот факт, что семья является основой любого общественного строя и имеет наибольшую значительность в воспитании и формировании здорового общества.
Самое широкое и точное определение понятию «семья» дал исследователь Н.Я. Соловьев. По его определению, семья – «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство» [22, с. 31]. Ядром семьи являются супруги, между которыми создаются определенные взаимоотношения.
Другой ученый психологи Л.Д. Шнейдер отмечает, что семейные отношения – «это сложная психическая реальность, включающая и мифологические и современные уровни сознания, индивидуальные и коллективные, онтогенетические, социогенетические и филогенетические основания» [26, с. 93].
ГЛАВА 2. ПУТИ ФОРМИРОВАНИИ И РАЗВИТИИ ЛИЧНОСТИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
2.1 Культурно-досуговая деятельность семьи
Одной из ключевых функций семьи является организация досуга детей. Особое значение в данном контексте приобретают духовные ценности, к которым необходимо приобщать детей с помощью досуговой деятельности. Стоит формировать досуговую деятельность семьи с опорой на культурные традиции.
Семейный досуг предполагает наличие свободного времени и занятий, в которых добровольно участвуют все члены семьи. Семейный досуг предполагает разнообразные виды занятий, как пассивных, так и активных. Он способствует сплочению коллектива, восстановлению физический и психологических сил всех участников процесса. Совместная культурно-досуговая деятельность не только формирует родительские и супружеские отношения, но и способствует сохранению и передаче духовного наследия, общественных норм гуманного поведения, а также семейных традиций. Все это является залогом здорового будущего общества.
Семейный досуг отличается тем, что не имеет жестких норм, стандартов и правил. Здесь должны царить атмосфера свободы выбора, непринужденного общения, творчества. Можно говорить о том, что семейная досуговая деятельность является своеобразным культурным феноменом, который находится в тесной взаимосвязи с процессом воспитания личности младшего школьника, имеющий ярко выраженные физиологические, психологические, социальные аспекты. В основе семейного досуга лежит принцип развивающей деятельности, который обеспечивает всестороннее развитие не только личности ребенка, но и взрослого. В процессе активного семейного отдыха удовлетворяются потребности каждого члена семьи.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе работы было изучено понятие современной семьи. Дано следующее определение: семья – это малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личностного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, то есть отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Выделены следующие особенности современной семьи:
- уменьшение численности членов семьи;
- снижение стабильности семьи;
- уменьшение числа семей, где глава муж;
- потеря дружеских отношений между членами семьи;
- появление значительного количества людей, не узаконивающих отношения.
Также были установлены некоторые формы существования современной семьи, выделены основные функции семьи, отмечены характерные особенности традиционной и модернизированной (эгалитарной) семьи, были выделены факторы семейного благополучия.
В ходе курсовой работы были рассмотрены особенности формирования и развития личности младшего школьника. Отмечено, что наиболее характерная черта периода состоит в том, что в этом возрасте дошкольник становится школьником. Это переходный период, когда ребенок соединяет в себе черты дошкольного детства с особенностями школьника.
1. Абрамова, Г.С. Введение в практическую психологию / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 1996. – 224с.
2. Алешина, Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М., 1993. – 175 с.
3. Андреева, Т.В. Психология семьи / Т.В. Андреева. – СПб.: Речь, 2007. – 160 с.
4. Бернс, Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Р. Бернс. – М.: Просвещение, 1986. – 420с.
5. Борисова, О.Н. Новое и традиционное в социальном регулировании брачно-семейных отношений / Методология исследований управления социальными процессами в процессе перестройки / О.Н. Борисова. – Калининград, 1979. – С. 88-94.
6. Боулби, Дж. Детям – любовь и заботу / под редакцией В.С.Мухиной. – М., 1991. – 145 с.
7. Гамезо, М.В. Младший школьник. Психодиагностика и коррекция развития / М.В. Гамезо, В.С. Герасимова. – М.: Питер, 1995. – 248 с.
8. Дивицына, Н.Ф. Семьеведение / Н.Ф, Дивицына. – М.: изд-во Владос-Пресс, 2007. – 361 с.
9. Добрович, А. Милые бранятся…/ А. Добрович, О. Ясицкая. – М.: Московский Рабочий, 1988. – 172 с.
10. Дружинин, В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружини. – СПб.: Питер, 2008. – 104 с.
11. Захарова, А.В. Исследование самооценки младшего школьника в учебной деятельности / Вопросы психологии / А.В. Захарова, Т.Ю. Андрющенко. – М., 1980. – №4. – С. 90-99.
12. Крайг, Г. Психология развития / Г. Крайг. – СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
13. Куликова, Т.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: учебник для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Т.А. Куликова. – М.: Издательский центр «Академия», 1999. – 232 с.
14. Липкина, А.И. Психология самооценки школьника / А.И. Липкина. – М.: Просвещение, 1968. – 235 с.
15. Лисина, М.И. Проблемы онтогенеза общения / М.И. Лисина. – М.: Просвещение, 1986, – 144 с.
16. Люблинская, А.А. Учителю о психологии младшего школьника / А.А. Люблинская. – М.: Просвещение, 1977. – 224 с.
17. Морозова, И.С. Психология когнитивного развития / И.С. Морозова. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. – 132 с.
18. Мухина, В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество / В.С. Мухина. – М.: Просвещение, 1998. – 376 с.
19. Обухова, Л.Ф. Детская (возрастная) психология / Л.Ф. Обухова. – М: Российское педагогическое агентство, 1996. – 374 с.
21. Поливанова, К.Н. Психология возрастных кризисов / К.Н. Поливанова. – М.: Академия, 2000. – 184 с.
21. Силяева, Е.Г. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования: учебное пособие / Е.Г. Силяева. – М.:ACADEM’A, 2002. – 192 с.
22. Соловьев, Н. Я. Брак и семья сегодня / Н. Соловьев. – Вильнюс: Минтис, 1977. – 256 с.
23. Торохтий, В.С. Социальная работа с семьей. Психолого-педагогическое обеспечение: учебное пособие для академического бакалавриата / В.С. Торохтий. – М.: Издательство Юрайт, 2018. – 488 с.
24. Федотова, Н.Ф. Глава семьи: мотивы признания // Вопросы психологии / Н.Ф. Федотова. – 1983. – №5. – С. 87-94.
25. Чеснокова, И.И. Проблема самосознания в психологии / И.И. Чеснокова. – М.: «Просвещение», 1977. – 142 с.
26. Шнейдер, Л.Д. Психология семейных отношений. Курс лекций / Л.Д. Шнейдер – М.: Апрель-пресс, 2000. – 512 с.
27. Эйдемиллер, Е.Г. Психология и психотерапия семьи / Е.Г. Эйдемиллер, В.В. Юстицкис. – С-Пб.: ПИТЕР, 1999. – 656 с.
28. Эльконин, Б.Д. Введение в психологию развития / Б.Д Эльконин. – М.: Просвещение, 1994, – 382 с.