ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность понятия самостоятельности
1.2 Аспекты развития детской самостоятельности в учебном процессе
1.3 Методы и приемы развития самостоятельности в учебном процессе
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
2.2 Анализ результатов эмпирического исследования
2.3 Рекомендации по развитию детской самостоятельности в учебном процессе
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
ВВЕДЕНИЕ
Под влиянием последних социальных, экономических и политических обстоятельств, характеризующихся демократизацией общества и увеличением запросов к особе, происходят глубокие и качественные реформы в целях и содержании образовательного процесса. Новейшие цели образования обусловливаются формированием творческой особы, которая способна самостоятельно устанавливать средства своей деятельности. Качество образовательного процесса в значительной степени определяется тем, в какой степени обучающийся является предметом знаний, показывая в процессе обучения познавательную активность и самостоятельность.
Самостоятельность является основой формирования творчества в деятельности субъекта, а творческая деятельность – активное взаимодействие субъекта с окружающим миром, в результате которого он сознательно меняет мир и сам творит что-то новое, имеющее социальное значение. Решение этой проблемы должно начаться в начальной школе, потому что именно там ребенок развивает основы образовательной деятельности, мотивации, потребности и способности к саморазвитию.
Развитие самостоятельности школьников в образовательной и иной деятельности является одной из текущих проблем современной педагогической теории и практики (Ю.К. Бабанский, М.А. Данилов, И.Я. Лернер, М.Р. Львов, М.И. Махмутов, И.Т. Огородников, В.А. Онищук, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половникова, Н.Н. Светловская, М.Н. Скаткин, Т.И. Шамова, Г.И. Щукина, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин, Л.В. Засекова, З.И. Колесникова, Е.Н. Кабанова-Миллер, А.Я. Савченко, Г.А. Цукерман и др.) [3; 5; 11; 15; 25].
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Сущность понятия самостоятельности
В педагогической литературе самостоятельность учащихся считается одним из главных принципов обучения с конца XVIII века. Вопрос развития самостоятельности и деятельности учащихся является центральным в педагогической системе К. Д. Ушинского, которая обосновала способы организации самостоятельной работы учащихся с учетом возраста обучения. По словам Клауса Гюнтера, воспитание самостоятельности облегчает процесс освобождения ребенка от импульсивных реакций, учит его думать о своих действиях заранее, прогнозировать возможные последствия ошибочных решений, подсчитывать и взвешивать риск, связанный с выбором альтернативы, короче говоря, способствует освоению и реализации стратегии [20].
В 20-е годы XX века интегрированное обучение и другие формы индивидуализации обучения сыграли роль в развитии теории самостоятельности учащихся. В работах Д.Н. Богоявленского, П.Я. Гальперина, Л.С. Выготского, Н.А. Менчинской, и другие видные педагоги выявили решающую роль независимой когнитивной деятельности в развитии мышления и способностей ребенка, возможность и необходимость привлечения обучающегося к творческим исследованиям в обучении оправданы.
В своей работе " Самостоятельная когнитивная деятельность школьников в обучении" один из ведущих педагогов П.И. Пидкасистый рассматривает следующее определение: "самостоятельная работа-это не форма организации обучения, и не метод обучения.
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ДЕТСКОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ
2.1 Организация и методы эмпирического исследования
База исследования: исследование проходило на базе СШ №101 г. Минска. Всего в исследовании приняли участие 10 учащихся 5-х классов.
Цель исследования: выявить .
Эмпирическое исследование проводилось в несколько этапов:
1) подбор методов и методик исследования, формирование выборки исследования, подготовка инструментария;
2) выявление особенностей с помощью тестирования;
3) обработка данных, анализ и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов исследования.
Методы исследования: тестирование, количественный и качественный анализ,
Методики исследования:
1. Анкета на основе методики неоконченных предложений
Дорогой друг, в своей жизни тебе приходится выполнять много разнообразных творческих заданий. Но писать о том, что ты чувствуешь, когда их выполняешь не менее интересно. Мы просим тебя ответить на вопросы анкеты в форме продолжения предложений.
1 Я затрудняюсь на уроке сформулировать проблему потому что ……….
2.Мне трудно найти дополнительную нужную информацию потому что………
3.При затруднении в решении задачи я …
4.Я не люблю выступать перед классом потому, что…
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Организация самостоятельной работы, руководство ею является ответственной и сложной работой каждого педагога. Воспитание активности и самостоятельности следует рассматривать как неотъемлемую часть воспитания обучающихся. В этой связи, одной из основных задач современного образования является развитие у учащихся умения оперировать приобретенными знаниями, использовать их в новых ситуациях, делать самостоятельные выводы и обобщения, находить решения в нестандартных условиях. Кроме того, основным требованием общества к современной школе является формирование личности, способной самостоятельно творчески решать научные, производственные, социальные задачи, критически мыслить, развивать и отстаивать свою точку зрения, убеждения, систематически и постоянно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать навыки, творчески применять их на практике. Эффективное использование самостоятельной работы позволяет решить многие из вышеперечисленных задач.
В то же время самостоятельная работа учащихся является важным элементом учебно-воспитательного процесса. Ее следует рассматривать как форму организации учебной деятельности обучающихся, проводимую под непосредственным или косвенным руководством преподавателя, в ходе которой обучающиеся самостоятельно выполняют разнообразного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личных качеств.
1. Андреев, В.И. Педагогика высшей школы. Инновационно-прогностический курс: учеб. пособие / В.И. Андреев. – Казань: Центр инновационных технологий, 2013 – 500 с.
2. Асперова, И.Б. Профессиональное воспитание в школе / И.Б. Асперова. - М.: Знание, 2007 – 285 с.
3. Бабанский, Ю.К. Педагогика / Под ред. Ю.К. Бабанского. - М.: Просвещение, 1988.
4. Белкин, Е.Л. Сущность понятия «самостоятельная работа» в дидактике. - М.: Дрофа, 2007 – 23 с.
5. Буряк, В.К. Самостоятельная работа учащихся / В.К. Буряк - М.: Просвещение, 2004.
6. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. / Л.С. Выготский. – Издание 2-е. – Москва: Просвещение, 1967. – 92 с.
7. Горностаева, З.Я. Проблема самостоятельной познавательной деятельности // Открытая школа. - 1998. - № 2. – с.31-34
8. Громцева, А.К. Формирование у школьников готовности к самообразованию. - М.: Просвещение, 2003.
9. Российская педагогическая энциклопедия; В 2 т. Т.1 /Гл. ред. В.В. Давыдов.- М.: Большая Российская энциклопедия, 2011
10. Есипов, Б.П. Самостоятельная работа учащихся на уроках / Б.П. Есипов. - М.: Учпедгиз, 2009. - 239 с.
11. Жарова, Л.В. Управление самостоятельной деятельностью учащихся: Учеб. пособие / Л. В. Жарова. - Л.: ЛГПИ, 1982. - 75 с.
12. Зимняя, И.А. Педагогическая психология. Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. и перераб. — М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. — 384 с
13. Кралевич, И.Н. Педагогические аспекты овладения обобщёнными способами самостоятельной учебной деятельности. / И.Н. Кралевич - Мн.,1989.
14. Маркова, А.К. Формирование мотивации в школьном возрасте / Маркова А.К. - М.: Просвещение, 2005.
15. Маханёва, М. Влияние среды на формирование и развитие личности ребёнка//Дошкольное воспитание / М. Маханева.-1992.№2 –с.4-6.
16. Мухина, B.C.. Возрастная психология. Феноменология развития : учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.С. Мухина. — 10-е изд., перераб. и доп. — М.: Издательский центр «Академия». 2006 - с. 608
17. Онищук, В. А. Урок в современной школе: Пособие для учителя В. А. Онищук -2-е изд., перераб. - М. : Просвещение, 1986. - 160 с
18. Орлов, В.Н. Активность и самостоятельность учащихся / В.Н. Орлов. - М.: Логос, 2004. – с. 44-48
19. Пидкасистый, П.И. Процесс обучения в условиях демократизации и гуманизации школы : Учеб. пособие / Пидкасистый П.И., Горячев Б.В.; Моск. обл. пед. ин-т им. Н. К. Крупской, Фак. подгот. и повышения пед. квалификации ОНО, Каф. науч. основ управления шк. - М. : МОПИ, 1991. - с 75
20. Пидкасистый, П.И. Самостоятельная познавательная деятельность школьников в обучении / П.И. Пидкасистый. - М.: Педагогика, 1980.
21. Смирнова, Н.М. Развитие навыков самостоятельной деятельности учащихся / Н.М. Смирнова - М.: Просвещение, 2008.
22. Усова, А.П. Роль игры в воспитании детей/Под ред. А.В. Запоржца. - М., Просвещение, 1976 – с.96
23. Харламов, И.Ф. Педагогика: Учеб. пособие. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Гардарики, 2003. - 519 с.
24. Цыркун, Н.А. Развитие воли у дошкольников / Н.А. Цыркун. - Минск : Народная асвета, 1991. – 111 с
25. Цукерман, Г.А. Зачем детям учиться вместе? — М.: Издательство «Знание», 1985. — 80 с.
26. Чернявская, А.П. Развитие самостоятельности учащихся в процессе индивидуально-ориентированного обучения. / А.П. Чернявская - Ярославль, Издательство ЯГПУ, 2008.
27. Эльконин, В.С. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с
28. Психологический словарь / Под ред. В. П. Зинченко, П86 Б. Г. Мещерякова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Педагогика-Пресс, 1999. — 440 с.
29. Флэйк-Хобсон, Кэрол. Мир входящему: Развитие ребенка и его отношений с окружающими : [Пер. с англ.] / Кэрол Флэйк-Хобсон, Брайан Е. Робинсон, Пэтси Скин. - М. : Центр общечеловеч. ценностей : Республика, 1992. - 510 с
30. Юсупова, Г. Воспитание самостоятельности у детей третьего года жизни / Г. Юсупова // Дошкольное воспитание : Широко закрытые, большие глаза, удивленные глаза. Глаза ребенка. Глаза гения. Подлинная красота доступна только таким глазам /Эдуардас Межелайтис/. – 2002. – №8 2002. – 28-30 с.